ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Леонтьева Н.В.
Леонтьева Наталья Викторовна - преподаватель, заведующая отделением, строительное отделение, Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
Аннотация: в статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования организационно-педагогических условий мониторинговой деятельности в организации среднего профессионального образования; раскрыто содержание и технология мониторинговой деятельности в техникуме.
Ключевые слова: мониторинг качества образования, среднее профессиональное образование, техникум, организационно-педагогические условия мониторинга.
В настоящее время среднее профессиональное образование становится все более востребованным в связи с развитием экономики, состоянием рынка труда, изменением содержания традиционных и появлением новых перспективных и востребованных специальностей и профессий в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами. Это обуславливает необходимость обеспечения высокого качества среднего профессионального образования, что предполагает не только контроль, но и управление качеством образования [1; 5].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что управление качеством образования может рассматриваться как система или процесс, направленные на сохранение и повышение качества образовательного продукта [2; 3]. Процесс мониторинга качества профессионального образования представляет собой педагогическую систему, включающую организацию взаимодействия субъектов управления образовательной организации; процедуры измерения и оценки параметров изучаемых объектов мониторинговой деятельности; учет требований социального заказа к качеству подготовки выпускников; учет внутренних факторов, влияющих на качество образования [5; 6].
Теоретико-эмпирическое исследование, выполненное на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ставропольский строительный техникум», позволяет сделать ряд выводов. Педагогический мониторинг в профессиональной образовательной организации рассматривается как деятельность, включающая диагностический и аналитический компоненты, направленная на получение оперативной, объективной, достаточной и систематизированной информации о качестве образовательного процесса и его результатов, выявление отклонений от заданных требований и норм, выработку коррекционно-упреждающих мер по минимизации отклонений с целью совершенствования образовательного процесса посредством внедрения корректирующей программы, разработанной с учетом информации, получаемой в рамках педагогического мониторинга [2; 4].
Для успешной организации и проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования необходимо создание организационно-педагогических условий: реализация принципа информационной открытости в образовательной организации; научно-методическое и технологическое обеспечение мониторинга; соблюдение технологии, включающей последовательность этапов мониторинга (предварительный; диагностический; корректирующий; контрольно-прогностический) и др. Обеспечение совокупности организационно-педагогических условий способствует эффективности педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в организации среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-42.
2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.
3. Бордовский Г.А., Нестеров A.A., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. СПб, 2001. 360 с.
4. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб. - М.: ИЦПКПС, 2000. 498 с.
5. Арутюнян М.М., Гапич А.Э., Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. и др. Экспертиза в образовании. Ставрополь: Мир данных, 2014. 155 с.
6. Евдокимова О. В. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения: Дисс. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009.184 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Леонтьева Н.В.
Леонтьева Наталья Викторовна - преподаватель, заведующая отделением, строительное отделение, Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
Аннотация: в статье излагаются результаты исследования проблемы организации и проведения педагогического мониторинга как средства управления качеством профессионального образования, представлены организационно-педагогические условия проведения мониторинга в организации среднего профессионального образования. Ключевые слова: педагогический мониторинг, качество образования, среднее профессиональное образование.
В современных условиях развития и модернизации отечественной системы образования проблема контроля и управления качеством образования приобретает особую актуальность. Исследованию проблем управления качеством образования