УДК 378.018.4
Н. Т. Журавская
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ВУЗЕ
Статья содержит содержательный анализ мониторинга и экспертизы инновационной деятельности в вузе. Автором доказано, что в российской высшей школе назрела потребность в совершенствовании контроля над эффективностью образовательных инноваций.
Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, педагогический мониторинг, инновации.
Инструментом для диагностики инновационной деятельности в вузе призван стать педагогический мониторинг этого процесса. Он включает в себя цели, прогнозы, организацию и исполнение инновационной деятельности, формирование прямых и обратных информационных связей, коррекцию инноватики в соответствии с анализом ее результатов. С этих позиций мониторинг выступает не только в качестве средства диагностики отклонений от ожидаемых результатов инновационной деятельности в вузе, но и как основа для их пересмотра. Как механизм корректировки целей образовательной инноватики и путей их достижения, мониторинг направлен на постоянное наблюдение за ходом инновационного процесса.
Объектом педагогического мониторинга инноваций выступают результаты инновационной деятельности и средства, используемые для их достижения. В качестве результата педагогического мониторинга мы видим не только выводы и рекомендации, сделанные на основе исследований, но и информацию о соответствии результатов вузовской инноватики ожиданиям и прогнозам. Не менее важной составляющей мониторинга инновационной деятельности в вузе выступает обратная информация, движение которой осуществляется от обучаемых к педагогам и руководству вуза. На ее основе должна производиться оценка результатов вузовской инноватики и пересматриваться способы достижения текущих, изначальных и конечных целей инновационного процесса. Субъектами мониторинга являются участники педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза - преподаватели и студенты.
Следовательно, педагогический мониторинг должен проводиться с целью выявления проблем инновационной деятельности в вузе. Отслеживаемые с его помощью результаты инновационной деятельности должны соответствовать не только целевым показателям деятельности образовательного учреждения (количество обучаемых и выпускников вуза, средний балл дипломов и пр.), но и максимальным познавательным, креативным, коммуникативным, организационным возможностям студентов. Только такой подход соответствует составлению объективной оценки инновационного процесса в вузе.
Для включения педагогического коллектива вуза в мониторинг инновационной деятельности необходи-
мо наличие определенных объективных условий, среди которых наиболее важными мы полагаем следующие:
1. Сотрудничество вуза с экспертами в области инноватики, а также научными работниками - носителями идей, технологий и практического опыта реализации образовательной инноватики в вузе.
2. Создание системы инновационного развития образовательной деятельности в вузе, которая должна включать в себя центр новых педагогических технологий, виртуальные кафедры и факультеты, отделение внутрипроизводственного, дистанционного обучения и пр.
3. Периодический контроль с помощью компетентных специалистов - инноваторов - над развитием личности обучаемых в создаваемой инновационной образовательной подсистеме вуза.
4. Последовательное вовлечение в обсуждение результатов инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза с оказанием им методической и психологической поддержки в повышении собственного профессионально-педагогического уровня, в разработке ими собственных «авторских» курсов, педагогических технологий.
5. Неформальное (наряду с формально-административным) участие администрации вуза в контроле над образовательными инновациями, работа над изменением системы управления образовательным процессом в соответствии с внедряемыми инновациями.
В рамках мониторинга инновационной деятельности в вузе мы полагаем важным формировать адекватный ей комплекс инновационной экспертизы. Она представляет собой оценку состояния инновационного процесса, выявляющую общественную значимость инициативы его субъектов, ее потенциал. Инновационная экспертиза включает в себя оценку направлений развития инновационной деятельности в рамках кафедр, рабочих групп вуза (иными словами, верификацию инновационной стратегии), форм ее осуществления в рамках принятой в вузе системы организации инновационного процесса.
Критерии экспертной оценки определяются в соответствии с принципами и целями конкретной экспертизы. Их состав определяется характером инноваций, подлежащих экспертной оценке, наличием или отсутствием выработанных нормативов, мер, этало-
нов. В качестве основных критериев образовательных инноваций можно выделить уровень новизны, реалистичность и реализуемость, гуманитарность, проработанность, возможность распространения полученных результатов. Под уровнем новизны инноваций понимается их неповторимость в российском контексте. В свою очередь, гуманитарность инноваций заключается в отражении в нем предпосылок развития личности обучаемых, повышения общего уровня их культуры. Проработанность инноваций в качестве экспертного критерия предполагает наличие научного обоснования инновационной идеи и рассмотрение возможных путей их реализации. В тесной связи с проработанностью лежит критерий распространения инновации на различных уровнях образовательной системы - на федеральном, региональном и межрегиональном, местном уровне. Это в конечном счете определяет возможность частичного или полного использования инновации либо окончательного решения о невозможности распространения инновации в связи с неприемлемостью для существующих условий.
При оценке реалистичности инноваций главное -определить, как они соотносимы с перспективными направлениями развития образовательной деятельности в российской высшей школе, имеется ли или может ли быть представлен прогноз инновационнообразовательного процесса в вузе с пошаговыми действиями.
Не менее важным критерием экспертизы инновационно-образовательного процесса является круг лиц, вовлеченных в инновационную деятельность, каждому из которых должно быть четко определено свое функциональное место, обеспечивающее его «включенность» в реализацию идеи.
Экспертиза инновационных разработок в высшем образовании должна преследовать, по меньшей мере, три цели, обладающие своим критериальным аппаратом.
Первой целью служит оценка степени соответствия рассматриваемых инновационных методик, новых образовательных технологий, организационных схем деятельности вуза на рынке образовательных услуг некоторым моделям. Эти модели заключаются в совокупности общих, специальных и частных критериев:
- общие критерии - те, которые позволяют оценить значимость предлагаемой инновации с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации. В состав общих критериев целесообразно включить такие показатели, как новизна идеи, наличие альтернатив развития инновационной идеи, масштабность инновации и ее системность. Последнее должно представлять собой ответ на вопрос, повлияет ли инновация на содержание и формы высшего образования в целом или изменения затронут образовательные технологии или отдельные педагогические действия, содержание и сценарии отдель-
ных занятий и т. п. В состав общих критериев должна быть включена также и эффективность, которая свидетельствует о том, что произойдет в образовательной практике с внедрением данной инновации (например улучшение, существенное обогащение образовательной теории или практики, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации). Не менее значимым общим критерием служит транс-лируемость инновационной идеи, т. е. возможность тиражирования представленной инновации в обычных или только в экстраординарных условиях (например при значительном сокращении государственного финансирования вуза либо потери им большей части внебюджетных источников денежных поступлений):
- специальные критерии - те, которые позволяют оценить содержательность и компетентность людей, внедряющих инновации, с точки зрения соответствия нормативным и понятийным требованиям. В их состав можно включить: полноту анализа реальной образовательной ситуации, в которой реализуются инновации; концепцию инновационной деятельности в вузе (включающей идею, описание проблем, постановку целей, формирование задач); ресурсное обеспечение инноватики;
- частные критерии - такие, которые позволяют оценить степень обоснованности инновации с точки зрения возможностей ее воплощения и жизнеспособности. К частным критериям в первую очередь относится реалистичность, которая предполагает соответствие идей, целей и задач внедрения инновации реальной образовательной ситуации в вузе и имеющимся ресурсам. Другим частным критерием является вовлеченность и согласованность действий субъектов инновационной деятельности в вузе с действиями автора конкретной инновации при ее реализации. Еще одной характеристикой и частным критерием в экспертизе инноваций в вузе выступает их управляемость, т. е. наличие организационных форм, способов и планов их реализации.
Вторая цель инновационной экспертизы заключается в раскрытии и осмыслении авторского замысла, исходной идеи, закладываемой в отдельные инновации, а также в выявлении их ценностно-смысловых оснований. Критериями здесь выступают соответствие авторского замысла концепции вузовской инноватики, а также непротиворечивость идей педагогов-ин-новаторов стратегии управления инновационной деятельностью в вузе.
Третью цель мы связываем с оценкой деятельности инициативных педагогов и творческих инновационных коллективов вуза по проработке инноваций, по приращению профессионального мастерства их участников, а также с оценкой деятельности по реализации инноваций. В качестве критериев экспертизы здесь можно выделить интенсивность повышения педагогического мастерства и квалификации как специалистов в своей области участниками иннова-
ционного процесса в образовательной деятельности вуза.
Для оценки на соответствие определенным критериям авторских методик, новых образовательных технологий, а также личного вклада отдельных педагогов необходимо реализовать следующие этапы проведения экспертизы.
Первый этап оценки результативности образовательных инноваций заключается в определении степени готовности работников вуза к инновационной деятельности в методическом, технологическом, управленческом, ресурсно-обеспечивающем аспектах.
Второй этап связан с анализом системы нормативных документов и комплекта методического обеспечения инновационной деятельности в вузе.
Третий этап оценки вузовской инноватики представляет собой экспериментальную проверку внедрения в практику технологических, методических, организационных новшеств.
С целью адекватного отбора экспертов для оценки результативности управления образовательными инновациями в вузе целесообразно выделить их требуемые личностные качества. К числу таких качеств мы относим:
- компетентность, заинтересованность в конечном результате. Мы отмечаем, что компетентность инновационного эксперта в высшей школе складывается из профессиональной компетентности, которая распространяется на объект исследования, а также из экспертной компетентности. Последняя предполагает знакомство эксперта с методологией экспертного решения по анализируемому аспекту инновационной деятельности;
- креативность (способность решать творческие задачи, связанные с интуитивной во многом оценкой нового);
- положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету);
- объективность, аналитичность, широту и конструктивность мышления, самокритичность.
К методам экспертной оценки эффективности управления инновационной деятельностью в вузе мы относим статистические, эвристические, тестовые, документальные и комбинированные методы.
Эвристические методы оценки подразумевают самооценку субъектами инновационной деятельности в вузе результатов своих действий. Это означает, что инициативные педагогические и управленческие работники вуза, непосредственно занятые в инновационном процессе, могут сами выступать эксперта-
ми своих действий (на основании того, что они, как никто, компетентны в разрабатываемых и реализуемых ими инновационных проектах).
Статистические методы оценки экспертов основаны на предположении о том, что показания эксперта как своеобразного «измерительного прибора» имеют случайную и систематическую погрешности. Поэтому к группе статистических оценок целесообразно отнести отклонение индивидуальной экспертной оценки от коллективной и воспроизводимость индивидуальной оценки через определенный промежуток времени.
Тестовые методы предполагают получение экспертных оценок в результате специальных испытаний экспертов.
Документальные (рейтинговые) методы оценки основаны на предположении, что некоторые документальные данные (характеристики) об эксперте могут характеризовать качество его экспертной оценки. К таким данным можно отнести научные работы, выполненные экспертом, их оценку в научной прессе, фиксацию результатов деятельности эксперта в диссертационных работах, в монографиях.
Комбинированные методы оценки основаны на некотором обобщении оценок, полученных разными методами.
Следовательно, чтобы обеспечить достоверность результатов инновационной экспертизы образовательных нововведений в вузе, необходимо согласованное заключение группы экспертов, количество которых может определяться в зависимости от разноплановости вопросов, представленных в проекте реализации конкретной инновации. При этом экспертное заключение относительно целесообразности проведения изменений в рамках внедрения инновации или финансирования этого процесса не должно быть единоличным, если инновация по своему масштабу относится к модульным или системным.
Таким образом, для диагностики инновационной деятельности в вузе необходимо использовать педагогический мониторинг ее результатов. Он представляет собой постоянное наблюдение за ходом инновационного процесса и включает в себя цели, прогнозы, организацию и исполнение инновационной деятельности, формирование прямых и обратных информационных связей, коррекцию инноватики в соответствии с анализом ее результатов. В рамках мониторинга инновационной деятельности в вузе важно сформировать адекватный ей комплекс инновационной экспертизы - оценки состояния инновационного процесса, выявляющей общественную значимость инициативы его субъектов, ее потенциал.
Журавская Н. Т., кандидат педагогических наук, директор подготовительных курсов.
Кузбасский государственный технический университет.
Ул. Весенняя, 28, г Кемерово, Кемеровская область, Россия, 650026 .
E-mail: y_zhuravsky@mail.ru
Материал поступил в редакцию 28.10.2009
N. T. Zhuravskaya
PEDAGOGICAL MONITORING AND DIAGNOSTICS OF EDUCATIONAL INNOVATIONS IN THE UNIVERSITY
The article contains descriptive analysis of the monitoring and expert estimation and assessment of the innovation activity in high school. It is necessary for Russian high education to set up adequate control on the innovation process to perfect it.
Key words: innovation activity of institute of high education, pedagogical monitoring, innovations.
Kuzbass State Technical University.
Ul. Vesennyaya, 28, Kemerovo, Kemerovskaya oblast, Russia, 650026.
E-mail: y_zhuravsky@mail.ru