Научная статья на тему 'К вопросу о границах инновационной деятельности в вузе'

К вопросу о границах инновационной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Нина Тимофеевна

Определение границ действия моделей образовательных инноваций в высшей школе относится к этапу реализации инновационного проекта. Соответственно, границы управления проектированием, экспериментальным созданием и тиражированием инноваций обусловлены ограниченностью ресурсов инновационной деятельности вуза и ограничениями, налагаемыми на человеческую деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of innovation activity bounds in high educational establishment

The definition of the bounds of operation of educational innovation models in high school refers to the stage of innovation project realization. Accordingly the bounds of project management, experimental creation and multiplying of innovations stipulated by the limits of the recourses of innovation activity in high school and by the limits imposed on human's activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о границах инновационной деятельности в вузе»

№ 294

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Январь

ЭКОНОМИКА

2007

УДК 378.018.4

Н.Т. Журавская

К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Определение границ действия моделей образовательных инноваций в высшей школе относится к этапу реализации инновационного проекта. Соответственно, границы управления проектированием, экспериментальным созданием и тиражированием инноваций обусловлены ограниченностью ресурсов инновационной деятельности вуза и ограничениями, налагаемыми на человеческую деятельность.

Задача педагогического обеспечения инновационного процесса заключается во «вживлении» искусственно проектируемых педагогических систем в образовательный процесс. В этом случае инновационный образовательный процесс становится гуманистическим (поскольку человек не выступает в качестве средства достижения цели, не используется как предмет или орудие труда и не делает таковым другого) и гуманитарным (поскольку преодолевается отчуждение человека от знания и процесса его получения).

Граница между вузом - открытой инновационной системой и внешней средой не является неизменной. Открытым образовательным системам, к которым относятся вузы, свойственны не только процессы равновесного обмена со средой (т.е. собственно функционирование), но и процессы развития, которые организуют и упорядочивают среду инноватики, вовлекая ее в процессы изменения образовательной деятельности. Результат такого постоянного саморазвития состоит в изменении состояния и структуры как вуза-инноватора, так и инновационной среды его деятельности. В результате каждое последующее изменение в содержательно-технологическом наполнении учебного процесса, в его организации и управлении уже представляет собой определенные инновации, которые, в зависимости от радикальности их новизны, способствуют расширению границ образовательного процесса.

По представлениям теории открытых систем, к которым относятся и инновационно-образовательные, вузы-инноваторы проходят в процессе саморазвития совокупность определенных состояний, образующих фазовую траекторию системы. В каждой ее точке система стремится к целостности и устойчивости, но существуют мощные ограничивающие моменты этого развития. Они служат точками бифуркации, в которых система оказывается в ситуации неустойчивого равновесия, ставится перед необходимостью выбора направления дальнейшего движения. С этой точки зрения саморазвитие инновационных образовательных систем представляет собой ряд «выборов» из возможных альтернатив, сменяющихся во времени подъемов и спадов, имеющих циклический характер.

Реализация границ целостности и саморазвития инновационной образовательной системы вуза имеет форму темпа и характера формирования и реализации образовательных инноваций в высшей школе и зависит от свойств инновационной среды. Разнородная, насыщенная случайностями инновационная среда создает для системы боль-

ше выборов, предлагает их чаще. Напротив, неизменная среда ведет к застою, ограничивает выбор направлений развитая. Поэтому развитие инновационной системы вуза, расширение ее границ связано с преобразованием соответствующей среды, с постоянным изменением ее свойств, увеличением их разнообразия. В свою очередь, многообразие свойств инновационной среды образовательной деятельности вуза определяется многообразием ее видов. Поэтому самоорганизация и саморазвитие вуза -открытой инновационной системы состоят в том, чтобы осваивать новые виды образовательной деятельности, умножать педагогический потенциал.

Границы инновационной деятельности, определяемые свойствами отдельного вуза - образовательной системы - могут быть расширены за счет инновационной кооперации вузов. Кооперация в целом является характерной чертой самоорганизующихся систем, социальных групп, сообществ. Вступая в инновационную кооперацию, вузы способны создавать коллективные проекты с новыми интегративными качествами, целями и средствами, обеспечивая в то же время сохранение и развитие каждого вуза в отдельности.

Таким образом, саморазвитие инновационной образовательной системы - вуза - есть единственно возможный для него способ сохранить свою целостность в изменяющейся среде. То есть саморазвитие есть циклический процесс, результатом которого становится качественно новое состояние образовательной системы, нарастание ее сложности и новое разнообразие свойств среды. Это определяет свойства процесса расширения границ управления инновационным процессом в вузе. К числу таких свойств мы относим:

- непрерывный и циклический характер инновационного проектирования в образовании;

- направленность инноваций на решение жизненно важных для образовательной системы проблем, таких как повышение качества высшего образования до мирового уровня, развитие новых источников финансирования вузов, совершенствование трудовых мотиваций в высшей школе;

- гуманистические основания инновационной деятельности в вузе и в системе высшей школы в целом;

- комплексность, последовательность и типологич-ность инновационного педагогического проектирования;

- адекватность инновационных образовательных проектов целостности и социокультурному своеобразию деятельности в высшей школе.

Реализация данных свойств расширения границ инновационного образовательного процесса заключается в проектировании вузовской инноватики. Проектирование содержит ряд специфических типов и этапов человеческой деятельности, обеспечивающих единство замысла и реализации. Практическая реализация инновационных проектов в образовательной деятельности вуза заключается, прежде всего, в построении коопераций субъектов инновационного процесса. То есть именно наличие содержательной кооперации обусловливает необходимость возникновения тех или иных организационных структур, а не наоборот.

Потребность в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития» инновационной системы вуза, переход целостной, развивающейся системы из одного состояния в другое с расширением границ инновационного процесса в высшем образовании. Для этого при проектировании образовательных инноваций в вузе закладываются две параллельно существующие образовательные системы: реально существующая и задаваемая в образе желаемого (будущего) образа нового высшего образования.

Реальная система образовательной деятельности российских вузов характеризуется следующими основными моментами:

- существующее состояние образовательной системы российской высшей школы не удовлетворяет субъектов, участвующих в образовательном процессе. Важным является то, что такое неудовлетворение присуще как обучающей подсистеме (преподаватели вузов недовольны излишней жесткостью, стандартизацией образовательных стандартов, хронической недооснащен-ностью вузов и пр.), так и обучаемой (значительная часть студенчества недовольна практической оторванностью образования от требований рынка труда, низкой эффективностью процесса передачи знаний, умений и навыков и т.п.);

- у большинства российских вузов не только нет четко сформулированной концепции перехода от существующего неинновационного состояния образовательной деятельности к желаемому (инновационному), но и отсутствуют возможности (представления, технологии, средства) такого перехода.

Образ желаемого состояния российских вузов ассоциируется у субъектов образовательного процесса, главным образом, с возможностью гибкого планирования содержания учебных планов и отдельных дисциплин, с высокой степенью информатизации процесса обучения, с приближением получаемых в вузе знаний, умений и навыков к будущей практической деятельности, а также, что немаловажно, с удешевлением образования.

То есть проблемное состояние развития инновационной деятельности в российской высшей школе мы считаем основной силой, формирующей границы развития вузовской инноватики и сдерживающей этот процесс в ближайшей перспективе. Поэтому сегодня необходима особая деятельность, направленная на выявление условий, препятствующих вышеуказанному переходу вузовской системы из имеющегося неинновационного состояния в инновационное, и включающая разработку таких средств, которые позволяют этот переход осуществить.

Такая деятельность в высшей школе понимается нами как инновационно-проектная. В ее содержании мы выделяем следующие моменты:

1. Предпроектное обследование имеющейся системы образовательной деятельности вуза с целью диагностики и анализа его инновационного потенциала. Такой анализ должен проводиться в тесной связи с изучением ретроспективы развития инновационной деятельности в вузе (формирование его научных школ, усиление педагогического авторитета его профессоров и доцентов, накапливание и обновление методической базы и пр.), диагностикой современного состояния педагогической и орагнизационно-экономической составляющих инновационного процесса, выявлением тенденций, направлений развития вузовской инноватики, наиболее вероятных при сохранении существующих условий.

Таким образом, результат предпроектного обследования состояния инновационной деятельности вуза заключается в фиксации предпосылок и сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в вузе. В результате руководство вуза должно получить четкую картину необходимых изменений в педагогическом наполнении, методическом, финансовом и организационном обеспечении инновационно-образовательного процесса, необходимости проектных работ.

2. Формирование концепции развития инновационной деятельности в вузе, отражающей основное содержание всех формируемых в нем инновационных проектов и их взаимную связь. Концептуализация инновационной деятельности в вузе заключается в последовательной реализации ряда таких шагов, как:

- выработка концепции - совокупности основных идей инновационного образовательного проекта вуза, его образовательного и организационного содержания, цели вероятных результатов;

- определение основных направлений действий различных субъектов инновационного процесса в вузе (педагогов-инноваторов, администрации вуза), принципы и механизмы координации их усилий. Реализация этих направлений позволит преобразовать существующее положение в образовательном процессе вуза в желаемом (инновационном) направлении;

- разработка общих способов, организационноэкономических и педагогических условий достижения стратегических целей проекта. Важно отметить, что при определении условий, необходимых для успешного проектирования инновационной деятельности в вузе, следует определить эскизные модели новых образовательных институтов, отдельных нововведений, реализуемых вузом, выделить их нормативные принципы и социальные основы проекта;

- прогнозирование образовательных, организационно-экономических (в отношении вуза) и социальных последствий реализации разрабатываемых в вузе инновационных проектов.

- оформление концепции инновационного проекта в самостоятельную систему организационной и методической документации, которая может быть оценена образовательной общественностью, попечителями и образовательными заказчиками (главным образом, предприятиями, предоставляющими значительную часть внебюджетного финансирования вузовской инноватики).

3. Программирование совокупности форм инновационной деятельности каждого субъекта инновационной деятельности в вузе в логической и временной последовательности. В результате должна быть сформирована программа развития инновационно-образовательного процесса в вузе. Такая программа служит нормативным представлением о действиях субъектов инноватики, т.е. являет собой некое инструментальное знание. Характерными признаками программы развития инновационной деятельности вуза являются наличие в ней стратегических идей (оснований целеполагания), анализа ситуации и обоснования целей, а также способов разрешения проблемных ситуаций, возникающих при реализации программных целей.

Смысл программы инновационной образовательной деятельности состоит в том, чтобы из многих нестабильных элементов (новые идеи, личные результаты педагогического творчества, предпочтения отдельных студентов и пр.) создать более или менее стабильную инновационную систему вуза. Это, в свою очередь, предполагает включение в инновационную образовательную программу вуза таких элементов, как обмен между субъектами инновационного процесса информацией, методическими разработками; их взаимное обучение (подготовка и переподготовка педагогических кадров).

Принципиально важной чертой инновационной образовательной программы является ее открытый характер, т.е. включение в нее новых сил и средств субъектов вузовской инноватики. С другой стороны, открытость не означает аморфность, хаотичность и непредсказуемость в осуществлении программы. Всякая открытая программа содержит в себе принципы соорга-низации минимального набора деятельностных позиций (территории, инновационных образовательных организаций, групп инициативных педагогов-нова-торов) и форму связей между ними.

Целесообразно выделить различные виды образовательных программ как с точки зрения их целевых функций (программа стабилизации и поддержки функционирующей системы образовательной деятельности в вузе, программа совершенствования инновационной образовательной деятельности, программа развития инновационной системы региональной высшей школы и пр.), так и характера программы. Последнее означает выделение разновидностей программ по их предметному содержанию (программа формирования и внедрения инновационных форм образовательной деятельности, учреждений образования нового типа и пр.). В свою очередь, создание программы включает следующую последовательность действий субъектов инновационного образовательного процесса:

- описание практических проблем и противоречий, которые возможно разрешить при реализации вузом определенной инновационной образовательной программы. Вычленение таких образовательных проблем должно происходить в результате реализации первой стадии формирования и реализации инновационных проектов - ситуационного анализа. При разработке же программы определяются конкретные способы решения четко обозначенного круга проблем инновационной деятельности вуза;

- определение категорий коллективных и индивидуальных участников инновационного проекта и их про-

фессионального состава, типов и способов взаимосвязей между ними (информационные, субординационные, координационные, кооперационные взаимосвязи между педагогами-инноваторами, между ними и руководством вуза, между вузом и другими элементами системы высшей школы). Также создание программы инновационной деятельности вуза должно включать в себя определение способов кооперации и координации видов инновационной образовательной деятельности (таких, к примеру, как образовательный франчайзинг, инновационное образовательное посредничество и пр.), необходимых для разрешения сложных комплексных проблем;

- выявление конкретных видов инновационной деятельности в вузе (в рамках отдельных организационнопедагогических функций инновационного процесса), распределенных во временной последовательности, со своим ресурсным обеспечением. Здесь могут быть выделены разные виды ресурсов проецируемой системы инновационной деятельности вуза, включающие в себя элементы кадрового, информационного, научно-методического, нормативно-правового, организационно-экономического потенциала и др. Будучи детально прописанными, виды инновационной деятельности могут выступать своеобразными микропрограммами по отдельным направлениям инновационного проекта, реализуемого вузом;

- определение результатов программируемой инновационной деятельности вуза, а также критериев, показателей ее эффективности. При программировании недопустимо давать заведомо не поддающиеся количественной или качественной оценке результаты. Следует также избегать общих формулировок типа «улучшить», «повысить» и т.п. Сложные общественные эффекты от развития инновационной деятельности в вузе выражаются во вполне конкретных изменениях, росте сложности системы высшего образования и ее внешней среды, увеличении разнообразия образовательных услуг, умножении образовательных потребностей;

- определение необходимых ресурсов всех видов и общей стоимости работ по проекту, которое выступает заключительным шагом программирования формирования и реализации вузом образовательных инноваций.

4. Планирование инновационной образовательной деятельности в вузе. Общий план действий имеет определенный (как правило, годичный) временной интервал. На нем должны быть обозначены задачи, исполнители, конечные продукты и потребители инновационных образовательных услуг. Все это представляет собой сценарий практического воплощения определенного фрагмента инновационного проекта вуза в выделенном интервале времени. Совокупность таких сценариев дает общий план реализации инновационного проекта на данный период. По его результатам составляется новый план, уточняется программа, конкретизируется концепция развития вузовской инноватики. Следовательно, планирование образовательной инноватики на уровне вуза позволяет сформировать структуру проектной деятельности.

5. Реализация инновационного образовательного проекта в вузе также имеет свои особенности и включает исследовательскую, организационную и конструктивную составляющие, реализацию проектной концепции, программирование и планирование инновационной деятельности на внутри- и межвузовском уровне.

В практическую реализацию проекта входят: повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, осуществление непосредственных процессов обучения и воспитания. Кроме того, реализация инновационного образовательного проекта есть управленческая деятельность, необходимая при реализации проекта: делегирование полномочий, мотивация, контроль, кооперация, координация и корректировка. В процессе практической реализации возникает необходимость еще в одном, особо важном этапе работы: оценке и экспертизе хода и результатов реализации проекта.

6. Экспертиза инновационных разработок в высшем образовании преследует цели определения степени соответствия проектов некоторым нормативным моделям (нормативно-деятельностная экспертиза в соответствии со стандартами и нормами) и оценки хода и результатов нововведений с точки зрения их внутренней логики и содержания. При проведении экспертизы инновационной деятельности следует отдавать себе отчет в том, что педагоги-инноваторы делают нечто новое, отличное от того, что делают другие. В этой ситуации привычные критерии понимания и стандартные способы оценки уже не являются адекватными, а новые, как правило, еще не выработаны, не осознаны до конца. Именно в этих условиях неопределенности ситуации, отсутствия норм педагогической деятельности, позволяющих ее однозначно квалифицировать, появляется необходимость в особом механизме оценки, функцию которого может выполнить инновационная экспертиза. В этом смысле она развертывается как особая деятельность, включающая исследование инновационной практики и организации ответного влияния экспертов на процесс экспериментирования.

В основе организации экспертизы должен лежать ее исследовательский характер (работа экспертов проводится не в режиме контроля соответствия инновации стандартам, а в режиме исследования); деятельностный принцип (анализу должны подвергаться не столько документы, сколько сама деятельность, реализующаяся в проекте), принцип публичности и открытости экспертизы, участия экспертов в дальнейшем проектировании и развитии деятельности. Это означает, что, в отличие от рекомендаций инспекторов-методистов, дающих совет, как приблизиться к норме, эксперты-инноваторы выявляют различные тенденции развития инновации и обсуждают с педагогами спектр возможностей и дополнительных ресурсов реализации проектов, т.е., по сути, являются участниками процесса педагогического проектирования. Инновационная образовательная экспертиза включает в себя ряд взаимосвязанных шагов:

- подготовка проведения экспертизы. Она состоит из определения целей и задач, формирования экспертной группы, подбора необходимой документации и выбора изучаемых экспертами фрагментов деятельности, субъектов общения и т.д., определения сроков проведения экспертизы и представления экспертного заключения;

- проведение экспертизы как ряд исследовательских действий: ознакомление экспертов с текстами (концепцией проекта, программой, планами и др.); индивидуальное исследование экспертами образовательной дея-

тельности в процессе посещения занятий, бесед с учителями, управленцами и т.д.; сообщение руководителей проекта о его смысле, целях и возможных результатах; сообщение экспертов о результатах своего анализа деятельности; организация обсуждения основных положений экспертов по проекту с его участниками;

- составление экспертного заключения по определенной форме и с учетом критериев оценивания.

Технология инновационного проектирования должна быть последовательно применена к основным сегментам образовательного рынка, на которых вуз планирует реализовывать новые образовательные услуги.

Формирование технологии инновационного проектирования в вузе подразумевает последовательное осуществление диагностики спроса на образовательные нововведения, анализ рыночных возможностей вуза по удовлетворению этого спроса, а также программирование и планирование, практическую реализацию и экспертизу инновационной деятельности. Важно отметить, что осуществление инновационного проектирования, применительно к субъектно-деятельностным характеристикам территориальной сферы образования, позволяет активизировать становление и развитие множественности и разнообразия субъектов инновационного процесса в высшей школе в целом (государства, вузов-инноваторов, отдельных групп их инициативных педагогических и управленческих работников, фирм и граждан - образовательных заказчиков).

В ходе предпроектного обследования выявляется реальная ситуация в составе и диспозиции участников образовательного процесса. Затем на основе проведенной диагностики состояния и тенденции развития образовательной системы вуза разрабатывается концепция желаемого воздействия со стороны вуза и государства на образовательный процесс. В итоге формируется программа развития вузовской инноватики.

Результатами инновационного образовательного проектирования и программирования выступают качественные изменения в отдельных аспектах содержания и организации высшего образования. Эти аспекты представляют собой фрагменты единого образовательного процесса, поэтому такие инновационные фрагменты «синтезируются» и интегрируются в проектных, концептуальных, плановых действиях исполнителей инновационных программ в вузе и в высшей школе в целом.

Таким образом, инновационная деятельность в высшей школе ограничена темпом (количественно) и характером (качественно) формирования и реализации образовательных инноваций. Соответственно, темп и характер развития вузовской инноватики зависят от свойств инновационной среды. Динамично обновляющаяся внешняя и внутренняя среда инновационной деятельности ведет к появлению большого числа альтернатив инновационных проектов и форм их реализации, тогда как неизменная среда существенно ограничивает выбор направлений развития. Следовательно, расширение границ вузовской инноватики происходит под влиянием преобразований в ее среде, изменения ее свойств и увеличения разнообразия видов инновационной деятельности, а также инновационной кооперации вузов и отдельных групп педагогов.

Статья представлена кафедрой системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 2 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.