Научная статья на тему 'Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса'

Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PEDAGOGICAL CONTROL / CONTROL SYSTEM / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Евгения Валентиновна, Бурцев Владимир Анатольевич, Шугаев Артур Геннадьевич

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы эффективности педагогического контроля в системе управления качеством образовательного процесса. Авторами установлено, что необходимым и достаточным элементом управления педагогической системой является подсистема педагогического контроля, обеспечивающая информацией о результатах функционирования педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцева Евгения Валентиновна, Бурцев Владимир Анатольевич, Шугаев Артур Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTROL IN THE CONTROL SYSTEM OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of a problem of efficiency of pedagogical control in a control system of quality of educational process is conducted. By authors it is established that a necessary and sufficient control element a pedagogical system is the subsystem of pedagogical control providing with information on results of functioning of a pedagogical system.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса»

Педагогика

УДК 378.172-057.8

кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Шугаев Артур Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы эффективности педагогического контроля в системе управления качеством образовательного процесса. Авторами установлено, что необходимым и достаточным элементом управления педагогической системой является подсистема педагогического контроля, обеспечивающая информацией о результатах функционирования педагогической системы.

Ключевые слова: педагогический контроль, система управления, качество образовательного процесса.

Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of a problem of efficiency of pedagogical control in a control system of quality of educational process is conducted. By authors it is established that a necessary and sufficient control element a pedagogical system is the subsystem of pedagogical control providing with information on results of functioning of a pedagogical system.

Keywords: pedagogical control, control system, quality of educational process.

Введение. Наблюдаемые в настоящее время кардинальные изменения в обществе, роли и места образования в современном мире, его целевой и содержательной направленности требуют внесения адекватных изменений в систему педагогического контроля качества образовательного процесса.

В педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций теории управления, придать ему строгий научно обоснованный характер [3, 7, 9].

Категория «управление» является базовым понятием кибернетики как науки. «Именно теория оптимизации управления, т.е. теория перевода сложной управляемой системы в новое состояние с наименьшими затратами информации, вещества, а также времени, сил и труда живого человека - основная цель кибернетики» [7].

Изложение основного материала статьи. Общие закономерности и принципы управления и связи в организованных неживых, живых и общественных системах, сформулированные в кибернетике, лежат и в основе педагогического управления.

К одной из новых и основных категорий педагогической кибернетики относится понятие педагогической системы как управляемого множества материальных и идеальных взаимосвязанных функциональных частей, подчиненных целям развития, обучения и воспитания людей [1].

С кибернетических позиций педагогическая система характеризуется рядом признаков. Она является реально-идеальной, социальной, сложной, открытой для взаимодействия с внешней средой, динамической, самоуправляемой, целеустремленной, многофункциональной, вероятностно обусловленной и развивающейся системой [5].

Понятие «самоуправление» в кибернетике подразумевает наличие механизмов управления в самой системе. В этой связи обучение как самоуправляемая система состоит из управляющего (преподаватель) и управляемого (студенты) блоков, взаимодействующих между собой посредством прямых и обратных связей, реализуемых через содержание обучения.

Педагогическое управление с кибернетических позиций представляет собой процесс перевода управляемой подсистемы из одного состояния в другое под воздействием управляющей подсистемы. Отличительной особенностью управления педагогической системой является ее субъективный характер [5, 8]. В психологии управления [2, 6] личность человека рассматривается с двух взаимосвязанных позиций -как объект и как субъект управления, причём управляющий рассматривается как субъект, а управляемый -как объект. При этом контингент обучаемых рассматривается не только как объект воздействия педагогов, но и как субъект деятельности, обладающий свойствами самоуправления и самоорганизации.

В условиях личностно-ориентированной направленности образования студенты выступают не только как объекты управления, но и как субъекты осуществляемой ими учебной деятельности [2, 3].

Постоянные изменения, переходы из одного состояния в другое под влиянием внешних и внутренних воздействий и причин, присущие педагогическим системам, могут иметь обратимый и необратимый характер, вести их к сохранению и развитию или к разрушению. Управление же призвано решать задачи снятия возмущающих и деструктивных влияний различных факторов, сохранения структурных и функциональных характеристик системы в заданных пределах и условиях, обеспечение оптимального уровня её функционирования и развития. Управление «снижает хаос, неупорядоченность, энтропию, создаёт организацию, обеспечивает их сохранение» [2, 3].

Существенной особенностью открытых систем является их эквифинальность: они тяготеют к нарастанию усложнённости и дифференциации, специализации элементов. Благодаря этому они способны не только противодействовать распаду, развалу, энтропии, хаосу, но и достигать желаемых результатов различными способами.

Образовательный процесс функционирует и развивается только в условиях информативного взаимодействия с внешней по отношению к ним средой. С учетом этого фактора педагогические системы

относятся к классу открытых систем, что позволяет подойти к исследованию вопросов их управления с позиций синергетического подхода [10].

В.П. Шалаев [10] пишет:«...Синергетика прежде всего отмечает нетерпимость сложноорганизованных систем к навязыванию им путей их собственного развития, ставя вопрос о необходимости учиться способствовать движению этих систем по путям им естественно свойственным...».

К примеру, Л.Н. Куликова [5] утверждает, что в обновившихся условиях функционирования современного общества управленческое воздействие в педагогических системах должно основываться на принципе «люфта», предполагающим создание определенного пространства для их самоорганизации. Образовательный процесс, как функционирующая педагогическая система, может «выжить» лишь благодаря свойству адаптации. Это свойство проявляется в адекватном реагировании на возмущающие воздействия, создающем тем самым благоприятные условия для развития системы [5].

Существует конечная цель, однако пути ее достижения не могут быть жестко определены и заранее запрограммированы. Поэтому с позиций синергетического подхода управление педагогическими системами должно быть направлено преимущественно на создание системы условий (ситуаций), необходимых для проявления и развития личностного потенциала обучаемых, для обеспечения образованности каждого ученика на уровне стандарта [5].

Взаимодействие системы с внешней средой может привести к другому проявлению нестабильности, хорошо известному в теории управления как неустойчивость, что при значительном отклонении параметров системы, потребует воздействия противоположного по направлению первому. Такое колебательное движение является недопустимым для сохранения системы. Следовательно, педагогическая система должна обладать еще одним свойством - стабильностью. Стабильность достигается выбором некоторых переменных, которые должны находиться в определенных пределах.

В свете синергетического знания становятся возможными новые подходы к исследованию образовательного процесса студентов как самоуправляемой, сложноорганизованной и саморазвивающейся педагогической системы.

Педагогическое управление в многообразных педагогических системах по функциональному составу и строению едино и осуществляется посредством интеграции относительно обособленных и в то же время неразрывно связанных функций, направленных на достижение определенных целей обучения.

Залог успеха в современном мире - высокое качество продукта, независимо от вида осуществляемой деятельности. Качество становится большим вызовом для педагогической теории и практики в связи с популярными призывами различных сред, требующих качественных критериев оценки работы образовательных организаций. Изучив основные понятия «образование», «качество образования» из Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 273-Ф3 (ред. От 29.12.17), нами было дано определение понятию «качество образовательного процесса».

Так, под качеством образовательного процесса понимается комплексная характеристика как совокупность свойств и признаков образовательной деятельности, выражающая степень соответствия содержания и организации образования федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов обучения.

В общепедагогической литературе [2, 3, 7] выделяются следующие наиболее значимые функции педагогического управления: 1) мотивационно - целевая; 2) информационно аналитическая; 3) планово-прогностическая; 4) организационно-исполнительская; 5) регулятивно-коррекционная; 6) контрольно -диагностическая.

Процесс управления характеризуется цикличностью [2, 3], проявляющейся в замкнутости информационных потоков. В образовательном процессе выделяются последовательные этапы организации отдельного цикла управления: 1) формирование целей, 2) формирование информационной основы обучения, 3) прогнозирование, 4) принятие решения, 5) организация исполнения, 6) коммуникация, 7) контроля и оценка результатов, 8) коррекция [2, 7].

Разделение управленческой деятельности на отдельные виды носит условный характер. На практике все функции и этапы управления находятся в причинно-следственных отношениях и составляют целостный процесс. Поэтому характеристики завершающих этапов (контроля и оценки результатов с последующей коррекцией) и реализуемых на этих этапах функциях отражаются самым необходимым образом в следующих циклах управления, начиная с этапа формирования целей. С другой стороны, они как в отношении содержания, так и в отношении особенностей функционирования детерминированы предыдущими этапами цикла управления.

К функциям педагогического управления обычно относят ту часть, которая характеризует деятельность педагога по переработке информации и принятию решений. В кибернетическом плане педагогическое управление представляет собой информационный процесс, сущность которого состоит в получении, переработке, передаче и хранении информации о функционировании той или иной педагогической системы в целях ее оптимизации. Информация используется для ориентировки, последующего активного отчетного действия и управления, т.е. для сохранения качественной специфики, совершенствования и развития систем. Педагогическая информация принимает новые качественные характеристики и поступает в систему обучения в виде особого рода учебной и научной информации.

Функционирование информации осуществляется по каналам прямой и обратной связи в виде независимых и пересекающихся информационных потоков. Прямая связь - это циркуляция учебной и научной информации от педагога к обучаемым, а обратная - от обучаемых к педагогу.

Информационные взаимодействия между педагогом и обучаемыми можно условно разделить на исходную, прямых управляющих воздействий и обратной связи.

Исходная информация представляет собой систематизированную совокупность знаний о целях обучения, средствах их достижения, о физическом, психическом, функциональном состоянии обучаемых, их теоретической, методической и практической подготовленности, о содержании учебных планов, программ, о воздействии факторов внешней среды, о характере отношений в учебных коллективах. Достаточность этой информации является одним из основных требований, предъявляемых к эффективному управлению учебным

процессом. На основании полученных и переработанных исходных данных вырабатываются решения по внедрению определенных управляющих воздействий в практику обучения.

Прямая информация имеет характер предписания, требования, распоряжения, нормы. Выделяются следующие виды управляющих воздействий: мобилизующие, мотивирующие, ориентирующие, обучающие, организующие, психорегулирующие, оценивающие [3].

Организующая информация представляет собой комплекс требований, команд и распоряжений по совершенствованию организационной структуры управления учебным процессом, определению функционального воздействия педагога и обучаемых, координация деятельности занимающихся по времени и пространству, их успешных совместных действий.

В соответствии с принципом обратной связи происходит постоянный процесс сопоставления и сравнивания полученных результатов обучения с поставленными целями. На основе этого вырабатываются корректирующие воздействия для повышения эффективности функционирования педагогической системы. Известно, что ее эффективность зависит как от количества качественной информации, передаваемой по каналам обратной связи, так и от своевременности этих сообщений [1, 6]. Получение этой информации в компактной и доступной для педагогического анализа форме составляет основное назначение и содержание функции контроля (контрольно-оценочной, по терминологии В.Я. Якунина и контрольно-диагностической по определению Т.И. Шамовой). Эта функция реализуется преимущественно на этапе контроля и оценки результатов образовательного процесса [3].

Таким образом, понятие педагогического контроля определяется в научно-методической литературе через раскрытие его роли как механизма обратной связи в эффективном управлении образовательным процессом, направленном на достижение оптимальных для имеющихся условий результатов [3, 6]. Являясь структурной единицей системы управления, педагогический контроль направлен на выявление рассогласования между предполагаемой траекторией учебных достижений и их реальным уровнем. Он не ограничивается констатацией достигнутых результатов, но и рассматривает их в связи с предшествующими (динамикой процесса обучения, путями и способами их достижения) и последующими этапами (прогнозированием дальнейшей траектории обучения).

Обобщая результаты анализа научно-методической литературы, можно выделить наряду с контролирующей другие наиболее значимые функции педагогического контроля. К их числу относятся: воспитывающая, обучающая, развивающая, организующая, стимулирующая, методическая, диагностическая функции педагогического контроля.

Посредством реализации своей основной контролирующей функции педагогический контроль оказывает существенное влияние на все структурные и функциональные компоненты педагогической системы.

В частности, на основании контроля вносятся соответствующие изменения в цели и задачи функционирования педагогической системы, в содержание образовательного процесса.

Контроль является одним из факторов развития личности обучаемого: он способствует закреплению и систематизации знаний, умений и навыков, содействует развитию мышления, формированию способности к рефлексии, стимулирует учебную деятельность, побуждает более ответственно относиться к ней, приводит к самоутверждению чувства собственного достоинства. При правильном его применении он выступает основой создания у обучаемых уверенности в собственных силах.

По мнению С.Ю. Алькова [1] положительная оценка результатов физкультурно-спортивной деятельности студентов, вызывая чувство удовлетворения, приводит к усилению интереса к данному виду деятельности. В.К. Тихонова подчеркивает, что контроль, позволяющий каждому студенту сопоставить индивидуальные показатели с идеальными для своего возраста, способствует созданию мотивационно-ценностной и благоприятной психологической обстановки.

С другой стороны, как показывают исследования, ни одна часть учебного процесса не задевает так остро обучаемых, не вызывает у них такого сильного нервного напряжения, как контроль результатов их учебной деятельности.

Результаты контроля имеют существенное значение для личностного и профессионального роста преподавателя как субъекта управления. Его результаты оказывают стимулирующее влияние на деятельность преподавателя, помогают ему выявить индивидуальные особенности учащихся.

Образовательными стандартами регламентируется объем аудиторной и самостоятельной (внеаудиторное обучение) работы. Поэтому ряд авторов связывают организацию контроля с видами учебной деятельности студентов и, в частности, аудиторного и внеаудиторного обучения.

По мнению Ю.Г. Резниковой, управление самостоятельной работой включает деятельность преподавателя по планированию, организации, стимулированию и контролю учебных действий студентов [3].

Место контроля в самостоятельной работе затрагивается во многих исследованиях. Авторы обращают внимание на значимость контроля с позиций управленческой (обратная связь) функции.

С одной стороны, контроль необходим для преподавателя, как организатора учебного процесса. При этом акцент в деятельности преподавателя переносится на подготовку дидактических средств, при помощи которых осуществляется помощь и управление самостоятельным изучением каждым студентом отработанного, структурированного и целенаправленно мотивированного преподавателем учебного материала и способов адекватной деятельности при изучении. С другой стороны, контроль дает информацию обучаемому о реальном соответствии его знаний требуемому уровню, стимулируя процесс обучения.

Б.Г. Иоганезян и В.А. Тюнин подчеркивают, что контроль в процессе самостоятельной подготовки выполняют также и важную методическую функцию [3].

Столь широкий круг функций педагогического контроля отражает многообразие его связей со всеми сторонами образовательного процесса и обуславливает его педагогическую значимость (роль) для его эффективного функционирования. Следует учитывать, что только комплексный учет всех функций позволяет правильно выбрать форму и метод применения контрольных мероприятий в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно заключить, что в педагогике всё более актуальным и научно разрабатываемым направлением становится рассмотрение педагогического процесса с позиций управления.

С учетом его сложности и динамичности управление педагогическими системами строится на идеях синергетики, предполагающими возможность достижения цели и задач их функционирования через создание определенной свободы в выборе образовательной траектории для каждого учащегося.

В системе управления образовательным процессом учащиеся, как объекты управляющих воздействий, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, занимают одновременно и активную позицию субъекта деятельности.

Одним из существенных и необходимых элементов образовательного процесса как целостной педагогической системы выступает подсистема педагогического контроля. Она выполняет специфическую роль, заключающуюся в обеспечении образовательного процесса информацией о результатах его функционирования, и занимает свое место в его содержании, как один из необходимых этапов: этап измерения и оценки параметров функционирования педагогической системы.

Система управления образовательным процессом и подсистема педагогического контроля взаимодействуют между собой как целое и его часть. С одной стороны, цель, задачи, содержание и процесс функционирования педагогического контроля как элемента педагогической системы определяются структурными и функциональными характеристиками образовательного процесса в целом.

С другой стороны, образовательный процесс как деятельностная, целостная и развивающаяся система обладает способностью к совершенствованию при условии четкой, научно обоснованной организации управления на основе корректирующих воздействий. Эффективность этих воздействий возможна только при наличии обратной связи в организации учебного процесса, реализуемой посредством подсистемы педагогического контроля.

Литература:

1. Алькова С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2002. - 21 с.

2. Бянкин В.В. Управление процессом физического воспитания учащихся 5-11 классов с использование системы рейтингового контроля: дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2003. - 137 с.

3. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2014. - 157 с.

4. Коренев Ю.М., Синачев В.А. Опыт создания и применения системы рейтинга // ЖВХО. - 1990. -№ 3. - С. 323-327.

5. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.

6. Кусаинов А.К., Кусаинова Д.С. Качественное воспитание - успешное образование // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 160-162

7. Машанова Р.К. Совершенствование управления самостоятельной учебной работой студентов на основе системной организации ее контроля: автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1990. - 24 с.

8. Открытое образование - стратегия 21 века для России / Под ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 356 с.

9. Резникова Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов педагогического института готовности к самостоятельной работе: дис. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1995. - 179 с.

10. Шалаев В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2000. - 134 с.

Педагогика

УДК: 373.3

магистрант Буряк Ольга Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности развития творческих способностей младших школьников посредством обучения элементам проектно-исследовательской деятельности. Разработана и апробирована система заданий по развитию творческих способностей посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах. Экспериментально доказано, что использование проектных методов обучения повышает развитие творческих способностей личности.

Ключевые слова: младшие школьники, творческие способности, проектная деятельность, исследование, проектно-исследовательская деятельность.

Annotation. This article examines the possibilities of developing the creative abilities of younger schoolchildren through learning elements of design and research activities. Developed and tested a system of tasks for the development of creative abilities through design and research activities in the classes of literary reading in primary school. It has been experimentally proven that the use of project-based teaching methods enhances the development of a person's creative abilities.

Keywords: younger schoolchildren, creative abilities, project activities, research, design and research activities.

Введение. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показывает, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения ООП НОО, представлены и требования, связанные с формированием творческой культуры личности. Согласно стандартам, необходимо так организовывать образовательный процесс, чтобы происходило развитие творческих способностей школьников, креативности, саморазвитие личности. В современных условиях на происходящие в обществе изменения смогут незамедлительно реагировать только творчески мыслящие специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.