Научная статья на тему 'Основные этапы контроля результатов обучения'

Основные этапы контроля результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENT / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ОЦЕНОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ASSESSMENT INFORMATION / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / AUTOMATED SYSTEMS OF MONITORING AND EVALUATION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феоктистова А.И.

В статье рассмотрены основные этапы процесса контроля результатов обучения в вузе, к которым относятся: педагогические измерения, классификация результатов с получением оценочной информации об учебных достижениях, обработка оценочной информации с использованием средств математической статистики, идентификация состояния процесса обучения. Контроль является информационным компонентом в системе управления процессом обучения. Результаты контрольно-оценочной деятельности используются для разработки организационных воздействий с целью корректировки соответствующих компонентов процесса обучения и управления этим процессом в целом. Следовательно, к информации, полученной в процессе контроля, предъявляются определенные требования, такие как полнота, достоверность и своевременность. Для соблюдения указанных требований и повышения достоверности информации возможно использование автоматизированных систем контроля и оценки знаний на этапе педагогических измерений и классификации. Повышение достоверности оценочной информации осуществляется за счет того, что все обучаемые подвергаются одинаковым испытаниям в аналогичных условиях. При этом исключается субъективный подход каждого преподавателя к процессу измерения и оценивания. На этапе идентификации при обработке оценочной информации с целью получения более точной оценки состояния процесса обучения целесообразно применять методы описательной статистики. Автор подчеркивает чем больше информации будет у преподавателя о состоянии обучаемых, тем точнее он сможет дать качественную оценку процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of education results’ control

This article considers the main stages of education results’ control in university, including: pedagogical changes, classification of results with getting of evaluative information about educative achievements, processing of evaluative information with a use of mathematical statistics means and identification of education process state. Control is an information component in the system of education process management. The results of control and evaluative activity are used for organizational actions’ development in order to correct some components of education process and control over this process in general. So, the information of control should face some requirements as fullness, reliability and timeliness. In order to follow these requirements and raise information’s reliability it is possible to use automatic control systems and evaluation of knowledge on the stage of pedagogical estimations and classification. The raise of evaluative information’s reliability is carried out due to the fact that all the students undergo the same tests in the same conditions. At the same time it excludes a subjective approach of each lecturer to the process of estimation and evaluation. On the stage of identification in processing of evaluative information in order to get more detailed information about education process it is better use methods of descriptive statistics. The author underlines the fact that the more information lecturer has, the more detailed evaluation he can give.

Текст научной работы на тему «Основные этапы контроля результатов обучения»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

А.И. Феоктистова, канд. пед. наук, доцент, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань, Россия, feokt-alla@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены основные этапы процесса контроля результатов обучения в вузе, к которым относятся: педагогические измерения, классификация результатов с получением оценочной информации об учебных достижениях, обработка оценочной информации с использованием средств математической статистики, идентификация состояния процесса обучения. Контроль является информационным компонентом в системе управления процессом обучения. Результаты контрольно-оценочной деятельности используются для разработки организационных воздействий с целью корректировки соответствующих компонентов процесса обучения и управления этим процессом в целом. Следовательно, к информации, полученной в процессе контроля, предъявляются определенные требования, такие как полнота, достоверность и своевременность. Для соблюдения указанных требований и повышения достоверности информации возможно использование автоматизированных систем контроля и оценки знаний на этапе педагогических измерений и классификации. Повышение достоверности оценочной информации осуществляется за счет того, что все обучаемые подвергаются одинаковым испытаниям в аналогичных условиях. При этом исключается субъективный подход каждого преподавателя к процессу измерения и оценивания. На этапе идентификации при обработке оценочной информации с целью получения более точной оценки состояния процесса обучения целесообразно применять методы описательной статистики. Автор подчеркивает — чем больше информации будет у преподавателя о состоянии обучаемых, тем точнее он сможет дать качественную оценку процесса обучения.

Ключевые слова: контроль, результаты обучения, управление, педагогические измерения, идентификация, оценочная информация, автоматизированные системы контроля и оценки знаний.

Процесс обучения в вузе следует рассматривать как педагогическую систему, включающую структурные (целевой, содержательный, организационный, контрольно-оценочный и другие) и функциональные (прогнозирование, планирование, диагностирование, коррекция) компоненты, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Контроль является одним из важных компонентов педагогической системы, так как обеспечивает функционирование обратной связи в процессе обучения1. На этапе контроля преподаватель получает информацию, анализируя которую, определят степень рассогласования между планируемым и реальным состоянием процесса обучения.

Это дает возможность получить качественную оценку процесса обучения для выработки управляющих решений, что позволяет контролировать процесс подготовки специалистов. Недооценка роли контрольно-оценочной деятельности приводит к нарушению обратной связи, в результате чего ограниченность знаний о процессе обучения и о каждом его субъекте не позволяет педагогу осуществить эффективные управляющие воздействия на процесс обучения, что влияет на качество обучения.

В свое время С.И. Архангельский отмечал, что существенной особенностью высших учебных заведений является неполнота информации о приобретаемых обучающимися знаниях, ввиду чего управление процес-

дискуссия

журнал научных публикаций

сом обучения во многом связано с решением задач в условиях неопределенности. Эта проблема существует и в настоящее время.

Основные функции контроля в системах управления пред- = полагают решение трех частных задач: измерения (наблюдения), классификации и идентификации (распознавания образов)2.

Поскольку процесс обучения является управляемой педагогической системой, то на этапе :

контроля результатов обучения решаются все три задачи. Следовательно, процесс контроля результатов обучения состоит из нескольких этапов, на каждом из которых, решаются конкретные вопросы (рис. 1).

Измерение как первый этап контрольно-оценочной деятельности предполагает получение информации о признаках объектов обучения3. Оно строится таким образом, чтобы на основе известного выходного процесса определить неизвестное состояние обучаемых. Следовательно, на этапе педагогических измерений получают численные эквиваленты проявления интересующего признака, которым является уровень успеваемости обучаемых.

Уровень успеваемости является латентной (скрытой) величиной, включающей в себя владение знаниями и умениями. Они, в свою очередь, могут быть измерены лишь косвенно, на основе ответов на вопросы

Уровень успеваемости является

латентной величиной, включающей в себя владение знаниями и умениями. Они, в свою очередь, могут быть измерены лишь косвенно, на основе ответов на вопросы и решения определенных заданий

и решения определенных заданий. Численные эквиваленты, полученные на этапе измерений, определяют количество правильных, частично правильных и неправильных = ответов или выполненных заданий.

Однако только объективные и теоретически обоснованные измерения могут дать педагогам достоверную информацию о состоянии процесса обучения4. Наряду с численным эквивалентом существует и качественная характеристика уровня успеваемости обучаемых. Качественная характеристика определяется объемом знаний и умений, которым должен обладать обучаемый, исходя из целей, например данного занятия. Параметрами для определения объема знаний и умений являются:

— множество базовых информационно-семантических объектов, по которым необходимо выявить знания у обучаемых;

— множество составляющих элементов каждого информационного объекта или действий над ними;

— множество уровней усвоения (представления и узнавания, репродуктивный, продуктивный, творческий).

Если один из параметров будет упущен, то не будет представлен весь объем знаний и умений, который необходимо измерить. Это скажется на качестве измерителя и качестве определения уровня успеваемости.

Рис. 1. Этапы процесса контроля результатов обучения

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

К информации, получаемой на этапе педагогических измерений, предъявляются определенные требования. Основными из них являются: адекватность отражения всех параметров, полнота информации, достоверность и своевременность. На полную достоверность информации о реальном состоянии обучаемых вряд ли можно рассчитывать. Всегда будут присутствовать неопределенность и стохастичность различных ситуаций на этапе проведении педагогических измерений. Это связано с качеством измерителей, а также различным подходом преподавателей к определению численных эквивалентов.

Для повышения достоверности информации на этапе педагогических измерений необходимо выбрать систему, при использовании которой все обучаемые подвергаются одинаковым испытаниям в аналогичных условиях. Для удовлетворения этих требований целесообразно использовать автоматизированные системы контроля и оценки знаний, основной акцент в которых делается на педагогическое тестирование.

Кроме того, педагогические измерения в процессе обучения необходимо проводить систематически — для получения более полной информации об успеваемости обучаемых. Однако проведение педагогических замеров сопровожда-

Чем больше информации будет у преподавателя о состоянии обучаемых, тем точнее он сможет дать качественную оценку процессу обучения.

ется временными затратами преподавателя. Временные ресурсы на занятии ограничены, поэтому преподаватель не в состоянии в рамках каждого учебного часа измерить уровень знаний и умений всех обучаемых. Использование автоматизированных систем контроля также позволяет ускорить процесс педагогических измерений (так как предусматриваются только краткие ответы на тестовые задания), облегчить проверку результатов измерений за счет объективного и независимого процесса обработки ответов.

На втором этапе контроля — классификации — определяются некие агрегированные состояния обучаемых в соответствии с эталоном, по которому можно оценивать реальные состояния обучаемых. Решение о принадлежности состояний обучаемых к одному из классов принимается по критериям. В результате классификации получают оценочную информацию, соответствующую уровню успеваемости в определенный момент времени исходя из заданных критериев и используемой шкалы измерения. Поэтому для получения более достоверной информации на этапе классификации необходимо выбрать критерии оценивания результатов измерения и соответствующую шкалу измерений.

В процессе контроля необходимо выявить, овладел ли обучаемый знаниями

дискуссия

журнал научных публикаций

и умениями, обеспечивающими компетенции, заданные ФГОС и квалификационными требованиями. Следовательно, содержание этих требований должно стать главным критерием оценки результатов измерений. Такой подход к оцениванию результатов обучения является критериально ориентированным. При данном подходе выясняется, в какой степени обучаемые овладели теоретическим и практическим материалом относительно поставленных учебных целей.

Таким образом, критериально ориентированный подход предназначен для оценки доли от полного объема учебного материала, который усвоил обучаемый. Весь контролируемый учебный материал условно принимается за 100%. Поэтому уровень знаний каждого обучаемого выражается в процентах от полного объема необходимых знаний (то есть используется 100-балльная шкала оценивания).

Использование 100-балльной шкалы можно обосновать, используя формулу Хартли I = log2N, где N — балльность шкалы оценивания, I — количество информации при получении оценки5. Следовательно, при традиционной четырехбалльной шкале Imax = log24 = 2 бит, а при использовании 100-балльной шкалы I = log 100 = 6,6 бит.

max °2 '

Из приведенных расчетов следует, что при большей размерности шкалы оценивания в сообщении о получении оценки содержится большее количество информации.

Реализовать 100-балльную шкалу оценивания позволяют автоматизированные системы контроля и оценки знаний. Использование данных систем на этапе классификации позволит также повысить достоверность оценочной информации, так как устраняются субъективные факторы при выставлении

оценок и различные подходы преподавателей к оцениванию за счет объективного и независимого процесса оценивания.

Данные, полученные в результате проведения педагогических измерений и классификации (оценочная информация об успеваемости обучаемых), подвергаются статистической обработке. Данная обработка позволяет перейти от количественных оценок обучаемых учебной группы к качественной оценке процесса обучения, оценить его состояние относительно статистических норм на момент измерения.

Одной из статистических характеристик является средний балл. Как параметр состояния учебной группы он чаще всего используется в связи с простым способом его вычисления. Однако средний балл показывает лишь статистическое среднее значение оценок в учебной группе. Принципиально важно более полно описать распределение полученной оценочной информации, для чего можно использовать методы описательной статистики. Это представление результатов с помощью различных показателей в виде одномерного статистического отчета, содержащего информацию о центральной тенденции и изменчивости входных данных.

Расчет показателей описательной статистики возможен с применением программных средств информационных технологий универсального назначения. В качестве такого средства можно использовать табличный процессор MS Excel, входящий в состав офисного пакета MS Office. В состав табличного процессора входит пакет анализа, который содержит большой набор статистических функций. С помощью этого инструмента программа MS Excel создает таблицу со стандартными статистическими

А в с D ЯШ ;

1 № пМ Оценка. %

2 t 63

Э г 61

S Л 61

G бе Сродное 70.22sacs.j5

7 6 70 С»аидартмля ошибка 1 .sraxessa

О 7 71 Мвдилн-га 68

9 a 90 Мода 63

10 Э 76 Стандартное отклонение вввтзютШ

11 10 as Днспорсня «ы&орки is.aeoGisis

12 1 1 ее Эксцесс ■U.l/4J2/XT4

13 12 &5 Ас им ы отри чкость 0J&54B9527B

14 13 68 Им?оре»л 32

IS 14 71 Минимум 50

IB 16 6S Максимум эо

1? 16 5S Сумма л??

16 1? S3 Счет 31

1У IB во

Рис. 2. Фрагмент таблицы показателей описательной статистики

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

сведениями для каждой группы значений в указанном списке. Показатели описательной статистики, полученные в отчете, представлены на рис. 2.

Применение про- -

граммных средств существенно сокращает временные и интеллектуальные затраты преподавателя на этапе статистической обработки оценочной информации. Время на обработку определяется практически только временем на ввод оценок в электронный журнал, так как дальнейший расчет делается автоматически с помощью встроенных функций6.

Следующим вопросом в процессе контроля результатов обучения является идентификация состояний процесса обучения. На данном этапе определяется соответствие результатов обучения требуемым исходя из модели системы целе-полагания для конкретного этапа обучения. Задачи идентификации определяют процессы отождествления идентифицируемого состояния с одним из априорно заданных классов или уровней состояний объекта (например: низкий, средний, высокий) по результатам измерения и классификации.

Результаты идентификации используются для разработки управляющих воздействий с целью корректировки соответствующих компонентов процесса обучения и управления этим процессом в целом. Поэтому чем больше информации будет у преподавателя о состоянии обучаемых, тем точнее он сможет дать качественную оценку процесса обучения.

Для повышения достоверности информации на этапе педагогических измерений необходимо выбрать систему, при использовании которой все обучаемые подвергаются одинаковым испытаниям в аналогичных условиях. Для удовлетворения этих требований целесообразно использовать автоматизированные системы контроля и оценки знаний, основной акцент в которых делается на педагогическое тестирование.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для получения информации об уровне успеваемости обучаемых и состоянии процесса обучения _ необходимо выполнение основных этапов процесса контроля (педагогические измерения, классификация, статистическая обработка оценочной информации и идентификация). Для получения достоверной и своевременной информации о результатах обучения и своевременной корректировки образовательного процесса важно, чтобы данным требованиям соответствовала информация, полученная на каждом этапе процесса контроля. ^

Литература

1. Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 349 с.

2. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 368 с.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.

4. Звонников В.И. Инновационные методы оценки учебных достижений студентов // Высшее образование сегодня. 2006. № 5. С. 12-17.

5. Плющ Н.Г. Внутри вузовское управление качеством подготовки выпускников училища: Методическое пособие. Рязань: РВВКУС, 2008. 100 с.

6. Феоктистова А.И. Инновационные технологии как средство оптимизации процесса обучения курсантов военного вуза (на примере изучения дисциплины «Информатика») / автореферат дис...канд. пед. наук. Рязань, 2010. 24 с.

THE MAIN STAGES OF EDUCATION RESULTS' CONTROL

A.I. Feoktistova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of mathematic and natural-science disciplines, Ryazan Higher Airborne Command School named after V. F. Margelov, Ryazan, Russia, feokt-alla@yandex.ru

This article considers the main stages of education results' control in university, including: pedagogical changes, classification of results with getting of evaluative information about educative achievements, processing of evaluative information with a use of mathematical statistics means and identification of education process state.

Control is an information component in the system of education process management. The results of control and evaluative activity are used for organizational actions' development in order to correct some components of education process and control over this process in general. So, the information of control should face some requirements as fullness, reliability and timeliness. In order to follow these requirements and raise information's reliability it is possible to use automatic control systems and evaluation of knowledge on the stage of pedagogical estimations and classification. The raise of evaluative information's reliability is carried out due to the fact that all the students undergo the same tests in the same conditions. At the same time it excludes a subjective approach of each lecturer to the process of estimation and evaluation. On the stage of identification in processing of evaluative information in order to get more detailed information about education process it is better use methods of descriptive statistics. The author underlines the fact that the more information lecturer has, the more detailed evaluation he can give.

Key words: control, learning outcomes, management, educational measurement, identification, assessment information, automated systems of monitoring and evaluation of knowledge.

References

1. Petrova L.I. Osnovy upravleniia pedagogicheskimi sistemami [The foundations of the pedagogical systems management]. Rostov-on-don, Feniks Publ., 2008. 349 p.

2. Anfilatov V.S. Sistemnyi analiz v upravlenii: ucheb. posobie [System analysis in management: textbook. the manual]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2007. 368 p.

3. Ingenkamp K. Pedagogicheskaia diagnostika [Pedagogical diagnostics]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 240 p.

4. Zvonnikov V.I. Innovatsionnye metody otsenki uchebnykh dostizhenii studentov [Innovative methods for evaluating educational achievements of students]. Vysshee obrazovanie segodnia — Higher education today, 2006, no. 5, pp. 12-17.

5. Pliushch N.G. Vnutri vuzovskoe upravlenie kachestvom podgotovki vypusknikov uchilishcha: Metodicheskoe posobie [Within the University's management of quality of preparation of graduates of the school.]. Ryazan, RVVKUS Publ., 2008. 100 p.

6. Feoktistova A.I. Innovatsionnye tekhnologii kak sredstvo optimizatsii protsessa obucheniia kursantov voennogo vuza (na primere izucheniia distsipliny «Informatika»): avtoreferat dis...kand. ped. nauk [Innovative technologies as a means of optimization of process of training of cadets of military high school (on the example of study of discipline «computer science»). Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Ryazan, 2010. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.