Научная статья на тему 'Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования'

Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / FUNCTIONS OF INTERNAL CONTROL / ОЦЕНОЧНО-КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ESTIMATION MEASURE SYSTEM / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Е. Н., Мозгот В. Г.

В статье характеризуется внутренний контроль в образовательном учреждении как целостная система управления качеством профессионального образования, раскрываются функции и особенности организации внутреннего контроля в профессиональном образовательном учреждении, обосновывается её роль в управлении качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Е. Н., Мозгот В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL IN PROFESSIONAL EDUCATION AS THE COMPONENT OF MONITORING SYSTEM OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Internal control in educational institution is shown in the article as a complete management system of quality of professional education, and its role in management of quality of education is proved. There are revealed functions and features of the organization of internal control in professional educational institution.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования»

УДК 378.1

внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования

Доктор экономических наук, профессор Е. Н. Захарова,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.

Доктор педагогических наук, профессор В. Г. Мозгот,

Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп.

Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

в статье характеризуется внутренний контроль в образовательном учреждении как целостная система управления качеством профессионального образования, раскрываются функции и особенности организации внутреннего контроля в профессиональном образовательном учреждении, обосновывается её роль в управлении качеством образования.

Ключевые слова: внутренний контроль, профессиональное образование, функции внутреннего контроля, оценочно-критериальная система, контроль качества.

Новые социальные условия предъявляют особые требования к системе внутреннего контроля. Управление качеством профессионального образования невозможно без отлаженной процедуры получения информации о результатах учебной деятельности.

Внутренний контроль, его качество, его профессиональная и нравственная основа - одна из сложных управленческих проблем. Сложность контроля в педагогической системе состоит, прежде всего, во множестве и разнообразии объектов, о которых необходимо получить информацию для организации адекватного управления. Такими объектами традиционно являются учебные группы, обучаемые, преподаватели, цикловые комиссии, кафедры, результаты педагогической деятельности, инновации и многое другое.

Профессиональное образовательное учреждение - система целеустремленная, поэтому контроль за его работой должен иметь целевой характер, т. е. быть направленным на достижение конкретных результатов образовательной, воспитательной, инновационной, управленческой деятельности, на ее ресурсное обеспечение.

Это свойство системы внутреннего контроля проявляется в следующих направлениях: 1) обеспечение соответствия выстраиваемых моделей управления требованиям научного подхода (среди них - актуальность, прогностичность, реалистичность, полнота отражения соответствующего процесса, оптимальность элементов модели и связей между ними и др.); 2) достижение соответствия всех протекающих процессов (их целей, средств, результатов) потребностям, возможностям и ограничениям участников; 3) обеспечение адекватности реальных процессов функционирования и развития целям образовательных программ и инновационных проектов, соответствующих масштабу каждого из процессов; 4) оценка качества работы с позиций педагогической (целевой), экономической (ресурсной) и социальной эффективности [4].

Для обеспечения целостности и стабильности жизнедеятельности система контроля за его работой должна носить консолидирующий характер, быть направлена на интеграцию сообщества образовательного учреждения. Это означает, прежде всего, обеспечение согласованности во времени и пространстве процессов функционирования и развития.

Развитию педагогической системы способствует развивающая направленность внутреннего контроля, т. е. ориентация на развитие объекта саморазвития и контроля. Это происходит только в том случае, если субъекты контрольной деятельности осознают сами и создают условия для осознания всеми членами педагогического коллектива оснований своей деятельности, т. е. взаимодействия между внешним и внутренним контролем, между контролем со стороны управляющей подсистемы и самоконтролем.

Внутренний контроль как система с обратной связью должен обладать еще рядом свойств: стратегической направленностью контрольной деятельности, своевременностью, простотой, гибкостью и экономичностью. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной (выстраиваться с учетом потребности образовательного учреждения в контрольной деятельности); современной (опираться на идеи, теории разных наук, изучающих вопросы социального управления, в том числе управления педагогическими системами); логически непротиворечивой (согласованность идей, планов контрольной деятельности с теми концептуальными основаниями, в духе которых выстроена действующая модель образовательного учреждения).

Для проектирования системы внутреннего контроля важно определить функциональные области жизнедеятельности образовательного учреждения, охватываемые контрольными действиями. Для этих областей формулируются конкретные, операционально-заданные цели образовательного учреждения. Именно эти области являются «сквозными» для всех подсистем и по ним производится сравнение ожидаемых и реальных результатов деятельности.

В состав конкретных функций системы внутреннего контроля входят следующие компоненты: контроль за текущим планированием образовательного и обеспечивающих процессов; контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса; контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров; контроль за состоянием образовательной среды, материальной базы, за сбережением и расходом ресурсов; контроль за состоянием ресурсообеспечивающей деятельности; контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.

Можно выделить следующие функциональные области образовательного учреждения, значимые для системы внутреннего контроля: 1) обученность студентов (система знаний, общеучебных и специальных умений и навыков); 2) воспитанность студентов (основы мировоззрения, мотивация, опыт деятельности, поведения, общения, социальные навыки, устойчивые качества личности, основы самовоспитания); 3) психические свойства личности (интеллект, эмоции, воля, психомоторика); 4) здоровье, здоровый образ жизни (профилактика, коррекция психических и физических недугов).

Названные функциональные области являются общими для всех учреждений профессионального образования. К ним относятся: образовательная подсистема; работа с кадрами; работа с контингентом обучающихся; финансово-хозяйственная и экономическая деятельность; материально-техническая деятельность [2].

Понимание функционального назначения внутреннего контроля позволяет сформировать требования ко всем элементам контрольной деятельности: ее целям, содержанию, формам организации, условиям и ресурсам, ее продуктам. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с

опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогической системой, на представления о прошлом и настоящем состоянии образовательного учреждения, о тенденциях его развития.

Цели контроля выражаются в форме, позволяющей сравнивать фактически полученный результат работы с ожидаемым, учитывают возможности системы внутреннего контроля удовлетворять поставленным задачам. Большое значение для функционирования организационной структуры внутреннего контроля имеют виды связей между субъектами и объектами контроля, т. е. состояние взаимодействия: субординационные связи - кто, за что, где, когда, как, в какой форме, по каким вопросам отчитывается; координационные связи - кто, что, где, когда, как, во взаимодействии с кем контролирует; информационные связи - кто, кому, когда, какую информацию и в какой форме передает.

Любой из рассмотренных выше компонентов системы внутреннего контроля существует только во взаимодействии с остальными и ценен постольку, поскольку работает на свойства всей системы контроля. Важным ориентиром в обновлении моделей внутреннего контроля в профессиональном образовательном учреждении служит новое видение контрольной деятельности. В содержание контрольной деятельности входят планирование, организация и руководство контролем.

Условия, в которых осуществляется контрольная деятельность, можно разделить на внешние (учет потребностей заказчиков образовательных услуг, выявление новых возможностей и т. п.) и на внутренние (включение в контрольную деятельность членов педагогического коллектива, студентов, других заинтересованных лиц и организаций). Продукты контрольной деятельности могут быть выражены результатом аналитической деятельности субъектов контроля и должны отражать способы преодоления выявленных отклонений от запланированных целей. К ним относятся контрольные решения по различным вопросам и выводы о состоянии педагогической системы учреждения образования.

Выполняя организаторскую функцию, субъекты управления согласуют контрольные действия «по вертикали» и «по горизонтали», формируют организационную структуру системы внутреннего контроля и привлекают к ней необходимых специалистов. Функция руководства призвана обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовленности субъектов контроля, организовать двустороннее общение контролируемых и контролирующих, довести до сведения членов педагогического коллектива все контрольные решения, а также информировать их о результатах контроля.

Принципиально важным является придание внутреннему контролю аналитически-программирующего характера. Осуществление такого контроля предполагает: глубокий анализ предстоящей контрольной деятельности и определение модели внутреннего кон-

26

№1 I 2012

троля, ориентирующей контролирующих и контролируемых на пути решения задач; стимулирование контролируемых к повышению своей профессиональной компетентности; подведение итогов с оценкой результативности и эффективности. Повышению объективности контроля способствует использование при подготовке контрольных решений стандартов контроля, т. е. таких нормативных требований, которые заявляются в форме, позволяющей однозначно определить степень соответствия им объектов контроля.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность целей, принципов, условий, содержания, организационных форм и способов контрольной деятельности, обеспечивающих желаемое состояние контрольных участков, рассматриваемое как результат выполнения планов работы. Исходя из требований мобильности и профессиональной устойчивости выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда, профессионализма преподавателей, возникает необходимость изменения подходов к профессиональному обучению, к повышению квалификации, пересмотра содержания и критериев качества, поиска путей реализации поставленных целей. Это и есть психолого-педагогическая основа управленческо-педагогической деятельности учреждения профессионального образования (по отслеживанию качества ПО). Для правильного осуществления такой оценки необходимо учитывать ряд научных принципов: количественной оценке должно предшествовать установление условий и целей; оценка каждого показателя на любом уровне зависит от совокупности оценок свойств более низких уровней; оценка качества зависит от системы базовых показателей, определяющих качество эталона; каждый показатель должен характеризоваться весомостью (значимостью), различной для разных свойств. Реформировать образовательный процесс в учебном заведении - это значит изменить структуру управления последним, т. е. спроецировать новую модель, позволяющую достичь главной цели - качественного профессионального образования обучающихся.

Планирование контроля является органической составной частью общего плана на год и связан с другими его разделами. Планирование внутреннего контроля может осуществляться в различных формах: текстовой, табличной, графической.

Результатами контрольной деятельности являются достижение разномасштабных целей (стратегических, тактических, оперативных), функционирование и развитие, а также целесообразное управление этими процессами. Результаты контрольной деятельности должны быть итогом оценочной деятельности субъектов контроля, который представлен в тех же категориях, что и цели, и поэтому они принимаются всеми членами педагогического коллектива. Новые подходы к моделям внутреннего контроля предполагают новое видение взаимодействия функций управления. Контроль как одна из функций внутреннего управления, взаимодействующая с другими функциями в рамках управлен-

ческого цикла, предполагает определенную поддержку с их стороны. Со стороны функции управления контроль получает поддержку в виде уже определенных целей образовательного учреждения, установленной потребности вуза в контроле именно в те временные периоды, которые охватываются планами работы [1].

Понятие «критерий» интерпретируется как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как методологический инструментарий управления качеством образования (гносеологический аспект); как средство, с помощью которого осуществляется выбор стратегии развития профессиональной подготовки (профессионально-педагогический аспект); как основание для оценки реального уровня образовательных достижений (эмпирический аспект). Основные функции критериев: прогнозирование результатов на основании данных о текущем состоянии объекта; диагностика - установление отклонений свойств объекта от принятого образца; проверка реализации поставленной цели; оценка степени реализации поставленной цели; планирование и обеспечение достижения конкретных целей. Каждый частный критерий характеризуется качественными показателями, которые отражают наиболее важные устойчивые свойства объекта, обеспечивающие его существование, и количественными показателями, которые задаются той или иной шкалой измерения. Главными характеристиками «показателя» являются конкретность, позволяющая рассматривать его как более частное по отношению к критерию, т. е. представлять собой измеритель последнего, и диагностичность, позволяющая ему быть доступным для наблюдения, учета и фиксирования.

Оценочно-критериальная система профессиональной подготовки - категория, отражающая характер отношения к результативности процесса подготовки, на основе прогностического обоснования предполагаемого уровня достижения поставленных целей через совокупность критериев, образующих нормативную модель, с которой сравнивается уровень конкретных достижений и осуществляется оценка их соответствия этой модели.

Таким образом, контроль качества (мониторинг) как основная проблема современного профессионального образования - сложная, междисциплинарная категория, отражающая соответствие ожиданий общества и требований науки, производства, культуры, экономики достигнутому фактическому результату профессионального образования. Управление качеством образования невозможно без отлаженной процедуры получения информации о результатах учебной деятельности. Под системой внутреннего контроля качества понимается совокупность целей, принципов, условий, содержания, организационных форм и способов контрольной деятельности, обеспечивающих желаемое состояние контрольных участков, рассматриваемое как результат выполнения планов работы. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной, со-

временной, логически непротиворечивой. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогической системой, на представления о прошлом и настоящем состоянии, о тенденциях его развития.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, А. Н., Самойленко, П. И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. — 2003. -№ 7. - С. 19-21.

2. Зуев, В. М., Новиков, П. Н. Мониторинг и прогнозирова-

ние профессионального образования: научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 1999. - 80 с.

3. Ибрагимов, Г. И. Проблемы и концептуальные основы формирования нового качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования // Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения: научно-методический сборник / под ред. А. Ф. Щепотина, А. П. Шеховцова.- М.: ИПР СПО, 2003. - С. 9-24.

4. Макуха, И. А. Педагогический мониторинг как фактор повышения качества успеваемости студентов СПО: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 28 с.

5. Назарова, О. Л. Теория и практика управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже // Среднее профессиональное образование. - № 11. - 2003. - С. 29-31.

INTERNAL CONTROL IN PROFESSIONAL EDUCATION AS THE COMPONENT OF MONITORING SYSTEM OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

E. Zakharova, Professor, Doctor of Economic Sciences,

Adygea State University, Maykop.

V. Mozgot, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

College of Arts of Adygea State University, Maykop.

Contact information: 385000, Maykop city, Pervomayskaya str., 208.

Internal control in educational institution is shown in the article as a complete management system of quality of professional education, and its role in management of quality of education is proved. There are revealed functions and features of the organization of internal control in professional educational institution.

Key words: internal control, professional education, functions of internal control, estimation measure system, quality control.

28

№1 l 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.