Научная статья на тему 'Структурно-содержательные особенности построения педагогической системы послевузовской научной подготовки'

Структурно-содержательные особенности построения педагогической системы послевузовской научной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

В статье раскрыта педагогическая технология, содержащая условия, правила и требования, отражающие особенности построения системы: охарактеризована общая теория си-7 СОдЕРЖАНИЕ стем применительно к построению педагогической системы; раскрыты основополагающие идеи построения педагогической системы; обозначены принципы развития профессионального образования, характеризующие педагогическую систему послевузовской научной подготовки; сформулированы сущностные характеристики, раскрывающие основное содержание организации и функционирования послевузовской научной подготовки на примере медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные особенности построения педагогической системы послевузовской научной подготовки»

РАЗДЕЛ II

концептуальные основы философии

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Осетрова Ольга Вениаминовна

Самарский государственный медицинский университет, [email protected], Самара

структурно-содержательные особенности

ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Osetrova Olga Veniaminovna

Samara State Medical University, [email protected], Samara

STRUCTURAL AND INFORMATIVE FEATURES OF FORMATION OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF POSTGRADUATE SCIENTIFIC TRAINING

Характеристика общей теории систем

Для построения педагогической системы в нашем исследовании является важным характеристика понятия «система», установление его структуры и основного содержания. Учитывая, что с методологических позиций понятие «система» многозначно, считаем необходимым произвести спецификацию понятия и сформулировать собственную позицию по рассматриваемому вопросу.

Общая теория систем разработана в 30-е годы Л. фон Берталанфи, сформулировавшим идею о наличии общих закономерностей при взаимодействиях объектов. Ученый определял систему как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» [1]. Общая теория систем представлена совокупностью характеристик, основополагающими из которых являются следующие:

- компоненты системы (элементы, подсистемы) и взаимосвязи между ними определяют свойства и содержание системы;

- границы системы являются материальными либо нематериальными ограничениями, сохраняющими самостоятельное функционирование системы;

- каждая система является частью большей системы (надсистемы) и в свою структуру включает две или более подсистем;

- синергический эффект («вместе действующий») достигается функционированием системы до тех пор, пока отношения между ее компонентами не противоречивы и не приобретают антагонистического характера;

- механизм взаимодействия «вход - преобразование - выход» характеризует систему в динамике;

- системообразующий элемент - элемент системы, определяющий функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом;

- тип организации систем (закрытая, открытая) определяется наличием или отсутствием связей с внешней средой.

Особенности рассматриваемого понятия другими учеными основаны на общей теории систем, но имеют разъяснения по отдельным аспектам структуры и функционирования системы. К примеру, Р. Эшби, давая определение системы, концентрировал внимание на таком аспекте ее функционирования как «возможность изменяться с течением времени» [2]. Ученые А. Холл, Р. Фейджин акцентируют внимание на соотношение множества элементов не только между собой, но и «между их атрибутами» [3]. Важным для понимания функционирования системы явилось определение понятия, когда «совокупность элементов организована таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» [4].

Следует отметить, что все определения, отнесенные к понятию системы, отражают взаимосвязи и взаимодействие множества элементов для образования определенной целостности и единства, что и является отличительной особенностью функционирования системы и ее главным свойством. При этом основными свойствами системы являются:

- наличие совокупности элементов, которые в конкретных условиях могут рассматриваться как подсистемы;

- наличие связей между элементами, входящими в систему, и их свойствами;

- наличие интегративных свойств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Создание системы не сводится к организации совокупности элементов, а при делении системы на части, нельзя познать все свойства системы в целом. Свойства системы зависят от свойств элементов но не отражают их полностью. Для настоящего исследования является важным тезис о том, что элементы системы могут представлять собой понятия, формирующие понятийную систему как инструмент познания.

При организации системы мы руководствовались следующими принципами:

- иерархичность построения, заключающаяся в наличии множества элементов, упорядоченных с учетом подчинения элементов во взаимодействии двух подсистем: управляющей и управляемой;

- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры, при этом функционирование системы обусловлено свойствами структуры;

- множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Таким образом, понятие «система» определяется наличием множества элементов и связей между ними и целостностью, содержащей общие свойства и единое функционирование. Следует учитывать, что существуют различные аспекты, раскрывающие содержание понятия. В научно-исследовательском понимании система является методологией исследования процессов и явлений, отнесенных к какой-либо области знаний, и становится объектом системного анализа. В проектном понимании система представляется как технология проектирования для создания условий, форм и методов, направленных на достижение поставленной цели.

Социальная обусловленность и теоретико-методологические основания построения педагогической системы научной подготовки

В организации современной высшей школы произошли кардинальные изменения, обусловленные реорганизацией ведущих университетов страны, в том числе, медицинских, в исследовательские университеты. Как отмечено министром образования и науки А. А. Фурсенко, одним из главных достижений развития науки и образования в 2010 г. явилось «создание исследовательских ... университетов, привлечение ведущих профессоров и ученых для работы в российских вузах» [5]. Вместе с тем изменения, произошедшие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, инициируют и организацию фундаментальной исследовательской подготовки научно-педагогического резерва: молодых преподавателей и аспирантов вузов с присвоением дополнительной исследовательской квалификации, подтверждающей их подготовленность для профессиональной деятельности в исследовательских университетах [6; 7]. Развитие исследовательских университетов потребовало решения задачи повышения качества научной подготовки преподавателей, работающих в высшей школе. Внимание к проблеме «. достижения нового качества образования в России» привлечено президентом Российского союза ректоров академиком РАН В. А. Садовни-чим. В частности, им констатировано отсутствие «инструментов интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении» [8]. Принимая во внимание обозначенный тезис, считаем, что одним из механизмов организации активной исследовательской деятельности и интеграции научных знаний в учебный процесс может стать разработка педагогической системы послевузовской научной подготовки на примере медицинских университетов.

В целях всестороннего удовлетворения образовательных и исследовательских потребностей в подготовке научно-педагогических кадров исследовательских медицинских университетов в настоящем исследовании разработана педагогическая технология для организации педагогической системы послевузовской научной подготовки. Под педагогической технологией мы подразумеваем совокупность целенаправленных действий, направленных на разработку организационно-педагогических условий, форм, методов и средств для анализа и моделирования обучения, позво-

ляющего решить конкретную задачу систематизации послевузовской научной подготовки.

Предназначение системы - постановка и упорядочение возникшей профессиональной или социальной проблемы. Педагогические системы создаются для решения конкретной образовательной задачи, когда возникает потребность в системной организации образования конкретной категории специалистов. Именно системный подход в организации образовательной деятельности позволяет взаимосвязано и целостно планировать целенаправленную подготовку специалистов с учетом их взаимодействия и устанавливать связи их управлением. В сфере послевузовского профессионального образования педагогические системы разрабатываются для решения социально значимых задач: совершенствование уровня профессионализма специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. При этом педагогическая система представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.

В истории педагогической науки педагогами-классиками разработаны авторские педагогические системы, которые представлены научными школами Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлин-ского, В. А. Караковского [9-13]. Авторские педагогические системы разработаны и современными учеными и педагогами-новаторами, такими как

В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, В. П. Симонов, Л. Ф. Спирин В. А. Скаткин [14-20]. Поэтому педагогическая система научной подготовки в настоящей работе исследуется на основании классических формулировок.

Основополагающим для нашего исследования является определение педагогической системы ученым Л. Ф. Спириным как «объединения людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи» [19]. Так в контексте содержания нашего понятия педагогической системы педагогической целью является научная подготовка дипломированных специалистов в медицинском университете на этапе послевузовского профессионального образования. Реализация цели достигается решением следующих задач: сформированность мотивации к исследовательской деятельности, овладение методологической грамотностью для выполнения исследования, приобретение специальных умений для представления и анализа полученных результатов собственного исследования, воспитание молодых преподавателей и аспирантов как преподавателей-исследователей, способных к дальнейшей самостоятельной инновационной деятельности и ее реализации в учебном процессе [21-23].

С учетом вышерассмотренного подхода нами составлена характеристика педагогической системы. Педагогическая система послевузовской научной подготовки является специально организованной в медицинском университете на этапе последипломного образования системы, предназначенной вовлечь специалистов с высшим медицинским образованием (аспиранты,

молодые преподаватели без ученой степени, практические врачи и организаторы здравоохранения - соискатели ученой степени кандидата медицинских наук) в методологически осознанную и мотивационно активную исследовательскую деятельность, результатом которой становится выработка исследовательских умений, подготовленность к самостоятельному выполнению диссертационной работы, обеспечивающих создание необходимых новых научных знаний для их реализации в учебном процессе при обучении студентов, и инновационных технологий, требуемых в практическом здравоохранении для совершенствования оказания медицинской помощи населению.

Особенности построения и функционирования исследуемой нами педагогической системы отражены в структурно-функциональном анализе. Структурные и функциональные компоненты подчинены целям обучения и воспитания молодых преподавателей и аспирантов как преподавателей -исследователей. Структура педагогической системы разработана педагога-ми-учеными В. П. Симоновым и Л. Ф. Спириным [18; 19]. Обязательные структурные компоненты педагогической системы включают субъект деятельности (обучаемый), субъекто-объект деятельности (обучающий) и их взаимоотношения (организация обучения). К функциональным компонентам педагогической системы относятся цель обучения и содержание педагогической деятельности, методы и формы педагогического процесса, материальная база (средства), результаты деятельности. Компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействуют «для создания организованного, целенаправленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [15].

В своем исследовании мы придерживаемся мнения педагога-ученого

В. А. Скаткина о том, что все педагогические системы едины по своим «сущностным характеристикам», но различаются их назначением [20]. Поэтому особую важность приобретает исследование особенностей организации и функционирования педагогической системы послевузовской научной подготовки. Создание педагогической системы ориентировано на организацию образовательной деятельности в конкретном учреждении высшего профессионального образования - медицинском университете. Педагогическая система послевузовской научной подготовки в медицинском университете встраивается нами в общую систему непрерывного профессионального образования и ориентирована на профессиональную подготовку (переподготовку) специалистов с высшим медицинским образованием для получения дополнительной квалификации «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)».

Для построения системы послевузовской научной подготовки мы установили и охарактеризовали определяющие конструкции, позволившие упорядочить множество взаимосвязанных структурных элементов, объединенных для функционирования и взаимодействия со средой профессионального образования как целостное явление.

Определяющими конструкциями являются: исходные основания (предпосылки), сущностные характеристики, структурные и функциональные компоненты, подсистемы и их взаимодействие, организация взаимоотношений участников послевузовской научной подготовки, направления результативности послевузовской научной подготовки.

Раскрывая содержание исходных оснований, наряду с социальными предпосылками, нами выделены нормативно-правовые и научно-методологические предпосылки. Система послевузовской научной подготовки раскрывается в контексте федеральных законов, постановлений Правительства РФ, концепций и положений. К основополагающим для решения задач послевузовской научной подготовки нами отнесены следующие нормативноправовые документы:

- федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (№ 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. с изменениями и дополнениями);

- федеральный закон «Об образовании» (№ 3266-1 от 10. 07. 1992 г. с изменениями и дополнениями);

- национальный проект «Образование»;

- концепция модернизации Российского образования;

- концепция развития системы здравоохранения в РФ на период до 2020 г.;

- федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на период 2009-2013 годы;

- постановление Правительства «О программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 20022005 годы»;

- положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ (№ 814 от 27.03.1998 г. с изменениями и дополнениями);

- положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.

Методологическим руководством построения системы послевузовской научной подготовки, интегрирующей результаты познавательной и практической исследовательской деятельности в преподавательскую работу, явились научные подходы, теории, концепции и исследования ученых-педаго-гов, раскрывающие содержание:

- системного подхода к образованию с учетом процессно-процедурного подхода к организации обучения и проблемно-деятельностного - к содержанию обучения;

- теорий непрерывного образования, педагогической деятельности и педагогической интеграции, творческого развития и саморазвития личности;

- положений, раскрывающих методологические аспекты педагогической науки и характеризующих понятийный аппарат педагогики;

- концепций моделирования и конструирования педагогического процесса в системе непрерывного профессионального образования;

- исследований в области интеграции медико-педагогических научных знаний в воспитании личности и профессиональной компетентности;

- исследований, характеризующих состояние развития отечественной

науки и роли ученого в современном обществе, и раскрывающих особен-

ности подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы, в том числе формирования личности молодого ученого в аспирантуре и воспитание у него исследовательских способностей;

- исследований посвященных информационной активности преподавателей, основанных на теории элит, и включающей идеи информационного подхода как современного развития системного подхода, социальной коммуникации и проявление ее закономерностей в рамках профессионального сообщества.

Разработка функционирования педагогической системы в нашем исследовании основана на принципах развития профессионального образования, сформулированных педагогом Э. М. Калицким с соавторами [24]:

- принцип непрерывности и многоуровневости профессионального образования проявляется в организации целенаправленного усвоения знаний, приобретения навыков и овладения умениями, требуемых для научной подготовки на этапе послевузовского обучения в соответствии с разработанными нами дидактическими целями и способами их достижения для освоения научно-исследовательской работы образовательной программы обучения аспирантов;

- принцип личностно-ориентированного образования ориентирован на развитие индивидуальных исследовательских способностей обучающихся и предполагает использование форм и методов обучения, направленных на диагностику и развитие субъективного опыта обучающихся в выполнении исследования на основании разработанных нами квалификационных характеристик выпускников аспирантуры медицинского вуза по научным специальностям обучения;

- принцип интегративности профессионального образования, характеризующийся проникновением знаний в сознание обучаемых под руководством обучающих, проявляется в формировании и развитии способностей у молодых преподавателей и аспирантов к усвоению и переосмыслению научных знаний и разработке новых научных результатов и создания новых научных знаний для решения актуальных вопросов в практическом здравоохранении;

- принцип открытости профессионального образования обеспечивается возможностью свободного доступа аспирантов и молодых преподавателей к получению необходимых в самостоятельной работе знаний, навыков и умений, и проявляется в предоставлении дополнительных возможностей совершенствования научной подготовки, достигаемых через освоение дополнительной квалификации преподавателя-исследователя для работы в исследовательском медицинском университете.

Принимая во внимание, что педагогическая система создается для конкретных целей и выполняет определенные функции, нами сформулированы основополагающие идеи организации послевузовской научной подготовки, заключенные в следующих тезисах:

- послевузовская научная подготовка в медицинском университете представляет собой многоуровневую педагогическую систему, организованную для целенаправленного педагогического воздействия на формирование и развитие способностей молодых преподавателей и аспирантов для мотивированной и самостоятельной исследовательской деятельности;

- послевузовская научная подготовка в медицинском университете основана на процессно-процедурном подходе к организации обучения, результатом реализации которого становится «продукт» - формирование личности молодых преподавателей и аспирантов как преподавателей-исследователей;

- дидактическими основаниями организации послевузовской научной подготовки в медицинском университете выступают требования, условия и правила, предъявляемые к структуре, содержанию и функционированию обучения.

Иерархия педагогической системы послевузовской научной подготовки

С учетом социальной обусловленности теоретико-методологического анализа систем нами построена педагогическая система на основании сущностных характеристик, раскрывающих организационно-функциональные и содержательные особенности послевузовской научной медицинской подготовки (рис. 1).

Блок «Формирование образовательной среды» - «Управляющая подсистема»:

- педагогическая система подчинена целям образования (воспитания и обучения) конкретной категории специалистов для становления и развития заданных качеств: формирование научного мировоззрения и совершенствование профессиональных способностей преподавателей медицинских университетов в научной работе;

- послевузовская научная подготовка рассматривается нами как обучение исследовательской деятельности дипломированных специалистов с высшим медицинским образованием, сопровождающееся созданием организационно-педагогических условий и организацией обучения для активизации научной работы;

- образовательная среда формируется с целью подготовки научно-педагогического резерва и рассматривается нами как совокупность организационно-педагогических условий, целей, методов и форм для организации образовательного процесса послевузовской научной подготовки дипломированных специалистов с высшим медицинским образованием;

- целеполагание заключается в разработке организационно-педагогических мероприятий для поддержки научной подготовки, формирующей у обучающихся научное мировоззрение исследователя и совершенствование исследовательских способностей;

59

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ЗАДАЧИ

ОБУЧАЮЩ ИЕ

XX

ОРГАНИЗАЦИЯ послевузовской научной подготовки

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА УЧНОЙ ПОДГО ТОВКИ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

-О- ^3- -Ц-

КОММУНИКАЦИОННЫ! ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

XX -и

ФОРМЫ Ф УНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗДАНИЕ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАНИЯ

і г 1 т л г

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

■IX -IX и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНЫЙ КУРС УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-ІХ -Ц-

ПРОЦЕССНО-

ПРОЦЕДУРННОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЯ

СТРУКТУРИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МАТЕРИАЛА СОГЛАСНО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ

РАЗРАБОТКА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА АСПИРАНТУРЫ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ —► КОММУНИКАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ

ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАПИОНМЫМ

Участие в научных мероприятиях

Публикационная

активность

Приобретение знаний о методологии НИР

Освоение навыков сбора научных данных

Овладение умениями систематизации и анализа материала

Овладение умениями создания новых научных знаний

КРИТЕРИИ

СТАНОВЛЕНИЯ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К НА УЧНОЙ РАБО ТЕ

ЛИ

ли

Сформированность мотивации к коммуникационно-информационной

активности

ЛИ

ли

Подготовленность к познавательной деятельности для освоения методологии НИР

ЛИ

ЛИ

Потребность в приобретении организационно-методических способностей к самостоятельной НИР

И.

Л.

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

.И.

.И.

ЛИ

П

А

И

3

Щ

£

П

О

Д

о

я

С

н

и

ОБУЧАЕМЫЕ

Рис. 1. Иерархия педагогической системы послевузовской научной подготовки в медицинском университете

структурно-содержательные особенности построения ...

- управляющая подсистема формирует образовательную среду для научной подготовки. Участниками управляющей системы являются: профессорско-преподавательский состав кафедр, специалисты информационных и исследовательских структур, члены факультетских ученых советов, профессорско-преподавательский состав проблемных научных комиссий, члены методического совета по аспирантуре;

- системообразующими элементами педагогической системы явились коммуникационно-информационный, содержательный, методический, устанавливающие связи и отношения для функционирования послевузовской научной подготовки;

- методы организации научной подготовки представлены способами реализации цели и содержания обучения и дифференцированы на: создание условий (коммуникационные, информационные, образовательные), организацию обучения (учебный курс, учебно-методический комплекс, методическое обеспечение лечебной деятельности);

- формы функционирования научной подготовки реализуются механизмом взаимодействия элементов и содержат: коммуникационно-информационное обеспечение (организация научных мероприятий, издание научного журнала, организация стажировок, школ-семинаров и обучения на рабочем месте); организация обучения (управление образовательным процессом, процессно-процедурное моделирование обучения, изучение методологии медицинского исследования); методическое обеспечение (разработка квалификационных характеристик выпускников аспирантуры и способов достижения дидактических целей);

Блок «Вовлеченность в образовательную среду» - «Управляемая подсистема»:

- вовлеченность в образовательную среду представлена совокупностью компонентов критериев и способов, развивающих в обучающихся подготовленность к научной работе;

- управляемая подсистема использует созданные управляющей подсистемой продукты методического и методологического обеспечения для познавательной активности и приобретения способностей;

- управляемая подсистема включает компоненты, устанавливающие подготовленность обучаемых (аспиранты, молодые преподаватели, практические врачи-соискатели) к научной работе: мотивационный, познавательный, деятельностный;

- критерии становления подготовленности обучаемых: сформирован-ность мотивации для активной коммуникационно-информационной деятельности, подготовленность к познавательной деятельности для освоения методологии научного исследования, потребность в приобретении организационно-методических способностей для самостоятельной исследовательской деятельности;

- способы достижения результативности научной подготовки: участие в научных мероприятиях (слушатель, участие в дискуссии, выступление с

докладом); научные публикации; приобретение знаний о методологии выполнения медицинского исследования; освоение навыков сбора научных данных, овладение умениями систематизации и анализа материала; овладение умениями, направленными на получение новых научных знаний.

Взаимоотношения участников послевузовской научной подготовки раскрываются во взаимодействии субъектов научной подготовки (обучаемых) с научно-педагогическими коллективами кафедр (как профильных, так и общенаучных дисциплин), специалистами информационных структур, организаторами научной подготовки.

Таким образом, разработанная нами технология построения педагогической системы представлена совокупностью взаимосвязанных структурносодержательных элементов, взаимодействующих между собой для организации послевузовской научной подготовки, ориентированной на вовлечение преподавателей с высшим медицинским образованием в методологически осознанную и мотивационно активную научную работу, результатом которой становится выработка исследовательских умений, подготовленность к самостоятельному выполнению исследования.

Библиографический список

1. Людвиг фон Берталанфи и развитие системных исследований в XX веке [Текст] // Системный подход в современной науке (К столетию Людвига фон Берталанфи). Отв. редакторы: Лисеев И. К., Садовский В. Н. - М., Прогресс-Традиция, 2004. -

С.7-36.

2. Эшби, У. Р. Введение в кибернетику [Текст] / У. Р. Эшби, Э. У. Росс, Д. Г. Ла-хути (пер. с англ.). - Изд. 4-е. - М.: URSS, 2009. - 432 с.: ил.

3. Холл, А. Д. Определение понятия системы [Текст] / А. Д. Холл, Р. Е. Фейд-жин // Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

4. Топоров, В. Н. Из области теоретической топономастики [Текст] / В. Н. Топоров // Вопросы языкознания. - 1962. - № 6.

5. Фурсенко, А. А. [электронный ресурс]: Режим доступа: e-educ.ru/main/116-Шгеепко-рогиЛе

6. Осетрова, О. В. Организация образовательного процесса научной подготовки преподавателя [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 3.- С. 267-271.

7. Осетрова, О. В. Дидактические ориентиры к организации обучения специалистов для получения дополнительной квалификации «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)» [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 152-162.

8. Садовничий, В. А. Сегодня нужен закон, который будет работать на опережение [электронный ресурс]: обсуждение проекта закона «Об образовании» // Режим доступа: «Газета.ги», 28. 12. 2010 г.

9. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1. [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Изд-во Педагогика, 1982. - 656 с.

10. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики [Текст] / К. Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. Э. Д. Днепров. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 591,[1] с.

11. Макаренко, А. С. «Педагогическая поэма» [Текст] / А. С. Макаренко / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.

12. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Су-хомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

13. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст] / В. А. Караковский. -М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

14. Афанасьев, В. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

15. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высш. шк., 1989. - 141, [3] с.

16. Ильина, Т. А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы [Текст] / Т. А. Ильина // Новое в теории и практике обучения. - 1979. - Вып. 4. - С. 3-99.

17. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования [Текст]: моногр. / Н. В. Кузьмина; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.: ил. - (Тр. Исслед. центра).

18. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в обл. упр. обра-зоват. процессом [Текст] / В. П. Симонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 264 с.

19. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л. Ф. Спирин. - М.: РПА, 1997. - 173 с.

20. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скат-кин. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

21. Осетрова, О. В. Комплексное тестирование исследовательских способностей аспирантов медицинского вуза [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 68-77.

22. Осетрова, О. В. Особенности взаимосвязи дидактических целей научной подготовки с содержанием учебного курса для аспирантов медицинского вуза [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 267-273.

23. Осетрова, О. В. Организация учебного материала в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза на основе модульного построения обучения [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. -

С. 225-229.

24. Калицкий, Э. М. Образование взрослых в Беларуси: состояние и перспективы развития [Текст] / Э. М. Калицкий, Ю. И. Кричевский. - Минск: РИПО, 2008. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.