Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / МЫШЕЧНЫЕ АСИММЕТРИИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федулова Д.В.

Цель исследования - выявление постуральных нарушений у детей в возрасте 13-14 лет, имеющих нарушение интеллекта (лица с интеллектуальными нарушениями ЛИН) и здоровых школьников. Методика и организация исследования. Обследованы 60 детей 2008-2009 г.р. из общеобразовательных учебных заведений (30 чел. из коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта и 30 чел. из массовой школы) на предмет выявления постуральных нарушений и асимметричного развития опорно-двигательного аппарата. Диагностика проводилась с помощью разработанного протокола исследования, который включал в себя анализ положений основного постурального осмотра в сагиттальной и фронтальной плоскости и оценку функционального состояния организма. Результаты исследования и выводы. Наиболее часто встречающимися нарушениями постурального осмотра были: асимметричное положение плечевого пояса (60% случаев у здоровых школьников и 90% у ЛИН); треугольников талии (40% случаев у здоровых школьников и 77% у ЛИН); вальгусная деформация стоп (37% случаев у здоровых школьников и 87% у ЛИН). Функциональное состояние оценивалось в фиксированном положении после выполнения различных движений руками. Асимметрия мышц выявлена в 20% случаях у здоровых школьников и в 43% у ЛИН. По результатам диагностики определены направленность коррекционной работы и практические рекомендации по физическим упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTROL AND METHODS OF CORRECTION OF POSTURAL DISORDERS IN CHILDREN 13-14 YEARS OLD

Objective of the study was to identify postural disorders in children aged 13-14 years with intellectual disabilities (persons with intellectual disabilities-PID) and healthy schoolchildren. Methods and structure of the study. 60 children born in 2008-2009 were examined. from general educational institutions (30 people from a correctional school for children with intellectual disabilities and 30 people from a public school) to identify postural disorders and asymmetric development of the musculoskeletal system. Diagnostics was carried out using the developed research protocol, which included an analysis of the positions of the main postural examination in the sagittal and frontal planes and an assessment of the functional state of the body. Results and conclusions. The most common violations of postural examination were: asymmetric position of the shoulder girdle (60% of cases in healthy schoolchildren and 90% in PID); waist triangles (40% of cases in healthy schoolchildren and 77% in PID); valgus deformity of the feet (37% of cases in healthy schoolchildren and 87% in PID). The functional state was assessed in a fixed position after performing various hand movements. Muscle asymmetry was detected in 20% of cases in healthy schoolchildren and in 43% in PID. According to the results of diagnostics, the direction of corrective work and practical recommendations for physical exercises were determined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ

УДК/UDC 611.73; 612.766

Поступила в редакцию 14.01.2023 г.

Кандидат биологических наук Д.В. Федулова1 1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

PEDAGOGICAL CONTROL AND METHODS OF CORRECTION OF POSTURAL DISORDERS IN CHILDREN 13-14 YEARS OLD

PhD D.V. Fedulova1

1Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Информация для связи с автором: d.v.fedulova@urfu.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - выявление постуральных нарушений у детей в возрасте 13-14 лет, имеющих нарушение интеллекта (лица с интеллектуальными нарушениями ЛИН) и здоровых школьников. Методика и организация исследования. Обследованы 60 детей 20082009 г.р. из общеобразовательных учебных заведений (30 чел. из коррек-ционной школы для детей с нарушением интеллекта и 30 чел. из массовой школы) на предмет выявления постуральных нарушений и асимметричного развития опорно-двигательного аппарата. Диагностика проводилась с помощью разработанного протокола исследования, который включал в себя анализ положений основного постурального осмотра в сагиттальной и фронтальной плоскости и оценку функционального состояния организма. Результаты исследования и выводы. Наиболее часто встречающимися нарушениями постурального осмотра были: асимметричное положение плечевого пояса (60% случаев у здоровых школьников и 90% у ЛИН); треугольников талии (40% случаев у здоровых школьников и 77% у ЛИН); вальгусная деформация стоп (37% случаев у здоровых школьников и 87% у ЛИН). Функциональное состояние оценивалось в фиксированном положении после выполнения различных движений руками. Асимметрия мышц выявлена в 20% случаях у здоровых школьников и в 43% у ЛИН. По результатам диагностики определены направленность коррекционной работы и практические рекомендации по физическим упражнениям.

Ключевые слова: постуральный контроль, физическое развитие, нарушение осанки, мышечные асимметрии, умственная отсталость.

Objective of the study was to identify postural disorders in children aged 13-14 years with intellectual disabilities (persons with intellectual disabilities-PID) and healthy schoolchildren.

Methods and structure of the study. 60 children born in 2008-2009 were examined. from general educational institutions (30 people from a correctional school for children with intellectual disabilities and 30 people from a public school) to identify postural disorders and asymmetric development of the musculoskeletal system. Diagnostics was carried out using the developed research protocol, which included an analysis of the positions of the main postural examination in the sagittal and frontal planes and an assessment of the functional state of the body.

Results and conclusions. The most common violations of postural examination were: asymmetric position of the shoulder girdle (60% of cases in healthy schoolchildren and 90% in PID); waist triangles (40% of cases in healthy schoolchildren and 77% in PID); valgus deformity of the feet (37% of cases in healthy schoolchildren and 87% in PID). The functional state was assessed in a fixed position after performing various hand movements. Muscle asymmetry was detected in 20% of cases in healthy schoolchildren and in 43% in PID. According to the results of diagnostics, the direction of corrective work and practical recommendations for physical exercises were determined.

Keywords: postural control, physical development, posture disorder, muscle asymmetries, mental retardation.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Постуральный контроль - это соматосенсорный процесс, который обеспечивает поддержание положения тела в пространстве, в частности центра тяжести, внутри границ площади опоры посредством непрерывной активности опорно-двигательного аппарата. Статический постуральный контроль определяется в покое, в основной стойке с открытыми глазами. Динамический постуральный контроль составляют усилия, которые затрачены системой равновесия на сохранение заданного положения тела в пространстве при выполнении ряда движений.

Данный процесс является балансировочным, так как устойчивость даже в вертикальном положении достигается в результате постоянного перераспределения тонического напряжения различных мышц, их активизации. Это динамический процесс даже в положении статического удержания тела.

Определяется постуральный контроль через рассмотрение изменения положения центра тяжести человека.

Центр тяжести - точка пересечения равнодействующей силы всех сил притяжения, действующих на отдельные части тела.

Центр тяжести у человека проходит через 6-й шейный, 9-й грудной и 3-й крестцовый позвонки. Дальше тяжесть передается обеим бедренным головкам, далее через середину колена, опираясь на суставные поверхности большеберцовой кости на голеностопный сустав [1].

Любое изменение развития (асимметричная работа мышц, наличие функциональных нарушений) повлечет за собой изменения центра его тяжести, что спровоцирует нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. В связи с чем диагностика по-

стурального контроля и состояния физического развития является актуальной задачей.

По различным исследованиям у детей с умственной отсталостью исходно наблюдаются сниженные показатели сохранения и поддержания равновесия, работы сенсорных систем, синхронизации движений, что может влиять на появление по-стуральных нарушений [2-5].

Цель исследования - выявление постуральных нарушений у детей в возрасте 13-14 лет, имеющих нарушение интеллекта и здоровых школьников.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 детей 2008-2009 г.р., которые были сформированы из двух групп: первая группа - 30 школьников из массовой общеобразовательной школы; вторая группа - 30 школьников из коррекционной школы для детей с умственной отсталостью. При организации исследования было получено письменное согласие родителей на его проведение. Оценка постурального контроля проводилась в положении стоя напротив расчерченного полотна, каждое деление которого равнялось 10 см. Задача выполнить несколько положений: стоя спиной; стоя спиной, руки в сторону; стоя спиной, руки диагонально вверх под 45 градусов; стоя спиной, руки полностью вверх (рис. 1); наклон вперед (пальцы рук на уровне коленей); наклон максимально вперед с прямыми ногами; стоя боком; стоя боком, руки вперед (рис. 2); стоя боком, наклон вперед; стоя, лицом вперед. После выполнения каждого положения проводилась фотофиксация позиции для дальнейшего рассмотрения.

Анализировалось состояние основного постурального осмотра: положение головы, положение плечевого пояса, положение лопаток, форма грудной клетки, форма рук, треугольники талии, положение таза, форма живота, форма ног, форма стоп. Оценивались наличие нарушения и разница в сантиметрах по положению плеч, лопаток, треугольников талии.

Функциональное состояние изучалось на предмет наличия видимых мышечных асимметрий при выполнении движения.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди всех изучаемых критериев были выделены те показатели, в которых выявлено значительное количество изменений (см. таблицу).

Так, асимметричное положение плечевого пояса, треугольников талии и вальгусная постановка стоп являются основными нарушениями развития опорно-двигательного аппарата как у здоровых школьников, так и у детей с умственной отсталостью. При рассмотрении сторон асимметричного развития было выявлено, что у детей с умственной отсталостью более низкое положение левого плеча преобладает и наблюдается у 19 исследуемых из 27 случаев выявленных нарушений. Крыловидные лопатки, в свою очередь, больше обнаруживаются с правой стороны. Плоскостопие чаще выявляется на обеих ногах (12 случаев из 26 выявленных нарушений в группе).

Наиболее часто встречающиеся нарушения развития опорно-двигательного аппарата

Критерии Здоровые школьники Школьники с интеллектуальными нарушениями

Асимметричное положение плечевого пояса 60% 90%

Наличие крыловидных лопаток 13% 20%

Изменение положения треугольников талии 40% 77%

Вальгусная постановка стоп 37% 87%

Асимметричное состояние мышц при совершении движения обеими руками 20% 43%

Рис. 1-2. Оценка постурального контроля

У здоровых школьников наблюдается меньшее отклонение от нормы по сравнению с детьми с нарушением интеллекта в развитии опорно-двигательного аппарата. Из выявленных нарушений асимметрия плеч также чаще встречается сниженным положением больше с левой стороны, крыловидные лопатки - с правой. Вальгусная постановка стоп в большинстве случаев (9 из 11) визуализируется на какой-то одной конечности, что свидетельствует о другом ходе физического развития, чем у детей с умственной отсталостью.

Таким образом, видимые асимметрии различной степени выраженности были выявлены у 24 человек из 30 исследуемых здоровых школьников и у 29 человек из 30 у лиц с легкой степенью умственной отсталостью, что является существенным показателей, учитывая, что в среднем рост человека заканчивается к 18-20 годам, и, имея какие-либо нарушения в возрасте 13 лет, в случае отсутствия коррекционной работы можно предположить, что к 20 годам ситуация ухудшится и так окончательно оформится. Необходима своевременная коррекционная работа по устранению причин деформаций и асимметричного функционирования мышц.

Направленность коррекционной работы и практические рекомендации по физическим упражнениям:

Вальгусная постановка стоп. Основные мышцы для поддержания продольного свода стопы - передняя и задняя больше-берцовые мышцы. Упражнение по их укреплению - стоя подъем на носки с дальнейшим разворотом стоп наружу (на пальцы) для задней большеберцовой и сидя подтягивание носка на себя через сопротивление для передней большеберцовой мышцы.

Асимметрия треугольников талии. Треугольники талии являются признаком бокового искривления позвоночника, развития сколиоза. Сколиоз всегда индивидуален ввиду разного расположения дуг искривления, их формы, степени тяжести. Как правило, при сколиозе до 2-й степени основными рекомендациями по их коррекции является выполнение тяговых упражнений с верхнего, среднего и нижнего блоков, пулловер. Общие упражнения для укрепления мышц спины. При сколиозе от 20° искривления, помимо симметричных тяговых упражнений, необходимо включать асимметричные упражнения с ориентацией на положение дуги искривления, растягивание укороченных мышц и придание мобильности вовлеченным отделам позвоночника. При тяжелой патологии - хирургическое лечение и корсетирование.

Крыловидные лопатки. Возникают в результате слабости ромбовидных мышц и передней зубчатой мышцы. Упражнениями по их коррекции будут: сведение лопаток внутрь к позвоночнику через сопротивление, лучше комбинировать выполнение упражнений одной и двумя руками для ромбовидных мышц; сведение рук и опускание прямых рук через стороны под 45 градусов, стоя спиной к тяге, либо по одной руке диагональный жим наверх и в этом же исходном положении. Крыловидные лопатки требуют особого внимания, так как область лопатки является важным элементов здоровья спины

№3 • 2023 Март | МагсГ:

http://www.teofiya.ru

и если имеется какая-либо дисфункция или ослабление мышц ее окружающих, то в дальнейшем могут проявиться последующие изменения в работе верхней части туловища.

Асимметричное положение плеч. Разное положение плеч может быть следствием искривления позвоночника или асимметричной нагрузки. Часто ношение сумки на одном плече влечет данные изменения, лучше в период роста ребенка одевать рюкзак на оба плеча. Также занятия спортом, особенно с доминированием нагрузки одной руки, такие как баскетбол, гандбол, борьба, бокс, лыжные гонки и т.д., могут спровоцировать данные изменения. Необходимо в тренировочном процессе развивать обе стороны, даже несмотря на то, что одна будет более рабочая.

Помимо локальной коррекции, особого внимания заслуживает работа по двигательному контролю, которую необходимо проводить для улучшения проприоцепции и более глубокого прочувствования воздействия реабилитационно-коррекционных упражнений.

Выводы. Таким образом, диагностика постурального контроля является важной составляющей в оценке состояния опорно-двигательного аппарата, физического развития человека, особенно в период роста ребенка. Анализ, проведенный на основе визуального осмотра и фотофиксации при выполнении различных положений, выявил, что основными нарушениями развития опорно-двигательного аппарата как у здоровых школьников, так и у детей с умственной отсталостью являются: асимметричное положение плечевого пояса, треугольников талии и вальгусная

постановка стоп. У детей с нарушением интеллекта встречаются

более существенные двигательные изменения сразу в нескольких областях и требуется коррекция.

Литература

1. Парийский Н.В. Биомеханика как основа учения об искривлениях человеческого тела / Н.В. Парийский. - Ростов-на-Дону: Государственное издательство, 1921. - 48 с.

2. Фомина А.Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта / А.Н. Фомина // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 8 (31). - С. 39-44.

References

1. Parijsky N.V. Biomekhanika kak osnova ucheniya ob iskrivleniyakh chelovecheskogo tela [Biomechanics as the basis of the doctrine of the curvature of the human body]. Rostov-on-Don: Gosudarstvennoye izdatelstvo publ., 1921. 48 p.

2. Fomina A.N. Methods and structure of the study [Development of proprioceptive skills using methods of adaptive physical culture for children with intellectual disabilities]. Nauka i obrazovaniye segodnya. 2018. No. 8 (31). pp. 39-44.

3. Balayi E., Sedaghati P., Ahmadabadi S. Effects of neuromuscular training on postural control of children with intellectual disability and developmental coordination disorders: Neuromuscular training and postural control. BMC Musculoskeletal Disorders. 2022. Vol. 23(1). p. 631.

4. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2022. Vol. 35(1). pp. 280-294.

5. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities. Journal of Intellectual Disability Research. 2021. Vol. 65. pp. 912-921.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

алгоритм действии тренера в процессе применения специальных подвижных игр в подготовке футболистов

Доцент, кандидат педагогических наук Н.И. Шагин1 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДК/ШС 796.015

Ключевые слова: футбол, спортсмен, тренер, специальные подвижные игры, алгоритм, тренировочное занятие.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать алгоритм действий тренера в процессе применения специальных подвижных игр в подготовке футболистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Как бы правильно не была подобрана тренером специальная подвижная игра под конкретное тренировочное занятие или цикл тренировок, необходимо также корректно и доступно ее преподнести юным футболистам. Для этого, как показал многолетний опыт работы, тренеру необходимо руководствоваться следующим алгоритмом действий в процессе применения специальных подвижных игр в многолетней подготовке юных футболистов: Сбор занимающихся для объяснения игры. Независимо от возраста необходимо требовать полного фокуса внимания к себе. Недопустимы какие-либо разговоры или отвлечения. Сразу необходимо сообщить, что на все вопросы по поводу игры вы обязательно ответите позже. Необходимо максимально лаконично и доступно объяснять содержание игры.

Сообщение название игры. Важно придумать короткое, емкое и запоминающееся название, как минимум для того, чтобы в последующие разы не приходилось заново объяснять правила. Только лишь хорошо придуманное и интересное название делает игру любимой для детей.

• Сообщение и распределение ролей. Необходимо указать, какие команды и роли существуют в игре.

• Сообщение общей цели игры. Какую цель преследует каждый игрок или команда.

algorithm of actions of the coach in the process of application of special mobile games in the preparation of football players

PhD, Associate Professor N.I. Shagin1 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 26.01.2023 г.

• Сообщение путей достижения обозначенной цели. Каким образом можно действовать.

• Сообщение правил игры. Чего делать нельзя и какое за это последует наказание.

• Сообщение времени игры. Как долго или до какого момента игра будет продолжаться.

• Сообщение пространства, на котором проводится игра. То есть указать ориентиры перемещений.

• Ответы на возникшие вопросы.

• Особые условия и примечания.

Данный перечень рекомендуется выполнять именно в таком порядке.

Вывод. Большинство специальных подвижных игр включает множество двигательных действий, выполнение которых требует переноса имеющихся умений и навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении двигательным действиям направлять творческую деятельность игроков. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего воспитание креатива и творчества при выполнении различных задач во время учебно-тренировочного процесса.

Литература

1. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы. - М.: Человек, 2015. - 208 с.

2. Шагин Н.И. Специальные подвижные игры в многолетней подготовке юных футболистов: учебно-методическое пособие / Н.И. Шагин. - М.: Спортивная книга, 2020. - 160 с.

Информация для связи с автором: shagin.rfs@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.