Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ДИАГНОСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / координационные способности / умственная отсталость / постуральная устойчивость / динамическая устойчивость / children / coordination abilities / mental retardation / postural stability / dynamic stability

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна

Рассмотрены способы диагностики координационных способностей и проведен сравнительный анализ результатов исследования детей с легкой степенью умственной отсталости и здоровых сверстников. Выявлено статистическое различие значений в исследовательских группах на основе полученных показателей постуральной и динамической устойчивости. Сформированы практические рекомендации для развития координационных способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL IMPAIRMENT

Methods for diagnosing coordination abilities are considered and a comparative analysis of the results of a study of children with mild mental retardation and healthy peers is carried out. A statistical difference in the values of the research groups was revealed based on the obtained indicators of postural and dynamic stability. Practical recommendations for the development of children's coordination abilities have been formed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 796.012.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-56-62

ДИАГНОСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Д.В. Федулова

Рассмотрены способы диагностики координационных способностей и проведен сравнительный анализ результатов исследования детей с легкой степенью умственной отсталости и здоровых сверстников. Выявлено статистическое различие значений в исследовательских группах на основе полученных показателей постуральной и динамической устойчивости. Сформированы практические рекомендации для развития координационных способностей детей.

Ключевые слова: дети, координационные способности, умственная отсталость, постуральная устойчивость, динамическая устойчивость.

DIAGNOSTICS OF COORDINATION Федулова Дарья Владимировна, канд. биол.

ABILITIES IN CHILDREN WITH наук, доц., d.v.fedulova@urfu.ru, Россия, Екатеринбург,

INTELLECTUAL IMPAIRMENT Уральский федеральный университет

Fedulova D.V., candidate of biological sci- ^ гт л

ences, associate professor, d.V fedulova@ согласно °пределению U.*. ру-

urfu.ru, Russia, Yekaterinburg, Ural Federal бинштейна (1970), термином «умствен-

University ная отсталость» обозначают стойкое вы-

Methods for diagnosing coordination abilities раженное нарушение познавательн°й are considered and a comparative analysis of деятельности вследствие диффузного ор-

the results of a study of children with mild ганического поражения центральной

mental retardation and healthy peers is carried

out. a statistical difference in the values of the нервной системы. Однако нарушение ин-research groups was revealed based on the теллекта в рассматриваемой нозологиче-

obtained indicators of postural and dynamic

stability. Practical recoPmrnendations for thc ской группе является не единственным development of children's coordination abili- следствием данной патологии.

ties have been formed. Лица с интеллектуальными нару-

Key words: children, coordination abilities, шениями (ЛИН) по различными данным mental retardation, postural stability, dynamic имеют сниженные показатели физиче-

stability. ского здоровья, развития физических ка-

честв, соматические нарушения [1-4]. Ввиду поражения различных уровней мозговых структур происходит рассогласованность в работе между контролирующими и исполняющими органами, ответственными за процесс движения и, таким образом, происходит нарушение постурального баланса и основного механизма управления движением. Наиболее ярко это проявляется в недостатке координации движений у детей с умственной отсталостью, которые могут происходить в каждой группе координационных способностей: 1) способности точно соизмерять и регулировать про -странственные, временные и динамические параметры движений; 2) способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

3) способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности) [5].

Формирование любого двигательного акта осуществляется путем активации двух центральных программ управления мышц: «коактивирую-щей» и «реципрокной». Коактивация мышц происходит, когда мышцы-агонисты и мышцы-антагонисты, окружающие сустав, сокращаются одновременно, чтобы обеспечить стабильность сустава.

Второй механизм - механизм управления работой мышц реципрок-ной иннервации (реципрокного торможения) определяет взаимоотношения мышц-антагонистов и является элементарной единицей двигательной координации.

Управление обоими процессами осуществляется при участии кор -ковых процессов головного мозга, нарушения в работе которых наблюдается при умственной отсталости [6-8].

Цель исследования - проанализировать развитие координационных способностей у детей в возрасте 13-14 лет, имеющих легкую степень нарушение интеллекта, и здоровых сверстников.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературные данные на предмет выявления особенностей двигательной сферы лиц с нарушением интеллекта, состоя -ния механизмов управления движением;

2) определить способы тестирования постуральной и динамической устойчивости;

3) провести диагностику координационных способностей детей с легкой степенью умственной отсталости и здоровых сверстников 20082009 г.р.;

4) разработать практические рекомендации для развития координационных способностей у детей 13-14 лет.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 80 детей 2008-2009 г.р. из г. Екатеринбурга, которые были распределены на 2 группы: 40 детей с умственной отсталостью легкой степе -нью из образовательных учреждений коррекционной направленности и 40 здоровых детей из общеобразовательной школы.

Диагностировали показатели постуральной и динамической устойчивости. Тесты на постуральную устойчивость включали выполнение тес -тов Ромберга, стоя на двух и одной ноге с открытыми и закрытыми глазами (рис. 1).

Тесты на динамическую устойчивость включали: ходьбу по линии (10 шагов), тест «Звезда» (скольжение по 8 траекториям направления, стоя на правой и левой ноге) и наклон вперед (10 раз), отдельно стоя на правой и левой ноге (рис. 2). Оценка выполнения тестов проводилась по различным критериям разработанной ранее балльной системе оценивания [9].

Рис. 1. Тест на постуральную устойчивость (тест Ромберга)

Рис. 2. Тест на динамическую устойчивость (тест «Ходьба по линии»)

Статистическая значимость результатов исследования определялась с применением ^критерия Стьюдента. При организации исследования было получено письменное согласие родителей на его проведение.

Результаты исследования и их обсуждение. Максимальная оценка за каждый тест составляла 9 баллов. Тесты включали 3 критерия, каждый из которых оценивался от 0 до 3 баллов. Наиболее успешно дети с умственной отсталостью справились с тестом Ромберга, стоя на двух ногах (8,55±0,18 балла при выполнении теста с открытыми глазами и 8,28±0,22 балла при выполнении теста с закрытыми глазами). Сложнее всего пришлось детям при выполнении тестов на постуральную устойчивость - в тесте Ромберга, стоя на одной ноге с закрытыми ногами) и на динамическую устойчивость - в тесте «наклон вперед, стоя на одной ноге с открытыми глазами (табл. 1, 2). Тест «наклон вперед с закрытыми гла-

зами» исключили из сравнительной диагностики ввиду его сложности для детей с нарушением интеллекта (выполнить смогли только двое детей, у остальных детей тест не получился даже с дополнительной поддержкой инструктора). Проба Ромберга была выбрана как базовый тест ввиду высокой информативности: с одной стороны данный тест является несложным для понимания выполнения, с другой - диагностирует многие характеристики состояния функций органов, участвующих в поддержании равнове -сия.

Таблица 1

Результаты тестов на постуральную устойчивость у детей

(М± т, баллы)

Тесты Ромберга Группа P

ЛИН здоровые дети

- с открытыми глазами 8,55±0,18 8,95±0,04 0,041

- с закрытыми глазами 8,28±0,22 8,90±0,05 0,010

- на правой ноге 6,31±0,49 8,41±0,17 -

- на левой ноге 5,76±0,48 8,64±0,11 -

- на правой ноге с закрытыми глазами 4,34±0,48 6,97±0,25 -

- на левой ноге с закрытыми глазами 3,76±0,49 6,90±0,25 -

Таблица 2

Результаты тестов на динамическую устойчивость у детей

(М± т, баллы)

Тесты Группа P

ЛИН здоровые дети

Ходьба по линии 7,04±0,39 7,92±0,13 0,037

«Звезда» на правой ноге 5,69±0,35 7,44±0,19 -

«Звезда» на левой ноге 5,48±0,38 7,62±0,15 -

Наклон вперед, стоя на правой ноге 2,96±0,44 6,97±0,30 -

Наклон вперед, стоя на левой ноге 2,89±0,46 6,77±0,28 -

В процессе сравнения показателей диагностики детей с нарушением интеллекта и здоровых сверстников выявлено, что результаты каждого теста имеют достоверные различия. Так, в тестах, выполняемых на двух ногах, разница между группами составляет р<0,05, в тестах, выполняемых на одной ноге - р<0,001, что говорит о существенных отличиях и сниженных показателей координационных способностей у детей с умственной отсталостью.

Выполнение тестов на одной ноге также свидетельствует о развитии спиральной линии тела, которая, исходя из теорий функциональных и мышечных систем [10, 11], является одним из вариантов мышечного взаимодействия организма. На наш взгляд, она является наиболее значимой в

работе по комплексному управлению движениями и развитию проприо-цептивных связей. Цепочка начинается с латеральной поверхности одной конечности, далее на уровне поясничного отдела позвоночника переходит на другую сторону - в контралатеральную мышцу, выпрямляющую позво -ночник, широчайшую мышцу спины, совершает круг и возвращается зеркально по противоположной стороне.

Нарушение проприоцептивного взаимодействия сопровождается дефицитом процессов программирования и контроля двигательной задачи вместе с признаками дефицита процессов регуляции активности. Сложности в реципрокной координации, кинетическом и динамическом праксисе может отражаться на выполнении базовых локомоций, например, при ходьбе, и представляет трудности для автоматизации вырабатываемого двигательного навыка.

Практические рекомендации для развития координационных способностей:

1) выполнять упражнения на постуральную устойчивость со статическим удержанием правильного положения для более глубокого его про -чувствования и укрепления глубоких мышц туловища;

2) выполнять упражнения на динамическую устойчивость таким образом, чтобы 2/3 упражнений были выполнены на одной ноге: различные приседы, наклоны с поддержкой или опорой, особенно в первое время тренировок для более амплитудного выполнения и активизации необходимых мышц в работу;

3) чередовать выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами для большего развития проприоцепции;

4) включать в программу занятия упражнения на нестабильных опорах: ортопедических подушках, балансировочной платформе bosy, ортопедическом массажном коврике для развития нервно-мышечных связей;

5) включать в программу занятия упражнения с препятствиями для активизации механизмов стабилизации положения тела.

Заключение. Координационные способности у детей 13-14 лет, имеющих легкую степень нарушение интеллекта по сравнению со здоровыми сверстниками, имеют сниженное развитие. Особенно недостаток постурального баланса выявляется при выполнении упражнений на одной ноге и активизации спиральной мышечной линии и механизмов управле -ния движением. Практические рекомендации по развитию координационных способной у детей данной нозологической группы включают комбинацию упражнений на статическую и динамическую устойчивость поло -жения, чередование их выполнения с открытыми/закрытыми глазами, с применением дополнительного инвентаря: балансировочных платформ и препятствий.

Список литературы

1. Exploration of sports participation in children with mild intellectual disability / P. Iyer [et al.] // Critical reviews in physical and rehabilitation medicine. 2019. Vol. 31 (1). P. 85-92.

2. Gilderthorp R., Burns J.H., Jones F. Classification and intellectual disabilities: an investigation of the factors that predict the performance of athletes with intellectual disability // Journal of Clinical Sport Psychology. 2018. № 12 (3). P. 1-31.

3. Калябин В.А. Физическое развитие детей с нарушением интел -лекта // Проблемы экологического образования в XXI веке: сб. трудов II Междунар. науч. конф. Владимир: Аркаим, 2018. С. 176-178.

4. Фомина А. Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интел -лекта // Наука и образование сегодня. 2018. № 8 (31). С. 39-44.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. 10-е изд., испр. М.: ИЦ «Академия», 2012. 480 с.

6. Лурия А.Р., Арсенина Н.Б., Салазкина С.И. Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982. 284 с.

7. The relationship between motor skills and cognitive skills in 4-16 year old typically developing children: a systematic review / I. van der Fels [et al.] // Journal of Science and Medicine in Sport. 2014. № 18 (6). P. 1-13.

8. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. 2021. Vol. 65. P. 912-921.

9. Федулова Д.В. Диагностика нейродинамических нарушений у лиц с умственной отсталостью на основе анализа биомеханики двигатель -ных действий // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: сб. материалов X Всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф. / под ред. А.Н. Фураева. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2022. С.324-330.

10. Бюске Л. Мышечные цепи / пер. с 5-го изд. на фр. яз. Г.М. Се-верской. М.: МИК; Иваново: РИТМОС, 2011. 204 с.

11. Майерс Т.В. Анатомические поезда: миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины / пер. с англ. яз. М.: Эксмо, 2018. 302 с.

References

1. Exploration of sports participation in children with mild intellectual disability / P. Iyer [et al.] // Critical reviews in physical and rehabilitation medicine. 2019. Vol. 31 (1). P. 85-92.

2. Gilderthorp R., Burns J.H., Jones F. Classification and intellectual disabilities: an investigation of the factors that predict the performance of athletes with intellectual disability // Journal of Clinical Sport Psychology. 2018. № 12 (3). P. 1-31.

3. Kalyabin V.A. Fizicheskoe razvitie detej s narusheniem intellekta [Physical development of children with intellectual disabilities] // Problems of environmental education in the XXI century: Sat. Proceedings of the II Intern. scientific conf. Vladimir: Arkaim, 2018. P. 176-178.

4. Fomina A. N. Razvitie proprioceptivnyh navykov s pomoshch'yu metodov adap-tivnoj fizicheskoj kul'tury dlya detej s narusheniem intellekta [Development of proprioceptive skills using methods of adaptive physical culture for children with intellectual disabilities] // Nauka i obrazovanie segodnya [Science and education today]. 2018. No. 8 (31). P. 39-44.

5. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]. 10th ed., rev. M.: ITs "Academy", 2012. 480 p.

6. Luriya A.R., Arsenina N.B., Salazkina S.I. Funkcii lobnyh dolej mozga [Functions of the frontal lobes of the brain]. M.: Nauka, 1982. 284 p.

7. The relationship between motor skills and cognitive skills in 4-16 year old typically developing children: a systematic review / I. van der Fels [et al.] // Journal of Science and Medicine in Sport. 2014. № 18 (6). P. 1-13.

8. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. 2021. V. 65. P. 912 -921.

9. Fedulova D.V. Diagnostika nejrodinamicheskih narushenij u lic s umstvennoj ots-talost'yu na osnove analiza biomekhaniki dvigatel'nyh dejstvij [Diagnosis of neurodynamic disorders in persons with mental retardation based on the analysis of the biomechanics of motor actions] // Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sports: coll. materials X All-Russian. with international participation scientific-practical conf. / ed. A.N. Furaev. Malakhovka: MGAFK Publ., 2022. P. 324-330.

10. Byuske L. Myshechnye cepi [Muscular chains] / per. from 5th ed. in French lang. G.M. Severskaya. M.: MIK; Ivanovo: RITMOS, 2011. 204 p.

11. Majers T.V. Anatomicheskie poezda: miofascial'nye meridiany dlya manual'noj i sportivnoj mediciny [Anatomy trains: myofascial meridians for manual and sports medicine] / transl. from English. lang. M.: Eksmo, 2018. 302 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.