ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ инструментарии как средство ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Э. Г. Скибицкий, Т. И. Круне
PEDAGOGICAL TOOLS AS A MEANS OF ENVIRONMENTAL TRAINING OF TECHNICAL UNIVERSITIES’ STUDENTS E. G. Skibitskiy, T. I. Krune
В статье рассмотрена проблема экологической подготовки студентов технического вуза с позиции компе-тентностного подхода. Предложен механизм повышения уровня экологической подготовки, путем внедрения в образовательный процесс разработанного педагогического инструментария. Описаны его компоненты.
The paper deals with the problem of environmental training of technical universities’ students from the position of competence-based approach and provides a method for triggering the mechanism for increasing the level of environmental training, through the implementation of the developed pedagogical tools in the educational process. Tools components are described.
Ключевые слова: экологическая подготовка, педагогический инструментарий, профессиональная компетентность, компетенция, педагогическая модель, педагогическая технология, компоненты.
Keywords: environmental training, pedagogical tools, professional competence, competence, pedagogical model, educational technology, components.
Обостряющаяся экологическая ситуация в современном мире существенным образом затрагивает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и строительство. Одной из основных причин, заключающейся в низком уровне экологической культуры инженерных кадров является недостаточно эффективная система их подготовки в технических вузах.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, результатов социологических исследований, проводимых преподавателями различных технических вузов Российской Федерации, свидетельствуют о низком уровне экологического сознания, культуры и мышления студентов, несмотря на то, что экологическая подготовка в технических вузах является обязательным компонентом (дисциплина «Экология» введена в ФГОС ВПО всех специальностей технического, технологического и строительного направления) [1; 4 - 5].
Экологизация сознания и мышления, а также повышение уровня экологической культуры студенческой молодежи происходит через систему экологической подготовки. Анализ ее состояния в технических вузах и различные взгляды авторов на определение словосочетания «экологическая подготовка» показал, что ее целью в большинстве работ, посвященных данной проблеме, является формирование основных компонентов экологической культуры. В нашем исследовании в качестве ключевого методологического подхода, направленного на повышение экологической подготовки студентов технического вуза является компетентностный и субъектный подходы, тем более что до настоящего времени вопросы, связанные с выявлением специфики экологической подготовки в данном контексте не изучены в должной мере. Учитывая вышесказанное, приведем определение экологической подготовкой студентов технического вуза. Под ней мы понимаем непрерывный процесс формирования составляющих профессиональной компе-
тентности, обеспечивающих в будущем эффективную экологоориентированную деятельность выпускников вуза.
С целью повышения уровня экологической подготовки студентов технического вуза, нами разработано средство в виде педагогического инструментария. Для лучшего понимания словосочетания «педагогический инструментарий» проведем его семантический анализ.
Прилагательное «педагогический» в различных словарях трактуется как относящийся к педагогике, используется в педагогической среде для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач. Слово «инструмент» в литературных источниках трактуется как орудие, средство, способ решения той или иной задачи. В свою очередь слово «инструментарий» - это совокупность инструментов, применяемых в каком-либо определенном деле или употребляемых в какой-нибудь области [6; 7].
Таким образом, исходя из вышеизложенного под словосочетанием «педагогический инструментарий» будем понимать совокупность средств (модель, педагогическая технология и критериальный аппарат), использование которых позволяет педагогу повысить эффективность экологической подготовки студентов технического вуза через формирование составляющих профессиональной компетентности.
Педагогический инструментарий разработан с учетом современных достижений в области психологии, педагогики и информационных технологий. Такой подход к созданию структуры и содержания педагогического инструментария обеспечивает более эффективное решение проблемы исследования. Схема педагогического инструментария представлена на рис. 1.
Э. Г. Скибицкий, Т. И. Круне
87
ПЕДАГОГИКА
Рис 1. Структура педагогического инструментария экологической подготовки студентов технического вуза
Педагогический инструментарий включает в себя два взаимосвязанные контура: внешний и внутренний. В
подходы, педагогические условия, принципы и функции. Он служит для разработки педагогического инструментария и реализации его в педагогическом процессе вуза. Внутренний контур включает модель, педагогическую технологию и критериальный аппарат. Он обеспечивает формирование профессиональных компетенций студентов технического вуза. Рассмотрим кратко назначение и содержание компонентов, входящих во внешний контур педагогического инструментария.
Педагогический инструментарий в процессе его применения в реальной образовательной практике обеспечивает выполнение следующих функций: обучающую, развивающую и воспитывающую.
Обучающая функция заключается в обеспечении формирования у студентов технического вуза в процессе экологической подготовки компетенций, характеризующих знания, умения и навыки профессиональной деятельности.
Развивающая функция способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и оптимальные решения, а также развитию мотивации учебной деятельности и рефлексии.
Воспитывающая функция состоит в формировании определенных подходов (позиций), нравственных эстетических и мировоззренческих установок, способности осознания студентом своей будущей про-
фессиональной деятельности в единстве с окружающей средой.
В основу разработки педагогического инструментария положены следующие методологические подходы: личностно-деятельностный, системный, компе-тентностный, контекстно-модульный и интегративноразвивающий. Выделенные научные подходы не противоречат, а дополняют друг друга, так как акцентируют внимание специалистов на специфику каждого этапа разработки (прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, апробация и внедрение) педагогического инструментария. Рассмотрим кратко их содержание.
Личностно-деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и обусловлена ею. Данный подход позволяет усилить практико-ориентированную направленность педагогического процесса, активизировать процесс накопления профессионального опыта, знаний, умений, которые необходимы при осуществлении будущей профессиональной деятельности студента. Личностно-деятельностный подход реализуется по технологической цепочке педагогических действий, операций и коммуникаций, выстраиваемой строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата при обучении студентов в техническом вузе по инженерно-экологической отрасли знания с применением педагогического инструментария.
Системный подход предполагает развитие системных знаний у студентов строительного вуза, на
88 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1
основе интеграции гуманитарных, естественнонаучных, технических и других дисциплин. Данный подход позволяет рассматривать педагогический инструментарий как совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность.
Компетентностный подход предполагает не просто приобретение определенных знаний, умений и навыков, он ориентирован на целостный опыт решения общих и профессиональных проблем, при этом результаты образовательной деятельности рассматриваются через компетенции. Кроме того, компетентно-стный подход предусматривает ориентацию целей воспитания, образования и обучения студентов технического вуза на формирование системы компетенций входящих в состав профессиональной компетентности.
Контекстно-модульный подход основан на отборе и модульном структурировании содержания экологического образования с учетом особенностей профессиональной деятельности будущего выпускника технического вуза. Такой подход предоставляет возможность непрерывно корректировать направление подготовки и постоянно обновлять содержание учебной информации при достаточно часто меняющихся требованиях предъявляемых к выпускникам технических вузов. Реализация контекстно-модульного подхода способствует оптимальной активности и гибкости обучения, поддержанию постоянной мотивации студентов, приспособлению к их индивидуальнотипологическим особенностям и интеллектуальным возможностям, организации непрерывного педагогического мониторинга и целенаправленной самообразовательной деятельности. В процессе реализации данного подхода преподаватель выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора.
Интегративно-развивающий подход, представляющий собой симбиоз интеграции и развития позволяет актуализировать экологические знания путем непосредственной встроенности экологической подготовки в педагогический процесс технического вуза. Данный подход основан на построении учебной информации с учетом междисциплинарных связей в виде проблемно-тематических блоков, объединяющих дисциплины экологического и технического циклов. Такой подход в построении учебного материала, должен быть направлен на развитие у студентов строительного вуза интегративных знаний, которые позволят студенту осознать значимость и оценить роль экологической подготовки при решении служебных задач в будущей профессиональной деятельности.
При разработке педагогического инструментария мы опирались на известную систему принципов в педагогике, но учитывая специфику решения задачи исследования мы использовали следующие принципы: целостность, ориентированность обучения на личность, ориентированность обучения на профессиональное саморазвитие, целеустремленность, технологичность, гарантированность результатов учебной деятельности студентов [8].
ПЕДАГОГИКА |
Эффективность реализации педагогического инструментария в процессе экологической подготовки студентов технического вуза обеспечивается комплексным учетом совокупности педагогических условий. На основе проведенного исследования нами выявлены следующие педагогические условия: разработка сетевого интегрированного курса, направленного на формирование составляющих профессиональной компетентности; организация проектировочной деятельности студентов строительного вуза; формирование рефлексии у студентов технического вуза при экологической подготовке. Подробное описание и положительные результаты внедрения перечисленных выше педагогических условий представлены в работе [2, с. 41 - 47].
Инструментальным средством и способом, обеспечивающим повышение уровня экологической подготовки студентов технического вуза выступает модель и технология ее реализации. Теоретическая обоснованность и подробное описание модели экологической подготовки студентов строительного вуза представлено в работе [3, с. 86 - 90].
Одним из способов запускающих механизм функционирования модели является педагогическая технология. На основе анализа содержания словосочетания «педагогическая технология» в различных источниках мы в своем исследовании будем использовать следующее определение педагогической технологии: структурированный способ достижения высокого уровня сформированности составляющих профессиональной компетентности, адекватный целям подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.
Учитывая сказанное выше, необходимо отметить, что при разработке педагогической технологии важно сохранить взаимосвязь с промышленными технологиями. Другими словами то, чем овладевают студенты с помощью педагогической технологии, должно материализоваться в производственной сфере, особенно это важно для студентов инженерных специальностей. Кроме того, основная идея педагогической технологии заключается в том, что она обеспечивает непрерывное управление, воспроизведение и гарантированный результат.
Для установления наиболее востребованных профессиональных компетенций, обеспечивающих успешную будущую профессиональную деятельность студентов, мы провели анализ психолого-педагогической и методической литературы, мнений экспертов (15 чел.), преподавателей (20 чел.), результатов анкетирования студентов старшего курса (45 чел.) и выпускников вуза (40 чел). Полученные данные позволили выявить, что наиболее востребованными профессиональными компетенциями, являются проектно-конструкторская, коммуникативная, информационная и экологическая. Кроме того, для оценки уровня их сформированнности нами предложен критериальный аппарат, представляющий собой совокупность взаимосвязанных критериев, показателей и уровней. В нашем исследовании приняты следующие уровни сформированности составляющих профессиональной компетентности: низкий, средний и высокий.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 89
ПЕДАГОГИКА
Низкий уровень - это уровень, для которого характерно проявление сформированное™ у будущего специалиста отдельных показателей проектно-
конструкторской, информационной, коммуникативной и экологической компетенций.
Средний уровень характеризуется активным развитием у будущего специалиста компонентов внутренней структуры рассматриваемых выше компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности.
Высокий уровень характеризуется не только интенсивностью развития у студента всех компонентов (показателей) компетенций, но и накоплением «критической массы» для их перехода на уровень самораз-
вития и самоактуализации в различных видах профессиональной деятельности.
Для оценки сформированности перечисленных выше уровней нами предлагается применять 15-баль-ную систему оценивания.
Итак, предлагаемый авторами научный подход к поэтапной разработке педагогического инструментария показал его полезность (целесообразность, эффективность и экономичность) и возможность применения в образовательной практике. Полученные в ходе экспериментальной проверки инструментария (в течение 6 лет) данные доказали, что он обеспечивает решение задачи, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов технического вуза.
Литература
1. Докторов Б. З., Сафронов В. В., Фирсов Б. М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 52.
2. Круне Т. И. Внедрение комплекса педагогических условий в практику подготовки студентов строительного вуза // Инновации в образовании. 2013. № 1.
3. Круне Т. И. Модель формирования профессиональной компетентности студентов инженерно-экологического факультета строительного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6.
4. Линенко О. А. Теоретические основы экологизации сознания личности студента технического вуза. М., 2009. 231 с.
5. Лисаускене Е. М., Лихачева Т. И., Грицина З. В., Лисаускайте Ю. В. Экологическое движение и экологическое сознание в Прибайкалье // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 114 - 115.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 27 изд., испр. М.: ОНИКС; Мир и образование, 2011. 736 с.
7. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохорова. 4-е изд. М.: Сов. энцикл. 1986. 1600 с.
8. Скибицкий Э. Г., Скибицкая И. Ю., Шмидт Н. М. Педагогические условия и средства подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления. Новосибирск: САФБД, 2010. 210 с.
Информация об авторах:
Скибицкий Эдуард Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой философии педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, skibit@yandex. ги. Новосибирск.
Edward G. Skibitskiy - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Philosophy of Pedagogy and Psychology, Siberian Academy of Finance and Banking.
Круне Татьяна Ивановна - старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, tikrune@yandex.ru, Новосибирск.
Tatyana I. Krune - Senior Lecturer at the Department of Life Safety, Novosibirsk State Architectural Civil Engineering University.
Статья поступила в редколлегию 23.09.2014 г.
90 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1