Научная статья на тему 'Оценка эффективности педагогической технологии при экологической подготовке студентов технического вуза'

Оценка эффективности педагогической технологии при экологической подготовке студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ENVIRONMENTAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круне Т. И.

Статья посвящена проблеме экологической подготовки студентов технического вуза. В работе отмечается актуальность и необходимость повышения уровня экологической подготовки путем внедрения в образовательный процесс технического вуза педагогической технологии, описаны основные компоненты педагогической технологии и представлены данные полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что спроектированная технология выступает в роли эффективного средства, направленного на повышение уровня экологической подготовки будущих инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY AT THE ENVIRONMENTAL TRAINING OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

This article deals with a problem of environmental training of students of a technical college. The paper noted the urgency and the need to increase the level of environmental education through the introduction of educational technology into the educational process of a technical college. The article describes the main components of educational technology and presents data obtained during the experimental work carried out on the basis of Novosibirsk State Architectural University. Comparative analysis of the experimental data leads to the conclusion that the designed technology acts as an effective tool aimed at improving the level of environmental training for future engineering personnel. The researcher shows methods of how enhance different types of competence, including ecological, communicative, information-related and project-designing ones. The work presents schemes that demonstrate the degrees to which the ecological competence in the experimental group was formed.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности педагогической технологии при экологической подготовке студентов технического вуза»

ектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов [10].

Установление субъект-субъектных отношений предполагает преобразование руководящей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в личностно равноправные. Перевод студента из объекта в субъект управления происходит при гибком управлении и самоуправлении в физкультурно-спортивной деятельности. При реализации данного условия в рамках физ-культурно-спортивной деятельности мы рассматривали студента как субъекта управления процессом, а само управление, в большей степени, не как воздействие преподавателя на студента, а как взаимодействие преподавателя и студента.

Реализация данного условия возможна при включении студентов в процесс диалогизации и сотрудничества в профессиональном образовании, в систему межличностного общения, соревновательные ситуации [11].

Третьим условием реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза является структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.

Индивидуальный подход - это принцип современного профессионального образования, согласно которому эффектив-

Библиографический список

ность образования достигается взаимодействием с занимающимися, основанным на знании характера, интересов, способностей каждого. Построение двигательной подготовки по принципу не только развития двигательных качеств, но и освоения знаний по их развитию, с учетом индивидуальных особенностей, позволяет интегрировать возможности студента в адаптационный период профессионального обучения. Индивидуальный подход позволяет рассматривать физкультурно-спортивную деятельность в контексте образа жизни, будущей профессиональной деятельности каждого студента и развития способностей освоения физкультурных ценностей [12].

При таком подходе студенты в процессе организации обязательных занятий реализуют свою деятельность на их основе индивидуальных программ физического самосовершенствования, которые составляются и корректируются в ходе деятельности самим студентом, который является субъектом, конструктором своего физкультурного образования.

Таким образом, на основе теоретико-экспериментального исследования нами выявлен и теоретически обоснован представленный комплекс педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза.

1. Лотоненко, А.В. Потребность в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 5.

2. Пономарев, Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9-10.

3. Соловцова, Е. Адаптация при обучении профессии // Народное образование. - 2004. - № 9.

4. Калинина, Н.Г. Особенности адаптации студентов с различным уровнем интеллекта к обучению в колледже // Одаренный ребенок.

- 2005. - № 6.

5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособ. - М., 2004.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1998.

7. Березин, Ф.В. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - М., 1988.

8. Кривцова, С.В. Подросток на перекрёстке эпох. - М., 1997.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб., 2002.

10. Беляев, И.А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи: учеб. пособ. - Оренбург, 1993.

11. Волошина, Л. Проблемы адаптации студентов педколледжа / Л. Волошина, Ю. Шилова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12.

12. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев [и др.]. - М., 1989.

Bibliography

1. Lotonenko, A.V. Potrebnostj v fizicheskoyj kuljture kak oblasti deyateljnosti // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2002. - № 5.

2. Ponomarev, N.I. Nekotorihe aspektih formirovaniya polozhiteljnogo otnosheniya cheloveka k fizicheskoyj kuljture / N.I. Ponomarev, V.M. Reyjzin // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1993. - № 9-10.

3. Solovcova, E. Adaptaciya pri obuchenii professii // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 9.

4. Kalinina, N.G. Osobennosti adaptacii studentov s razlichnihm urovnem intellekta k obucheniyu v kolledzhe // Odarennihyj rebenok. - 2005.

- № 6.

5. Lubihsheva, L.I. Sociologiya fizicheskoyj kuljturih i sporta : ucheb. posob. - M., 2004.

6. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 2 t. / gl. red. V.V. Davihdov. - M., 1998.

7. Berezin, F.V. Psikhologicheskaya i psikhofizicheskaya adaptaciya cheloveka. - M., 1988.

8. Krivcova, S.V. Podrostok na perekryostke ehpokh. - M., 1997.

9. Rean, A.A. Psikhologiya i pedagogika / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb., 2002.

10. Belyaev, I.A. Primenenie ehlementov khatkha-yjogi i autogennoyj trenirovki v fizicheskom vospitanii uchatheyjsya molodezhi: ucheb. posob. - Orenburg, 1993.

11. Voloshina, L. Problemih adaptacii studentov pedkolledzha / L. Voloshina, Yu. Shilova // Doshkoljnoe vospitanie. - 2005. - № 12.

12. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / redkol.: S.S. Averincev [i dr.]. - M., 1989.

Статья поступила в редакцию 02.10.14

УДК 378.14

Krune T.I. THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY AT THE ENVIRONMENTAL TRAINING OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. This article deals with a problem of environmental training of students of a technical college. The paper noted the urgency and the need to increase the level of environmental education through the introduction of educational technology into the educational process of a technical college. The article describes the main components of educational technology and presents data obtained during the experimental work carried out on the basis of Novosibirsk State Architectural University. Comparative analysis of the experimental data leads to the conclusion that the designed technology acts as an effective tool aimed at improving the level of environmental training for future engineering personnel. The researcher shows methods of how enhance different types of competence, including ecological, communicative, information-related and project-designing ones. The work presents schemes that demonstrate the degrees to which the ecological competence in the experimental group was formed.

Key words: environmental training, professional competence, competence, pedagogical technology.

Т.И. Круне, зам. декана Инженерно-экологического факультета, Новосибирский гос. архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, E-mail: tikrune@yandex.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме экологической подготовки студентов технического вуза. В работе отмечается актуальность и необходимость повышения уровня экологической подготовки путем внедрения в образовательный процесс технического вуза педагогической технологии, описаны основные компоненты педагогической технологии и представлены данные полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что спроектированная технология выступает в роли эффективного средства, направленного на повышение уровня экологической подготовки будущих инженерных кадров.

Ключевые слова: экологическая подготовка, профессиональная компетентность, компетенция, педагогическая технология.

Экологическое образование в технических вузах РФ - это необходимый элемент подготовки будущих специалистов. Однако существующая сегодня система высшего технического образования недостаточно эффективна в вопросах экологической подготовки студентов, получающих инженерно-техническую специальность, о чем свидетельствуют данные представленные в работах многих авторов [1; 2; 3 и др.].

Под экологической подготовкой студентов технического вуза мы понимаем непрерывный процесс формирования составляющих профессиональной компетентности, обеспечивающих в будущем эффективную экологоориентированную деятельность выпускников вуза.

Исходя из представленного выше определения словосочетания «экологическая подготовка» нами, на основе анализа Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, экспертной оценки высококвалифицированных специалистов, а также на основании анкетирования преподавателей, студентов и выпускников технических вузов был обоснован выбор составляющих профессиональной компетентности в качестве результирующих показателей экологической подготовки будущего специалиста. Следует отметить, что по итогом проведенной выше работы в роли результирующих показателей экологической подготовки студентов технического вуза будут выступать следующие компетенции: проектно-конструктор-ская, коммуникативная, информационная и экологическая.

Для улучшения уровня экологической подготовки студентов строительного вуза, нами была спроектирована и внедрена в образовательный процесс педагогическая технология (рис. 1).

В соответствии с моделью, подробно описанной в работе Т.И. Круне [4, с. 86] и технологией ее реализации (рис. 1), формирование составляющих профессиональной компетентности будущего инженера-строителя осуществлялось в три этапа: теорети-

ко-практический, стабилизирующий, творческо-деятельностный.

Первый этап - теоретико-практический. Основная задача теоретико-практического этапа заключается в усвоении студентами инженерно-экологических знаний, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности и приобретении первоначальных умений таких как: работать с различными информационными источниками; самостоятельно находить, преобразовывать и использовать нужную информацию; применять для решения задач современные средства информатизации; выступать с сообщениями, корректно вести диалог.

Основными организационными формами занятий на данном этапе являются лекции, семинары и самообразовательная деятельность студентов.

При организации перечисленных выше форм обучения (лекции, семинары, самообразовательная деятельность студентов) использовались следующие методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый. При организации педагогического процесса в рамках исследования помимо методов обучения нами использовались следующие средства: материальные, к которым следует отнести средства информатизации, в том числе и сетевой интегрированный курс и идеальные, среди которых мы выделяем диагностические средства (анкеты, тесты).

Результативность теоретико - практического этапа зависит во многом от внедрения и реализации педагогических условий, таких как: разработка сетевого интегрированного курса; организация проектировочной деятельности студентов; формирование рефлексии у студентов технического вуза при экологической подготовке. Подробное описание и положительные результаты внедрения перечисленных выше условий представлены в статье Т.И. Круне «Внедрение комплекса педагогических условий в практику подготовки студентов строительного вуза» [5, с. 41].

Рис. 1.

Второй этап - стабилизирующий. Полученные на теоретико-практическом этапе знания и умения закрепляются при выполнении практических и лабораторных работ. Помимо ведущих организационных форм на стабилизирующем этапе (лабораторные и практические работы), большая роль также отводится самообразовательной деятельности студента.

Практические работы на стабилизирующем этапе играют важную роль в процессе профессиональной подготовки студентов строительного вуза, так как при их выполнении студент должен продемонстрировать умение проводить анализ конкретных экологических проблем на основе расчетных данных, связанных с тематикой работ, а также в ходе изучения теоретического материала самостоятельно разрабатывать и предлагать перспективные природоохранные мероприятия для рассматриваемого объекта экономического хозяйства.

Особая нагрузка на стабилизирующем этапе обучения ложиться на лабораторный практикум, в основу построения которого положен принцип профессиональной направленности. Лабораторный практикум сочетает в себе преимущества реального эксперимента, возможность наглядной оценки результатов полученных экспериментальным путем, высокую степень самостоятельности при измерении необходимых для дальнейшего расчета параметров, что существенно усиливает мотивацию студентов за счет иной, практической подачи учебного материала.

При организации форм обучения на стабилизирующем этапе (практические, лабораторные работы, дидактические и ролевые игры, самообразовательная деятельность студента) использовались следующие методы: проблемный частично поисковый и исследовательский. Следует отметить, что наряду с традиционными методами обучения ведущую роль в формировании перечисленных выше компетенций на стабилизирующем этапе играют активные методы, среди которых выделим метод творческой деятельности, применяемый как для индивидуальной, так и для групповой работы (исследовательские задания, творческие задания на определение причинно-следственных связей, задачи на комбинирование информации и т.д.), метод активизации мышления, который успешно реализуется при организации и проведении ролевых игр и других форм групповой работы и метод самообразования, который используется в качестве дополнения к другим методам обучения и позволяет структурировать и систематизировать новый учебный материал.

Приближение учебного процесса к более успешному и рациональному достижению результата, который заключается в формировании важных для будущего инженера-строителя профессиональных компетенций, возможно ускорить с помощью применения разнообразных средств обучения. В рамках стабилизирующего этапа нами использовались следующие средства: материальные, к которым относим средства информатизации (мультимедиа средства, сетевой интегрированный курс, компьютерные программы), а также лабораторное оборудование, и идеальные средства, среди которых отметим средства прямого реагирования (инженерно-экологические задачи, методические указания к выполнению практических и лабораторных работ) и диагностические средства (анкеты, тесты и т.д.). Надо отметить, что эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов достигается при использовании разнообразных средств обучения в комплексе с выявленными педагогическими условиями. На стабилизирующем этапе нами реализовывались те же педагогические условия что и на теоретико - практическом.

Стабилизирующий этап позволяет студентам сделать существенный шаг в сторону творческой самостоятельности, приобрести опыт осуществления исследовательской деятельности при решении профессиональных задач, что играет важную роль при переходе студента на следующий качественно новый уровень.

Третий этап - творческо-деятельностный. На основе самостоятельной творческой учебно-исследовательской деятельности, в ходе выполнения проекта, формируется не только экологическая, коммуникативная, информационная, но и про-ектно-конструкторская компетенция, которая является одной из ключевых для студентов технического вуза. Помимо формирования перечисленных выше компетенций идет накопление опыта исследовательской деятельности и формируется ценностное отношение к ней и будущей профессиональной самореализации.

Проект - ведущая форма организации педагогического процесса на данном этапе. В процессе выполнения проектного задания осуществляется проверка теоретических знаний, полученных на теоретико - практическом и стабилизирующем этапе

и формирование умений применять их для решения инженерно-экологических проблем. Проекты, носят зачастую междисциплинарный характер, интегрируя в себе несколько предметных областей таких как: экология, экологическое право, математика, химия.

Организация проектной работы позволяет педагогу более наглядно и доступно продемонстрировать студентам связь учебного процесса с их будущей инженерно-экологической деятельностью. Это способствует выработке у студентов мотивации к обучению и реализации тем самым основной дидактической цели - формирование составляющих профессиональной компетентности у будущих специалистов инженерного профиля.

Для определения эффективности реализации педагогической технологии при экологической подготовке студентов технического вуза и выявления динамики формирования перечисленных выше составляющих профессиональной компетентности нами были проведены начальный, промежуточный и контрольный срезы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО НГАСУ (Сибстрин) в три этапа с 2009 по 2014г. В исследовании приняли участие 247 студентов НГАСУ направления 270800.62 «Строительство (бакалавриат)» специальности «Те-плогазоснабжение и вентиляция» и «Водоснабжения и водоот-ведения». На этапе формирующего эксперимента в контрольных группах обучение реализовывалось по традиционной методике, в то время когда в экспериментальных группах обучение студентов осуществлялось при внедрении в учебный процесс педагогической технологии, реализации модели экологической подготовки студентов технического вуза.

Выбор контрольных и экспериментальных групп обусловлен тем, что у них совпадают темы рабочих программ, расчасовка учебного времени, затрачиваемого на дисциплины экологического блока и уровень их экологической подготовки. Выделение контрольных и экспериментальных групп сопровождалось исследованием начального уровня сформированности проектной, коммуникативной, информационной и экологической компетенций при выполнении несложных заданий проектного типа.

Поскольку в данной работе речь идет о повышении уровня экологической подготовки студентов, через формирование системы профессиональных компетенций, рассмотрим как спроектированная нами педагогическая технология влияет на уровень их развития, на примере экологической.

Данные, представленные на диаграмме (рис. 2, 3), позволяют нам поэтапно проследить изменения уровня сформирован-ности экологической компетенции в контрольной и экспериментальной группах 2010 года, начиная с теоретико-практического этапа и заканчивая творческо-деятельностным этапом. Следует отметить, что на диаграмме цифрами 1, 2, 3 обозначены срез данных соответственно до начала эксперимента, после теоретико-практического и стабилизирующего этапа и контрольный срез после творческо-деятельностного этапа.

Полученные результаты после начального среза в контрольной и экспериментальной группах свидетельствуют о низком уровне экологической подготовки и указывают на отсутствие умений адаптировать экологические знания в будущей профессиональной деятельности.

После внедрения в процесс обучения педагогической технологии, ситуация в экспериментальной группе изменилась коор-динально, чего нельзя сказать о контрольной группе.

-низкий -средний высокий

Рис. 2. Уровни сформированности экологической компетенции у студентов контрольной группы 2010 года

i

2

3

Рис. 3. Уровни сформированности экологической компетенции у студентов экспериментальной группы 2010 года

В контрольной группе, после теоретико-практического, стабилизирующего и творческо-деятельностного этапов технологии,

Библиографический список

не отмечается никакой динамики, так как количество студентов с высоким уровнем экологической компетенции остается неизменным и составляет 11%, в то время как в экспериментальной группе данный показатель существенно увеличился на 41%. В экспериментальной группе отмечается значительное сокращение количества студентов с низким уровнем экологической компетенции, на 24%, в то время как в контрольной группе этот показатель снижается на 19%.

Следует отметить, что примерно такая же динамика наблюдается при формировании коммуникативной, информационной и проектно-конструкторской компетенций.

Таким образом, результаты промежуточного и контрольного срезов позволяют сделать вывод о том, что уровни коммуникативной, информационной, проектно-конструкторской и экологической компетенций у студентов по направлению 270800.62 «Строительство (бакалавриат)» в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Данный сравнительный анализ свидетельствует об эффективности разработанной педагогической технологии реализации модели экологической подготовки студентов технического вуза.

1. Докторов, Б.З. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения / Б.З. Докторов, В.В. Сафронов, Б.М. Фирсов // Социологические исследования. - 1992. - № 12.

2. Линенко, О.А. Теоретические основы экологизации сознания личности студента технического вуза. - Ставрополь, 2009.

3. Лисаускене, Е.М. Экологическое движение и экологическое сознание в Прибайкалье / Е.М. Лисаускене, Т.И. Лихачева, З.В. Грицина, Ю.В. Лисаускайте // Социологические исследования. - 1999. -№ 8.

4. Круне, Т.И. Модель формирования профессиональной компетентности студентов инженерно-экологического факультета строительного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6.

5. Круне, Т.И. Внедрение комплекса педагогических условий в практику подготовки студентов строительного вуза // Инновации в образовании. - 2013. - № 1.

Bibliography

1. Doktorov, B.Z. Urovenj osoznaniya ehkologicheskikh problem: profili obthestvennogo mneniya / B.Z. Doktorov, V.V. Safronov, B.M. Firsov // Sociologicheskie issledovaniya. - 1992. - № 12.

2. Linenko, O.A. Teoreticheskie osnovih ehkologizacii soznaniya lichnosti studenta tekhnicheskogo vuza. - Stavropolj, 2009.

3. Lisauskene, E.M. Ehkologicheskoe dvizhenie i ehkologicheskoe soznanie v Pribayjkalje / E.M. Lisauskene, T.I. Likhacheva, Z.V. Gricina, Yu.V. Lisauskayjte // Sociologicheskie issledovaniya. - 1999. -№ 8.

4. Krune, T.I. Modelj formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti studentov inzhenerno-ehkologicheskogo fakuljteta stroiteljnogo vuza // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 6.

5. Krune, T.I. Vnedrenie kompleksa pedagogicheskikh usloviyj v praktiku podgotovki studentov stroiteljnogo vuza // Innovacii v obrazovanii. -2013. - № 1.

Статья поступила в редакцию 25.09.14

УДК 377.1

Magomedov Sh.A., Islambekova I.S. PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF THE SECONDARY EDUCATION. On the basis of the analysis of the state educational standard the authors raise a problem of training of graduates from the perspective of a system-activity approach. The researches state the necessity of the use of educational technologies in the system of the secondary education. The paper reveals features that characterize the technology of training and the essence of productive and reproductive teaching technologies, in which the possibility of the use of technologies of games, projects and problem learning can be defined. It is stated that it allows solving the problem of forming a new way of thinking and a new activity in an effective way what serves one of the key challenges of the modern educational institutions. The researchers have formulated rules for making problem cases: a problem should contain a difficulty that is up to the level of students; it is better, if a problem teaches new skills; a correct problem is the one that evokes interest, good emotions and is extraordinary.

Key words: education, educational process, educational system, technology training (productive, reproductive, gaming, project, problem).

Ш.А. Магомедов, канд. пед. наук, доц. каф. «Физико-математического образования и ИКТ» ГБОУДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров», г. Махачкала; И.С. Исламбекова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. «Теории и методики профессионального образования» ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье, на основе анализа государственного образовательного стандарта, актуализирована проблема подготовки выпускника учебного заведения с позиции системно-деятельностного подхода. Обосновывается необходимость применения педагогических технологий в системе среднего общего образования, указываются признаки, характеризующие технологию обучения, рассматривается сущность продуктивных и репродуктивных педагогических технологий, выявляются возможности игровых, проектных и проблемных технологий обу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.