Научная статья на тему 'Педагогический базис танцевального искусства как морально-этическая форма коммуникации детей'

Педагогический базис танцевального искусства как морально-этическая форма коммуникации детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАЗИС / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таланкин Д.О.

Автор делает попытку осмысления педагогического процесса в танцевальном искусстве, исходя из задачи нравственного воспитания детей средствами хореографии. Рассматривается специфическая сторона коммуникации детей в танцевальном искусстве. Танец представлен как особый вид коммуникации, элементы которого играют значимую роль в развитии процесса нравственных взаимоотношений всех участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASIS OF DANCE ART AS MORAL AND ETHICAL COMMUNICATION FORM OF CHILDREN

The author makes an attempt of analysis of the pedagogical process in the art of dance based on the task of the moral education of children through choreography. The specific aspect of communication of children in the art of dance is examined. The dance is presented as a special kind of communication, elements of which play a significant role in the development of the process of moral relations among all the participants.

Текст научной работы на тему «Педагогический базис танцевального искусства как морально-этическая форма коммуникации детей»

лификации) должен определяться любым экспертом объективно и однозначно.

На основании вышеизложенных требований к оцениванию экзаменационная комиссия должна сделать вывод о степени сформированности тех или иных компетенций и готовности выпускников к профессиональной деятельности. Формулируя заключение, комиссия должна учитывать и трудовые запросы будущего педагога, поскольку в настоящее время чрезвычайно широкий спектр видов образовательных организаций задает неоднозначные требования к работе. Поэтому заключение о допуске выпускника педагогического вуза к профессиональной деятельности должно носить уровневый характер и фиксировать условия, для которых подтверждена способность и готовность выпускника вуза выполнять свои трудовые функции.

Важным является вопрос статуса такого заключения, который возможно определить совместно с органами управления образованием и образовательными организациями. Понимая роль экзаменационного испытания, они будут заинтересованы трудоустроить в первую очередь выпускников, показавших наиболее высокую степень готовности к трудовой педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональный экзамен является необходимым условием многоканального «входа» в педагогическую профессию. Его проведение можно условно разделить на три этапа:

1. Представление портфолио и оценивание его по определенным критериям.

2. Решение профессиональной задачи и оценивание варианта ее решения по определенным критериям.

3. Составление экспертного заключения, в котором отражена степень сформированности у выпускника педагогического вуза компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом.

1. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Профессиональный экзамен как компонент многоканального «входа» в педагогическую профессию // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-education. ru/120-15406 (дата обращения: 19.05.2015).

2. Пискунова Е. В. Японский опыт оценки профессиональной компетентности учителя // Письма в Эмиссия. Офф-лайн: электрон. науч. журн. 2005. январь - июнь. URL: http://www. emissia.org/o1iline/2005/985.htmi (дата обращения: 19.05.2015).

3. Аттестация педагогических работников: концепция экспертизы профессиональной деятельности учителя / А. Е. Бахмутский, И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова и др. СПб.: Свое изд-во, 2014. 57 с.

© Синицына Г. П., 2015

УДК 372.87

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ

Автор делает попытку осмысления педагогического процесса в танцевальном искусстве, исходя из задачи нравственного воспитания детей средствами хореографии. Рассматривается специфическая сторона коммуникации детей в танцевальном искусстве. Танец представлен как особый вид коммуникации, элементы которого играют значимую роль в развитии процесса нравственных взаимоотношений всех участников.

Ключевые слова: педагогический базис, танцевальное искусство, воспитание, морально-этические коммуникации.

Д. О. Таланкин D. O. Talankin

PEDAGOGICAL BASIS OF DANCE ART AS MORAL AND ETHICAL COMMUNICATION FORM OF CHILDREN

The author makes an attempt of analysis of the pedagogical process in the art of dance based on the task of the moral education of children through choreography. The specific aspect of communication of children in the art of dance is examined. The dance is presented as a special kind of communication, elements of which play a significant role in the development of the process of moral relations among all the participants.

Keywords: pedagogical basis, dance art, education, moral and ethical communication.

Во все времена искусству как средству обучения, воспитания и развития личности придавалось особое значение. Без искусства сложно представить развитие эмоциональной сферы личности, становление ее нравственно-мировоззренческих идеалов, эстетическое воспитание и развитие человека и человечества в целом. Познание человеком мира через искусство, его творческая деятельность в сфере искусства стимулируют активность личности на основе ее врожденной тяги и стремления к красоте, к прекрасному, к идеалу, к совершенству и гармонии. Таким образом,

педагогический базис искусства предполагает рассмотрение деятельности, связанной с каким-либо видом искусства, с точки зрения целенаправленного воздействия педагога на обучаемого с целью его всестороннего и гармоничного развития и адаптации к современным социально-культурным условиям.

Искусство - это уникальный мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека. Эмоциональное наполнение искусства, его чувственные начала, синкретизм и образность тождественны чувственному миру чело-

века. С раннего возраста ребенок способен ярко проявлять эмоции, искренне реагировать на пронизанную эмоциями и образными смыслами художественную культуру. Именно поэтому искусство является необходимым компонентом любой образовательной системы [1].

И. Ф. Волков отмечает, что, придавая жизненному опыту человека всеобщее значение и определенную направленность, искусство творчески воздействует на духовно-практическую жизнедеятельность человека. В своем исследовании автор говорит о том, что искусство воспитывает у человека способность видеть значительно больше, чем он обычно видит, воспитывает у него способность обнаруживать существенное, выделять характерное в непосредственно окружающей действительности и приводить характерное к соответствующему типу [2]. Главной особенностью в восприятии произведений искусства является то, что оно проживается человеком, его содержание личностно присваивается каждым отдельным слушателем, зрителем, читателем как собственный чувственный опыт.

Принципы, на которых создается художественное произведение, - это принципы расширенного воспроизведения духовно-практического опыта человека, расширенного вплоть до конкретно-чувственной реализации человеческих стремлений к совершенству своего общественного и личного бытия. Будучи воспринятыми в процессе общения с произведением искусства, эти принципы формируют у человека принципы его собственной жизнедеятельности, направленной на совершенствование окружающей его действительности и на самосовершенствование, что является актуальным для успешного профессионального самоопределения подростка.

Педагогика искусства в XXI веке все более настойчиво заявляет о себе как сфера развивающего потенциала образования, актуализирующего роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Для духовно-культурного и материального обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности: социальной мобильностью, восприимчивостью к инновациям, творческой активностью, культурно-творческой инициативой, что связано с различными сферами творческой деятельности человека. К этим областям относятся научное, художественное, производственное творчество и т. п. В каждой области реализуется творческий потенциал человека, выступающий как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия, который мы рассмотрим на примере танцевального искусства

Социальное и коммуникативное значение танца как феномена человеческой культуры сложно переоценить, поскольку акт танца можно расценивать как обряд инициации, как интерпретацию кодов этнической, национальной или космополитичной культуры, как экспрессивный пластический акт самовыражения личности, как форму межкультурной коммуникации. Жест, движение, танец являются праязыком, возникшим задолго до появления письменной речи, являясь языком коммуникации, на котором люди общались и общаются друг с другом, с собой и с миром, в этом состоит коммуникативное значение танца. Социальное же харак-

теризуется культурно-досуговой и межличностной составляющей, с помощью которых происходит обмен этнической и эмоционально-чувственной информацией.

Зародившись еще на заре человеческой цивилизации, танец был естественной потребностью человека в выражении своего внутреннего эмоционального строя и чувства сопричастности окружающему миру, потребности в ритмических движениях, пластической формой освоения мира и организации пространства. Природная среда обитания человека влияла на формирование всей системы его пластического языка, при этом танец с момента своего возникновения был связан с жизнью и бытом людей.

Наиболее ранние формы ритуальных танцев, танцев-посвящений, танцев-поклонений на первый взгляд просты в своем исполнении, но их смысловая наполненность отличается глубоким символизмом и стремлением к праосновам природы и человека. Движения древних танцев выражают вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку. Данные древние символические формы, или пра-формы, лежат в основе более сложных архетипических элементов как в геометрическом (природном или архитектурном), так и во внутреннем пространстве человека. Архаичные танцевальные ритуалы не являлись продуктами свободного художественного творчества, а были необходимым элементом сложной системы взаимоотношений человека с миром [3]. Синкретизм танца отражал единство религиозно-практической организации общества, что находит воплощение в единстве структуры танца, включающего словесные, музыкальные, танцевальные, пантомимические, графические, живописные и скульптурные средства, где многообразие элементов олицетворяло эффективность обряда [4].

Художественно-творческая деятельность человека реализуется и распространяется в разнообразных формах - в видах искусства и его жанрах и формах, являющихся закономерно организованной системой. Танец следует отнести к пространственно-временным видам искусства, которые имеют также название синтетических или зрелищных. Чаще всего искусствоведы причисляют к ним театральное искусство, литературу, кино. Образы данного вида искусства обладают протяженностью, континуальностью, динамизмом, телесностью. С точки зрения применения знаковой системы в художественно-творческой деятельности определенного вида искусства танец наряду с музыкой и архитектурно-прикладными искусствами следует рассматривать как вид искусства, оперирующий знаками неизобразительного типа, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Сложная природа семоизиса языка танца позволяет отнести его и к виду искусства, применяющему и интерпретирующему знаки смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, что свойственно синтетическим формам творчества. Аналогичным образом могут быть поняты союз декоративно-прикладного искусства с изобразительными искусствами или пантомимический синтез словесно-музыкального и актерско-танцевального искусств [3].

Танцевальное искусство, как особый вид дополнительного образования, является одним из наиболее востребован-

ным среди детей всех возрастов. Это происходит благодаря развитию морально-этической коммуникации. Уникальность этой коммуникации заключается в том, что ее участники во время занятий танцем переходят на более высокий уровень взаимодействия, обусловленный синхронизацией посредством включения в танцевальный процесс.

В современном мире научных технологий и компьютеризованного знания люди отключены от природных ритмов. Социальное пространство наполнено информационными потоками, которые не несут жизнетворческой силы. Ориентированный на победу в конкурентной борьбе, выгодные материальные вложения, проекты с высокими процентами, человек постепенно утрачивает чувство реальности, не испытывает необходимости в самовыражении и, как следствие, перестает осознавать себя неповторимой и уникальной личностью. Невозможность использовать свои внутренние, заложенные природой ресурсы приводит к эмоциональному дискомфорту, утрате физического здоровья. Не имея фиксированного положения в социально-культурном пространстве и устойчивой направленности действий, современный человек пребывает в состоянии хаотической активности.

В мире, лишенном четких жизненных ориентиров, важно уметь сохранять чувство уверенности и комфорта. Это возможно только если человек способен соотносить собственное мироощущение с развивающимися вокруг него событиями, на которые он не всегда может влиять, и корректировать свое поведение в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Эстетика - фон для развития когнитивного мышления.

Изначальным, основополагающим знанием о нашем существовании является телесное сознание. Кинестетическое восприятие формирует существенную часть индивидуальных особенностей, возникающих в результате опыта контактов с физическим миром. Все ощущения возникают как продолжение серии взаимодействий между телом и окружающей действительностью. Восприятие немыслимо без движения, ощущения, чувствования и мышления, развивающегося в определенном социокультурном контексте.

Сознание можно рассматривать как процесс обозначения какого-либо существующего предмета или явления. Тело здесь видится как система взаимосвязей или форма, в пределах которой осуществляется наполнение значением. Без осознанного восприятия собственной телесности невозможно самосознание. Важнейшим условием признания себя является присвоение своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания.

Процесс обучения танцевальному искусству проходит через осознание тела, ощущения, реализацию чувств в пластике движения. Тело - это не то, что у нас есть, а то, чем мы являемся, посредством чего осуществляется наша ментальная активность, это материальное воплощение нашей души, нашего духа, наш путь к индивидуальности. Основываясь на ощущениях, мы структурируем опыт о самих себе, о внешнем мире и действуем в соответствии с этим представлением.

Танец способствует развитию осознанного восприятия телесности. Овладевая танцевальной техникой, человек

начинает чувствовать свое тело как прекрасно работающий тонкий механизм, позволяющий раскрыть многие возможности. Одновременно тело воспринимается и как инструмент сознания, который совершенствуется и духом, и душой. Тело соединяет Я и внешний мир - оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, переживаний.

Сущность танца связана с процессуальной природой, движением. Движение - многогранный меняющийся процесс. Танец - это рисунок движений, их композиция. Движение как коммуникативный элемент танца - это образ, означающий экспрессивный момент, но это также и отточенный концентрированный опыт взаимодействия человека с миром, опыт отношений [5].

Коммуникация, в отличие от общения, специфична тем, что несет смысловой и идеально-содержательный аспекты социального взаимодействия. В практической деятельности (в том числе и педагогической), говоря о коммуникации, мы предполагаем передачу чего-либо и восприятие. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. При анализе и описании коммуникации различают: коммуникацию в широком смысле как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана; информационный обмен в технологически организованных системах (в этой своей ипостаси коммуникацию исследуют футурологи); мысле-коммуникацию как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия; экзистенциальную коммуникацию как акт обнаружения "Я" в "Другом" [6].

Исследование проблемы коммуникации между детьми в танцевальном коллективе приводит к пониманию того, что их деятельность в вышеупомянутом коллективе заключена в музыкальное пространство. Это пространство, по Р. Арнхейму, включает в себя непрерывный мелодический поток, который делится таким образом, что даже самый короткий интервал между отдельными частями является достаточно сильным средством, способным превратить связываемые части в самостоятельные. При этом осуществляется метаморфоза пространственных характеристик во временные и наоборот. Таким образом, танец может быть воспринят как определенный визуальный образ (одномоментный), однако существующий как цельная структура [7, с. 92-94].

В процессе занятий танцевальным искусством в хореографической студии коммуникативная сторона может быть представлена как диалог. При этом мы подразумеваем диалог мысленный, как субъект-субъектный, так и диалог субъекта с квазисубъектом («Я - Другой»). Во втором случае возникает уникальный «...невозможный ни реально, ни в аутокоммуникации тип общения, играющий важную роль в развитии самосознания личности, помогающий ей смотреть на себя чужими глазами и оценивать себя судом друга» [8, с. 236].

Для успешного протекания процесса морально-этической коммуникации детей в хореографическом коллективе необходимы несколько условий, среди которых: грамотное воздействие педагогов, т. е. компетентный персонал, представляющий свою цель и задачи, способный не только преподавать танец, но и воспитывать в детях чувство уважения, взаимопонимания и помощи друг другу; непосредственно интерес самих воспитанников, подкрепленный действиями педагога, поскольку незаинтересованный ребенок не станет воспринимать информацию, которую он считает скучной и ненужной; привлечение старших групп для живого образного примера, что усиливает силу действия одновременно первого и второго факторов, описанных выше. Таким образом, педагогическим базисом танцевального искусства как морально-этической формы коммуникации детей является процесс морально-этической коммуникации детей средствами хореографии, содержание, формы и методы, направленные на развитие танцевального искусства. Мы считаем дальнейшие исследования в области танцевального искусства как фактора формирования морально-этической коммуникации детей актуальными для современного общества, исходя из того, что детский танец приобретает все более растущую популярность во всех своих проявлениях и формах, его влияние на формирование морально-этического базиса ребенка играет одну из ведущих ролей в сфере дополнительного образования.

1. Ильинская И. П. Использование педагогического потенциала искусства в образовательном процессе начальной школы // Педагогический потенциал искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. Чебоксары, 2009. Ч. 1. С. 84-88.

2. Волков И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение: Владос, 1995. 256 с.

3. Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 3. С. 155158

4. Каган М. С. Морфология искусства: историко-теорети-ческое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1972. 440 с.

5. Храпова В. А. Танец в современном мире // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 10. Т. 3. С. 34-36.

6. Новейший философский словарь // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_ Dict/351.php (дата обращения: 05.06.2015).

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

8. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

© Таланкин Д. О., 2015

УДК 37.02

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в учреждениях среднего специального образования, посредством внедрения и использования интерактивных форм проведения занятий, востребованных новой образовательной ситуацией.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, интерактивные формы, познавательный процесс, эффективность, обучение.

В. М. Федоров V. M. Fedorov

FEATURES INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In this article there were discussed actual questions of improvement professional training students of economic specialties in the institutions of secondary special education, through the implementation and use of interactive forms of training demanded by the new educational situation.

Keywords: teaching activities, interactive forms, educational process, efficiency, training.

Главной задачей современного среднеспециального профессионального образования является развитие личности, которая готова качественно жить и успешно действовать в обществе. Другими словами, студент должен не только получить теоретические знания, но и овладеть определенными навыками, умениями действовать в конкретных жизненных ситуациях, планировать собственную жизненную стратегию и нести личную ответственность.

Многие методические инновации, используемые в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, связаны сегодня с применением интерактивных форм обучения. Слово «интерактив» образовано от слова "interact" (англ.), где "inter' - взаимный, "act' - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.