Научная статья на тему 'Педагогический аутотренинг на занятиях физической культурой'

Педагогический аутотренинг на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АУТОТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ / ДЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А.

В статье описана авторская система внедрения педагогического аутотренинга в учебный процесс вуза на занятиях физической культурой. Данная программа используется в учебно-воспитательном процессе академии искусств и культуры для саморазвития социально-нравственных качеств личности студентов, нормализации психических состояний тревожности, депрессии. Занятия педагогическим аутотренингом требуют определённого волевого усилия со стороны студентов систематических занятий. Волевые процессы это сложные психические явления. Управление собой, проявление волевого усилия способствуют стабильности личности, а тем самым психическому и физическому здоровью и повышению жизненного тонуса, работоспособности, оптимизма. В процессе занятий педагогическим аутотренингом на занятиях физической культурой создаются психологические установки на саморазвитие, самосовершенствование, что способствует формированию профессиональной направленности личности студента. В дальнейшем в процессе деятельности психологические установки закрепляются и переводятся в социальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аутотренинг на занятиях физической культурой»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АУТОТРЕНИНГ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 19.09.2014 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин1

1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь

EDUCATIONAL AUTOGENIC TRAINING AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Associate professor, Ph.D. A.A. Opletin1

1 Perm National Research Polytechnic University, Perm

Информация для связи с автором: opletin.a@yandex.ru

Аннотация Annotation

В статье описана авторская система внедрения педагогического аутотренинга в учебный процесс вуза на занятиях физической культурой. Данная программа используется в учебно-воспитательном процессе академии искусств и культуры для саморазвития социально-нравственных качеств личности студентов, нормализации психических состояний тревожности, депрессии. Занятия педагогическим аутотренингом требуют определённого волевого усилия со стороны студентов - систематических занятий. Волевые процессы - это сложные психические явления. Управление собой, проявление волевого усилия способствуют стабильности личности, а тем самым психическому и физическому здоровью и повышению жизненного тонуса, работоспособности, оптимизма. В процессе занятий педагогическим аутотренингом на занятиях физической культурой создаются психологические установки на саморазвитие, самосовершенствование, что способствует формированию профессиональной направленности личности студента. В дальнейшем в процессе деятельности психологические установки закрепляются и переводятся в социальные.

Ключевые слова: педагогический аутотренинг, личность, творческое саморазвитие, физическая культура, психические состояния тревожности, депрессии.

Personality formation, its correction in physical, human, moral and social terms rarely happens by itself, as it requires goal setting and pedagogical support from the university educational system. The article contains the description of the author's system of implementation of educational autogenic training in the university teaching process at physical education classes. This program is used in the training process of Academy of Arts and Culture for self-development of social and moral qualities of students, normalization of mental states of anxiety and depression. Educational autogenic training classes require a certain conation from students - regular classes. Volitional processes are a complex mental phenomenon. Self-management and manifestation of conation contribute to the stability of an individual, and thus mental and physical health and increase of vitality, physical working capacity and optimism. In the course of educational autogenic training at physical education classes the mental sets to self-development and self-improvement are created, which provides for the formation of the professional orientation of an individual student. Later in the course of activity mental sets are fixed and transformed into social ones.

Keywords: educational autogenic training, personality, creative self-development, physical culture, mental states of anxiety, depression.

Введение. Формирование личности, её коррекция в физическом, гуманном, нравственном и социальном плане редко происходит само по себе, так как требует целеполагания и педагогической поддержки со стороны воспитательной системы вуза. Когда речь идёт о формировании специалиста, призвание которого - работа с людьми, и в частности с детьми, требуется особое внимание к организации его деятельности и приобщению к саморазвитию и самосовершенствованию. Учёные, психологи, физиологи, медики и педагоги считают: «для того чтобы произошла перестройка сознания, воли и личности в целом, недостаточно влияния только на поверхностные слои психики, необходимо проникновение в самые её глубины» (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Б. А. Вяткин, В. В. Маркелов, А. С. Новосёлова). С точки зрения психологии, это проникновение необходимо для того, чтобы достичь синтеза различных пластов различных уровней сознания, личности (Т. А. Флоренская).

Цель исследования - обосновать систему педагогического аутотренинга, способствующую всестороннему развитию личности на занятиях физической культурой, формированию нравственных ценностей, уверенности в своих силах,

бодрости, хорошего настроения, сохранению и укреплению здоровья, снятию напряжения, стресса.

Методика и организация исследования. В аспекте взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике, способствующего активизации всей психической деятельности человека, мы опирались на труды учёных разных областей знаний, затрагивающих эту проблему (Ф. В. Бассин, Л. П. Гриман, Л. С. Выготский, А. И. Дубровский, Д. В. Кандыба, В. М. Колесников, В. Н. Куликов, В. Г. Но-ракидзе, А. С. Ромен, Ю. С. Ханин, И. Е. Шварц, А. С. Новосёлова и др.). Наше внимание обращено на взаимодействие сфер осознаваемого и неосознаваемого в психике.

Психологи утверждают, что нет такого психического действия, которое бы в каждый отдельный момент не было связано с осознаваемым и неосознаваемым (П. Н. Шихирев). Его поддерживают И. Е. Шварц, А. С. Новосёлова. Последняя утверждает, что «неосознаваемое формирует психологические мотивы в целом». Всё это легло в основу разработки такого педагогического инструментария, как педагогический аутотренинг (А. С. Новосёлова, А. И. Санникова И. Е. Шварц, А. А. Оплетин и др.) [2-4]. Такой подход обусловлен возмож-

ностью влияния педагогического аутотренинга на мотива-ционную сферу психики личности при её активном участии в процессе этого важного аспекта поведения и деятельности. В основу мотивации, полученной под влиянием взаимодействия сфер осознаваемого и неосознаваемого, положена создаваемая этим путём установка (Д. Н. Узнадзе и др.). Широко используется психологический инструментарий с элементами внушающего влияния, так называемый «психологический тренинг» (Л. А. Петровская).

Технология взаимодействия убеждения и внушения в такой форме, как педагогический аутотренинг, строится на взаимодействии обоих видов формирования мотивации при их одинаковой социально-нравственной содержательной направленности. Отличие от традиционного подхода в том, что на разных этапах эти процессы, не переставая взаимодействовать, меняют доминирующую функцию; в одних случаях доминирует убеждение, а внушение составляет для него благоприятный фон при восприятии, в других - доминирует внушение, а убеждение создаёт условия для реализации внушения. Таким образом, будучи по форме полярными, по сути, они решают одну общую задачу с разных сторон.

В технологическом процессе педагогического аутотренинга активизация неосознанной сферы идёт через расслабление (в стадии релаксации). И на этом фоне формируется нравственно-социальная информация с педагогическим целеполаганием, через формулы самовнушения. По своей структуре педагогический аутотренинг представляется в виде сеансов, составляющих по целевому педагогическому содержанию целый курс.

Структура сеансов: 1. Установочная беседа педагога - 3-5 мин.

1. Ввод в состояние релаксации - 6-8 мин.

2. Косвенное внушение, представленное эмоционально насыщенной проблемной ситуацией, - 12-15 мин.

3. Прямое внушение - 5-6 мин.

4. Выход из состояния релаксации - 2-3 мин.

5. Тонизирующая зарядка - 1-2 мин.

В первые 10 дней сеанс рассчитан на 40 мин, впоследствии он длится 30 мин, так как занимающиеся адаптируются к вводу в релаксацию и выходу из неё. Длительность курса и содержательная часть сеансов обусловлены педагогическими целями и задачами.

Ввод в состояние релаксации в педагогическом аутотренинге строится на 4 упражнениях: «Покой», «Расслабление», «Тяжесть» и «Тепло» - это традиционный подход к любому виду аутотренинга. Однако в педагогическом варианте последнее из упражнений концентрирует внимание на правой руке (чтобы ослабить влияние на левое полушарие). Уже сами по себе эти упражнения создают установку: «Я могу управлять собой!»

Косвенное внушение по своему содержанию представляется проблемной ситуацией согласно решаемой педагогической задаче, которая должна быть логичной, ёмкой, целенаправленной и предельно эмоциональной. И как подкрепление установки - прямое внушение (А. С. Новосёлова, И. Е. Шварц, А. А. Оплетин) [2-4].

Содержательная часть выстраивается в следующем порядке, исходя из направленной сущности: «Я ХОЧУ -Я МОГУ! - Я ДЕЛАЮ. Мне нравится делать ...! Я должен так делать!» или «Пусть я всегда буду делать так!».

Желателен музыкальный фон, усиливающий эмоциональное воздействие. По утверждению психологов, эмоции имеют прямое отношение к формированию мотивации личности и являются существенным фактором регуляции поведения и деятельности личности (К. Изард). Именно на этой основе формируется определённое отношение, в котором ясно просматриваются потребности, установки, ориентации.

Если убеждения формируют «понятия», то внушение рождает «переживания». По мнению психологов, в структуре сознания переживания занимают одно из важных мест, их участие в регулятивной физкультуре очень значительно (П. П. Блонский). Как считает А. Маслоу, психический внутренний мир управляется своими законами, он представляет собой мир переживаний, эмоций, надежд и страхов, любви и фантазий. Это то основание айсберга в сознании, которое закрыто в подсознании и лежит там до востребования [1]. Через педагогический аутотренинг, это актуализируется в соответствии с решаемыми задачами.

Приведём в качестве примера фрагмент занятия педагогическим аутотренингом по теме: «Я сам в процессе занятий физической культурой».

Косвенное внушение :

Едва встав на ноги, человек говорит: «Я сам». Эта тяга к самореализации и самоутверждению столь велика, что лучшие из лучших человечества были готовы идти за это на плаху. И многие шли. «Я сам» - извечный двигатель человеческой активности и его творчества. И чем сильнее звучал этот голос, тем больше сил находилось, чтобы его подавить, или заставить говорить шёпотом, или замолчать совсем. Но это оказалось невозможным. «Я сам» - живущее явление. И чем больше его в человеке, тем он талантливее и смелее.

А как у тебя обстоит дело с твоим «Я»? (Музыкальная пауза).

Что интересного и нового ты сотворил в деле, которому служишь?

Как ты думаешь, в каких формах лучше всего проявляется твоё «Я»?

Как оценивается теми, для кого твоё дело призвано быть полезным и даже необходимым? Как часто тебе хочется, чтобы то, что ты делаешь ежедневно, приносило тебе и людям радость? Приходилось ли пережить боль другого человека, как свою? Удалось ли от всей души порадоваться счастью другого, не очень близкого тебе человека, а по долгу службы?

Нелегко ответить на эти вопросы даже самому себе. Сложные они, эти вопросы. Но они из сущности самой жизни, самого существа человеческого. Как сказано в Библии: «Не входи в суд с рабом твоим, потому что не оправдается перед тобой ни один из живущих».

Прежде всего нужно найти самого себя. Найти себя - великое дело в жизни каждого человека. Найди себя в своём деле, найди себя в доме своём, найди себя среди близких тебе, найди себя среди других. Поиск себя - поиск истины. Ищи себя - и поиск увенчается успехом. «Ибо всякий приносящий - получает, всякий ищущий - находит и стучащему -отворят». Нужно только захотеть. Захотеть заглянуть в себя. Захотеть сравнить себя. Захотеть стать лучше, полезнее, внутренне красивее. Захотеть очиститься от скверны в себе. Захотеть стать мудрее. Захотеть оправдать ожидание твоих близких, тех, которым служишь по делу, с кем рука об руку трудишься.

И мир предстанет перед тобой в красках. Ты услышишь пение птиц, говор леса, шёпот лесного ручья, стук сердца своего и тех, кто окружает тебя.

Прямое внушение:

Я - несметная сила человечества.

Я - всё могу! Но не всё умею и не всегда во благо.

Мне есть, от чего отречься.

Мне есть, что приобрести.

Ты почувствуешь в себе силу, и с гордостью зазвучат слова «Я сам». Сам разберусь, сам разбережу свою рану, сам очищу её и сам заживлю. Сам - Я - Сам. В самом способе такого влияния на личность студента, как показывает

№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!

http://www.teoriya.ru

37

опытно-экспериментальная практика, много положительных моментов. Учащийся оказывается наедине с собой, со своими мыслями, раздумьями. Учащемуся это, по мнению психологов, просто необходимо. Здесь и музыкальный фон, располагающий к раздумью, к разговору с собой, к обдумыванию многих вопросов, до которых в повседневной суете у большинства просто «не доходят руки».

Как утверждают учёные-медики, сама по себе аутогенная тренировка положительно влияет на здоровье человека: тренирует волю, дисциплинирует эмоции, создаёт эффект «психологической разгрузки». Когда же занятия ведутся по определённой программе, которая подаётся в виде ненавязчивого косвенного внушения, когда образы природы будоражат воображение, эффект более высокий, так как в этом есть определённая система. Не всегда осознанно, но появляется побуждение к самосовершенствованию, к постижению истины, прививается желание познать себя и ближе познакомиться с собой.

Задача педагога физической культуры - физическое и всестороннее развитие личности, формирование таких нравственных ценностей, как уверенность в своих силах, бодрость, хорошее настроение, сохранение и укрепление здоровья, снятие напряжения, стресса. В этом плане важным и адекватным средством является аутогенная тренировка, в целях психогигиены и психопрофилактики, или, как её принято называть в этом качестве, - психическая саморегуляция. Она основана на принципах классического аутотренинга. Введение в состояние мышечной релаксации, испытание состояния психического и физического покоя с помощью элементарных приёмов формулами самовнушения, погружение в состояние некоторой отвлеченности от действительности и на этом благоприятном для студентов фоне - применение внушения:

• в косвенном виде, через эмоционально насыщенный текст определённого содержания;

• в прямом, в виде лаконичных формул самовнушения;

• либо во взаимодействии того и другого вида внушающего воздействия, в целях решения задач, которые могут носить чисто психогигиенический характер или успешно выполнять воспитательную функцию.

В процессе применения педагогического аутотренинга на занятиях физической культурой была разработана экспериментальная авторская программа, предусматривающая решение задач: оздоровительных, образовательных, саморазвития личности. В экспериментальном режиме эта часть программы реализовывалась в течение учебного года. В начале учебного года были сделаны исходные срезы и в конце - контрольные.

Результаты исследования и их обсуждение. Использованы метод мотивационной направленности личности (1-МС) по Л.С. Солнцевой и Ф. Галкиной; традиционный метод САН; ДАТ по Фридман-Пушкиной-Каплунович. Анализ полученных данных засвидетельствовал положительную тенденцию эмоционального благополучия студентов согласно тестам. Так, в психогигиеническом аспекте у 14 % студентов экспериментального курса снизился процент пограничного состояния тревожности. Соответственно у 6 % от общего числа студентов увеличился показатель нормы и у 9 0% студентов увеличился показатель области педагогической коррекции. Положительная тенденция проявилась и в показателях психического состояния. У 15 0% студентов снизился показатель пограничного состояния депрессии, у значительного числа учащихся (13 %) увеличился показатель области педагогической коррекции и у 3 % - показатель нормы. В контрольной группе, где занятия проходили по традиционной программе, тенденция к улучшению показателей почти не прослеживается.

Анализ экспериментального материала, полученного по методу САН, зафиксировал улучшение эмоционального

благополучия студентов. Самочувствие улучшилось у 54 % студентов (от исходного 32 %), неудовлетворительное снизилось до 22 % (вместо исходного 36 %). Однако 24 % студентов по-прежнему чувствовали себя на занятиях по физическому воспитанию неуютно. Активность студентов возросла от низкого уровня у 48 % до среднего, то есть удовлетворительного, у 43 % т. В контрольной группе самочувствие незначительно улучшилось - от низкого (у 51 %) до среднего (у 45 %), активность почти не возросла.

Метод неоконченных предложений для выявления отношения студентов к занятиям физической культурой по Л. Солнцевой и Ф. Галкиной свидетельствует о том, что в экспериментальной группе отношение студентов к физической культуре изменилось: повысилась мотивация к данному виду деятельности в ее саморазвивающейся направленности. Почти в три раза снизился процент студентов с низким уровнем отношения к занятиям по физическому воспитанию (с 34 до 12 %). Значительно увеличилось число студентов, имеющих относительный уровень отношения (с 64 до 76 %). Зафиксирован рост числа студентов, имеющих достаточно высокий уровень (с 2 до 8%). У отдельных студентов проявился высший уровень (4 %). Показатели отношения к занятиям по физическому воспитанию в контрольной группе остались на прежнем уровне.

Выводы. Занятия педагогическим аутотренингом требуют определённого волевого усилия со стороны студентов -систематических занятий. Волевые процессы - это сложные психические явления. Управление собой, проявление волевого усилия способствуют стабильности личности, а тем самым психическому и физическому здоровью и повышению жизненного тонуса, работоспособности, оптимизма. В процессе занятий педагогическим аутотренингом на занятиях физической культурой создаются психологические установки на саморазвитие, самосовершенствование, что способствует формированию профессиональной направленности личности студента. В дальнейшем в процессе деятельности психологические установки закрепляются и переводятся в социальные.

Литература

1. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тесты / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырева. - М., 1982.

- 395 с.

2. Новосёлова А.С. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов / А.С. Новосёлова, А.А. Оплетин. - Пермь: ИВЭСЭП, 2007. - 140 с.

3. Оплетин А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания): монография / А.А. Оплетин. - Пермь-СПб: ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.

4. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: учеб. пособие для спецкурса. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. - 2-е изд. / И.Е. Шварц - Пермь: Прикамский социальный институт, 2009. - 246 с.

References

1. Maslow, A. Samoaktualizatsiya (Self-actualization) / A. Maslow // Psikhologiya lichnosti. Testy (Personality Psychology. Tests) / Ed. by Yu.B. Gippenreiter, A.A. Puzyirev. - Moscow, 1982. - 395 P.

2. Novosyelova, A.S. Samorazvitie lichnosti studenta netraditsionnymi metodami fizicheskoy kultury: ucheb. posobie dlya samostoyatel'noy raboty studentov i prepodavateley vuzov (Self-development of student personality using unconventional methods of physical culture: study guide for independent work of students and faculty) / A.S. Novosyelova, A.A. Opletin. - Perm: IVESEP, 2007. - 140 P.

3. Opletin, A.A. Pedagogicheskie osnovy sotsial'no-nravstvennogo samorazvitiya lichnosti studenta (na materiale fizicheskogo vospitaniya): monografiya (Pedagogical grounds of sociomoral self-identity of a student (based on physical education): monograph / A.A. Opletin. -Perm: SPb IVESEP, 2008. - 224 P.

4. Schwarz, I.E. Vnushenie v pedagogicheskom protsesse: ucheb. posobie dlya spetskursa. Sobranie sochineniy v 3 chastyakh. P. 2.

- 2nd ed. (Suggestion in the pedagogical process: study guide for special course. Works in 3 parts. P. 2. - 2nd ed) / I.E. Schwarz. - Perm: Prikamsky Social Institute, 2009. - 246 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.