Территория науки, 2014, № 6
Григоров С. Ю., Амаду С.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ
ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж
Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, специальность, курсант.
Keywords: profession, professional activity, specialty, cadet.
Аннотация: В статье рассматривается развитие отношения
курсантов к будущей профессиональной деятельности в вузе.
Abstract: In article development of the relation of cadets to future professional activity in higher education institution is considered.
Каждая профессия — это разновидность общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений, личных качеств [3]. Профессиональная деятельность выпускников вузов — это деятельность в разных областях общественного труда.
Вместе с развитием отношения к будущей профессиональной деятельности в вузе, к себе, своим стремлениям, чувствам изменяется содержание профессиональных мотивов курсантов: одни оцениваются как значительные, другие как нежелательные.
Исследования показывают, что недостатки профессионального воспитания в вузе проявляются в следующем [6]:
1. Некоторая часть курсантов не относится к профессии как к социальной ценности, т. е. не понимает и не ценит того факта, что ему представилась возможность получить специальность.
2. Когда курсанты по каким-либо причинам испытывают чувство неудовлетворенности и не проявляют интереса к учебе.
3. Отсутствие интереса к профессии снижает уровень учебных навыков, инициативность, деловитость, оперативность, умение работать в курсантском коллективе и т. д.
К предпосылкам успешного формирования профессиональной направленности можно отнести, с известными оговорками, профессиональный отбор при поступлении в вуз. Применение разнообразных методов позволяет определить реальные возможности и способности каждого, поставить психодиагноз с целью прогноза будущей деятельности.
11
Территория науки, 2014, № 6
Личность специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи, может быть сформирована, при соблюдении ряда условий организации процесса профессиональной подготовки, в содержательно-целевом, организационнопроцессуальном и операционально-технологическом плане [4].
Содержательно-целевой аспект означает направленность процесса подготовки специалиста на непрерывное социально-нравственное, общекультурное развитие последнего, а также отражение в цели и содержании профессиональной подготовки.
Организационно-процессуальный аспект - обеспечение с учетом цели профессиональной подготовки диалектического единства процессов конструирования преподавателями, командирами.
Операционально-технологический аспект - ориентация на использование задачного подхода при организации учебной профессионально-ориентированной деятельности обучающихся; максимальная реализация их субъективной позиции в педагогическом процессе посредством рефлексивного управления; регулирование информационно-коммуникативных связей в системе "преподаватель -обучающийся", использование информационных технологий в процессе подготовки военного специалиста.
Для развития профессиональных интересов, склонностей и способностей используются профессионально-ориентированные учебные задачи, профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующие профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, практические задачи, творческие задания.
Основными путями формирования профессиональной направленности личности в вузе, как показывают исследования, являются [1, 2, 3, 5]:
1. Разъяснения, применение убеждения для воздействия на процесс осознания целей.
2. Организация деятельности, учебы, общественной работы курсантов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.
3. Ознакомление их с будущей трудовой деятельностью.
4. Формирование профессиональных интересов в условиях вуза.
5. Активизация профессионального самообразования и самовоспитания, которые наиболее заметно проявляются на старших курсах.
12
Территория науки, 2014, № 6
6. Преподавание курса «Введение в специальность».
7. Участие в научной работе.
Одним из главных путей формирования профессиональной направленности является самовоспитание. Мотивами самовоспитания являются профессиональные идеалы, интересы, понимание значения для успеха в труде специально развитых личных качеств. Путем приобщения себя к тем видам деятельности, в ходе которых вырабатываются желательные качества, а также внутреннего противодействия интересам, желаниям, потребностям, которые являются неприемлемыми в будущей профессиональной деятельности, курсант, на основе чувства ответственности, может сам формировать в себе профессиональную направленность личности.
Самосовершенствование личности — это сложный вид деятельности, и оно будет успешным только при соблюдении определенных условий. В вузе необходима специально организованная работа, учитывающая эти условия, основными из которых являются :
1. Осознание курсантами необходимости профессионального самовоспитания.
2. Знакомство с профессиограммой своей специальности.
3. Владение методикой самовоспитания,
4. Наличие практической деятельности, рождающей у курсантов потребность в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками.
5. Использование не только индивидуальных, но и коллективных форм организации самовоспитания.
6. Систематичность и последовательность работы над собой.
7. Помощь и контроль в процессе этой деятельности.
Для изучения профессиональной направленности курсантов может быть использована их самооценка на разных ступенях обучения профессионально важных качеств. Точность и адекватность самооценки этих качеств в значительной мере определяется характером представлений о будущей профессии. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности курсантов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Список литературы.
1. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 190 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
13
Территория науки, 2014, № 6
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 215 с.
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. С.-Петербург, 1991. 152 с.
6. Якунин В. А., Ахтариева Л. А., Шиян А. О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе. //Психология и педагогика в реформе школы. Л., 1986.
Киргинцев М.В., Нечаев С.А., Ларин А.А.
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММ-АУТЛАЙНЕРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ
ВУЗЕ
ВВА им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж
Ключевые слова: программа-аутлайнер, программное обеспечение, редактор, обучение.
Keywords: outliner, software, word processor, teaching-learning process.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования в качестве вспомогательных программ редакторов-аутлайнеров, позволяющих реализовать отдельные положения метода Mind Mapping (диаграмм связей). Приведен обзор проприетарных и свободных аутлайнеров наиболее подходящих для организации учебного процесса.
Abstract: The article dwells upon using outliners as a supplement in the teaching-learning process as they realize the method of mind mapping. An overview of both proprietary and free software suitable for the teachinglearning process at a military educational institution is provided.
Структурирование учебного материала является важнейшим условием организации учебной деятельности обучаемых [1,2]. Структурирование информации, в процессе приобретении знаний издавна использовалось в различных методиках обучения, например мозгового штурма, при освоении методов запоминания учебной информации, при решении проблем развития визуального мышления.
В конце двадцатого века начал развиваться новый эффективный метод познания, позволяющий раскрыть интеллектуальный потенциал человеческого мозга - метод «Ментальных карт» (Mind mapping) или «Диаграмм связей». Диаграммы связей, как правило, реализуется в виде древовидной структуры, связывающей изображения слов, идей,
14