является его правильный выбор специальности, который не должен быть случайным, так как подобные «случайности» позднее дорого обходятся и обществу и личности.
Так, например, человек выбравший своей специальностью гуманитарные науки должен обязательно обладать достаточной широтой познавательных интересов, эрудированностью, иметь богатый словарный запас и иметь высокоразвитое «абстрактное мышление». Очень важно вовремя выявить склонность к гуманитарным предметам или же точным наукам, так как от этого будет зависеть дальнейшая реализация внутреннего потенциала личности, как при обучении так и при трудоустройстве в последствии.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что для формирование творческой личности у выпускников высшей школы полезно было бы разрешить проблемы взаимодействия педагога и обучающегося, установив между ними тесный контакт. Кроме того, необходимо стремиться учитывать индивидуальные качества обучающегося в процессе передачи знаний.
В дополнение к этому решающую роль может сыграть правильная организация рабочего времени у обучаемого, и его ответственной подход к выбору будущей специальности.
Список литературы:
1.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования.- 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Академия, 2005 - 400 с.
2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов н/Дон: Феликс, 2002.-544с.
3. Выгодский А.С. Психология подростка//Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. г. 1980
Шведковская Ю.В., Звездилин Б.Г., Зубков М.Е.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина»,
г. Воронеж
Ключевые слова: эффективность обучения, курсант, педагогические технологии, психологических знания.
Keywords: learning efficiency, cadet, pedagogical technologies, psychological knowledge.
Аннотация: В статье рассматривается эффективность обучения курсантов которая во многом зависит от того, насколько преподавание осуществляется в соответствии с достижениями современной науки на базе передовых педагогических технологий.
Abstract: In article learning efficiency of cadets which in many respects depends on as far as teaching is carried out according to achievements of modern science on the basis of the advanced pedagogical technologies is considered.
Преподавание психологических дисциплин при всей его специфичности не является чем-то совершенно исключительным в системе вузовского образования. Эффективность обучения курсантов во многом зависит от того, насколько преподавание осуществляется в соответствии с достижениями современной науки на базе передовых педагогических технологий.
Исследование показывает, что основными факторами, влияющими на формирование высокого уровня усвоения психологических знаний курсантами являются:
- содержание преподаваемых учебных дисциплин;
- методика преподавания учебных дисциплин;
- научность преподавания;
- обеспечение профессиональной направленности учебных дисциплин;
- соблюдение требований, вытекающих из общих закономерностей процесса обучения;
- преемственность и логическая последовательность в процессе изучения дисциплин;
- учет опыта изучения психологических дисциплин накопленного в вузах;
- проведение научных исследований, планирование и организация учебного процесса на их основе, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу;
- связь преподавания с жизнью, обобщение и внедрение психологической практики в учебный процесс и др.
Система психологических знаний отвечающая будущей специальности курсанта — необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в точных, безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий. Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества специалиста. Поэтому преподавание, формирование знаний,
навыков, умений должно сочетаться с формированием личности курсанта в целом.
Курсанты, окончившие вузы, получают высшее профессиональное образование, которое базируется не только на овладении профилирующими, но и другими научными дисциплинами. Важной его частью (наряду с личными качествами) являются профессиональные знания, навыки, умения.
Профессиональные знания — это результат познания курсантом научных основ, фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Совокупность, качество профессиональных знаний курсантов должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям: быть полными, глубокими, гибкими, прочными. Каждый курсант обязан обладать высокой готовностью к правильному использованию своих теоретических и практических знаний при выполнении задач профессиональной деятельности.
Для формирования профессиональных знаний в ходе преподавания психологических дисциплин необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния курсантов. Преподавателю следует исходить из того, что курсант лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Усвоение психологических знаний, предусмотренных программами, является существенной стороной обучения в вузе. Усвоение, как отмечалось ранее, это сложная познавательная деятельность курсантов, основу которой составляют умственные действия.
Усвоение знаний по предмету представляет собой овладение системой его понятий, которое складывается из понимания содержания понятий, выделения существенного, главного в тех или иных предметах, явлениях; четкого уяснения объема понятий, представления о том круге явлений, на которые распространяется данное понятие; умения устанавливать связи одного понятия с другими, в том числе и с понятиями из смежных дисциплин; умения использования их для решения практических задач.
Ясное понимание значения психологических знаний, самостоятельность в их приобретении и проверке, творческое применение к решению различных задач обеспечивают их глубокое и прочное усвоение. Овладению специальной терминологией помогает демонстрация учебных фильмов, световых газет, пропаганда
достижений выпускников вуза, чтение новинок, участие в работе научных кружков, проведение викторин.
Немаловажное значение имеет также показ вновь поступившим курсантам лабораторий вуза, различных кабинетов. Полученные впечатления вызывают у них, как правило, интерес к учению, укрепляют стремление к овладению профессией. При этом не следует акцентировать внимание курсантов на сложности их будущей профессии. Глубокому и творческому усвоению психологических знаний способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, при которых знания усваиваются не как готовые, данные преподавателем, а через процесс решения задачи, поиска или выбора ответа на вопрос, нахождение вывода и т. д.
Процесс субъективного открытия неизвестного в проблемной ситуации осуществляется как поисковая познавательная деятельность субъекта, завершающаяся усвоением нового и порождением психических новообразований.
В проблемной ситуации участвуют и курсанты и преподаватель: последний не только создает такую ситуацию, но в той или иной мере участвует в ее разрешении.
Проблемное обучение может иметь разные качественные уровни в зависимости от курса, степени владения предметом и т. д.
Для усвоения психологических знаний необходимо применять их на практике. Главная форма такого применения — решение задач. Именно в процессе активного практического использования знаний они становятся более обобщенными и твердыми, часть из них переходит в навыки и умения. Но тут выступает психологическое условие: учебная деятельность, не доставляющая внутреннего удовлетворения, не вызывающая активного мышления, внимания, памяти, воображения, не требующая творчества, инициативы, слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому важно, чтобы занятия проводились интересно, влияли на эмоции, чувства и мотивы поведения курсантов.
Объективная оценка и анализ ответов курсантов преподавателями, взаимоконтроль курсантов, критический разбор ими своих действий, словесное описание их хода улучшают качество знания. Все это обеспечивает высокую осознанность и готовность их применять.
Наиболее общими условиями формирования психологических знаний, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности, являются — положительные мотивы учения курсантов, их сознательность, дисциплинированность, организованность.
Развитие психологических знаний курсантов идет тем скорее, чем глубже и разностороннее связаны с требованиями будущей профессии. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если курсант слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.
Успешное формирование психологических знаний возможно тогда когда правильно спланированы занятия, в курсантском коллективе создана хорошая психологическая атмосфера, своевременно предотвращается появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если курсант правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости учения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений.
Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний у курсантов от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в труде невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертны, малоподвижны, неустойчивы, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию.
Таким образом, преподавание психологических дисциплин в вузе должно опираться на педагогическую теорию и практику, формировать систему психологических знаний, навыков и умений, обеспечивающих выполнение задач будущей профессиональной деятельности, воспитывать профессиональные качества специалиста.
Список литературы:
1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
2. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.,
1969. 134 с.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебн. пособие. М., 1998. 288 с.
4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996. 248 с.