^^ШПЛППП -ф- п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
Литература:
1. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.- СПб: Речь, 2003 - 622 с.
2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головеи, Ё. Ф. Рыбалко,- СПб.: Речь, 2002,- 694 с.
3. Леус. Э. В. Способ диагностики отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Бюллетень СГМУ,- № 1. Выпуск XVIII,- Архангельск, 2007,- С. 91.
4. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология,- М.: Проспект; Ведби, 2004,- 469 с.
5. Сапогова Е. Е. Психология развития человека,- М.: Аспект Пресс, 2001,-460 с.
6. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: кли-нико-психологические аспекты,- СПб.: Речь, 2005,- 436 с.
7 .Менделевич В. Д. Психология деви-антного поведения.- СПб,: Речь, 2005.-445 с.
8, Сидоров П. II. Наркологическая превентология,— М: МЕДпресе-информ, 2006,- 720 с.
9 .Литвишков В. М., Митъкина А. В. Пенитенциарная педагогика,- М.: Московский психолого-социаяьный институт, 2004,- 400 с.
10. Макушкин, Е. В. Психические расстройства у подростков, ассоциированные с пенитенциарным стрессом // Неврологический вестцик. Журнал им, В. М.Бехтерева,- Казань, 2006,- Т.38, №1/2,-С. 61-68.
11. Щербаков И. В. Криминологические особенности изучения личности несовершеннолетних преступников и лиц молодежного возраста, отбывших наказания в виде лишения свободы // Российский следователь,- 2004.- №12,- С. 35-37.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
Э. В. Рахимова, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ACO (КСЮН), г. Казань
Одной из важнейших задач в сфере борьбы с преступностью является предупреждение рецидива преступлений. Несмотря на некоторое снижение в последние годы уровня рецидивной преступности в России, в среднем каждое третье преступление совершенно лицами, ранее совершившими преступления. Причины этого явления всесторонне изучены и заключаются в следующем.
Часть наших граждан, освободившихся из мест лишения свободы, сталкиваются с настороженным отношением со стороны окружающих, нередко оказываются морально и психоло-
гически не подготовленными к жизни на свободе, испытывают серьезные трудности в бытовом и трудовом устройстве, В этих условиях многие, однажды оступившиеся люди, вновь втягиваются в противоправные отношения и оказываются в местах лишения свободы, прочно закрепляясь в качестве криминальных элементов.
Воспитательное воздействие в исправительных колониях признается средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за период отбывания НЭ.КЭ. зания путем целенаправленного исправительного воздействия, восстанов-
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
ления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.
Многолетние наблюдения показали, что изменения социального статуса, социальных ролей осужденных, как правило, отражается на состоянии их психических и нравственных свойств и качеств.
В большинстве своем поведение заключенных отличается низкими нравственно-моральными качествами, эгоистичностью, слабо развитыми духовными потребностями и неспособностью к сопереживанию. Для преступника характерна завышенная самооценка своей личности и неуважение к правилам и достоинству других людей; гипертрофированное увлечение материальными благами в ущерб духовности; неразвитость духовной сферы и преклонение перед культом насилия и жестокости.
В то же время отдельные качества личности преступника находятся на вполне удовлетворительном уровне. Это патриотизм, личная храбрость, уважение к старшим, любовь к детям, родственные чувства, узы товарищества и многое другое.
Криминологи рассматривают личность преступника как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образующихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими ЛЮДЬМИ.
В то же время криминологическая наука учитывает социальный харак-
.76
112006
тер личности преступника и рассматривает его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт, отмечая, что включение преступника в активное и полезное групповое общение выступает в качестве важного условия исправления. В качестве исходного положения, характеризующего личность преступника, криминологи признают, что человек не рождается преступником, а становится им при неблагоприятных условиях формирования его личности. Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания.
Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации поясняет, что основным назначением уголовно-исполнительной системы является исправление преступников и предотвращение совершения ими новых преступлений после освобождения из мест лишения свободы. При этом исправление осужденных в местах лишения свободы понимается как нравственная переориентация и рассматривается не только как цель, но и как процесс и результат социаль-но-воспитательного воздействия на осужденных.
Воспитательная функция присуща самой природе человеческого общения, поскольку жизненный опыт, правила и нормы общежития, понятие о месте
^^^тлшл п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
человека в окружающей его среде, передаются из поколения в поколение посредством воспитания человека. Воспитание как явление социальное будет существовать до тех пор, пока существует человек. Под воспитанием понимается совместная деятельность, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, результатом которой должно быть изменение, формирование и развитие воспитуемого в заданном направлении, с учетом его способностей, интересов, направленности. Это двухсторонний процесс, складывающийся из педагогической деятельности субъекта и деятельности объекта воспитания. Процесс воспитания включает в себя переработку и усвоение знаний, социального опыта, традиций, способов ее осуществления, удовлетворения физических и духовных потребностей, формирование чувств, эмоций, воли и навыков нравственного поведения. Кроме этого, педагогическая деятельность субъекта, под которой следует понимать как передачу воспитуемым знаний, умений и навыков, так и организацию их жизни и деятельности, нравственного поведения. Это способствует изменению личности, ее развитию от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Формирование личности происходит под воздействием социальной среды, обстоятельств, специально организованного педагогического процесса, отдельных групп, коллективов и личностей. Результатом данного социального процесса является социализация личности, которая понимается как процесс усвоения человеком общественных отношений и социального опыта.
Главная цель общеобразовательного процесса состоит в формировании положительных интересов и потребностей осужденного. Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных может рассматриваться в различных аспектах - как средство воспитания, как условие применения иных средств исправления и перевоспитания, как способ успешной адаптации осужденных после освобождения, фактор обеспечения нейтрализации негативных последствий отбывания наказания в виде лишения свободы.
По мере повышения общеобразовательного уровня формируются дисциплинированность, умение преодолевать трудности, настойчивость, целеустремленность, способность к самоутверждению, к осознанию собственной ценности. Все это способствует исправлению и перевоспитанию осужденных, формированию у них положительных мотивов социально полезной деятельности.
Повышение образовательного уровня имеет большое значение для регуляции и саморегуляции поведения осужденных, что также важно для их Исправления и дальнейшей социализации.
В процессе повышения общеобразовательного и профессионального уровней возрастает общая культура осужденных. Вместе с тем, если повышение образовательного и культурного уровней перестраивает в определенной мере внутренний мир личности, создает у осужденных готовность к позитивному восприятию средств исправления и перевоспитания. Все это в полной мере соответствует задачам
79
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
социально-педагогического воздействия на осужденных, развитию их культуры, повышению уровня образования, получению трудовых и профессиональных навыков, развитию эстетических качеств.
Специфика воспитательных отношений в пенитенциарной системе заключается в том, что осужденные одновременно могут являться не только объектом, но и субъектом воспитательной работы, например, принимая участие в работе самодеятельных организаций»
К сожалению, по объективным причинам (отдаленность от крупного города и соответственно образовательных учреждений, небольшое количество осужденных, желающих получить следующую ступень образования, отсутствие требуемой материально-технической базы и т. п.) не во всех исправительных учреждениях есть возможность организации полного образовательного комплекса, включающего в себя общеобразовательную школу, ПТУ, колледж, университет.
В пенитенциарных учреждениях существует проблема изучения потребностей осужденных в контексте специфики образовательной среды (наличие режимного содержания осужденных), характеризующийся принудительным характером организации общеобразовательного процесса и не учитывающей субъектность осужденных как полноправных участников этого процесса. Так, например, в Уголовно-исполнительном кодексе (ст. 112) закреплено следующее положение: все осужденные до 30-лет-него возраста, не имеющие полного среднего образования, обязаны учить-
60
112006
ся в общеобразовательных школах при пенитенциарных учреждениях; лица, не имеющие профессии, должны получать таковые в ПТУ. Кроме того, данная статья уголовно-исполнительного кодекса предусматривает поощрение при получении осужденными общего и среднего (полного) образования и учитывается при определении степени их исправления. Обязательность, режим, перечень профессий, зачастую не имеющих спроса на рынке труда по освобождении осужденных, значительно снижают эффективность образования в местах лишения свободы.
Осужденные являются специфическим объектом воспитательных отношений. Процесс исправления осужденных осуществляется в строгих правовых рамках, что обусловлено их правовым статусом. В последнее время, и это обусловлено изменениями в законодательстве, определилась роль повышения общеобразовательного и культурного уровней в реабилитации осужденных.
Для исправления осужденных в процессе социально-реабилитационной работы с ними следует выделить следующие направления воспитательного воздействия: нравственное, правовое, трудовое, физическое, духовное, этическое, образовательное.
В социально-педагогической работе с осужденными нельзя не учитывать карательный элемент наказания. Однако, в деятельности пенитенциарного учреждения необходимо рассматривать кару не как цель наказания, а как одно из средств, способствующих исправлению и перевоспитанию осужденных. Если кара не подчинена
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Социальная психология и коррекционная педагогика
целям воспитания, она теряет свое главное назначение» Кара должна быть полностью лишена элементов жестокости, мстительности и унижения человеческого достоинства. К тому же результат кары будет положителен только при правильном восприятии осужденным. А это возможно в том случае, если карательное действие имеет законный характер, справедливое и педагогическое воздействие.
Для эффективности воспитательной системы необходимо учитывать неоднородность лиц, отбывающих наказание. Индивидуальный подход к осужденному - это подход к человеку с учетом конкретных индивидуальных особенностей и индивидуальности в целом.
В связи с этим, ученые-криминологи предложили создать систему социальной адаптации (реабилитации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Эта система должна включать в себя следующие виды деятельности:
а) в структуре исправительных учреждений - для подготовки лиц, отбывающих наказание, к предстоящему освобождению;
б) за пределами исправительных учреждений - для приема этих лиц, оказания им необходимой социально-педагогической и психологической поддержки, помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также осуществления определенного профилактического контроля за их поведением в течение первого времени после освобождения.
Проблема социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест
лишения свободы, является сегодня приоритетным направлением в деятельности сотрудников исправительных учреждений. Работа в данном направлении начинается уже с первых дней их пребывания в колонии. Хорошую базу для социальной реабилитации и создания предпосылок для успешной интеграции в общество лиц, отбывших наказания, успешной их адаптации, дает наличие у них достаточного образовательного уровня и профессиональной подготовки.
Организованные в местах лишения свободы общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка позитивно сказывается на развитии личности, обеспечивает неразрывную связь в системой образования в стране, предоставляет бывшему осужденному возможность продолжить образование, а значит, сохранить перспективу найти свое место в обществе.
Деятельность персонала исправительного учреждения по социальной реабилитации осужденного многообразна. Кроме организации общеобразовательного и профессионального обучения, администрация учреждений решает вопросы предварительного трудоустройства и бытового устройства освобождающихся грэ.уКдэ,н, Э. ТЭ.К же осуществляет их подготовку к жизни на свободе.
Социальная деятельность в пенитенциарной системе России только начинает свое развитие. Она представляет собой комплексную деятельность социальных работников совместно с другими службами исправительных учреждений, а также с общественностью, территориальными службами занятости.
61
м i i m
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
Потребность любого человека в образовании связана с объективной динамикой научно-технического прогресса, а также комплексов субъективных аспектов - от способностей человека до его притязаний.
Отсутствие в последнее время ду-ховно-нравственного, художественно-эстетического воспитания, приводит человека к духовной нищете, моральному уродству, потере нравственных ориентиров и ряду других проблем, в том числе и криминологического порядка.
Подавляющей большинство осужденных имеют низкий уровень образования, и тенденции его падения сохраняются. Многие осужденные утратили общечеловеческие идеалы и ценности, стали жестокими и циничными и после совершения преступления их изолируют. Для того, чтобы ресоциализация осужденного в общество состоялось полноценно, необходимо дать ему образование И воспитать его в соответствии с достижением прогресса и уровнем культуры в обществе.
Именно поэтому, одним из направлений совершенствования системы образования в местах лишения свободы является его гуманизация, направлен-НЗ.Я. нэ. формирование интеллекта, воспитание культуры, чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров, на убеждение в безграничности возможностей Человека и его способности к совершенствованию. Задача педагогов в исправительных учреждениях -мобилизовать весь комплекс воспитания, образования, культуры на формирование у осужденного гуманист
62
112006
ческой ориентации личности с целью его возвращения в социокультурное пространство страны. Проблемы образования входят составной частью в комплекс социальных проблем, с которыми сталкивается каждый человек.
Прежде всего, необходимо совершенствовать организационно-правовые основы системы образования осужденных в исправительных учреждениях.
Право на получение профессионального образования осужденным к лишению свободы предусмотрено статьей 108 Уголовно-исполнительно-го кодекса РФ. Данное положение вытекает из основного закона нашей страны - Конституции, где в статье 43 закреплено право каждого гражданина на образование.
В настоящее время получение образования, в том числе и отбывающим наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным. Во всех сферах деятельности работодатель требует от работника наличия у него определенного уровня знаний и особенно — наличия высшего образования. Однако необходимо отметить, что не все осужденные на сегодняшний день имеют соответствующее общее образование и в силу этого не могут поступить в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Для повышения профессиональной квалификации осужденных с предоставлением возможности приобретать среднее профессиональное и высшее образование, необходимо, в первую очередь, повысить их общеобразовательный уровень, доведя его до общего (полного) среднего образования. Поэтому, применительно
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Социальная психология и коррекционная педагогика
к пенитенциарной системе необходимо создать классификационную структуру системы профессионального образования осужденных, которая не должна существенно отличаться от государственных стандартов. Должна быть разработана гибкая многовариантная система образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, и целью ее работы будет выравнивание уровня образования до общепринятых государственных стандартов, а также организовано получение профессиональной подготовки или профессии, востребованной в обществе, с получением квалификационного подтверждения соответствующим документом.
В соответствии с Законом «Об образовании» осужденных можно распределить на 4 уровня, по имеющемуся у них общему образованию: 1 - в пределах начального (не более4 классов),
2 - неполное основное (5-8 классов),
3 - основное (9 классов), 4 - среднее (полное) общее (11 классов). Соответственно, 1 уровень составляет примерно 13%, 2 уровень - 13 %, 3 уровень - 30,2 "... 4 уровень - 52,5 "...
Для выравнивания образования осужденных до уровня общего образования в каждом учреждении должны быть созданы условия, подобные общеобразовательной школе, с полным набором учителей по всем предметам. Наполняемость будет конечно неравномерной, поскольку нельзя предположить количество поступающего контингента в исправительные учреждения. Такая общеобразовательная структура экономически невыгодна. Но лишать осужденных их конституционного права на получение
образования, вследствие чего создается возможность их последующей мягкой ресоциализации в общество, нельзя.
Разобщенность деятельности образовательных учреждений в исправительных учреждениях в виду их относительной самостоятельности, а также отсутствием должностного лица, специально занимающегося стратегией повышения общего и профессионального уровня каждого осужденного, затрудняют организацию гибкой системы общего и профессионального образования граждан, находящихся в местах лишения свободы.
Очевидно, что педагогически правильно организованное профессиональное обучение вызывает у осужденного нравственные и эстетические переживания, развивает культуру труда, возвращая его к нормам жизни на свободе.
В период реформирования уголовно-исполнительной системы все большее внимание со стороны руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы. Федеральным Законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ часть 4 статья 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнена положением, обязывающим администрацию исправительного учреждения оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.
Уголовно-исполнительная система взаимодействует со многими высшими учебными заведениями, которые обеспечивают получение образования
63
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
осужденными. Получение образования, в основном, происходит дистанционно. При этом, осужденный-студент имеет возможность получать задания, сдавать зачеты и экзамены посредством использования компьютерных технологий. Дистанционное обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещений ВУЗа и непосредственного контакта с преподавателем, кроме этого - учиться очно, заочно и экстерном.
Рассмотренный способ реализации права осужденных к лишению свобо-
112006
ды получать образование в уголовно-исполнительной системе является самым приемлемым и не нарушает норм режимных требований исправительных учреждений. Причем для некоторых видов учреждений, исполняющих наказания, он является единственно возможным. На сегодняшний день наиболее распространенной формой получения образования является заочная.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации.
3. Багреева Е. Г. Субкультура осужденных и их ресоцпллилицнн. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001.
ПСИХОГЮГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Н. Ю. Волова, доцент, профессор, Самара, СГА
В работе анализируются психоло-го-педагогические эффекты обучения и воспитания в экстремальных условиях, реализуемые в рамках образовательного проекта, проводимого на основе телекоммуникационных технологий дистанционного образования в пенитенциарной системе. Определена специфика психолого-педагогичес-ких условий обучения осужденных, связанная с ситуацией социально нра вовой и психологической изоляции, прессинга. Выявлены новые эффекты и закономерности реализации педагогического процесса в экстремальных условиях, качественно отличные от традиционных дидактических
принципов. Установлено, что при использовании телекоммуникационных технологий обучения трансляция знаний происходит напрямую в сознание, минуя социально-психологический барьер и последствия пенитенциарной блокады.
Решение проблемы преступности является одной из самых острых и всегда актуальных в современном обществе. И главное решение этой проблемы связано с процессом перевоспитания преступника, причем не только в реабилитационный период, во время которого он должен адаптироваться к социуму и найти свое место в общественной структуре, но и непос-
64