УДК 3 43.8
Лариса Анатольевна АРЧИБАСОВА,
ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Западной Сибири (г. Омск), кандидат юридических наук
Оксана Игоревна ЗЯБЛИЦЕВА,
преподаватель Центра профессиональной подготовки УВД по Омской области (г. Омск)
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИСПРАВИТЕЛВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОСУЖДЕННОГО
THE LEGAL MECHANISM FOR CORRECTIONAL TREATMENT OF THE CONVICTED PERSON
В статье представлены правовые основы исправительного воздействия, которое рассматривается как особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний.
The article presents legal basis of correctional treatment which is considered to be a special form of educational, pedagogical process carrying out during execution of penalty.
Ключевые слова: основы исправительного воздействия, исправительное учреждение, воздействие на осужденного.
Keywords: basis of correctional treatment, penitentiary, treatment of the convict.
Точное определение понятий, особенно в правовык науках, имеет не только теоретическое, но и практическое значение . Необходимо уточнить понятие исправительного воздействия. Аргументированно оспаривая многие высказанные в научной и учебной литературе взгляды о существенных признаках этого понятия, В.А.Уткин определяет меры исправительно-трудового воздействия как «применяемые к осужденным некарательные воспитательные меры, имеющие непосредственной целью их исправление, специально организованные и применяемые на основе особой педагогической тактики перевоспитания преступников»1 . По нашему мнению, такая позиция автора продикто-
вана знанием объективных закономерностей, возникающих на этапе исполнения уголовного наказания.
Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, то есть в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, проводимому, например, в учебных заведениях, в воинских частях и т.д.2
Предлагается определять меры исправительного воздействия как специфичес-
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
кие некарательные меры воспитательного характера, применяемые к осужденным с целью их исправления.
При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 9 УИК РФ). УИК РФ отказался от употребления термина «меры исправительно-трудового воздействия», поскольку, во-первых, эти меры применялись только при исполнении таких видов наказаний, как лишение свободы и исправительные работы (ст.4 Исправительно-трудового кодекса СССР), и следовательно, предполагалось, что при использовании иных видов наказаний они не ре-ализовывались. Об этом свидетельствует, в частности, наименование такого нормативного правового акта, как Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, принятое в 1984 г. Во-вторых, в Исправительно-трудовом кодексе не предлагалось определение этих мер, что приводило к искаженному их толкованию в теории уголовно-исполнительного права и в правоприменительной прак-тикее.4
Согласно европейским пенитенциарным правилам, цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять жизненные потребности собственными силами после освобождения.5
С нашей точки зрения, процесс исполнения уголовного наказания преследует триединую цель: наказание за совершенное преступление, изоляцию от общества и исправление преступника.6
По мнению А.И.Марцева, меры исправительного воздействия представляют собой совокупность воспитательных мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Они не вхо-
дят в содержание наказания и карательной нагрузки в себе не несут. Сущность этих мер, в отличие от наказания, составляют не кара, а педагогические методы и принципы, реализуемые в процессе воспитательного воздействия на осужденных.7
Основанием для применения к осужденным исправительного воздействия служит только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 7 УИК РФ). Поэтому исправление осужденных возложено на уполномоченные государственные учреждения и органы, а участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях обязательно. Наконец, исправительное воздействие реализуется в рамках, установленных нормами этой отрасли права. Соединение исполнения наказания и исправительного воздействия образует единый карательно-исправительный процесс.8
Исправительное воздействие представляет собой особый вид воспитательного процесса, осуществляемого в процессе исполнения наказания. К мерам исправительного воздействия относятся: режим, воспитательная работа, труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, общественное воздействие (ст.9 УИК РФ).
В соответствии со ст. 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.
Из законодательного определения режима видно, что этому порядку обязаны подчиняться как осужденные, так и сотрудники администрации, ибо режим - это порядок как исполнения, так и отбывания лишения свободы.9
Элементами содержания режима являются:
- надлежащая изоляция всех заключенных, раздельное содержание разных по степени общественной опасности личности категорий осужденных, а также предусмотренные нормативными актами иные способы карательного воздействия на осужденных;
-112-
№ 2 (6) • 2010
- правила внутреннего порядка в колонии и распорядка дня;
- установленные права и обязанности осужденных, нормы взаимоотношений между заключенными, а также между заключенными и администрацией;
- правила организации труда, жизни и быта заключенных, проведение с ними воспитательной работы и общеобразовательного обучения, установленные в соответствии с требованиями закона;
- правила, регулирующие связь осужденных с семьями, общественными организациями и отдельными лицами.10
Среди основных мер исправительного воздействия режим не случайно поставлен на первое место. Под режимом нами подразумевается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденного и подготовку его к жизни в обществе. Режим призван вытолнять различные функции. Во-первык, поскольку режим - это порядок исполнения наказания, то прежде всего в нем сосредоточено содержание того или иного вида наказания. Он включает в себя весь комплекс правоог-раничений и лишений для осужденных, свойственных данному виду наказания, то есть режим содержит в себе элементы кары и несет карательную функцию.
Наиболее распространено мнение, что режим выполняет две функции - карательную и воспитывающую.11 А.Д.Глоточ-кин и В.Ф.Пирожков выделяют три взаимосвязанные функции режима: карательную, воспитывающую и обеспечивающую.12
Несмотря на то что и режим отбывания наказания и иные определенные законом средства исправления выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного, одного из основных средств исправления осужденных определяет воспитательную работу. Воспитательная работа с осужденными (ст.ст. 109, 110 УИК РФ) направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к чело-
веку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Она представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующих их исправлению.
УИК РФ не содержит понятия воспитательной работы с осужденными. Оно раскрывается в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г. В Концепции воспитательная работа с осужденными определяется как «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению у осужденных личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, пра-вопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения»13 .
Труд является основой исправления осужденных. Основу любого общественного строя составляет труд. Именно в процессе труда вырабатываются такие черты личности гражданина общества, как сознательное отношение к порученному делу, бережное отношение ко всем формам собственности, чувство коллективизма, дисциплинированность, трудолюбие ит.д. Будучи одним из основных средств исправления осужденных, труд является одновременно и мерой исправительного воздействия. Поэтому осужденные в соответствии с положениями ст.103 УИК РФ обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
По содержанию труд осужденных как воспитательная и экономическая категория лишен кары, но поскольку он организуется в рамках режима, в этих условиях допускается принуждение. Это относится к привлечению осужденных к труду, обеспечению трудовой дисциплины и определению вида трудовой деятельности. Труд осужденных регулируется Конституцией РФ (ст. 37), УИК РФ (ст.ст. 103-107), при-
Вестник Сибирского юридического института МВД России
казами и инструкциями Министерства юстиции РФ.
Международные акты о правах человека и об обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными). Международный пакт о гражданских и политических правах (п.3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении, на основании распоряжения суда, к категории принудительного или обязательного труда. В УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 2 ст. 103, ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 164).14
Общее образование осужденных к лишению свободы предусматривается ст. 112 УИК РФ. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного и общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ по согласованию с Министерством образования РФ.
Общеобразовательное обучение осужденных осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №32661 «Об образовании», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. N473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования осужденными к лишению свободы регламентируется Положением о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования
лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.15
В соответствии с Положением в исправительных учреждениях функционирует общеобразовательная средняя школа. Особенности организации и деятельности такой школы определяются ее уставом и указанным положением.
Порядок и основные требования получения осужденными общего образования определяет ст.112 УИК РФ. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осужденные старше 3 0 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Профессиональная подготовка, являясь средством исправления осужденных, играет важную роль в их адаптации после отбытия наказания, поскольку позволяет им приобрести профессию, в соответствии с которой они могли бы трудиться после освобождения от отбывания наказания и вести законопослушный образ жизни. Поэтому согласно ст.108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка для осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.16
Общественное воздействие реализуется путем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний (ст. 142 УИК РФ).
Применение мер исправительного воз-
- 174 -
№ 2 (6) • 2010
действия - важный и перспективный участок привлечения общественности к управлению государством, к борьбе с преступностью. 17
1 См.: Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск, 1984. С.4.
2 URL: http: //www. e-college. ru/x books/x book 064/book/part 005/page.htm (дата обращения: 20.11.2008).
3 Далее - УИК РФ.
4 Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России. М., 2000. С.87.
5 Европейские пенитенциарные правила. URL: http://www.balance.sampo.ru/ravnovesie/1349.htm (дата обращения: 29.11.2008).
6 Пищелко А. В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. М.,1992. С.7.
7 Марцев А.И. Специальное предупреждение преступлений : учебное пособие, Смск. 1977. С.70.
8 Селиверстов В.И. Указ. соч. С.88-89.
9 Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Ростов н/Д., 2005. С.101.
10 Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968. С.4.
11 См.: Монахов В.И. Режим как средство воспитания заключенных // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961. С.14.
12 Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Указ. соч.
С.6.
13 См.: Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы от 20 апреля 2000 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. N3. С.45.
14 Селиверстов В.Н. Указ.соч. С.93.
15 Приказ МЮ РФ и Минобразования РФ N31/321 от 9 февраля 1999 г.
16 Блохин Ю.И. Указ. соч. С.158.
17 См.: Уткин В.А. Указ. соч. С.103.