ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.0
И.А. Брагин, Н.А. Чесноков, А.Ю. Асеев ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается проблема информационной безопасности в контексте защиты обучающихся от возможных вредных и деструктивных свойств информации. Формулируется новое специфическое направление педагогической деятельности преподавателей по обеспечению информационной безопасности обучающихся в организациях высшего профессионального образования.
Педагогический аспект информационной безопасности, информационная безопасность обучающихся; информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию обучающихся.
The problem of information security in the context of protection of students from possible harmful and destructive information is considered in the article. The new specific direction of pedagogical activity of teachers providing students with information security in the higher education organizations is formulated.
Pedagogical aspect of information security, students' information security, information doing harm to health and (or) development of students.
К сожалению, не все сегодня соглашаются с важностью рассмотрения понятия «информационная безопасность» через призму гуманитарных наук, относя данную категорию к сфере естествознания и (или) технической защиты информации. В свою очередь, в педагогической науке также уделяют недостаточное внимание различным вопросам информационной безопасности.
Переживая за сложившуюся ситуацию, авторы предприняли попытку обосновать значимость и перспективность вопросов информационной безопасности как направления в педагогической науке, и уж если не переубедить сторонников иного мнения, то хотя бы нацелить на размышления о том, чтобы безоговорочно не отвергать информационную безопасность по причине предметной чужеродности.
На сегодняшний день, как ни странно, нет четкого разъяснения понятия или научного определения категории «информация». Из всего множества существующих определений предлагаем остановиться на том из них, которое будет отражать содержание как в бытовом, обыденном, смысле, так и в узко профессиональном и даже абстрактном. Для этого обратимся в эпоху 40 - 60 гг. ХХ в., именно в этот период зарождалась сущность понятия «информация».
Сущность и содержание «информации» зародилось в кибернетике. Кибернетика - наука об общих законах хранения, передачи и переработки информации. Основная категория кибернетики - управление. Сущностью управления является то, что движение и действие больших масс или передача и преобразование больших количеств энергии направляется или контролируется при помощи небольших количеств энергии, несущих информацию. Этот принцип лежит в основе организации и действий любых управляемых систем. Именно поэтому такое введение понятия информации позволяет рассматривать все явле-
ния с единой точки зрения. Учитывая это, определимся: информация - нематериальная сущность, при помощи которой с любой точностью можно описать реальные, виртуальные и понятийные сущности [1]. В зависимости от формы представления информация может быть: специальной и профессиональной (сигналы, коды, языки программирования, шифры), логической и абстрактной (процессы, связи, выражения, формулы), бытовой и обыденной (слова, жесты) и т.д. Посредством формы представления информации формируются цели, модели, процессы, решаются задачи, сообщаются новости, проводятся переговоры и т. п.
Рассматривая управление как целенаправленное воздействие информацией в различных формах представления, в зависимости от предметной области, применительно к основным педагогическим процессам (воспитание, обучение, формирование и развитие), оно осуществляет воздействие на субъекты этого процесса посредством информации, основной формой представления которой является «слово», а также «жесты» и «демонстрации». Исходя из этого, вопросы информационной безопасности как нельзя тесно взаимосвязаны с тем, как и какие при этом будут использоваться слова, жесты, демонстрации и процессы, из каких источников и с какой целью. И это совсем не полный перечень факторов, который необходимо учитывать при организации педагогического процесса.
Результат педагогического процесса, в ходе которого не изучаются вопросы обеспечения информационной безопасности, особенно в современных условиях, может стать самым непредсказуемым. Соответственно, вместо цели воспитания и обучения, формирования и развития полноценной, всесторонне развитой личности, под воздействием качественной, правдивой, проверенной, убедительной, интересной
информации, может обернуться полным разрушением и уничтожением человека как личности под воздействием информации ложной, безнравственной, основанной на беспринципности и низменных взглядах.
На данный исторический момент по официальным данным Росстата на начало 2012/13 учебного года, в системе образования было 28464 тыс. детей, обучающихся и студентов (в том числе: в дошкольных образовательных учреждений - 5661 тыс. детей, в общеобразовательных учреждений - 13804 тыс. обучающихся, в образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования - 838 и 2087 тыс. обучающихся и студентов соответственно, и в образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования - 6074 тыс. студентов) [2]. Более 15 млн обучающихся активно пользуется Интернетом, что составляет порядка 20 % Интернет-аудитории Российской Федерации. Как правило, не менее три четверти детей пользуются глобальной сетью Интернет без надлежащего контроля родителей и учителей. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый обучающийся, студент (курсант). При этом, по результатам анонимного опроса, около 39 % молодых людей посещают порносайты, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11 % посещают экстремистские и националистические ресурсы. Все это оказывает самое прямое воздействие на психическое и физическое развитие подрастающего поколения.
Исходя из сказанного, непозволительным является пренебрежение информационной безопасностью в педагогике, если одним из приоритетов представляется отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда информацией в процессе воспитания и обучения. Недооценка, а зачастую и принижение роли безопасности образования в целом и информационной безопасности в частности требует незамедлительного научного поиска в этом направлении национальной безопасности государства.
Чтобы урегулировать в правовом отношении информационную сферу, касающуюся подрастающего поколения, начиная с 1 сентября 2012 г. в Российской Федерации действует Федеральный Закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В настоящем Федеральном законе представлены следующие основные понятия, касающиеся темы статьи:
Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для
детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также представлены сведения, запрещенные для распространения среди детей, к которым относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
В свою очередь, к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Но с началом действия данного законодательного акта у педагогического сообщества возникло множество вопросов по организации учебно-воспитательного процесса с учетом реалий современности.
Однако, несмотря на наличие правового регулирования вопроса информационной безопасности детей, на данном этапе развития теории и практики нет внятного теоретического обоснования имеющихся требований по запрещенной и ограниченной информации для подрастающего поколения. Подтверждением этого являются диссертационные исследования в области информационной безопасности.
За период 2000 - 2012 гг. изучению вопросов в спектре гуманитарной составляющей информационной безопасности и деятельности по ее обеспечению было посвящено 27 диссертационных работ по педагогическим наукам, в том числе 4 исследования на присвоение ученой степени доктора наук. Необходимо заметить, что всего работ, так или иначе связанных с понятием «информационная безопасность» по номенклатурам всех специальностей за 12 лет было рассмотрено около 500. Рассматриваемые в диссертационных исследованиях проблемы информационной безопасности относятся к педагогике, и охватывают разные периоды, подходы и вопросы, связанные с рассмотрением и формированием понятия «информационная безопасность», методов, форм и условий специфической педагогической деятельности по ее обеспечению в образовательной среде от младшего школьного до профессионального уровня. Это дает основание говорить о становлении такой категории как «педагогическая проблема информационной безопасности».
Исследования носят разную степень проникновения в сущность категории «информационная безопасность». Анализируя текущее состояние, представляется важным проводить широким планом взгляды на проблемы, формируемые в условиях развития информационного общества. Такой подход позволит в дальнейшем не упустить факторов распространения и влияния информационной безопасности, как и деятельности по ее обеспечению во все сферы деятельности и уровни образовательной системы. Научные исследования по информационной безопасности участников образовательного процесса важны для становления нового направления в педагогике - безопасности образовательных систем, где информационная безопасность обучающихся рассматривается как одна из ключевых задач [3].
Вопросы формирования гуманитарной составляющей информационной безопасности и включающие их педагогические проблемы в вопросах информационной безопасности субъектов образовательного процесса являются сегодня состоявшимся фактом и требуют к себе особого внимания со стороны научного педагогического сообщества. Рассмотрим перечень определений, характеризующий многополярность вскрытых проблем при формировании гуманитарной составляющей информационной безопасности и деятельности по ее обеспечению в системе образования:
1. Информационная безопасность школьника как состояние защищенности основных интересов, учащихся от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие ребенка разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной средой (Н.И. Саттарова).
2. Информационная безопасность студентов вузов, построенная на идее о формировании информационной культуры обучаемых, включающей в себя информационную безопасность как обязательный системообразующий компонент, позволяющей повысить уровень их информационной культуры и удовле-
творить квалификационным требованиям (В.П. Поляков).
3. Информационная безопасность младшего школьника - педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия (Т.А. Малых).
4. «Критическое мышление» через определение механизма его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий, как способ обеспечения информационной безопасности (Т.В. Харлампьева).
5. Информационно-личностная безопасность учащегося основной школы, являясь компонентом информационной компетенции, обеспечивает способность учащегося выявлять, распознавать, предвидеть, противостоять негативным информационным воздействиям (Е.Э. Серебряник).
6. «Компетентность в области информационно-психологической безопасности» через определение механизма его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий (Н.А. Матвеев).
7. Культура информационно-психологической безопасности личности - интегральное свойство личности, представленное системой духовно-нравственных ценностных ориентаций, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объект информационного воздействия и не способна целенаправленно оказывать негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений (А.А. Ахметвалиева).
8. Профессиональная компетентность экономиста в области информационной безопасности представляет собой интегративную профессионально-личностную характеристику специалиста экономического профиля, включающую устойчивую мотивацию и интерес к саморазвитию в области информационной безопасности, знание теоретических основ информационной безопасности, а также умения, навыки и опыт успешной защиты профессионально значимой информации и противостояния угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности (А.И. Горбунов).
Рассмотрев различные определения информационной безопасности, дадим свое авторское:
Информационная безопасность обучающихся (ИБО) - состояние защищенности обучающихся, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Обеспечение информационной безопасности обучающихся (ОИБО) - деятельность руководящего и профессорско-преподавательского учебного заведения по минимизации риска, связанного с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию обучающихся.
Педагогическая идентификация риска учебной информации представляет собой выявление наличия в учебном материале информации, способной причинить вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию обучающихся.
Изучив современное состояние педагогического аспекта информационной безопасности образовательной среды можно сформулировать следующие выводы:
1. Неоспорима важность и перспективность педагогического аспекта в вопросах информационной безопасности, требующая особого внимания со стороны педагогического сообщества.
2. Накопленный опыт в изучении информационной безопасности призывает к дальнейшему осмысления и учету при организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы образования.
3. Одним из направлений решения вскрытой проблемы представляется в виде организации подготовки педагогов к новому специфическому виду педагогической деятельности по обеспечению информационной безопасности обучающихся. Целью такой подготовки будет являться формирование у преподавателей на базе уже имеющихся знаний, умений и навыков новых способностей к выявлению в учебном материа-
ле наличия некачественной информации способной нанести вред физическому, психическому, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся. Кроме того, учитывая высокий уровень самостоятельности обучения в вузе, со стороны педагога важным моментом является умение развить способности обучающихся к самостоятельному вскрытию в информационном потоке сведений или воздействий деструктивного характера в отношении развития полноценной гармоничной личности.
Таким образом, проведенный аналитический обзор диссертационных работ по проблеме информационной безопасности по педагогическому направлению дает представление о новом витке в развитии педагогической науки и может указать вектор дальнейших исследований.
Литература
1. Брагин, И.А. Вопросы информационной безопасности. Аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2000 - 2012 гг.) / И.А. Брагин, Н.А. Чесноков. - М., 2013.
2. Лидовский, В.В. Теория информации: Учеб. пособие / В .В. Лидовский. - М., 2004.
3. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб. / Росстат. -М., 2013.
УДК 376.3
И.В. Егорова
К ВОПРОСУ О КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается положение о влиянии музыки на процесс коррекции речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, рассматривается структура речевых дефектов при дизартрии и моторной алалии, представлена методика логопедической работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза в процессе музыкальной деятельности.
Логопедия, дошкольники, общее недоразвитие речи, дизартрия, моторная алалия, структура дефекта, специфические особенности музыкального развития, музыкальная деятельность, методика, логопедическая работа.
The article considers the influence of music on the process of correction of speech and non-speech disorders of preschool children with general speech underdevelopment as well as the structure of speech defects at dysarthria and motor alalia. The paper presents the method of speech therapy to overcome speech disorders of preschool children with general speech underdevelopment of different origins in the music activity.
Speech therapy, preschool, general underdevelopment of speech, dysarthria, motor alalia, structure of the defect, specific features of musical development, musical activities, methodology, speech therapy work.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных методов, оптимизирующих логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи, является актуальной проблемой логопедии. Необходимость постановки и решения данной проблемы определяется ухудшением состояния здоровья детской популяции России, и в то же время возрастанием требований к уровню подготовленности детей к школьному обучению. Взоры многих
современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве коррекционных средств воздействия [1], [2], [3]. В логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (моторная и сенсорная алалия, дизартрия) возможно применение музыки в системе коррекционной работы наряду с традиционными средствами коррекции.
В работах Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной,