ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ П Е ДАГО ГА- П С ИХО Л О ГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ
®2012 Алиева С.М.
Московский государственный университет культуры и искусства
Изучено влияние педагогического артистизма на профессиональную подготовку педагога-психолога. Определено, что использование элементов педагогического артистизма в образовательном процессе положительно сказывается на развитии профессионализма педагога-психолога.
The author of the article researches the influence of the pedagogical artistry upon the teacher-psychologist’s professional training. She defines that using the pedagogical artistry elements in the educational process has a positive effect on the development of the teacher-psychologist’s professionalism.
Ключевые слова: педагог-психолог, педагогический артистизм,
сотворчество педагога и студента, индивидуальность преподавателя вуза.
Keywords: teacher-psychologist, pedagogical artistry, teacher’s and student’s co-creation, university lecturer’s individuality.
Реализация новой концепции образования диктует необходимость корректировки деятельности педагога-психолога, требует от него быть высококвалифицированным профессионалом, который
виртуозно-артистически владеет прежде всего арсеналом психолого-педагогических знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, что помогает ему успешно конкурировать на рынке трудовой деятельности. При этом в условиях здоровой конкуренции и при равных квалификационных показателях предпочтение всегда будет отдано такому специалисту, который располагает к себе людей разных возрастных категорий своими высокими профессиональными и личностными качествами, и среди множества таковых решающую роль играет способность творчески осуществить свою профессиональную деятельность, в контексте которой, на наш взгляд, важное место отводится и педагогическому артистизму [1].
Любое образование, психолого-педагогическое в частности, предполагает не только овладение системой знаний, но и становление внутреннего мира личности, ее индивидуальных способностей, дарований, развитие «артистическо-педагогических» задатков будущих специалистов. При этом важен аспект формирования личности, способной конструировать саму себя, определять и изменять свою жизненную стратегию. Представляя то, каким образом лучше организовать учебный процесс, педагогу, прежде всего,
следует позаботиться о том, когда и как в конкретных учебно-воспитательных условиях вызывать у учащегося стремление к самосовершенствованию, творческому росту, самостоятельности, продуктивности воображения [2].
Профессия педагога-психолога включает в себя не только умение проявлять понимание и терпимость к мироощущению другого человека, тонко чувствовать его проблемы, выделять в них главное, но и способность гибко действовать в условиях контакта с людьми, зачастую быть «артистом» не на сцене, а в реальных ситуациях общения с ними, помогать разрешать их вопросы, при этом применяя разные способы мышления и действия. Подготовка специалистов этого профиля осуществляется в высших учебных заведениях, образовательная деятельность которых направлена на получение знаний, определяющих развитие профессиональных умений и навыков.
Стремительное развитие науки в последнее время привело к изменению общества и, как следствие, образовательной системы. В частности, это проявляется в распространении экспериментальных площадок и инновационных школ, издании педагогами авторских программ, направленных на развитие конфетного вида образования, также прослеживается освобождение от стереотипов в оценке психолого-педагогической деятельности. Для будущего педагога-психолога это обозначает развитие не только теоретической, основанной на фундаментальных знаниях ведущих ученых, но и практической базы, которая выходит за границы полученных знаний и позволяет раскрывать «скрытый» потенциал будущего специалиста и имеет большое значение в его будущей работе.
Деятельность педагога все больше становится творческой, специфической чертой которой выступает «сотворчество» между педагогом и студентом, несмотря на то, что они субъекты разных видов учебно-образовательной деятельности [4].
В данном контексте важной видится роль преподавателя вуза, его взаимоотношения со студентом. Субъектно-объектные отношения («технологии прикосновения») между педагогом и студентом придают психолого-педаго-гическому процессу черту, объединяющую педагогическую психологию и искусство.
В этой связи представляется необходимым сосредоточить внимание на развитие преподавателем во время обучения у будущего педагога-психолога таких качеств, как психологическая образность и гибкость мыслительной деятельности, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание слушателей, вокальное и речевое искусство, выразительность.
В процессе профессиональной подготовки будущий педагог-психолог должен научиться по достоинству адекватно оценивать свою значимость в психологическом и психолого-педаго-гическом процессе. Более того, по нашему мнению, необходимо развивать такие умения личности, которые напрямую связаны с артистизмом, а именно: четкая артикуляция
словесного текста каждого исполняемого фрагмента лекции (слов); точное («чистое») интонирование лекционного материала (текста); владение вниманием аудитории; художественно-эстетическое «чувствование» (эмпатия) содержания подаваемого материала, смысла и красоты смысла (Сократ) информации, получаемой с использованием интернета, аудио-видео технологий т. п., что дает возможность в аудитории эмоционально-чувственно исполнять и «заражать» слушателя и настраивать его на свою информационную «волну», создавая условия для лучшего психолого-образного восприятия.
На наш взгляд, в развитии индивидуального стиля деятельности будущему педагогу-психологу помогут понимание сущности и содержания его профессии, а также умение глубоко мыслить и чувствовать, стремление постоянно совершенствоваться, в первую очередь оперировать такими базовыми понятиями, как «психологическая артистичность» и «сотворчество» (как в теории, так и практике). Что касается творческой направленности личности педагога-психолога, то следует развивать интуицию, способность к реагированию на получаемую учебную информацию и ее мгновенную интерпретацию - импровизацию. Эта направленность касается как реагирования (реакции) на учебный материал, так и на будущую консультационную деятельность в качестве педагога-психолога, что способствует развитию педагогического артистизма педагога-психолога.
В процессе формирования педагогического артистизма будущего педагога-психолога в учебно-воспитательном процессе вуза следует уделить особое внимание развитию способности ярко и убедительно выражать чувства и отношения к содержательной стороне преподаваемого материала, как психолого-педагогического, то есть специального, так и всех предметов учебного плана в целом [3].
Полагаем, стоит отметить, что педагогический артистизм, как указывалось выше, это условное понятие, отражающее, прежде всего, уровень мастерства специалиста, владеющего содержанием деятельности и умеющего виртуозно передавать свои профессиональные навыки (содержание деятельности) другому человеку в процессе взаимодействия. При этом взаимодействие может носить как педагогический характер, например, в ходе учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, так и практический (консультативная помощь педагога-психолога).
Базовым же в подготовке в познавательной сфере студентов-психологов, по нашему мнению, является синтез знания с верой (причем, верой не в духовно-религиозную традицию, а в своих педагогов и будущую профессию педагога-психолога) и эмоциями, что позволит в перспективе отработать новое содержание процесса подготовки специалиста-психолога и корректировки психолого-педагогического образования в целом, адекватного будущей практической деятельности. В создании такого учебного процесса во многом может помочь педагогическая психология, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу психолого-педагоги-ческой профессии.
Связь вузовской педагогической психологии с предметами общеобразовательной (гуманитарной) подготовки и практикой психолого-педагогического искусства является основополагающей, своего рода залогом формирования и развития педагогического артистизма.
Артистизм, педагогический в первую очередь, будущего педагога-психолога в практической сфере, основы которого преподают в вузах, представляет собой процесс развития способности почти мгновенно переключаться на новые ситуации взаимоотношений и соединяет в себе не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация, одежда), имеющие значение для создания атмосферы занятия или экзамена, но и способность почти мгновенно переключаться на новые учебно-воспитательные ситуации, оказываться в новом эмоциональном образе, умение концентрироваться и умение вовремя воспользоваться знаниями, полученными в процессе профессиональной подготовки в вузе.
На наш взгляд, индивидуальность педагога-психолога вуза и артистизм как его компонент можно рассматривать как со стороны «внутреннего»
содержания, так и с «внешней» стороны. В первом случае - это степень развития личности, отношение к психолого-педагогическому мастерству как к призванию, потребность и способность к самореализации; образно эмоциональный характер решений, изящество и тонкость педагогической мысли, «свежесть» чувств, уверенность в своем творчестве, чувство меры и другие особенности
В данном контексте личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность в конкретных продуктах творчества. Деятельность является гранью и способом перехода личностного внутреннего во внешнее -продуктивное (X. Литтон, П.В. Джексон, О.Э. Ланкастер).
Далеко не о каждом студенте психолого-педагогического профиля высшего учебного заведения можно сказать, что он - ярко выраженная индивидуальность, тем более - артистически состоявшаяся. Педагогический артистизм заключается в неповторимости, своеобразии, необычности, уникальности проявления деятельности и ее результатах.
Однако существуют и препятствия, мешающие развитию данного феномена. На основе анализа проведенных наблюдений и бесед с будущими педагогами-психологами определен ряд факторов, тормозящих формирование профессионального и педагогического артистизма сгуденга-психолога, среди которых можно назвать: должное отсутствие отношения к своей будущей психолого-педагогической деятельности как к призванию; слабое осознание своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному стилю «как учились мои предки» как к единственно верному; сипу привычки и инерции; неверие в свои психологические и педагогические потенциальные возможности; отсутствие «арсенала» психолого-педагогических умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.
Основным на начальном пути психолого-образовательного процесса с первых занятий формирования артистической индивидуальности студента-психолога является принятие педагогом вуза направленности на самостоятельную работу и самовоспитание молодого специалиста, стимулирование осознания студентом своей уникальности и значимости, принятия им гуманистических установок (в первую очередь, принятия себя и других), развития воображения, потребности и способности к своей учебе как артистическому сотворчеству.
Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы подражания, копирования педагогических штампов, «снять» завесу непопулярности профессии преподавателя.
Организация образовательного процесса, включающего элементы педагогического артистизма, по нашему мнению, будет формировать будущего психолога как активного субъекта своей собственной жизни, творца, непохожего на других.
Так через атмосферу творчества и артистизма всей учебно-воспитатель-ной и психолого-педагогической деятельности будущего педагога-психо-лога вуза создаются условия развития их индивидуальности, раскрываются содержательные духовно-эмоциональ-ные и профессиональные особенности.
Таким образом, целью профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе должно быть развитие стремления в будущем специалисте самому выявить свой учебный потенциал, свою творческую психолого-педагогическую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего психологического почерка, что обеспечит его творческий рост, большую результативность и удовлетворение от своего труда, создаст атмосферу педагогического артистизма в
образовательной среде.
Примечания
1. Браженко В. А. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная составляющая культуры педагога. 1Ж1_: http://bibliourtk.narod.ru/teoria/fpk/bragenko.doc (дата обращения 09.04.2010 г.) 2. Булатова О. С. Педагогический артистизм. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. С. 10-40. 3. Булатова О. С. Искусство современного урока. М. : Академия, 2008. С. 33. 4. Черниченко В. И. Педагогика высшей школы. Курс лекций по разделу. М. : Дидактика, 2002. С. 7-40.
Статья поступила в редакцию 01.10.2012 г.