УДК 371+370.153
АРТИСТИЗМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
© 2011 Алиева С.М., Волобуев В.А.
Московский государственный университет культуры и искусства
Изучено влияние педагога на становление личности учащегося (как ученика системы общего и профессионального образования, так и студента). Раскрывается понятие артистизма, влияние артистизма на деятельность педагога-психолога и взаимосвязь между ними.
The authors of the article studied the teacher's influence upon the formation of a studying people’s personality (both schoolchildren and students). They reveal the concept of the artistry, the influence of the artistry upon the teacher-psychologist ’s activity and the relationship between them.
Ключевые слова: артистизм, педагог, проблема инкультурации учащихся, влияние педагога-психолога на учащихся, артистизм в деятельности педагога-психолога.
Keywords: artistry, teacher, problem of students ’ inculturation, teacher-psychologist influence upon student, artistry in a teacher-psychologist’s activity.
Стремительное развитие
современного общества обусловило значительные изменения сущности и структуры всего образования, профессионального образования в том числе.
Функционально образование - это не только процесс овладения необходимыми специализированными знаниями,
умениями и навыками, нормами и правилами поведения, но и развитие внутреннего мира человека, становление его как личности. Данная проблема давно выступает предметом изучения многих наук, особенно педагогики и психологии.
Переход человека из одного возрастного периода в другой ведет за собой изменение психоэмоционального состояния человека. В каждый возрастной период, начиная с детского сада, для перехода с одного этапа развития в другой человеку необходимо осваивать соответствующий комплекс знаний, в ходе чего значительную роль играет педагог как наиболее активный адепт социализации и инкультурации учащихся. К данной категории мы относим как учеников системы общего и
профессионального образования, так и студентов. Конечно же, сложно переоценить значение педагога в процессе инкультурации детей. Он должен обладать богатым духовно-культурным опытом для анализа и адекватной оценки большого объема информации, получаемой из внешнего мира, что должно способствовать правильному развитию учащегося, формированию здоровой личности ученика. Внутренний мир личности педагога - это искусство самовыражения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию, и ему как творческой личности необходимо реализовать педагогические способности, уметь применять их на практике, что будет оказывать воздействие на развитие качеств, свойств, умений и навыков самих учащихся. Другими словами, немаловажным фактором в этом процессе выступает педагогический артистизм.
В. В. Иванихин понимает под «артистизмом» обладание определенным мастерством, виртуозностью в выполнении действий. Такое «искусство» педагога обозначает, что данный вид
деятельности осуществляется на профессиональном уровне, то, что
данный вид деятельности у обучающего вызывает чувство эстетического удовлетворения [6].
Согласно С. И. Ожегову артистизм -это высокое мастерство в искусстве, виртуозность [8].
Артистизм как объект исследования многогранен и необходим человеку любой профессии, как представителям социогуманитарной, так и технической областей научного знания.
От педагога часто ждут «интересного», в какой-то степени «артистического» изложения материала по учебному курсу, но, как писал С. И. Г ессен, «ораторское искусство
профессора заключается не в легкости и отдаленности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывая на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли» [7].
С. Л. Вигман отмечает, что артистизм
учителя не мечта, а насущная
потребность, доступная тому, кто действительно стремится развивать в
себе это качество» [1].
Г. А. Гарипова представляет артистизм как общекультурную категорию, относимую к самым различным областям человеческой деятельности: к образу жизни и
поведению, к различным видам искусства, к научной деятельности. Она определяет артистизм не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному
самовыражению личности. Тем самым личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла, успешность которого зависит от глубины подготовительной работы и высокой степени сформированное™ личности [9].
Ж. В. Ваганова определяет понятие «артистизм» как умение воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове, своеобразное подыгрывание ученику как способ приспособления к нему. Педагогический артистизм, по мнению Ж. В. Вагановой,
может быть определен как способность целесообразного, гармоничного личного взаимодействия педагога с учениками, основанный на выразительной образноэмоциональной «инструментовке»
педагогического процесса, умении войти на время в необходимую роль, используя ее для достижения совместно с учащимися успеха, в соответствии с определенными педагогическими
задачами и конкретной ситуацией [4].
Так, В. И. Загвязинский считал, что артистизм - это особый, образно эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас», богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы [5].
О. С. Булатова соглашается с В. И. Загвязинским в определении
педагогического артистизма как сотворчества ученика и учителя, но дополняет, что артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника [3].
Артистизм подлинный является неотъемлемой частью красоты внутреннего мира педагога, умение использовать фантазию, интуицию в решении задач, проектировании будущего, где в гармонии сочетаются логическое и эстетическое.
Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью,
убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.
Специфика актерской профессии наиболее подробно раскрыта К. С. Станиславским, который основное внимание сосредоточивал на
специфических качествах, которыми должен обладать актер, например, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности актера [3, 4].
На сегодняшний день культура общества претерпевает разительные изменения, что проявляется в стремлении к внешней индивидуальности, которая не затрагивает внутреннюю составляющую каждого человека (душу), при этом теряется целостность самовосприятия, идентичности, осознанности человека в этом мире. Культура стремительно теряет свое начало, историю, что приводит к обезличиванию, массовости. В связи с этим остро встает вопрос кого и чему учить, имеет ли смысл воспитывать? Остро встает проблема, каким должен быть преподаватель:
конкурентоспособный бизнесмен,
которому наплевать на всех, увлеченный достижением своей цели, или же Личность, которая будет работать на благо общества и родины?
Современный педагог, на наш взгляд, должен представлять собой яркую индивидуальность, Личность,
проявляющая эмпатию, помогающая в решении возникших проблем, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учащихся захватывающим процессом саморазвития. И для этого педагог должен обладать высокой степенью культурной и профессиональной компетентности, так как именно педагог,
Примечания
занимаясь развитием учащегося, сильнее всех чувствует душу каждого своего подопечного (как школьника, так и студента), должен уметь оказывать консультацию, а при необходимости и профессиональную помощь.
Понятие артистизма в теории и практике педагогической деятельности педагога-психолога до сих пор не получило более полного осмысления, что затрудняет развитие профессионально важных качеств у специалистов, которые осуществляют деятельность не только педагога, но и психолога.
Для педагога-психолога эта проблема достаточно затруднительна, так как предъявляются высокие требования к педагогам, которые должны быть не только первоклассными специалистами, но и в то же время быть конкурентоспособными на современном рынке труда, что ведет к ухудшению развития основных личностных качеств. И на фоне таких педагогов теряется тот, кто может профессионально работать в своей сфере деятельности.
Сложившаяся ситуация между требованиями к уровню формирования артистизма в процессе подготовки будущих педагогов-психологов при обучении по данной специальности и недостаточностью теоретического и методического обеспечения данного процесса обусловливает необходимость более детального анализа данной проблемы и выработки оптимальной модели комплексного подхода в процессе формирования и реализации профессиональной компетентности и личностных (духовно-культурных)
качеств учащегося.
1. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М. : Мысль, 1984. 346 с. 2. Большой энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1970. С. 271. 3. Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. С. 10-15. 4. Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его индивидуальности. Тюмень, 1998. С. 16-77. 5. Загвязинский В. А. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 37. 6. Иванихин В. В. Искусство урока: Учебное пособие. Шадринский госпединститут. Шадринск, 1995. 100 с. 7. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2006. С. 223. 8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд. М. : Оникс-21 век, 20005. С. 31. 9. Харлашко М. А. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования: Автореф. дисс. ... канд.
пед. наук. М. : МГУКИ, 2011. 25 с. 10. Этимологический словарь русского языка / под ред. Б. А. Ларина. Издание второе, стереотипное. Т. 1. М. : Прогресс, 1986. С. 89.
Статья поступила вредакцию 20.10.2011 г.