Научная статья на тему 'Педагогический артистизм и его роль в процессе обучения'

Педагогический артистизм и его роль в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8973
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬГНОСТЬ / TEACHER''S PERSONALITY / PEDAGOGICAL ARTISTRY / PROCESS OF TEACHING / PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можейко Л. М., Можейко Л. А.

В статье рассмотрены современные представления о педагогическом артистизме, кратко обсуждены при­ёмы его реализации, перечислены основные составляющие, освещены функции и роль в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ARTISTRY AND ITS ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The current concepts ofpedagogical artistry have been presented, the ways of its realization have been discussed briefly, its main aspects have been enumerated, its functions in the process of teaching have been considered.

Текст научной работы на тему «Педагогический артистизм и его роль в процессе обучения»

УДК 378.14:7.02.021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Л.М.Можейко, преподаватель, Л.А.Можейко, доцент, к.м.н.

УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы»

УО «<Гродненский государственный медицинский университет»

В статье рассмотрены современные представления о педагогическом артистизме, кратко обсуждены приёмы его реализации, перечислены основные составляющие, освещены функции и роль в процессе обучения.

Ключевые слова: педагогический артистизм, процесс обучения, личность педагога, педагогическая деятельность.

The current concepts ofpedagogical artistry have been presented, the ways of its realization have been discussed briefly, its main aspects have been enumerated, its functions in the process of teaching have been considered.

Key words: pedagogical artistry, process of teaching, teacher's personality, pedagogical activities.

При оценке качеств педагога, важных для его профессиональной деятельности, разумеется, на первое место ставится знание материала своего предмета, а также владение методикой педагогического воздействия и развитое психолого-педагогическое мышление. При этом артистизм часто не только не входит в перечень необходимых педагогу качеств, но даже называется в числе негативных факторов. Важность педагогического артистизма большинством педагогов не осознается. Возможно, это результат того, что долгое время педагогический артистизм находился без внимания исследователей, в лучшем случае интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию, серьезных попыток определения его сути не было. Между тем, в последние годы мы все больше осознаем, что любое образование, поскольку оно базовое - это не только овладение системой знаний, логикой рассуждения и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей, становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Поэтому изменилась роль педагога: современный педагог является проводником не только информации, но и культуры, духовным наставником. Чтобы справиться с такой задачей, ему необходимы развитое мышление, способность к эмпатии, к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму. Другими словами, творческий педагог должен овладеть артистизмом.

Для развития педагогического артистизма нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние [2]. К внешним условиям относятся:

1. Общественные условия, действующие на уровне государства.

2. Профессионально- образовательные условия деятельности на уровне профессиональной подго-

товки и повышения квалификации педагогических кадров.

3. Деятельностные условия, функционирующие на уровне отдельного образовательного учреждения.

Внутренние условия успешности развития педагогического артистизма включают в себя следующие факторы:

1. Определенные особенности психофизиологической сущности личности (особенно типа высшей нервной деятельности, индивидуальных черт характера и т.д.)

2. Высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, внутренний багаж педагога.

3. Профессиональная направленность личности, стремление к целям своего труда.

В современном понимании педагогический артистизм - это особый образно-эмоциональный язык творения нового, способность переключаться на новые ситуации, образный путь решения проблем. Хотелось бы подчеркнуть, что артистизм -это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя. Артистизм подлинный - это богатство и красота внутреннего мира педагога. Здесь важно отличать актёрствование, которое является лжеартистизмом, манерностью, от подлинного артистизма. Словарь современного русского языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар (одаренность), а с другой - как результат труда.

Проведенный нами анализ литературы [2-5] показал, что применительно к педагогике под артистизмом понимают следующее: во-первых, личностные качества педагога - способность перевоплощения, обаяние, живость, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться, внутреннее изящество, образное мышление. Здесь имеют значение особенности психики, тип нервной системы. Так, педагоги под-

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Журнал ГГМУ 2004 № 3

вижного типа нервной деятельности легко переходят от одного действия к другому, быстро принимают решения, перестраивают логическую структуру занятия. Педагогам инертного типа в силу их природных особенностей свойственно стремление к неуклонному выполнению задуманного, организации привычного для них стереотипа. Во-вторых, педагогический артистизм включает совокупность учебных приемов, техник (искусство отбора эстетически яркой информации, искусство задавания вопросов, выстраивания своего поведения в соответствии с задачами). В-третьих, это концепция, рассматривающая педагогическую деятельность как творческий процесс, когда вся окружающая действительность работает на него, оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.

Рассмотрим подробнее составляющие педагогического артистизма.

1. Перевоплощение - способность стать другим, оставаясь самим собой. Более эффектна, конечно, первая половина этого положения - «стать другим». Но чтобы не было наигрыша, фальши, неискренности, необходимо оставаться самим собой. Таким образом, артистизм - это не игра в кого-то. Это, прежде всего, состояние души, способной не просто казаться кем-то, а в самом деле быть.

2. Открытость и непосредственность, умение говорить напрямую, делиться тем, что есть внутри, заставить аудиторию сопереживать. Способность заражения своими переживаниями К.С.Станиславский определяет как обаяние или силу притяжения. Это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении. В педагогической деятельности важно, чтобы обаяние вызывало положительное эстетическое чувство.

3. Наличие у педагога так называемой «визу-альности», внешней привлекательности. Тут дело не в правильности и красивости черт лица. Природные данные могут быть обычными. Гораздо большую роль играет умение педагога следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений. Если образ педагога приятен, его хочется слушать и следовать за ним.

4. Импровизация - способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Педагогу необходимо быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных ситуациях живого общения, импровизировать на основе задуманного. Нередко многое из того, что казалось гладким на бумаге, на практике оказывается ухабистым. Импровизация во многом зависит от типа нервной деятельности - подвижного или инертного. Л.Ю.Берикханова [1] выделяет три типа поведения педагогов при осуществлении импровизации:

1) «Солист» слышит только себя, импровизирует на основе собственных воспоминаний, не учитывая аудиторию, внешних обстоятельств.

2) «Камертон». Его педагогическая «мелодия»

звучит в той тональности, которую задают внешние обстоятельства. Результатом является диалог. Но здесь важно не увлечься и не потерять ориентир, что мешает осуществить предварительный замысел. Поэтому наиболее эффективен следующий тип.

3) «Импровизатор» не только исполняет «партитуру», но и импровизирует так, чтобы не заслонить поставленную задачу.

К сожалению, даже опытные педагоги переоценивают значение жёсткого программирования, воспринимая незапланированные вопросы как помеху, мешающую работе.

5. Способность саморегуляции, владения своим настроением. Педагог должен обладать развитыми эмпатией и рефлексией. Эмпатия - беспристрастность, беспрекословная расположенность, способность к сопереживанию и ответному выражению чувств. Рефлексия - способность педагога со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается.

6. Речевой артистизм - один из основных критериев оценки артистизма. Академик В.О.Ключевский писал: «Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать» [10]. В связи с этим посмотрим, от каких факторов зависит воздействие речи:

1. Умение убеждать, логическое построение речи.

2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

3. Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

4. Использование вспомогательных (эктосеман-тических) средств: жестов, мимики, пластики, позы, дистанции.

5. Дискуссионные умения.

6. Перцептивные умения, умения использовать наглядность.

Согласно литературным сведениям, основанным на мнении признанных мастеров слова [6-8], хорошую речь характеризуют следующие признаки:

1.Правильность речи, т.е. соответствие принятым литературно-языковым нормам.

2. Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего.

3. Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. По этому поводу интересно высказался Квинтилиан, римский учитель красноречия: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» [11].

4. Логичность, т.е. соответствие законам логики.

5. Простота, т.е. ее естественность, отсутствие вычурности.

6. Богатство и живость речи, т.е. отсутствие в

ней шаблонов, разнообразие используемых языковых средств, выразительность, образность.

7. Сжатость и чистота речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, повторений, а также жаргонных, вульгарных и других слов, употребляемых без необходимости.

Речевой артистизм - это и умение творить в речи, проявлять свою личность в речи. Это ее энергетика, выразительность, экспрессивность, использование невербального языка. Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Импонирует, когда говорящий не суетится. В итоге артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе. В стремлении к артистичности речи важно уметь пользоваться «риторическим инструментарием», который выступает в виде ряда коммунификационных эффектов: визуального имиджа; эффекта первых фраз; эффекта квантового выброса информации; эффекта релаксации; эффекта дискуссии; эффекта воображения и других [8].

Не умаляя важности владения педагогом всеми вышеперечисленными средствами речевого искусства, подчеркнем, что наибольшее значение имеют особенности его внутреннего мира, культура и душевное богатство, убежденность в правоте своих слов. Обычно у слушателей возникает два образа педагога: пантомимический образ - визуальный его портрет, создаваемый взглядом, улыбкой, темпоритмом движений, и вербальный образ - портрет духовного плана, складывающийся за счет речи. Бывает, что люди недостойные, лицемерные на первый взгляд кажутся артистичными, обаятельными. Но без слияния с глубиной и чистотой души, с глубокими человеческими качествами это недолговечно. Только соединение артистизма с духовностью и нравственностью является непременным условием безграничности педагогического влияния.

По мнению исследователей [6, 9], в процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции:

1. Мотивационная функция способствует повышению познавательной мотивации учения, позволяет соединить фактические знания с их эмоциональным восприятием.

2. Мобилизационная - осуществляется в основном накануне общения, когда педагог становится способным освободиться от напряжения, настроиться на положительную психологическую доминанту, противостоять стрессу, когда уверенность и бодрый вид педагога заставляют студентов поверить в успех деятельности.

3. Аттрактивная (притягивающая) - помогает педагогу в восприятии себя как личности. От эффекта первого впечатления зависит представление о педагоге как о привлекательном или малоприятном человеке. Выразительные личностные прояв-

ления педагога, одухотворенность мимики и пластики способны доставлять наслаждение обучающимся.

4. Фисилитаторская - облегчает взаимодействие между преподавателем и слушателем, способствует пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию, вызывает доверие, что снимает страх и дает возможность в любых случаях обращаться к педагогу.

5. Стимулирующая - имеется в виду стимуляция творческого самочувствия педагога и творческой активности обучающихся, в результате которой возникает эмоциональное удовлетворение от общения с педагогом.

6. Синтетическая - атмосфера сотворчества, сотрудничества, соразмышления создает позицию соратников, союзников, соавторов педагога. В соавторстве со студентами рождается стремление дополнить и обогатить друг друга творчески, обогатить свой внутренний мир.

Результатом артистического преподавания является формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к содержанию образования. Эмоциональное восприятия материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса, углублению мотивов учебного познания, ответному желанию раскрыться. Появляется чувство раскованности, свободы, расположенности к собеседнику, исчезает нервозность в ожидании вызова; облегчается восприятие и принятие чужого опыта, возрастает способность подняться выше по уровню разрешаемых интеллектуальных трудностей, способность мыслить творчески. Только формирование творческих личностей будет способствовать реализации концепции «образование в течение жизни», которая приходит на смену господствовавшей долгое время в нашем обществе концепции «образование на всю жизнь».

Литература

1. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация как индивидуально-своеобразный компонент педагогической деятельности // Творческая индивидуальность педагога.—Тюмень, 1991.— С. 32-38.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.—240 с.

3. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Тюмень, 1998.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение.— М.: Знание,

1987.— 80 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.— М.: Педагогика, 1987.— 159 с.

6. Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. ВУЗов/ Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой.— М.: Смысл, 2001.— 511 с.

7. Леонтьев А.А. Что такое язык /А.А.Леонтьев.— М.: Педагогика, 1976.— 96 с.

8. Леонтьев А.А. Искусство лектора // Слово лектора.— 1988.— №2.— С. 23-31.

9. Мурашов А.А. Профессиональное общение: Воздействие, взаимодействие успех.— М., 2000.— 287 с.

10. Нечкин М.В. В.О. Ключевский. История жизни и творчества.— М.: «Наука», 1974.— 638 с.

11. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи: [Пер. с англ.]. - 2-е изд., испр. - М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.