Педагогический артистизм как составляющая имиджа конкурентоспособного преподавателя высшей школы
Н. В. Бекузарова
(Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)*
В статье анализируются признаки педагогического артистизма как составляющей имиджа. Они проявляются в основных системных компонентах конкурентоспособного педагога высшей школы. Рассматриваются определения имиджа и конкурентоспособности с педагогической точки зрения, соответствующей современным реалиям высшего образования.
Ключевые слова: педагогический артистизм, имидж, конкурентоспособный педагог высшей школы.
Pedagogical Artistry as a Component of Image of a Competitive High School Lecturer
N. V. Bekuzarova
(V. P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University)
This article is an attempt to analyze the features of pedagogical artistry as a component of image. These features appear in the basic system components of a competitive high school lecturer. Definitions of image and competitive position are considered from the pedagogical point of view that corresponds to the contemporary realities of higher education.
Keywords: pedagogical artistry, image, competitive high school pedagogue.
В настоящее время понятие «конкурентоспособность» прочно вошло в деловую жизнь. В области экономики существует определенный круг работ, посвященных изучению этого вопроса (М. Портер, Р. А. Фат-хутдинов, А. Г. Шмелев, И. Ю. Юданов и др.). Конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и ценами. На нее влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж, колебания спроса. С педагогической точки зрения конкурентоспособность личности рассматривалась В. И. Андреевым, А. А. Власовой, О. Н. Филатовым, В. Н. Харькиным, Д. В. Чернилев-ским и др.
Как отмечает В. И. Андреев (Андреев, 1996), когда речь заходит о конкурентоспособности личности, то имеются в виду не столько конечные результаты деятельности, сколько ее способность выстоять и победить
в конкурентной борьбе. По мнению данного автора, конкурентоспособность личности характеризуется синтезом таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, непрерывному профессиональному росту, стрессоустойчи-вость. Конкурентоспособный учитель способен к самоопределению как в жизни, так и в профессиональной деятельности.
А. А. Власова (Власова, 2002) определяет конкурентоспособность учителя как совокупность индивидуальных и личностных свойств, которая включает в себя способности (умение ставить четкие цели и определять ценностные ориентации, творческое отношение к делу, независимость, способность к риску, способность быть лидером, толерантность), черты характера (трудолюбие),
* Бекузарова Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Тел.: (391) 217-17-17. Эл. адрес: [email protected]
потребности (стремление к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту) и состояния личности (конгруэнтность, стрессоустойчивость, стеничность).
Д. В. Чернилевский и О. Н. Филатов (Чер-нилевский, Филатов, 1997) отождествляют конкурентоспособность с успехом в профессиональной и личностной сферах и определяют степень ее сформированности совокупностью трех групп навыков: технологических (связаны с освоением конкретной профессии), коммуникативных (общение с различного рода людьми и самим собой), концептуальных (искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа).
В. Н. Харькин (Вульфов, Харькин, 1999) считает, что конкурентоспособность отражает такую компетентность учителя, когда при осуществлении педагогической деятельности и общения реализуется личность самого учителя. При этом обеспечиваются высокие результаты обученности, воспитанности, развитости детей.
Таким образом, в педагогике существуют различные подходы к определению конкурентоспособности, актуализирующие различные аспекты (индивидуальный, личностный, профессиональный). Однако вопрос о сущности, содержании и способах формирования профессионального имиджа конкурентоспособного педагога остается дискуссионным. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависят жизненный успех и успешность любой деятельности.
Понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии. По объему и содержанию оно стало междисциплинарным, формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. Однако вопросы имиджа
педагога, и особенно преподавателя высшей школы, его функции, структура и особенности формирования с учетом изменившихся социальных отношений исследованы, с нашей точки зрения, недостаточно.
Имидж преподавателя высшей школы является гармоничной совокупностью внешних и внутренних характеристик, составляющих его структуру, включает типические и индивидуальные черты и определяет готовность и способность преподавателя к взаимодействию с субъектами образовательного пространства. Структура имиджа включает в себя ядро имиджа (природный компонент), внутренний уровень (личностный, профессиональный, поведенческий компоненты) и внешний уровень (визуальный, аудиаль-ный, ольфакторный, кинестетический компоненты) при доминирующем влиянии профессионального компонента.
Позитивный индивидуальный имидж преподавателя — это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.
Слово «имидж» у большинства слушателей ассоциируется не просто с обликом человека, но с его умением одеваться, причесываться, выглядеть привлекательно. Однако привлекательная внешность, при всей ее значимости, еще полдела. Хороший педагог — это и блистательный актер. А. П. Чехов говорил А. М. Горькому: «Учитель должен быть артист... горячо влюбленный в свое дело!»
Артистизм — это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как (Булатова, 2001):
1. Черта личности учителя, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.).
ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ОСНОВНЫХ СИСТЕМНЫХ КОМПОНЕНТАХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Системные компоненты конкурентоспособного педагога высшей школы Структурные компоненты имиджа Признаки педагогического артистизма
культура педагога, непосредственность и свобода, внутренняя «настройка» на творчество, мотивацион-
¡3 но-ценностное отношение к образованию;
к гармония внешних и внутренних проявлений учителя стимулирует у учащихся переживание эмоциональ-
Аксиологический Л Н к о ного удовлетворения; чувство прекрасного активизирует их оптимистическое мироощущение; педагоги-
я ческий артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием помогают проявить умения этиче-
компонент к о о ской защиты в момент грубости с внешней стороны общения;
с й способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать ре-
о о шение сразу и органично воплощать его в общении — регулирует самочувствие педагога, его настрой на
3 0> & 2 творчество, вдохновляет, окрыляет, дает новые силы
Деятельностный и <и н <и н игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу,
я к <и <и к передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведе-
компонент я о < <и s ние учеников на игровой уровень, умелая режиссура занятия, артистизм учителя — дают возможность
с ¡3 о с сочетать логическое и чувственное в деятельности
о 2 нО к сь фасцинация, т. е. завораживание (особый взгляд, голос, ритм речи, ум (высокоимпровизационный, обо-
¡3 к о 1Н стренно ситуативный) и т. д.), умелое использование кинетических средств, телесной экспрессии, плас-
к < < СС СС '-8ч нО тики поведения, соблюдение проксемических закономерностей, бережное отношение к личностному про-
о съ к о странству каждого ребенка;
а* д и о о красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством
<и оперирования словом, умение убеждать, логическое построение речи, владение техникой речи: дыханием,
Личностно- о 0-1 к нО голосом, дикцией, экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логичес-
творческий компонент с 2 < СС 2 < И**-» кие акценты и паузы, мелодика речи, использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дискуссионные умения, или этико-психологическое констру-
к н СС ирование совместной со слушателями деятельности, перцептивные умения, связанные с учетом реакции
и о слушателей, умением использовать наглядность;
я СГ* ►-О к артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности», внешней привлекательности;
< < СС И2*-» со 2 со установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны, ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием, обаяние — это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничанья и жеманства
ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2010-№2
2. Совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться.
3. Концепция педагогического творчества.
Роль и место артистизма в имидже могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.
Рассмотрим педагогический артистизм как составляющую имиджа через анализ модели конкурентоспособного учителя, компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент связан с мировоззренческой позицией педагога, с его личностными приоритетами. Он стимулирует процессы жизненного и профессионального самосовершенствования, самоактуализации, самореализации.
Технологический компонент теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент. Педагогический артистизм проявляется в технологическом компоненте следующим образом: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учет многомерности педагогических явлений, эмоциональная насыщенность, рефлексия, совер-
шенная речь, творческое владение педагогическим инструментарием.
Личностно-творческий компонент модели конкурентоспособного педагога отражает творческое начало личности. Педагогический артистизм педагога находит отражение в его профессиональной деятельности, требует проявления таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Педагог творит себя, творчески осмысливает события жизни и собственный опыт, творчески использует и преобразовывает известное, создает качественно новое.
Представим признаки педагогического артистизма как составляющей имиджа, проявляющиеся в основных системных компонентах конкурентоспособного педагога высшей школы (см. табл.).
Овладение педагогической профессией предполагает формирование, воспитание и развитие эмоциональности, интуиции, эмпатии, воображения, наблюдательности, способности к импровизации и других свойств и качеств, лежащих в основе педагогического артистизма, как одной из составляющих имиджа конкурентоспособного преподавателя высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев, В. Н. (1996) Педагогика творческого саморазвития. Казань : КГУ.
Булатова, О. С. (2001) Педагогический артистизм. М. : Академия.
Власова, А. А. (2002) Формирование конкурентоспособности будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук. Калининград.
Вульфов, Б. З., Харькин, В. Н. (1999) Педагогика рефлексии (Взгляд на профессиональную подготовку учителя). М. : Магистр.
Исаев, И. Ф. (2004) Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М. : Академия.
Чернилевский, Д. В., Филатов, О. Н. (1997) Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Специалист. № 1. С. 18-22.