Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКИХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКИХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL FITNESS / SIBERIAN UNIVERSITY STUDENTS / PEDAGOGICAL ANALYSIS / DYNAMICS OF FORMATION OF OVERALL ENDURANCE / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ СИБИРСКИХ ВУЗОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев В.В., Жернаков Д.В., Уколов А.В., Горбачев А.С.

Цель исследования - на основе педагогического анализа выявить уровень физической подготовленности современных студентов вузов Сибирского региона. Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2006 по 2018 г. Осуществлялся анализ динамики результатов студентов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). Оценивались общий уровень физической подготовленности, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, а также, волевые качества студентов вуза. В педагогическом тестировании приняло участие 5465 девушек и 5932 юноши вузов Красноярского края. Результаты исследования и выводы. Анализ динамики результатов в беге на 2000 м и 3000 м у студентов 1-х и 3-х курсов Сибирских регионов с 2006 по 2018 г. показал следующее: • за 13 лет у студентов практически не изменился уровень физической подготовленности, выявлена тенденция снижения показателей в беге на выносливость; • наблюдается снижение у студентов функций сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем; студенты не выдерживают длительных функциональных и локомоторные нагрузки даже в средней зоне интенсивности 140 - 160 уд/мин; Проведенный анализ позволяет констатировать о необходимости модернизации программного содержания физического воспитания студентов вуза, разработки новых педагогических подходов и организационных форм активизации студенческой молодежи физической активностью и спортом, повышения показателей физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев В.В., Жернаков Д.В., Уколов А.В., Горбачев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical analysis of physical fitness of Siberian university students: status and prospects

Objective of the study was to determine the level of physical fitness of modern university students of the Siberian region based on the results of the pedagogical analysis.Methods and structure of the study. The study was carried out from 2006 through 2018. We analyzed the results of the 2000 m (girls) and 3000 m (boys) races, rated the overall physical fitness level, functionality of the cardiovascular and respiratory system, locomotor system, and volitional qualities of the university students. A total of 5465 female and 5932 male students of the Krasnoyarsk universities participated in the pedagogical experiment. Results and conclusions. The analysis of the results of the 2000 m and 3000 m race in the 1st- and 3rd-year students of the Siberian regions from 2006 to 2018 showed the following: • In 13 years, the students' level of physical fitness slightly changed, and there was a downward trend in the endurance running efficiency; • The students were found to have a decrease in the functionality of the cardiovascular, respiratory, and locomotor systems; they were unable to withstand the long-term functional and locomotor loads, even within the average intensity range of 140-160 bpm. The findings indicated the need to update the university physical education program content, develop new pedagogical approaches and organizational forms of involvement of student youth in physical education and sports activities, and improve the physical fitness rates.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКИХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

педагогическим анализ физическом подготовленности студентов сибирских ВУЗОВ: состояние и перспективы

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 11.11.2019 г.

Информация для связи с автором: vaspon59@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2' 3 4 Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Жернаков4 Кандидат педагогических наук А.В. Уколов4 Аспирант А.С. Горбачев2

1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

2 Сибирский федеральный университет, Красноярск

3 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск

4 Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF SIBERIAN UNIVERSITY STUDENTS: STATUS AND PROSPECTS

Dr.Hab., Professor V.V. Ponomarev 1 2, 3, 4 PhD, Associate Professor D.V. Zhernakov4 PhD A.V. Ukolov4

Postgraduate student A.S. Gorbachev2

1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk

2 Siberian Federal University, Krasnoyarsk

3 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk

4 Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory

Аннотация

Цель исследования - на основе педагогического анализа выявить уровень физической подготовленности современных студентов вузов Сибирского региона.

Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2006 по 2018 г.

Осуществлялся анализ динамики результатов студентов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). Оценивались общий уровень физической подготовленности, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, а также, волевые качества студентов вуза. В педагогическом тестировании приняло участие 5465 девушек и 5932 юноши вузов Красноярского края.

Результаты исследования и выводы. Анализ динамики результатов в беге на 2000 м и 3000 м у студентов 1-х и 3-х курсов Сибирских регионов с 2006 по 2018 г. показал следующее:

• за 13 лет у студентов практически не изменился уровень физической подготовленности, выявлена тенденция снижения показателей в беге на выносливость;

• наблюдается снижение у студентов функций сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем; студенты не выдерживают длительных функциональных и локомоторные нагрузки даже в средней зоне интенсивности 140 - 160 уд/мин;

Проведенный анализ позволяет констатировать о необходимости модернизации программного содержания физического воспитания студентов вуза, разработки новых педагогических подходов и организационных форм активизации студенческой молодежи физической активностью и спортом, повышения показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты сибирских вузов, педагогический анализ, динамика сформированное общей выносливости, физическое воспитание.

Annotation

Objective ofthe study was to determine the levelof physical fitness of modern university students of the Siberian region based on the results of the pedagogical analysis. Methods and structure of the study. The study was carried out from 2006 through 2018. We analyzed the results of the 2000 m (girls) and 3000 m (boys) races, rated the overall physical fitness level, functionality of the cardiovascular and respiratory system, locomotor system, and volitional qualities of the university students.

A total of 5465 female and 5932 male students of the Krasnoyarsk universities participated in the pedagogical experiment.

Results and conclusions. The analysis of the results of the 2000 m and 3000 m race in the 1st- and 3rd-year students of the Siberian regions from 2006 to 2018 showed the following:

• In 13 years, the students' level of physical fitness slightly changed, and there was a downward trend in the endurance running efficiency;

• The students were found to have a decrease in the functionality of the cardiovascular, respiratory, and locomotor systems; they were unable to withstand the long-term functional and locomotor loads, even within the average intensity range of 140-160 bpm.

The findings indicated the need to update the university physical education program content, develop new pedagogical approaches and organizational forms of involvement of student youth in physical education and sports activities, and improve the physical fitness rates.

Keywords: physical fitness, Siberian university students, pedagogical analysis, dynamics of formation of overall endurance, physical education.

№ 6 • 2020 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

Таблица 1. Динамика результатов в беге на 2000 м у студенток 3-х курсов по отношению к студенткам 1-го курса

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

2 CL ' -о с га

О (U .с Н

Год Девушки, 1-й курс x ± a Девушки, 3-й курс x ± a Прирост, % р

2006 12,46 ± 0,17 12,36 ± 0,15 0,8 > 0,05

2007 12,00 ± 0,15 11,96 ± 0,13 0,3 > 0,05

2008 11,28 ± 0,37 11,65 ± 0,34 -3,2 > 0,05

2009 11,67 ± 0,17 11,72 ± 0,14 -0,4 > 0,05

2010 12,08 ± 0,13 12,00 ± 0,11 0,6 > 0,05

2011 11,22 ± 0,35 11,53 ± 0,31 -2,7 > 0,05

2012 11,54 ± 0,24 11,40 ± 0,21 1,2 > 0,05

2013 11,57 ± 0,51 11,00 ± 0,49 5,2 < 0,05

2014 12,02 ± 0,47 11,54 ± 0,44 4,2 > 0,05

2015 12,39 ± 0,32 12,08 ± 0,31 2,6 > 0,05

2016 12,56 ± 0,17 12,55 ± 0,16 0,1 > 0,05

2017 12,36 ± 0,11 12,30 ± 0,13 0,5 > 0,05

2018 12,23 ± 0,31 12,35 ± 0,21 -1,0 > 0,05

Таблица 2. Динамика результатов в беге на 3000 м у юношей 3-х курсов по отношению к юношам 1-го курса

Год Юноши, 1-й курс x ± a Юноши, 3-й курс x ± a Прирост, % р

2006 13,59 ± 0,43 13,35 ± 0,40 1,8 > 0,05

2007 13,09 ± 0,24 13,19 ± 0,20 -0,8 > 0,05

2008 13,10 ± 0,23 13,14 ± 0,18 -0,3 > 0,05

2009 13,36 ± 0,17 13,44 ± 0,14 -0,7 > 0,05

2010 13,70 ± 0,31 13,54 ± 0,27 1,2 > 0,05

2011 13,21 ± 0,29 13,36 ± 0,26 -1,2 > 0,05

2012 13,59 ± 0,25 12,37 ± 0,22 9,9 < 0,05

2013 13,21 ± 0,54 12,83 ± 0,51 2,9 > 0,05

2014 14,01 ± 0,23 13,90 ± 0,19 0,8 > 0,05

2015 13,51 ± 0,26 13,46 ± 0,18 0,4 > 0,05

2016 15,18 ± 0,49 14,69 ± 0,45 3,3 > 0,05

2017 13,45 ± 0,38 13,14 ± 0,35 2,4 > 0,05

2018 15,18 ± 0,27 15,16 ± 0,24 0,1 > 0,05

Введение. В последнее десятилетие в образовательную среду вузов повсеместно внедряются различные педагогические технологии, формы и средства повышения мотивации студентов на занятия физической культурой и спортом, в том числе физической подготовленности. Показывает его ухудшение увеличилось число студентов с различными заболеваниями, всего 7 % студентов занимаются системно в спортивных секциях, не ведут здоровый и активный образ жизни более 57 % молодёжи и многие другие сопутствующие факторы.

Вышеуказанная неблагоприятная статистика вызывает определённую тревогу у специалистов, учёных, практиков и в целом в обществе. В связи с этим возникает острая необходимость разработки педагогической стратегии, направленной на укрепление и поддержание физической подготовленности молодёжи на основе выявления причин, которые негативно влияют на физическую активность современных студентов вуза.

Цель исследования - на основе педагогического анализа выявить уровень физической подготовленности современных студентов вузов Сибирского региона.

Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2006 по 2018 г. Осуществлялся анализ динамики результатов студентов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). Оценивались общий уровень физической подготовленности, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, а также волевые качества студентов вуза.

В педагогическом тестировании приняло участие 5465 девушек и 5932 юношей вузов Красноярского края.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.

Анализ динамики результатов в беге на 2000 м у студенток 1-х курсов с 2006 по 2018 г показал, что наибольший прирост наблюдался у студенток 1-го курса в 2011 г. - 11,0 %, низкий прирост в 2016 г - (-0,7 %). В другие исследуемые годы обучения результаты достоверно не изменялись.

У студенток 3-го курса наибольший прирост наблюдался в 2013 г - 12,4 % и низкие показатели в 2016 г - (-1,5 %). В другие годы изменений результатов у студенток 3-х курсов не наблюдалось.

Показатели динамики результатов в беге на 3000 м у юношей были следующие:

- прирост результатов в беге на 3000 м у юношей 1-го курса наиболее высокий был в 2007 и 2008 гг. (3,9 %), низкие результаты наблюдались в 2014 г (-3,0 %), 2016 г. (-10,4 %) и 2017 г (-10,5 %);

- наибольший прирост результатов в беге на 3000 м у юношей 3-го курса в сравнении с 1 -м курсом наблюдался в 2012 г -9,9 % (р < 0,05), очень низкие результаты показали студенты 3-го курса в 2007 г (- 0,8 %), 2008 г (- 0,3 %) и 2009 г (- 0,7 %).

В среднем показатели в беге на выносливость у студентов 3-го курса по отношению к первокурсникам за 13 лет выросли на 1,52 %.

Таким образом, анализ динамики результатов в беге на 2000 м и 3000 м у студентов 1-х и 3-х курсов Сибирских регионов с 2006 по 2018 г показал следующее:

• за 13 лет у студентов практически не изменился уровень физической подготовленности, выявлена тенденция снижения показателей в беге на выносливость;

• наблюдается снижение у студентов функций сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем; студенты не выдерживают длительных функциональных и локомоторных нагрузок даже в средней зоне интенсивности 140 - 160 уд/мин.

Также в настоящее время не находят широкого применения в образовательном процессе вузов эффективные формы и средства формирования мотивации студентов к активным занятиям физической культурой и спортом, ЗОЖ.

Выводы. Проведенный анализ позволяет констатировать о необходимости модернизации программного содержания физического воспитания студентов вуза, разработки новых педагогических подходов и организационных форм активизации студенческой молодежи физической активностью и спортом, повышения показателей физической подготовленности.

Использованная литература

1. Раковецкий А.И. Отношение студентов вуза к занятиям боксом в аспекте социологического анализа / А.И. Раковецкий, В.В. Пономарев, Л.Н. Яцковская // Теория и практика физ. культуры. -2017. - № 3. - С. 59-61.

References

1. Rakovetskiy A.I., Ponomarev V.V., Yatskovskaya L.N. Otnoshenie studentov vuza k zanyatiyam boksom v aspekte sotsiologicheskogo analiza [University students' attitude to boxing in context of sociological analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 59-61.

56

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.