Научная статья на тему 'Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетентностей студентов - будущих учителей в рамках курса "общая педагогика"'

Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетентностей студентов - будущих учителей в рамках курса "общая педагогика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / COMPETENCY / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCY / PEDAGOGICAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чань Тхи Тует Оань

Рассматривается проблема формирования и развития профессиональных компетентностей будущих учителей во Вьетнаме. Раскрыты результаты разработки системы оригинальных педагогических заданий различного типа, имеющей большое практическое значение для повышения качества высшего педагогического образования.The article is expressing a modern view of the author on the problem of formation and development of professional competences of future teachers in Vietnam. The main contribution of the author consists in the development of different types of original pedagogical tasks, which has much greater practical relevance in teacher education in pedagogical universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетентностей студентов - будущих учителей в рамках курса "общая педагогика"»

УДК 378

Чань Тхи Тует Оань,

Ханойский педагогический университет (Вьетнам)

Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетентностей студентов - будущих учителей в рамках курса «Общая педагогика»

Панорама Ханоя

В последнее время в педагогических вузах Вьетнама наблюдается переход от теоретико-ориентированного к компетентност-но-ориентированному подходу к образованию студентов - будущих педагогов. Смысл этого процесса состоит в диалектическом синтезе академического и прагматического образования, обогащении личностного опыта субъекта представлениями в области конструирования такой образовательной среды, которая способствует оптимальному развитию индивидуальности, уникальности обучающегося с учетом общечеловеческих ценностей.

В этом контексте проблема развития профессионально-педагогических компетентностей студентов педагогических вузов стала привлекать большое внимание со стороны общества в целом и педагогов в частности, что отражается в формирующемся позитивном образе будущих учителей. Но прежде чем рассуждать о профессиональной компетентности будущего педагога обратимся к понятиям «компетенция» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова термин «компетенция» определяется и как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен,

и как круг чьих-нибудь полномочий, прав [3, с. 282]. А по словарю Д.Н. Ушакова «компетенция» - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, это также круг полномочий - область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [6]. А.И. Турчинов под компетентностью понимает степень выраженности, проявленности присущему человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности [5, с. 268]. По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность

© Оань Чань Тхи Тует, 2017

ЧАНЬ ТХИ ТУЕТ ОАНЬ

профессор психолого-педагогического факультета Ханойского педагогического университета (Вьетнам). Сфера научныхинтересов: общая педагогика.

Рассматривается проблема формирования и развития профессиональных компе-тентностей будущих учителей во Вьетнаме. Раскрыты результаты разработки системы оригинальных педагогических заданий различного типа, имеющей большое практическое значение для повышения качества высшего педагогического образования. Ключевые слова: компетенция, компетентность, професионально-педагогическая компетентность, педагогическое задание.

The article is expressing a modern view of the author on the problem of formation and development of professional competences of future teachers in Vietnam. The main contribution of the author consists in the development of different types of original pedagogical tasks, which has much greater practical relevance in teacher education in pedagogical universities.

Key words: competence, competency, professional - pedagogical competency, pedagogical task.

взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Другими словами, компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7, с. 86].

Из-за разного толкования понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической литературе существуют и различные трактовки профессионально-педагогической компетентности учителя. На наш взгляд, под профес-

сионально-педагогической компетентностью учителя понимается совокупность его профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности на уровне профессионала.

Что же включает в себя содержание профессионально-педагогической компетентности учителя? К настоящему времени единого понимания структуры профессиональной компетентности еще не выработано. Авторы - исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты. Н.Н. Лобанова, например, в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, про-

фессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, позволяет осознанно определять содержание своей профессиональной деятельности.

Профессионально - деятель-ностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

Профессионально-личностный компонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности [2, с. 127].

И.П. Подласый выделяет следующие типы профессиональной компетентности.

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, способен интуитивно выбрать адекватный метод.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика [4].

В рамках нашего исследования структура профессионально-педагогической компетентности учителя определяется на базе основных видов его профессиональ-

ной деятельности, которую он должен осуществлять во вьетнамской школе. Это обучение, воспитание, научно-исследовательская деятельность и деятельность, связанная с обществом (социальная деятельность). Отсюда вытекают четыре вида профессионально-педагогической компетентности учителя: дидактическая, воспитательная, научно-исследовательская и социальная. Эти виды профессиональной компетентности формируются у будущих учителей именно во время учебы в педагогических вузах:

- на практикумах учебных дисциплин, входящих в учебный план;

- в процессе педагогической деятельности во время празднования Дня вьетнамских учителей, проходящего в ноябре каждого учебного года;

- на занятиях по учебной дисциплине «Общая педагогика», которую изучают студенты второго курса;

- на педагогической практике, проводящейся на 3-4-м курсах.

Как уже было отмечено, учебная дисциплина «Общая педагогика» играет незаменимую роль в формировании и развитии профессионально-педагогических компетентностей будущих учителей. Для реализации этой важной задачи многие вьетнамские исследователи обращаются к разработкам педагогических заданий [8, 9]. В дидактике учебные (педагогические) задания и задачи рассматриваются как средства управления, стимулирования, организации и контроля, повышающие уровень учебной деятельности студентов. Их содержанием становятся требования со стороны преподавателей к учебной деятельности студентов, а формой предъявления учебного задания являются вопросы, которые помогают обучающимся сделать и сформулировать выводы. Известный советский педагог Ю.К. Бабанский рассматривал педагогическое

(учебное) задание как средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации обучения, повышению качества знаний и эффективности педагогического труда. Это понятие включает такие средства, как вопрос, задача, учебная проблема и др., используемые для активизации главным образом собственной учебной деятельности обучающихся [1, с. 33-37].

Не случайно в последнее время много исследований вьетнамских ученых посвящено проблеме разработки педагогических заданий. К ним нужно отнести и наше научное исследование на тему «Разработка и использование практических заданий педагогики по компетентностному походу для тренировки профессиональных умений у студентов педвуза», которая получила отличную оценку научного совета Министерства образования Вьетнама [10]. В этом исследовании мы разработали более 50 педагогических заданий, которые предлагались студентам для решения на занятиях курса «Об-

щая педагогика». Эти студенты учатся различным специальностям в Ханойском педагогическом университете(Вьетнам).

Педагогические задания разделяются на четыре группы, которые ориентированы на формирование и развитие у студентов дидактической, воспитательной, научно-исследовательской и социальной компетентностей. В каждую группу педагогических заданий входят три подгруппы:

- педагогические задания, имеющие деятельностный характер. Выполнение этих заданий помогает взаимодействию между студентами, качество которого является критерем оценивания учебы студентов, а не результатом их деятельности;

- педагогические задания с требованием создать практические продукты. В отличие от первых эти задания оцениваются не качеством взаимодействия между студентами, а результатом их деятельности, который отражается в созданных ими педагогических продуктах, например в педагогических про-

Рис. 1. Цепное отношение педагогических заданий

Рис. 2. Параллельное отношение педагогических заданий

Таблица 1

Средние оценки выполнения заданий

Типы заданий Средняя оценка выполнения заданий первой группой студентов (от 0 до 10 баллов) Средняя оценка выполнения заданий второй группой студентов (от 0 до 10 баллов)

Задания с ориентацией на формирование дидактических компетентностей 8,2 9,25

Задания с ориентацией на формирование воспитательных компетентностей 8,1 9

Задания с ориентацией на формирование научно-исследовательских компетентностей 9 8,3

Задания с ориентацией на формирование социальных компетентностей 7,5 8,25

ектах, дидактических средствах, макетах и др.;

- задания в форме педагогических ситуаций, целью которых является обучение будущих учителей навыкам нахождения оптимального решения проблем, возникающих во взаимоотношениях: учитель - школьники, учитель - учитель, учитель - родители школьников и др.

В формировании профессиональных компетентностей будущих учителей эти задания находятся в цепном (рис.1) либо параллельном (рис. 2) отношении.

В цепном отношении результат выполнения этого педагогического задания является основанием для выполнения следующего. В параллельном отношении педагогические задания относительно независимы друг от друга в формировании той или иной профес-

сионально-педагогической компетентности будущего учителя.

Педагогические задания были разработаны нами поэтапно.

Первый этап состоял в том, чтобы определить ключевые профессионально-педагогические компетентности, которые необходимо формировать и развивать у будущих учителей. К ним относятся: дидактические, воспитательные, научно-исследовательские и социальные компетентности.

Дидактические компетентности подразумевают способность найти достоверную информацию, овладеть методами дидактического проектирования, узнать и понять школьников (собрать и интерпретировать информацию о личности школьников), организовать классные уроки, руководить самостоятельной учебной рабо-

той школьников, проводить контрольно-оценочную деятельность.

Воспитательные компетентности охватывают умение планировать воспитательную работу, организовать воспитательную деятельность, выполнять роль посредника между школой, семьей и обществом, формировать и развивать воспитательный коллектив, воспитывать детей сдевиант-ным поведением.

Научно-исследовательские компетентности включают способности к раскрытию исследовательской проблемы, созданию ис-следователького плана.

Социальные компетентности предполагают коммуникативные навыки, умение вести пропаганду.

На втором этапе была создана общая структура заданий, в которую вошли название, цель задания, его место в процессе изучения курса «Общая педагогика», форма выполнения, педагогические требования к его выполнению, описание действий студентов в ходе его выполнения, критерии оценивания его выполнения.

Третий этап заключался в том, чтобы определить основные педагогические умения, которые необходимо формировать у студентов.

На четвертом этапе были разработаны конкретные педагогические задания.

Система разработанных нами педагогических заданий была предложена двум экспериментальным группам, включавшим 150 студентов. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по специальностям естественных наук, а во вторую - обучающиеся по социальным и гуманитарным специальностям. Они выполняли задания в течение 2015/2016 учебного года. В результате мы получили таблицу со средними оценками выполнения педагогических заданий студентами этих двух экспериментальных групп (табл. 1).

Таблица 2

Мнение студентов о системе педагогических заданий

Критерии оценивания Распределение оценок, %

^стемы заданий очень хорошо хорошо нормально не хорошо

Современность 67 30 3 0

Всесторонность 16,5 66 16,5 1

Системность 47 16 0 0

Применимость на практике 17 73 10 0

SO 70 60 50 40 30 20 10 о

■и

/ / / / / / s

<s> s J?

/ J

J

i Очень хорошо I Хорошо i Нормально i He хорошо

Рис. 3. Оценивание студентами характеристики педагогических заданий, %

Высокие средние оценки выполнения заданий показывают, что в целом эти задания имеют большую практическую значимость для формирования профессионально-педагогических компе-тентностей будущих учителей. В то же время выявились заметные различия между двуми экспериментальными группами. Педагогические задания с ориентацией на формирование научно-исследовательских компетентностей

лучше выполнялись студентами, обучающимися по специальностям естественных наук (средняя оценка этих заданий - 9 баллов). А у студентов, обучающихся по специальностям социальных и гуманитарных наук, получилась другая картина: им лучше давались задания с ориентацией на формирование дидактических и воспитательных компетентностей.

После выполнения студентами системы разработанных нами

педагогических заданий мы предложили им оценить эти задания по определенным критерям с четырьмя оценками: очень хорошо, хорошо, нормально, не хорошо. В результате была получена следующая обобщенная таблица (табл. 2).

Рис. 3 показывает, что по критериям «Всесторонность», «Системность», «Применимость на практике» большинство студентов оценивают систему разработанных нами педагогических заданий на оценку «хорошо». Однако по критерию «Современность» достаточно много студентов (67%) выбрали вариант «очень хорошо». Это позволяет подтвердить, что наши педагогические задания в высокой степени отвечают современным требованиям подготовки будущих учителей. В качестве вывода мы предгага-ем исследователям, заинтересованным этой научной проблемой, продолжать тему нашего исследования, которая в настоящее время считается одной из ведущих инноваций в обучении педагогике студентов Ханойского педагогического университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. БабанскийЮ.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2004. 608 с.

2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя (мастерство учителя, идеи, советы, предложения). М.: Просвещение. 1990. 159 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Российская академия наук, Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотип. испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

4. Подласый И.П. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 576 с.

5. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 272 с.

6. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. М., 1935. 284 с.

7. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2002.

8. Tran Thi Tuyet Oanh (chu bien). Giao duc hoc tep 1, NXB: HSP 2005, tai ban 2009. 295tr. Педагогика. Т. 1 / под ред. Чан Тхи Тует Оань. Ханой: Изд-во Ханойского педагогического института, 2005. 295 с.

9. Tran Thi Tuyet Oanh (chu bien). Giao duc hoc tep 2, NXB: HSP 2005, tai ban 2008. 206r. Педагогика. Т. 2 / под ред. Чан Тхи Тует Оань. Ханой: Изд-во Ханойского педагогического института, 2005. 206 с.

10. Tran Thi Tuyet Oanh, Dao ThiNgoc Anh va mot so tac gia khac. Xay dung va su dung bai tap thuc hanh mon giao duc hoc theo tiep can phat trien nang luc de ren luyen ky nang nghe cho sinh vien DHSP. De tai cap bo giai doan 2010-2011 do PGS. TS. Tran Thi Tuyet Oanh chu nhiem de tai. Ha Noi: 2012. (Чан Тхи Тует Оань, Дао Тхи Нгок Ань и другие. Разработка и использование практических заданий педагогики по компетентностному походу для тренировки профессиональных умений у студентов педвуза / Научное исследование докторской степени под руководством Чан Тхи Тует Оань. Ханой: 2010-2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.