Научная статья на тему 'Симуляционное обучение на основе сценариев программ телевидения в рамках курса «Общая педагогика» для студентов Ханойского педагогического университета Вьетнама'

Симуляционное обучение на основе сценариев программ телевидения в рамках курса «Общая педагогика» для студентов Ханойского педагогического университета Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ СЦЕНАРИЕВ ТЕЛЕПРОГРАММ / TRAINING / SIMULATION TRAINING / PEDAGOGICAL SCENARIO / SIMULATION TRAINING BASED ON THE SCENARIO OF TELEVISION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дао Тхи Нгок Ань, Чань Тхи Тует Оань

В статье описана разработанная модель симуляционного обучения на основе сценариев телепрограмм как организационная инновация процесса обучения педагогике в высшей школе Вьетнама. Авторами статьи обобщенно представлены результаты экспериментального применения данной модели обучения на занятиях по курсу “Общая педагогика” для студентов Ханойского педагогического университета, что подтверждает ее практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING EDUCATIONAL FILMS AS A MEANS OF DEVELOPING GENERAL PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING PEDAGOGICAL DISCIPLINES

The article describes the developed model of simulation education on the basis of the scenario of television programs as an organizational innovation of pedagogy teaching process at higher school of Vietnam. The authors of the article summarize the results of experimental application of this training model in the course “General pedagogics” for students of Hanoi Pedagogical University, which confirms its practical value

Текст научной работы на тему «Симуляционное обучение на основе сценариев программ телевидения в рамках курса «Общая педагогика» для студентов Ханойского педагогического университета Вьетнама»

Дао Тхи Нгок Ань, Чань Тхи Тует Оань

(Вьетнам)

симуляционное обучение на основе сценариев

программ телевидения в рамках курса "общая педагогика" для студентов ханойского педагогического университета Вьетнама

USING EDUCATIONAL FILMS AS A MEANS OF DEVELOPING GENERAL PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING PEDAGOGICAL DISCIPLINES

В статьи описана разработанная модель симуляционного обучения на основе сценариев телепрограмм как организационная инновация процесса обучения педагогике в высшей школе Вьетнама. Авторами статьи обобщенно представлены результаты экспериментального применения данной модели обучения на занятиях по курсу "Общая педагогика" для студентов Ханойского педагогического университета, что подтверждает ее практическую значимость. Ключевые слова: обучение, симуляционное обучение, педагогический сценарий, симуляционное обучение на основе сценариев телепрограмм.

The article describes the developed model of simulation education on the basis of the scenario of television programs as an organizational innovation of pedagogy teaching process at higher school of Vietnam. The authors of the article summarize the results of experimental application of this training model in the course "General pedagogics" for students of Hanoi Pedagogical University, which confirms its practical value.

Key words: training, simulation training, pedagogical scenario, simulation training based on the scenario of television programs.

В рамках интенсивных реформ образования в педагогических вузах Вьетнама в первой половине 21-го века важнейшую роль стал играть курс "Общая педагогика". Перед тем, как обсуждать роль этой учебной дисциплины в развитии педагогических ком-петентностей будущих педагогов, следует рассмотреть специфику педагогики в системе социально-гуманитарных наук. Об этом пишут Г. И. Батурина и Т. Ф. Кузина: «Итак, основу педагогической специальности, педагогической профессии составляет особая наука - педагогика. Казалось бы, зачем нужна эта наука, если есть физиология, психо -логия, медицина, антропология (антропос

- человек), психолингвистика, социология и, наконец, философия, изучающие человека всесторонне, с разных позиций. Может быть, для получения педагогической профессии достаточно этих наук? ... И, конечно, нельзя в этом списке забывать биологию, где человек выступает как часть природы. А есть еще экология, кибернетика, бионика и т.д. и т.п. Но ни одна из названных выше наук не отвечает на очень важные вопросы: «Какова цель развития человека, зачем его надо обучать и воспитывать? Чем человек биологически отличается от других живых существ?» Оказывается, только педагогика может ответить на вопрос о целях и задачах

обучения, воспитания ребенка, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал» [1, с.8-9].

Во Вьетнаме педагогику включили в систему учебных дисциплин педвузов в 90-х годах. Например, в Ханойском педагогическом университете Вьетнама в настоящее время существуют учебные программы педагогических дисциплин для бакалавров педагогического образования и бакалавров специальности Психолога и Педагога. Студенты (бакалавры педагогического образования), обучающиеся не по психолого-педагогической специальности, на втором курсе осваивают «Общую педагогику», которая состоит из трех частей: общие проблемы педагогики, теория обучения (дидактика) и теория воспитания. Эта дисциплина для будущих учителей играет роль фундаментального предмета, ибо она вооружает студентов необходимыми знаниями о сущности, принципах, закономерностях, содержании, формах и методах обучения и воспитания в школе, а также формирует и развивает у будущих педагогов профессиональные умения [5, 6, 7].

Для повышения качества изучения курса "Общая педагогика" в последнее время вьетнамские исследователи ввели много инноваций. В контексте данного бурного нововведения необходимо отметить применение преподавателем Дао Тхи Нгок Ань модели симуляционного обучения с разработкой сценариев учебных занятий по курсу "Общая педагогика", подражающих сценариям телепрограмм. Здесь нужно охарактеризовать ключевые понятия данной модель обучения, такие как обучение, симуляционное обучение, педагогический сценарий. В педагогической литературе существуют различные определения понятия обучение. По нашему мнению, обучение в высшей школе - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов) [2]. Понятие "симуляционное обучение" достаточно популярно в технической, военной, медицинской литературе, но не очень хорошо знакомо педагогике. Под понятием си-муляционного (имитационного) обучения

нами понимается главным образом обучение, при котором обучаемый осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных методов, средств и техник [3].

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдают сильное влияние телевидения на сознание и личность студентов, в том числе студентов-педагогов, поэтому выдвигаем идею включения телевидения в учебную деятельность студентов как одного из ее компонентов. В русле этой идеи нами разработана модель симуляционно-го обучения на основе сценариев телепрограмм и применена на занятиях по курсу "Общая педагогика" для студентов-педагогов Ханойского педагогического университета. В основе этой модели находится понятие "симуляционное обучение на основе сценариев телепрограмм», которое трактуем таким образом: это обучение, в котором деятельность преподавателя и студентов происходит по педагогическому сценарию, разработанному на основе имитации сценариев телепрограмм. Здесь педагогический сценарий - это целенаправленная, личност-но ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей [4, с. 79].

Модель симуляционного обучения на основе сценариев телепрограмм включает в себя 3 этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Определение целей учебного знания. Каждое занятие ориентируется на формировании у студентов педагогических компетентностей и искусства. Это дидактические компетентности, компетентности воспитания и педагогического творчества.

2. Отбор содержания обучения. Содержание обучения разделяется на конкретные темы, которые определяются по следующим принципам: тема должна иметь общественный характер, помогать формированию педагогического искусства у студентов; при освоении той или иной темы студентам легко осуществлять разного вида познавательно-исследовательскую деятельность.

На основе таких принципов выбраны следующие темы для реализации данной модели обучения:

- Образование как особое социальное явление.

- Образование и развитие общества и личности человека.

- Тенденции и стратегии развития образования Вьетнама в контексте процесса глобализации.

- Особенности современного процесса обучения.

- Искусство решения педагогических ситуаций учителями.

3. Разработка методов и средств обучения, имитирующих телепрограммы.

Методы обучения определяются следующим образом (см. рис. 1).

Опираясь на организационные этапы обучения, выделим методы обучения:

- Методы " резинка": Эти методы имеют своими задачами вызывать у студентов интерес к учебе, дать им радость, чтобы изменять их учебную мотивацию. Такие методы были созданы на основе имитации телеигр (game show). Например: телеигры "Смотри рисунки - угадай слова" (см. одну серию на http://hanoitv.vn/duoi-hinh-bat-chu-ngay972016-v47407.html), "Умный покупатель", «Кто хочет стать милионером?» и т. д.

- Методы усвоения темы занятия, В ходе применения этих методов студенты усваивают теоретические знания, обсуждают варианты решения образовательных проблем, постепенно и систематично формируют у себя педагогическое творчество. Такие методы имитируют популярные теледиалоги вьетнамского телевидения.

- Методы рефлексии. Они были созданы на основе идеи таких телепрограмм, как

"Почта телевидения", "Окно культур"и т.д. В ходе их реализации студентам предлагали писать письма или эссе о своих внутренних сознательных, эмоционных, мотивацион-ных изменениях после участия в таких занятиях, что считается обратной информацией для преподавателя.

В соотвествии с каждым созданным методом обучения разработаны средства обучения. Особенное внимание обращено на создание учебных карточек, в которых студентам предлагались учебные задания и тесты.

4. Создание сценария обучения для каждой выбранной темы по курсу "Обшая педагогика".

- Формирование листа последовательности деятельностей преподавателя и студентов с соответстующими методами в форме листа телепрограмм.

- Конкретное описание действий и ролей преподвателя и студентов в последовательности применения разработанных методов обучения.

ВТОРОЙ ЭТАП ЭТАП РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На данном этапе преподатель и студенты реализуют созданные сценарии обучения на практике. Осуществление разработанных сценариев обучения требует от преподавателя гибкости, мобильности, потому что преподаватель должен действовать по ситуации, когда сталкивается с неожиданностями (ситуацией, не описанной в уже подготовленном сценарии обучения).

ТРЕТИЙ ЭТАП - ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В форме итогового контроля предлагаем студентам разработать педагогические проекты, которые требуют от них обобще-

Рис. 1. Процесс разработки методов обучения, имитирующих телепрограммы _ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2017. № 2 (51)

ния усвоенных знаний, творческого мышления и гибкого взаимодействия. Проекты оцениваются по следующим критериям с 10 баллами:

Таблица 1 Критерии оценивания проекта

Критерия оценивания Кол-во баллов по критериям

Оригинальные идея и название проекта 0-1

Oригинальная логика создания 0-3

Практическая значимость проекта 0-3

Адекватное использование разного типа информации 0-2

Адекватная форма представления проекта 0-1

Созданная нами модель обучения была применена на занятиях по курсу "Общая педагогика" с участием 100 студентов разных специальностей Ханойского педагогического института в течение 5 учебных недель (от октября 2016 года до января 2017 года).

Для измерения изменения учебной мотивации студентов после изучения каждой темы мы создали короткий тест.

Тест измерения изменения учебной мотивации студентов

Изучение данной темы по педагогике: (пометить «+» внизу варианта, подходящего для вас)

«Я должен несмотря ни на что»

мне это радостно

мне это интересно

мне это нужно

В результате мы получили следующую обобщенную таблицу (табл. 2, стр.114).

Полученные результаты тестирования, представленные в табл. 2 и гистограммами, показывают, что разработанная нами

модель обучения положительно влияет на учебную мотивацию студентов. Если до проведения занятий большинство студентов сказали, что они изучают педагогику ради выполнения требований учебного плана, требования преподавателя, то после

Гистограмма 1: Выборы студентами вариантов учебной мотивации до изучения тем

Гистограмма 2: Выборы студентами вариантов учебной мотивации после изучения тем по сценариям, имитирующим сценарии телепрограмм

■ После иучения темы ( на % из 100 выборов студентов) Мне это нужно

После мучения темы ( на % из 100 выборов студентов] Мне это интересно

После иучения темы ( на % из 100 выборов студентов} Мне это радостно

■ После иучения темы ( на % из 100 выборов студентов) Я должен,

не смотря ни на что

Тема 1 Тема 2 ТемаЗ Тема 4 Тема 5

экспериментальных занятий они отметили, что у них изучение таких тем педагогики вызвало интерес, радость, осознание личностной необходимости. Здесь наблюдается превращение внешней учебной мотивации у студентов во внутреннюю.

Кроме того, мы брали интервью у студентов с таким вопросом: По вашему мнению, что у вас развивает изучение тем педа-

гогики с такими методами обучения, имитирующими телепрограммы?

Большинство студентов считают, что у них развиваются умения проведения педагогической беседы, взаимодействия, критическое и творческое мышление и т.д.

Более того, в результате итогового контроля мы получили 10 педагогических проектов, выполненных 10 группами студентов (каждая группа состоит из 10 студентов). В этих проектах ярко выражаются оригинальные идеи и логика студентов, что подтверждает влияние разработанной модели обучения на творческое мышление студентов.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Таблица 2

Результаты теста измерения изменения учебной мотивации у студентов до и после изучения каждой выбранной темы при применении модели симуляционного обучения на основе сценариев телепрограмм

Tема изучения До изучения темы После изучения темы

( на % из 100 выборов студентов) ( на % из 100 выборов студентов) Мне это радостно Я должен, несмотря ни на что Мне это нужно Мне это интересно Мне это радостно Я должен, несмотря ни на что

Тема 1 60 29 7 4 30 36 20 14

Тема 2 70 22 5 3 15 37 37 11

Тема 3 59 25 10 6 12 31 40 17

Тема 4 71 15 7 7 21 42 21 16

Тема 5 81 10 9 0 29 27 24 20

1. Результаты исследования подтверждают целесообразность применения модели симуляционного обучения на основе сценариев телепрограмм.

2. Для повышения эффективности обучения педагогике в педвузах необходимо многократное повторение занятий с такими разработанными методами.

3. Разработанная нами модель обучения реально является образцом педагогических инноваций, что способствует формированию у студентов-педагогов профессиональных компетенций, необходимых для эффективного прохождения производственных практик.

Литература

1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 176с.

2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

3. Ершова А.Ю. Формирование клинического мышления студентов посредством имитационных технологий: [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.informio.ru/pubHcations/id1725/Formirovanie-klinicheskogo-myshlenija-studentov-posredstvom-imitarionnyh-tehnologii. (дата обращения 11.05.2017)

4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования.- М., 2009.

5. Trän Thj Tuyêt Oanh (chu biên). Giáo duc hoc tâp 1, NXB: DHSP 2005, tái bàn 2009. - 295tr. (Педагогика. Том 1. /под ред. Чан Тхи Тует Оань. - Ханой: Изд-во Ханойского педагогического института, 2005. - 295 с.).

6. Trän Thj Tuyêt Oanh (chu biên). Giáo duc hoc tâp 2, NXB: DHSP 2005, tái bàn 2008. - 206 tr. (Педагогика. Том 2. /под ред. Чан Тхи Тует Оань. - Ханой: Изд-во Ханойского педагогического института, 2005. - 206 с.).

7. Trän Thj Tuyêt Oanh, Dào Thj Ngoc Anh và mot so tác già khác. Xây dung và su dung bài tâp thuc hành môn giáo duc hoc theo tiêp cân phát trien näng luc de rèn luyen ky näng nghe cho sinh viên DHSP. De tài cáp bo giai doan 2010-2011 do PGS. TS. Trän Thj Tuyêt Oanh chu nhiêm de tài. Hà Noi: 2012. (Чан Тхи Тует Оань, Дао Тхи Нгок Ань и другие. Разработка и использование практических заданий педагогики по компетентностному подходу для тренировки профессиональных умений у студентов педвуза. Научное исследование министерской степени под руководством Чан Тхи Тует Оань. - Ханой, 2010-2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.