технологии. - 2005. - № 5. - С. 10-24.
15. Чернова Л.Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1997. - 159 с.
16. Шмелькова Л.В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении: методические материалы / Л. В. Шмелькова. - Салехард: ЯНОИПКРО, 2008. - 118 с.
17. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.: Высш. шк., 1991. - 218 с.
18. Miles I. The Development of Technology Foresight: A Review // Technological Forecasting and Social Change. - 2010. - Vol. 77. - Р. 1448-1456.
19. Moon J. A. Reflection in learning and professional development: theory and practice. - London: Kogan Page, 2000. - 299 p.
20. Nicholls A. Managing Educational Innovations. - London: Allen & Unwin, 1988. - 99 p.
21. Ryan R., Gross N. C. The Diffusion of Hybrid Seed Corn in Two Iowa Communities // Rural Sociology. -1943. - Vol. 8. - № 1. - P. 15-24.
Педагогика
УДК: 37.013: 373.2.01
кандидат медицинских наук, доцент Сидорова Ирина Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена проблемам воспитания основ культуры здоровья у дошкольников. Ее актуальность обусловлена тем, что воспитание культуры здоровья является социально значимым процессом, который определяет формирование индивидуального здоровья начиная с дошкольного возраста. По результатам наблюдения, анкетирования и диагностики компонентов культуры здоровья дошкольников выделены педагогические условия воспитания основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает необходимость разработки и включения в учебно-воспитательный процесс программы по здоровьесбережению.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, культура здоровья, здоровье, педагогические условия, воспитание.
Annotation. The is devoted to problems of education of bases of culture of health for preschool children. Its relevance is due to the fact that fostering a culture of health is a socially important process that determines the formation of individual health from pre-school age. On results a supervision, questionnaire and diagnostics of components of culture of health of preschool children the pedagogical terms of education of bases of culture of health are distinguished for the children of preschool age. The problem of health of rising generation causes the necessity of development and inclusion in the educational process of the program on health protection.
Keywords: children, preschool age, culture of health, health, pedagogical conditions, education.
Введение. Значимость здоровья определяется тем, что оно занимает самую важную позицию среди человеческих потребностей. Это обусловлено тем, что реализовать свой функциональный, интеллектуальный, нравственный, физический и репродуктивный потенциал может только здоровый человек. Культура здоровья является интегративным личностным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов здоровьесбережения [4, с. 75].
Культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [1, с. 118]. Культура здоровья складывается из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.
Культура здоровья — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека [6, с. 14].
Современное социально-экономическое положение в России характеризуются глубокими перестройками во всех областях деятельности человека и отношения между людьми. Крайне тревожное положение сложилось в области воспитания детей старшего дошкольного возраста. Целый комплекс проблем связан с питанием, здоровьем, обучением и воспитанием. Отсюда укрепления здоровья является одной из проблем современной действительности и требует к своему разрешению использование самых разнообразных средств. В ряду таких средств важное место занимают ценности физической культуры, овладение которыми обеспечивают сформированность системы социальных и биологических начал личности, единства ее телесности и духовности способствуют реализации главной цели образования - сохранения и укрепления индивидуального здоровья дошкольников. В процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что в конечном итоге содействует формированию гармоничной личности ребенка [5, с. 375].
Анализ современной теории и практики физической культуры свидетельствует о том, что социально -биологической природы становления здоровья является совершенствования системы адаптивных возможностей дошкольников в физическом, психологическом и социальном аспектах.
В качестве конкретных показателей культуры здоровья могут быть использованы такие как: уровень самочувствия, активности, настроения; уровень психоэмоционального состояния; различные показатели уровня здоровья [3, с. 245].
Исходя из сказанного, выдвигается проблема сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста и воспитания у них основ культуры здоровья с учетом возрастных и психофизиологических аспектов.
В тоже время говорить о сформированности культуры здоровья у детей дошкольного возраста еще нельзя. Это достигается в процессе многолетнего целенаправленного воспитания, но заложить основы культуры здоровья, которая будет являться базисом общего здоровьесберегающего поведения необходимо еще с младшего возраста.
Формулировка цели статьи. Основной задачей нашего исследования было определить педагогические условия по воспитанию основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Нами была проведена работа по воспитанию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста и формированием у них комплекса знаний и конкретных навыков ведения здорового образа жизни. В содержании учебного плана интегративно были введены беседы о культуре общения, взаимодействии людей между собой, режиме дня, питании и других здоровьесберегающих направлений.
Большое внимание также уделялось формированию у детей правильной осанки - формированию у детей красоты, выразительности движений, творчества, самостоятельности, развитию способностей к самоконтролю и самооценке. В процессе занятий были использованы дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой в разных сочетаниях.
С целью формирования представлений о культуре здоровья нами был разработан курс занятий, которые проводились 1 раз в месяц и освящали основные направления здорового образа жизни для детей дошкольного возраста.
Особое место в формировании культуры здоровья детей дошкольного возраста занимает работа с родителями [2, с. 197]. Поэтому к занятиям активно привлекались родители. Они участвовали в занятиях, подготавливали презентации по темам о здоровом образе жизни, проводили с детьми комплекс дыхательных упражнений в домашних условиях. Особое внимание уделялось организации питания и закаливания. Закаливание проводилось систематически во все времена года - ежедневно утром прохладный душ.
Дошкольники приобщались к нормам здорового образа жизни, получали ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним. Для формирования у детей навыков безопасного поведения, мы предостерегали их от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Рассказывали о том, как следует заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, давали элементарные знания об инфекционных болезнях, их возбудителях, сообщаем доступные детям сведения о лекарствах и витаминах, о той пользе, которую они приносят.
Основными показателями успешной реализации программы занятий являлись: устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к занятиям, общее позитивное самовосприятие и настроение, состояние функциональных систем организма ребенка и его здоровье, а также физическое развитие.
В процессе исследования у детей дошкольного возраста нами были определены следующие компоненты культуры здоровья: мотивационно-личностный компонент, который включал совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации к соблюдению здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный компонент, представляющий собой систему знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, позволяющий обеспечить достижение определенного уровня здоровья через деятельность по ведению здорового образа жизни.
Для определения когнитивного компонента культуры здоровья детей дошкольного возраста было проведено анкетирование с целью выявления уровня знаний о здоровом образе жизни детей. Внимание было акцентировано на представлениях детей о здоровье, о влиянии внешних условий на здоровье, взаимосвязь здоровья и образа жизни, участие в закаливающих и оздоровительных мероприятиях. Так в начале исследования нами было выявлено, что большинство детей имели приблизительное представление о данных понятиях (средний уровень). В результате проведенной работы отмечено значительное улучшения уровня знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, при повтором анкетировании на контрольном этапе преобладал высокий уровень представлений о здоровом образе, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Оценка уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни по результатам
анкетирования дошкольников
Уровень Начало исследования Окончание исследования
кол-во детей % кол-во детей %
Высокий 2 18,2 7 63,6
Средний 6 54,5 4 36,4
Низкий 3 27,3 0 0
В процессе проведения исследования нами осуществлялось наблюдение за поведением ребенка в процессе обучения и его отношения к ценностям здоровья, как показателя формирования основ культуры здоровья и ее мотивационно-личностного и деятельностного компонента. При наблюдении оценивались поведение детей, общение со сверстниками и родителями, степень их активности на занятиях, в раздевалках, в холле. Обращалось внимание на устойчивость интереса, который проявлялся к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; самостоятельность проявления здоровьесберегаюшего поведения на занятиях; удовольствие, с которым дошкольник выполняет основные умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания, удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий; удовольствие и доброжелательность в общении и взаимодействии
со сверстниками и взрослыми; осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке; направленность на полезный для здоровья результат.
Было выделено четыре критерия, по которым оценивалось поведение дошкольников:
- устойчивость и направленность своих действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и жизни - исходно только у 1 ребенка отмечались все признаки данного критерия, у 7- проявлялись избирательно в зависимости от ситуации и у 3-х - не проявлялись; по окончанию исследования данный критерий полностью проявлялся у 5 и избирательно у 6 дошкольников;
- мотивация к сбережению собственного здоровья, здоровья окружающих детей и взрослых - исходно данный критерий избирательно в зависимости от ситуации проявлялся у всех детей - 11, по окончанию исследования полностью проявлялся у 7 и избирательно только у 4 дошкольников;
- свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении оздоровительных задач - только у 1 ребенка отмечались все признаки данного критерия, у 6 - проявлялись избирательно в зависимости от ситуации и у 4 - не проявлялись; по окончанию исследования данный критерий полностью проявлялся у 6 и избирательно у 5 дошкольников;
- осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (уважения, доброты, гуманности, заботы, понимания, честности, справедливости, трудолюбия) - исходно избирательно отмечались признаки данного критерия у 7 дошкольников, на формирующем этапе данный критерий полностью проявлялся у всех дошкольников (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика наблюдения отношения дошкольников к здоровью и здоровому образу жизни в ходе экспериментального исследования (1 - 4 - рассматриваемые критерии в %)
В процессе занятий с акцентом на оздоровительную направленность старшим дошкольникам объясняли значение физической подготовки, как показателя здорового организма, что также стимулировало их двигательную активность и заинтересованность в развитии своих физических и функциональных способностей, что отражало деятельностный компонент культуры здоровья дошкольников. Хотя по результатам педагогического тестирования нами не было выявлено достоверности прироста результата, но все дошкольники имели более лучшие показатели по сравнению с первоначальным тестированием (рис. 2): результаты бега на 30 м с высокого старта улучшились на 4,6%; прыжка в длину с места - на 4,8%; наклон вперед из положения сидя - на 16,6%; выполнение стойки на одной ноге с закрытыми глазами на 38,1%.
Бег на м с высокого Прыжок в длину с Наклонвпередиз Стойка на одной ноге старта,с места,см положения сидя, см сзакрьгтымиглазами,
с
Нпчало исследования ■ Окончание исслещованияч
Рисунок 2. Динамика результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста
Для оценки диагностического показателя деятельностного компонента культуры здоровья дошкольников нами было проведен анализ функционального состояния организма детей. Анализ динамики показателей функционального состояния организма дошкольников при проведении опытно-экспериментальной работы позволил выявить следующие данные: кратность заболеваний за текущий и предшествующий год у дошкольников свидетельствует об улучшении состояния здоровья в процессе занятий реальным айкидо и выражается в уменьшении числа практически в 2,5 раза острых респираторных заболеваний; результаты пробы Штанге улучшились на 22,8%; при оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы прирост частоты сердечных сокращений на физическую нагрузку снизился на 19,2%; результаты Гарвардского степ-теста улучшились на 12,3% (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика результатов функциональной диагностики детей дошкольного возраста
Выводы. Таким образом, в процессе проведения исследования по результатам наблюдения за поведением ребенка в процессе обучения и его отношения к ценностям здоровья было отмечено формирование мотивационно-личностного и деятельностного компонентов культуры здоровья. При проведении анкетирования с целью выявления уровня знаний о здоровом образе жизни детей, в качестве когнитивного компонента культуры здоровья детей дошкольного возраста, регистрировалось значительное улучшения уровня знаний о здоровом образе жизни и его составляющих. Занятия с акцентом на оздоровительную направленность также стимулировало их двигательную активность и заинтересованность в развитии и улучшении своих физических и функциональных способностей, что отражало деятельностный компонент культуры здоровья дошкольников.
Результаты исследования позволяют выделить следующие педагогические условия для достижения максимальной эффективности формирования и воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста:
- интегративное включение в содержание учебного процесса теоретических вопросов, способствующих формированию у дошкольников культуры здорового образа жизни;
- формирование у детей дошкольного возраста комплекса знаний и конкретных навыков ведения здорового образа жизни при проведении дополнительных тематических занятий;
- совмещение работы в формировании основ культуры здоровья дошкольников с участием родителями.
Литература:
1. Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. -2006. - № 3. - С. 117-122.
2. Григорьев, О. А. Совместная деятельность дошкольных учреждений и семьи в физическом воспитании детей 6 - 7 лет / О. А. Григорьев // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - С. 197-198.
3. Ковальчук, А. Р. Культура здоровья жизни человека / А. Р. Ковальчук, Е. Ф. Проскурина // Научные исследования: от теории к практике: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / Редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (10). -С. 248-250.
4. Кожанов, В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания / В. В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2 - С. 74-77.
5. Сидорова, И. Г. Физическая культура, как важный фактор формирования и укрепления общего и психического здоровья детей // И.Г.Сидорова, Т.А.Хорошева // Евразийской образовательной пространство: приоритеты, проблемы и решения: Сборник статей к Международной научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) - Оренбург, 2015. - С. 374 - 375.
6. Скумин, В. А. Научная основа учения о культуре здоровья: Учебное пособие / В. А. Скумин, Л. А. Бобина // Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. - 48 с.
Педагогика
УДК: 378.147.34
кандидат филологических наук, доцент Сиразиева Зарина Наилевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов (г. Казань);
кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Институт международных отношений, истории и востоковедения (г. Казань)
РЕФЕРИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТЬИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье проанализированы основные виды современной экономической научной статьи, ее характерные особенности (структура, минимальный объем, вариативность способов языкового выражения, экспрессивная лексика). Авторы статьи подробно раскрывают особенности процесса реферирования текстов. В статье представлена комплексная модель (план) реферирования экономической статьи, состоящей из 7 частей (разделов), где каждая часть имеет подробную характеристику. Авторы приводят примеры по использованию речевых клише, при помощи которых может быть дополнен анализ при реферировании статьи самим референтом, а также представлены различные фразы-синонимы.
Проведенный авторами анализ выявил, что в процессе реферирования необходимо использование шаблонных фраз, так как они обеспечивают свободное ведение разговора (облегчают процесс коммуникации, экономят усилия, мыслительную энергию и время отправителя и получателя речи). При реферировании эти выражения являются средством для максимально полной и адекватной передачи содержания реферируемой статьи.
Авторы статьи для более точного реферирования статей представляют определенный блок заданий, включающий в себя упражнения.
Работа по обучению реферированию экономических статей способствует овладению искусством извлечения основной информации из зарубежных источников и использования ее в дальнейшей профессиональной деятельности.
В статье рассмотрены различные виды современной экономической научной статьи.
Ключевые слова: реферирование, экономическая статья, процесс коммуникации, разговор, комплексная модель реферирования.
Annotation. The article analyzes main types of modern economic scientific article, its features (structure, minimum volume, variability of language expression methods, expressive vocabulary). The authors of article describe specifics of the process of rendering texts. The article describes a complex model (plan) of rendering an economic article consisting of 7 parts (sections), where each part has a detailed description. The authors give examples on the use of speech clichés, using them the analysis can be supplemented when rendering the article by referent himself, and also various phrases are presented.
The analysis carried out by authors revealed that in the process of rendering it is necessary to use template phrases, since they provide free conversation (facilitate the communication process, save effort, thinking energy and time of sender and recipient of speech). These expressions are means for the most complete and adequate transfer of content of refereed article.
Authors of article for more precise rendering of articles present a specific set of tasks, including exercises. Work on teaching the rendering of economic articles contributes to master the art of extracting basic information from foreign sources and using it in further professional activities.
The research describes different types of modern economic scientific article.
Keywords: rendering, economic article, communication process, conversation, complex rendering model.
Введение. Необходимым условием для создания интереса у аспирантов к обучению является возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в течение 1-го года обучения в аспирантуре. В связи с тем, что аспирант стремится к новизне в познавательной деятельности, преподавателю иностранного языка необходимо уметь создавать такие условия на своих занятиях, которые, прежде всего, смогут отвечать вышеупомянутым особенностям аспирантов и способствовать эффективности усвоения представленного учебного языкового материала. Создание естественных ситуаций общения на практических занятиях по иностранному языку может происходить на основе научных текстов, которые дают возможность активного оценочного отношения к излагаемым в них фактам и событиям.