Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания современных дошкольников'

Особенности физического воспитания современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1500
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЗДОРОВЬЕ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ИНСТРУКТОРЫ / ФИЗКУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOLER / HEALTH / PARENTS / TEACHERS / INSTRUCTORS / PHYSICAL СULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Полина Алексеевна, Хомутова Елена Васильевна

Данная работа посвящена изучению современного дошкольника и особенностям его физического образования и воспитания. Выявлены основные факторы формирования ценности здоровья, а так же представлен рекомендации родителям и педагогам по развитию физической культуры у ребенка в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Полина Алексеевна, Хомутова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF MODERN PRESCHOOLERS

This work is devoted to the study of modern preschooler and the features of his physical education and upbringing. The main factors of the formation of the value of health are identified, and recommendations are presented to parents and teachers on the development of physical culture in a child at preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания современных дошкольников»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF MODERN PRESCHOOLERS

Жукова Полина Алексеевна

студент

факультет социальной и коррекционной педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Zhukova Polina Alekseevna

student

Faculty of Social and Correctional Pedagogy Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Хомутова Елена Васильевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Homutova Elena Vasilievna senior teacher Department of Physical Education Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Данная работа посвящена изучению современного дошкольника и особенностям его физического образования и воспитания. Выявлены основные факторы формирования ценности здоровья, а так же представлен рекомендации родителям и педагогам по развитию физической культуры у ребенка в дошкольном возрасте.

Abstract. This work is devoted to the study of modern preschooler and the features of his physical education and upbringing. The main factors of the formation of the value of health are identified, and recommendations are presented to parents and teachers on the development of physical culture in a child at preschool age.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольник, здоровье, родители, педагоги, инструкторы, физкультура.

Keywords: physical education, preschooler, health, parents, teachers, instructors, physical сulture.

В наш век научно-технического прогресса, безусловно, происходят изменения и в нашем обществе. Качественно оценить их не представляется возможным, необходимо учиться работать с тем, что мы имеем - с современным человеком, в том числе и с современными детьми. Основной проблемой современного социума в сфере физического образования и воспитания можно считать снижение подвижности и потребности в физической активности. Стоит задать вопрос: «А что же сейчас происходит с нашими детьми?».

При трансформации взрослого населения изменяется и подрастающее

153/215

поколение. Современные дети являются продуктом нашего современного мира и отражением нас самих, всего общества. Кто-то считает, что они уникальные, превосходящие нас, другие же утверждают, что ничем особенным они не выделяются. Но стоит признать только один факт - эти дети другие. Нельзя считать, что изменился только сам ребенок или закономерности его развития, в первую очередь - изменился социальный мир вокруг него, сменились приоритеты и ценности общества. Сегодня очень актуальной является тема современных детей, многие называют их «лучшей версией» и поражаются их возможностям. Но что же происходит с самым главным в их жизни - с их здоровьем? Согласно статистическим данным, быстро увеличивается чисто детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья [2, с. 60].

Физическое развитие является направлением, которое контролируется государством. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ( далее - ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2016 года и является ведущим документом в любой дошкольной деятельности. В своей основе ФГОС ДО предполагает изменения в устоявшемся направлении развития ребенка - теперь в основе лежит создание условий для развития личностного потенциала ребенка [7].

Если выделить интересующую нас сферу физического развития дошкольника, то она включает в себя следующие задачи:

1. Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Для того, чтобы выстроить тактику ведения педагогического процесса необходимо выделить основные направления образовательной работы по физическому воспитанию и развитию дошкольников. Согласно ФГОС ДО можно обозначить эти направления:

1. Формирование общей культуры ребенка, развитие правильных ценностей, в том числе и ценностей здорового образа жизни.

2. Физическое развитие ребенка, занятия физической культурой и развитие необходимых физических качеств, с учетом его возрастных особенностей.

Исходя из двух выявленных направлений работы перед дошкольным образовательным учреждением выстраивается совершенно новая задача: организовать интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира [1].

Нас, в первую очередь, волнует следующее: какого именно результата должен достичь ребенок, чтобы признать деятельность педагогов удовлетво-

рительной? Ответ легко дать, опираясь на поставленные нами задачи. Итоговым результатом грамотно выстроенного образовательного процесса должно стать формирование у ребенка ценности здоровья, как необходимой составляющей для полноценной жизни любого человека.

Трудности физического развития дошкольника объясняются тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Одной из причин повышения заболеваемости детей является гиподинамия (нарушения функций организма из-за ограничения двигательной активности). Как говорилось выше, для современных детей характерно снижение подвижности, что и является основанием для развития болезней. По той же причины происходят различные нарушения обмена веществ, что провоцирует избыточный вес и ожирение.

Как же научить ребенка быть активным? В первую очередь следует отметить, что формирование активного образа жизни ребенка зависит не только от педагога, но и от родителей. Именно они и являются главными в становлении ребенка на путь здоровья. Для того, чтобы ребенок бы увлечен физически активными играми, правильно питался, занимался спортом ему необходим пример взрослого. Если родители вместе с ребенком посещают секции, играют в футбол во дворе или вместе готовят полезную пищу - то у такого дошкольника формирование ценности здоровья будет ускорено. Если ситуация выглядит по другому, например, родители проводят свой досуг сидя на диване и смотря телевизор, то у ребенка не будет формироваться культура здорового образа жизни в семье, что затруднит, замедлит его физическое развитие, а в худшем случае, развития может не быть вовсе.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий для ребенка, не имеющего примера в семье, и чтобы ускорить физическое развитие спортивного ребенка необходим грамотный подход педагога. Разумеется, что для дошкольника огромную роль играет именно семья, но если в его жизни появится другой взрослый, способный сформировать у него ценность здоровья, то это только пойдет ему на пользу. В условиях дошкольного образовательного учреждения важнейшая роль в физическом образовании и воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Специалисты, в свою очередь, должны выстраивать свою работу с детьми избирая нестандартные подходы к выбору форм занятий. Важно развить интерес у ребенка, только тогда возможно будет и развить в нем все остальные важнейшие компоненты физического развития, а именно: формирование необходимых привычек, двигательных навыков и умений.

При работе с дошкольниками, важно не забывать о возрастной психологии. Ведущая деятельность этого возрастного периода - игровая, и именно на ней должна быть выстроена вся работа с ребенком. Для формирования физических навыков необходимо использовать двигательно-игровую деятельность. Так же необходимо помнить, что именно дошкольное воспитание становится основой для дальнейшего развития человека. Двигательная активность очень важна в современном мире, при ее недостатке появляются нарушения в функционировании систем организма.

Основная форма для обучения дошкольника движениям - это физкультурные занятия. Проводятся они с целью укрепления здоровья ребенка.

Такие занятия способствуют своевременному развитию не только самого организма, но и развитию психики ребенка.

Компонентами физической культуры являются различные виды деятельности, а именно:

1. Двигательная активность

2. Соревновательная деятельность

3. Культурно-спортивная деятельность

Основным компонентом, включающим в себя все остальные виды деятельности, является физкультурная деятельность. Она не ограничивается простым формированием физических характеристик, она находится в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным развитием дошкольника. Это и определяет важность физической культуры, она способствует решению общекультурных задач. В процессе этой деятельности формируется личность конкретного ребенка. Движение, даже самое простое, направляет ребенка в полет безграничной фантазии, развивает творчество. Так же двигательная активность находится в прямой зависимости с настроением ребенка. Подвижные дети жизнерадостные, любознательные. Они много играют и принимают такое же активное участие и в любой другой деятельности.

Чтобы разнообразить занятия физической культурой, используются различные другие виды развития ребенка: включается музыка, визуальное сопровождение, добавляется соревновательный элемент. Главное для таких занятий - это комплексность и постоянство.

Простор для фантазии педагога тоже можно назвать безграничным, ведь именно от его креативного подхода будет зависеть успешность физического развития и формирование ценности здоровья у современного дошкольника, что будет важно для развития всего будущего поколения.

Литература

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2013. № 6 338).

2. Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №13.3. С. 60-62. URL https://moluch.ru/archive/117/32422/ (дата обращения: 06.06.2019).

3. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. URL: http://sibac.info/ (дата обращения: 06.06.2019).

4. Никитина С. В. О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований. М., 2013. С.45.

5. Сомкова О. Н. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду. М., 2013. С 67.

6. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М, 2013. С. 21.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения: 06.06.2019).

References

1. The journal "Modern Preschool Education. Theory and practice". 6 (38) /2013.

2. Mescheryakova E. A., Voronina N. M. Problems of physical education of preschool children in the conditions of modern pre-school education // Young Scientist. - 2016. -№13.3. - p. 60-62. - URL https://moluch.ru/archive/117/32422/ (access date: 06.06.2019).

3. Scientific and practical conferences of scientists and students with remote participation. Collective monographs. - URL: http://sibac.info/(appealdate: 06.06.2019).

4. Nikitin, SV "About the rational organization of the life and activities of children in kindergarten in the light of modern requirements". M, 2013. P.45

5. Somkova O. N. "Innovative approaches to the planning of the educational process in kindergarten". M, 2013. C67.

6. Trubaichuk L. V. Integration as a means of organizing the educational process. M., 2013. P. 21.

7. Federal State Educational Standard. URL: http://standart.edu.ru/ (appeal date: 06.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.