УДК 371.012 ББК 74.200.52
Д.М.ЮСУПОВА, Б.Э.ДАДОБОЕВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание и формирование личности будущего специалиста, имеющего устойчивую профессиональную мотивацию, в условиях современного общества, предполагает формирование профессиональных интересов учащихся и создает предпосылки для успешного овладения его способами профессиональной деятельности в процессе обучения в системе непрерывного образования. Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
Задачи непрерывного образования при формировании личности специалиста:
- формирование позитивной установки на непрерывное образование и мотивирование профессионального роста и карьеры;
- обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;
- обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;
- формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.
В данной работе мы поднимаем проблему вытекающую в результате создавшихся в республике новых социально-экономических условий взаимодействия социальных институтов, школы - лицея и вуза, направленного на повышение эффективности профессионального самоопределения личности учащихся в соответствии с потребностями общественного развития. Поскольку Школа -связующее звено между обществом и индивидуумами, именно на школу возложены функции подключения и подготовки детей и молодежи к делам старших поколений.
Именно взаимодействие школа и вуз помогает сформировать у школьников положительное отношение к учебе, обратить их внимание на изучение определенных предметов, на получение необходимого запаса сознаний для продолжения своего образования на пути к избираемой профессии.В современных условиях недостаточный уровень сформированности профессиональных интересов объясняется не только отсутствием хорошей материально-технической базы средней общеобразовательной школы, отсутствием разветвленной сети профориентационных центров, но и недостаточным уровнем взаимодействия школ и вузов по ориентации школьников на профессии, отсутствием реальной преемственности между всеми звеньями непрерывного образования, которое может выступать непрерывным в том случае, если оно непрерывно сопутствует сначала учебно-профессиональной деятельности школьника и студента, а затем профессиональной деятельности специалиста, обогащает имеющийся запас знаний и умений, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов.
Отсутствие практической преемственности между средней общеобразовательной школой, как базовой для профессиональной школы, и вузом приводит учащихся к неустойчивости и изменчивости профессиональных интересов и намерений учащихся старших классов, а также к необоснованному профессиональному самоопределению выпускников школы, которые в будущем испытывают разочарование, неудовлетворенность выбором профессии.
Воспитание личности в условиях школы, готовой к осознанному выбору профессии, предполагает формирование профессиональных интересов в условиях учебно-воспитательного процесса. Значительная часть исследований особенностей профессиональных интересов посвящена изучению развития профессиональных интересов под влиянием профориентационных мероприятий (А.Асроров, Р.Х. Ахмедзянов, Н.Ф.Булгаков, Н.В.Друзина, Л.А.Йовайша, Е.А.Климов, А.Ф.Эсаулов, М.И.Ниниашвили, С.Якубов и др.).
Анализ состояния работы в учебно-воспитательном процессе по воспитанию профессиональных интересов старшеклассников показал, что педагогическая сущность ее заключается в создании условий для включения ориентируемых в профессионально -направленную деятельность. При этом, профессиональные интересы выступают как условие, как средство, как результат включенности учащегося в отношения учебно-воспитательного процесса
и являются гарантией будущей успешной деятельности специалиста. (А.А.Вайсбург (2),С.Кадиров (7),С.П.Крягжде (9), А.М.Миралиев (10), Ш.А.Шаропов (11) и др.
Результаты (анализ) работ по исследуемой проблеме показали, что вопрос формирования профессиональных интересов рассматривается недостаточно в целостной системе непрерывного образования, в системе школа - вуз. В связи с этим большую роль в системе профориентации должны играть центры профориентации молодежи. Они должны реализовывать идеи государственной и народно-хозяйственной профориентации, координировать научно -методическую работу всех профориентационных служб. Вместе с тем, в связи с ростом безработицы и отсутствием финансирования, Республиканский центр профориентации населения Главного управления занятости Министерства труда Республики Таджикистан занимается вопросами профориентации взрослого населения.
Само непрерывное образование с социально-философской точки зрения имеет два аспекта: непрерывное образование как процесс и как институт, позволяющие определить возможные пути использования преимуществ данного образования для разработки методики формирования профессиональных интересов учащейся молодежи в современных социально-экономических условиях страны. (3,30).На основе методологического анализа непрерывное образование можно представить как новый способ образовательной деятельности, целевой ориентацией которого является процесс целостного развития личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала, сущностных сил и способностей. Каждый учащийся имеет возможность двигаться вперед своим темпом в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей это является одним из существенных моментов непрерывного образования. При этом, педагог выполняет функцию организатора деятельности учения, призван обеспечить индивидуальный подход не только по форме, но и по содержанию образования. В этой связи, существенную роль при формировании положительной мотивационной сферы учения, интереса к будущей профессиональной деятельности играет воспитание познавательных интересов учащихся, которая превращается в могучую побудительную силу познания и способствует становлению личности учащегося как субъекта учебно-воспитательного процесса.
Непрерывное образование в качестве основного метода предлагает использование проблемно-практического метода, который носит характер творчества и ставит задачей дать не только знания, но и умения ими воспользоваться. Именно системность непрерывного образования резко расширяет его возможности, повышает уровень приспособляемости к окружающим общественным условиям, дает возможность гибко и оперативно откликаться на изменение потребностей общества, социальных групп, отдельных личностей.
Осознание того факта, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка есть не только этап, во время которого он готовится к «настоящей жизни», а является неотъемлемой составной частью этой жизни и перманентно продолжается на протяжении всего его существования и является ведущая идея положенная в основу концепции непрерывного образования.Признание необходимости для каждого гражданина постоянного повышения своего общеобразовательного, профессионального и культурного уровня основывается не только на потребностях современного этапа общественного развития, но, в первую очередь, на интересах самих людей, среди которых профессиональный интерес играет ведущую роль.
Социальная среда окружающая каждого человека в настоящее время настолько усложнилась, что чувствовать себя в ней достаточно свободно и независимо может только индивидуум, обладающий солидными познаниями в самых разных областях человеческой деятельности. Появляется необходимость в правильном, на хорошем методическом уровне организованном усвоении новых знаний, осуществляемом в рамках каких-либо учебных учреждений или постоянного совершенствования человеческой личности, повышения ее интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего ей уверенно чувствовать себя в современном обществе.
В связи с этим, цели и задачи отдельных подсистем непрерывного образования претерпевают изменения, т.к. непрерывное образование заключается не столько в непрекращающемся процессе обучения, сколько в таком изменении целей и задач отдельных элементов учебной системы, которые могли бы привести к максимальному эффекту непрерывного образования (5,45).
Словосочетание «система непрерывного образования» - не случайное. Практической реализацией этой концепции должно быть не просто дальнейшее совершенствование работы отдельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов или размаха их деятельности (такие, ставшие уже традиционными, пути развития образования, приведут лишь к частному решению общей задачи и не могут сегодня считаться достаточными), а создание именно системы непрерывного образования, организационным принципом и основой построения
которой должен быть системный подход (6,81).
Образование может выступать в качестве непрерывного, когда оно сопутствует профессиональной деятельности. Единство познавательной и практической деятельности становится обязательным для всех этапов овладения профессиональной деятельностью и ее последующего осуществления. Это и обусловило открытие лицеев, оптимальное функционирование которых возможно в условиях взаимодействия с высшей школой, которая приобрела интегрирующую роль во всей системе образования. Ее связь с общеобразовательной школой по формированию профессиональных интересов учащихся, по подготовке их к овладению будущей профессией обуславливает взаимодействие подсистем непрерывного образования, школы и вуза, по подготовке молодежи к выбору профессии. Преемственность и интеграция являются факторами, влияющим на состояние целостности педагогической системы «лицей - вуз», а также их относительной самостоятельности. в педагогических явлениях и процессах под преемственностью понимается такая связь старого с новым и нового со старым, когда возникающие в условиях этой связи диалектические противоречия разрешаются путем организованного взаимодействия соответствующих компонентов.
Реализация принципа преемственности - основной фактор и одновременно основной механизм разрешения противоречия между дискретностью системы и целостностью. Существующая последовательность современных ступеней образования не гарантирует их преемственного характера, т.к. она детерминирована социально, а реальная преемственность подсистем непрерывного образования зависит от оптимальности условий на стыках. Поэтому суть логической организации воспитательного процесса в том, чтобы она способствовала комфортному эмоциональному самочувствию личности в этом процессе.
При этом новое в обучении и воспитании, должно не только не «снимать» старое, но и предварительно обогащать его. В таком случае, для объектов обучения переход от старого к новому будет осуществляться более естественно и плодотворно и оперативно переводить учащихся на каждой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его активных и самостоятельных субъектов. Одной из специфических функций принципа преемственности в педагогических системах является обеспечение интеграционных процессов, ведущих к целостности учебно-воспитательной работы и её результатов. В каждом конкретном случае реализации интегративной функции принципа преемственности, содержание и глубина перестройки компонентов педагогических систем варьируются в зависимости от педагогических явлений, между которыми осуществляется связь. В качестве примера можно привести следующую последовательность (таблица1.) педагогических явлений и объектов, в которых может быть реализована интегративная функция принципа преемственности:
В формировании научных понятий
Между этапами одного урока
В системе уроков
В изучении теоретических основ
определенных -*-
В взаимосвязи теории с практикой в процессе изучения данного предмета
В процессе межпредметных
Между профессиональной подготовкой и производительным трудом
Т
Между обучением в школе и воспитанием в семье
В системе образования разных стран
Таблица 1. Последовательность педагогических явлений и объектов
241
Реализация интегративной функции принципа преемственности состоит в разработке системы методов, форм, средств обучения, благоприятствующих целостности учебно-воспитательного процесса и его результатов. Она предполагает поэтапное и вариативное применение ТСО, учебно-наглядных пособий, дидактического материала, лабораторного оборудования, тренажеров, учебных стендов, направленных на интеграцию и обеспечение целостности по разным дисциплинам знаний, умений и навыков. Интегративная функция принципа преемственности призвана сыграть положительную роль в реализации системного целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и управления им в профессиональной подготовке молодежи.
Важнейшим моментом в обеспечении целостности системы непрерывного образования является, реализация принципа преемственности (таблица 2.) и в то же время его реализация служит снятию противоречий, возникающих при взаимодействии педагогических систем «школа вуз» по формированию профессиональных интересов и профессиональному самоопределению личности школьника, таких как:
Противоречие возникающие при взаимодействии педагогических систем
противоречие между необходимостью обеспе чения формирования профессиональных инте ресов при взаимодейст вии социальных институ тов и ответственности за подготовку школьников к выбору профессии и решением вопроса про фессиональных интере сов узковедомственны ми путями и средствами противоречие между завышенными притяза ниями в выборе профес сиональной деятельнос ти и реальными возмож ностями молодых людей противоречие между ростом возмож ностей семьи, материаль ного достатка, образова нности родителей, и снижением активности семьи в подготовке детей к обоснованному выбору профессии.
Таблица 2. Реализация принципа преемственности и снятие противоречий возникающих при взаимодействии педагогических систем «школа вуз»
Профессиональная направленность является одним из ведущих принципов и обуславливает взаимосвязь содержания обучения, всего учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общего образования, с содержанием будущей профессиональной деятельности, с практикой в избираемой учащимися сфере профессионального труда, обеспечивает целостность педагогического процесса с ориентацией его на подготовку всесторонне развитой, профессионально ориентированной личности учащегося, формирование у него устойчивых профессиональных интересов. в условиях системы непрерывного образования при обязательном действенном взаимодействии школы и вуза возможна оптимальная реализация принципа профессиональной направленности.
Методика формирования профессиональных интересов предполагает профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, преемственность обучения и воспитания в школе и вузе и педагогические условия для включения учащейся молодежи в профессионально направленную деятельность в соответствии с механизмом развития исследуемого качества личности, реализуемые в целостном педагогическом процессе на основе интеграции его основных компонентов и синхронизации этапов формирования профессиональных интересов.
Таким образом, методика формирования профессиональных интересов учащихся основывается на взаимосвязи профессиональных интересов и деятельности, ведущей к их формированию, определяющей профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, преемственность обучения и воспитания в школе и вузе, а также условия для включения учащихся в профессионально направленную деятельность в соответствии с механизмом развития исследуемого качества личности. Эти условия реализуются в целостном педагогическом процессе на основе интеграции его основных компонентов и синхронизации этапов формирования профессиональных интересов.
Многогранные и сложные задачи по формирования профессиональных интересов учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса системы непрерывного образования могут быть успешно решены в том случае, если учителя (преподаватели, мастера производственного обучения, наставники и др.) четко представляют цели своей деятельности, постоянно заботятся о
повышении качества учебно-воспитательного процесса, в совершенстве владеют разноообразными методами и приемами работы с учащимися, взаимосвязь содержания обучения, всего учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общего образования, с содержанием будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алферов,С.Ю.Непрерывное образование: опыт развитых стран/С.Ю.Алферов//Советская педагогика.-1990.-№ 8.- С.131-136.
2. Вайсбург,А.А.Школьники выбирают рабочие профессии/А.А.Вайсбург. - М.: Знание,1983.-90 с.
3. Годник, С.М. Категория инвариантности в исследовании проблемы непрерывного образования/С.М.Годник.- М., 1987. - С. 30-35.
4. Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании и профессиональном послевузовском образовании». -Душанбе,2003
5. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». -Душанбе: Шарки озод, 2004.
6. Зинченко,Г.П.Предпосылки становления теории непрерывного образования/Г.П.Зинченко// Советская педагогика - 1991.-№ 1.-С. 81-87.
7. Кадыров,С.Профессиональная ориентация школьников/С.Кадыров. -Душанбе: Сино,1997. -60с.
8. Концепция непрерывного образования //Народное образование. -1989. -№10. с.3-12.
9. Миралиев, А.М. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников/А.М.Миралиев.- Душанбе: Ирфон, 2004. -247с.
10.Шаропов,Ш.А.Теория и практика трудового воспитания старшеклассников/Ш.А.Шаропов.-Худжанд:изд.Р.Джалил,1994. -184с.
11.Юсупова,Д.М.Педагогическая технология основы формирования профессиональных интересов старшеклассников в оптимальных условиях взаимодействия школ нового типа с вузами/Д.М.Юсупова.-Курган-тюбе 2012,-186с.
12.Эмомали, Рахмон. Образование - важнейший инструмент государственности и спасения нации/Р.Эмомали.- Душанбе, 0музгор,1.01.2006.
REFERENCES:
1.Alferov,S.Y.Continuing education: the experience of developed countries/S.YAlferov//Soviet pedagogy.-1990.-№ 8.-Р.131-136.
2.Vaysburg,A.A.Students choose work profession/A.A.Vaysburg.-M.:Knowledge,1983.-90 р.
3.Godnik S.M.Category invariance to study the problem of continuous education/S.M.Godnik.-M.,1987.-P.30-35.
4.Law of the Republic of Tajikistan "On Higher Vocational Education and Graduate Professional Education." -Dushanbe 2003
5.The Republic of Tajikistan Law "On Education". -Dushanbe: Sharkey ozod 2004.
6.Zinchenko,G.P.Prerequisite for the development of continuing education theory/G.P.Zinchenko//Soviet pedagogy-1991.-№ 1.-Р.81-87.
7.Kadyrov,S.Vocational counseling of schoolboys/S.Kadyrov.-Dushanbe:Sina 1997.60 р..
8.The concept of continuing education // Education. -1989. -№10. Р.3-12.
9.Miraliyev,A.M.The system of vocational guidance and labor education of pupils/A.M.Miraliyev.-Dushanbe:Irfon,2004.-247р.
10.Sharopov,Sh.A.Theory and practice of labor education of high school students/Sh.A.Sharopov.-Khujand. -1994. -184р.
11.Yusupova,D.M.Pedagogical technology bases of formation of professional interest at senior pupils in the conditions of optimum interaction of school-lyceum with universities/ D.M.Yusupova.-The thesis is kand.ped.nauk.-Kurgan-Tyube 2012.-186 р.
12.Emomali, Rahmon. Education - the main instrument of the statehood and nation salvation/ R.Emomali.-Dushanbe,Omuzgor, 1.01.2006
Педагогические условия воспитания и формирования профессиональных интересов учащихся в системе непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональный интерес, преемственность, образование, профориентация, школа, вуз.
В данной статье выяснены особенности воспитания личности будущего специалиста, имеющего устойчивую профессиональную мотивацию, в условиях современного общества которая предполагает формирование профессиональных интересов учащихся в процессе обучения системы непрерывного образования, что создает предпосылки для успешного овладения его способами профессиональной деятельности.
Также в статье анализируется последовательность современных ступеней образования существующая в настоящее время и которая детерминирована социально и поэтому не гарантирует их преемственного характера. Реальная же преемственность непрерывного образования зависит от оптимальности условий на стыках.
Авторы приходят к выводу, что ведущей идеей, положенной в основу концепции непрерывного образования, является осознание того факта, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка есть не только этап, во время которого он готовится к «настоящей жизни», а является неотъемлемой составной частью этой жизни и перманентно продолжается на протяжении всего его существования. Воспитание в условиях школы личности, готовой к осознанному выбору профессии, предполагает формирование профессиональных интересов в условиях учебно-воспитательного процесса.
Pedagogical conditions offormation and education of the professional interests of pupils in continuing education.
Key words: continuing education, professional interest, systemitically, education, profovestation, school, university.
The article defines that the education of the future specialist, having a stable professional motivation in today's society, involves the formation of the professional interests of students in the learning process in the system of continuing education, which creates prerequisites for successful mastery of its means of professional activities.
The article analyzes current sequence of advanced levels of education is determined by social and, therefore, does not guarantee their successive character. The real continuity continuous education depends on the optimality conditions at the joints.
The authors concluded education in the school gets ready person to make a conscious choice of profession, involves the formation of professional interests in the educational process. The main idea that underlies the concept of lifelong learning is the realization of the fact that human learning, its total professional and training is not only the stage, during which he is preparing for the "real life", and is an integral part of the life and permanently continues throughout its existence.
Сведения об авторах:
Юсупова Дилфуза Муминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики её преподавания факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:[email protected]
Дадобоева Бимукарама Эхсоновна, преподаватель кафедры технологии и методики её преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд),E-mail: dadoboeva1980@ mail.ru
Information about the authors:
Yusupovа Dilfuza Muminovna, candidate of pedagogical sciences, Associale Professor of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov(TajikistanRepublic, Khujand), E-mail:[email protected] Dadoboeva Bimukarama Ihsonovna lecturer of the department of technology and method of teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov(Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: dadoboeva1980@ mail.ru