Научная статья на тему 'Формирование профессиональных интересов учащихся в оптимальных условиях взаимодействия субъектов школа - вуз'

Формирование профессиональных интересов учащихся в оптимальных условиях взаимодействия субъектов школа - вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / CONTINUED EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL INTEREST / INTERACTION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсиддинов М.И., Юсупова Д.М.

В условиях перехода страны на новый социальноэкономический путь развития вопрос обучения и воспитания молодежи приобретает еще большую актуальность. При этом, как отмечается в « Законе об образовании», генеральной целью является подготовка современного человека, инициативного, творчески мыслящего, обладающего новым политическим мышлением, широким политехническим кругозором, знанием современной экономики и маркетинга, готового к активной производственной и общественной деятельности в условиях глубоких преобразований в социальной сфере, политике, в условиях ускоренного научно-технического прогресса. Указывается что лежащее в основе непрерывного образования интегративное взаимодействие социальных институтов, способствует совершенствованию системы непрерывного образования, которая отражает настоящую жизнедеятельность школьников, и ориентируется на их будущую профессиональную деятельность, а также их участие в общественном трудоустройстве. Отмечается что, взаимодействие создает основу для построения педагогических условий, которые через учебно-воспитательный процесс школы-лицея и вуза способствуют сознательному выбору профессии, осознанному профессиональному самоопределению, предполагающему длительную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсиддинов М.И., Юсупова Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the professional interests ofpupils in optimal conditions, the interaction of school subjects - or Higher school

In the context of the country's transition to a new social and economic development way, the issue of youth training and education becomes more actual. At the same time, as noted in the "Law on Education", the general aim is to prepare the modern man, initiative, creative thinking, having new political thoughts, broad-minded Polytechnic outlook, knowledge of modern economics and marketing tobe ready-to-active industrial and social activities, in a profound change in the social fields, in politics, in condition rapid scientific and technical progress. The underlying continuous formation of integrative interaction of social institutions, contributes to the improvement of the system atically education, which reflects both the real life activity of pupils and focused on their future professional activity, as well as their participation in public employment. Thus, interection provides the basis for the construction of the pedagogical conditions that through the educational process of the school-lyceum and the university contribute conscious choice of profession, conscious professional self-determination, the estimated duration of motivation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных интересов учащихся в оптимальных условиях взаимодействия субъектов школа - вуз»

УДК. 371.012 ББК:74.200.52

М.И. ШАМСИДИНОВ Д.М. ЮСУПОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ШКОЛА - ВУЗ

В современных социально - экономических условиях нашей республики вопрос обучения и воспитания молодежи приобретает еще большую актуальность. В связи с этим, генеральной целью страны, как отмечается в «Законе об образовании», является подготовка современного человека, инициативного, творчески мыслящего, обладающего новым политическим мышлением, широким политехническим кругозором, готового к активной производственной и общественной деятельности в социальной сфере, политике, в условиях ускоренного научно-технического прогресса.

Согласно концепции непрерывного образования образование может выступать непрерывным только тогда, когда оно непрерывно сопутствует с самого сначала учебно-профессиональной деятельности школьника, студента, а затем профессиональной деятельности специалиста, постоянно обогащая его накопленный имеющийся запас знаний и умений. Используемый при этом проблемно-практический метод дает возможность овладеть не только знаниями, но и практическими умениями, причем практическая работа является ведущим началом обучения. На основе реализации непрерывного образования можно осуществить ориентацию школьников на будущую профессиональную деятельность, пробу сил в предпрофессиональной деятельности и допрофессиональную подготовку. Развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, является продуктом непрерывного образования. Накоплен большой педагогический опыт организации совместной деятельности общеобразовательных учреждений по реализации концепции непрерывного образования. Рассматривая социальные институты - школу и вуз - в качестве элементов педагогической системы, нужно отметить, что их взаимодействие по формированию профессиональных интересов учащейся молодежи представляет собой высший уровень связи социальных институтов, для которого характерно взаимовлияние, взаимопроникновение на основе сопряженной системы действий. Лежащее в основе непрерывного образования интегративное взаимодействие социальных институтов, способствует совершенствованию системы непрерывного образования, которая отражает настоящую жизнедеятельность школьников, так и ориентируется на их будущую профессиональную деятельность, а также их участие в общественном трудоустройстве. Таким образом, взаимодействие создает основу для построения педагогических условий, которые через учебно-воспитательный процесс школы-лицея и вуза способствуют сознательному выбору профессии, осознанному профессиональному самоопределению, предполагающему длительную мотивацию.

Жизнь показывает, что наличие организационного и содержательного единства, преемственности, взаимосвязи и взаимодействия между общим средним и высшим образованием могут помочь преодолеть существующие проблемы и недочеты в профессиональном воспитании школьников, т.к. при этом обеспечивается совместное решение задач воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки школьников в системе непрерывного образования с учетом их интересов и потребностей общества.

Так как вся система непрерывного образования, ее звенья работают на будущую преемственность образования личности и в ней закладываются основы жизнедеятельности школьника, она должна быть ориентирована на его будущую профессиональную деятельность и его участие в общественном трудоустройстве. Возникает необходимость обоснования педагогических условий воспитания и обучения школьников, формирующих

стремление познать мир профессий, а также развитие потребности в совершенствовании окружающего мира. В связи с тем, что основу развития составляет деятельность, появляется необходимость включения школьника в активную, предметную, самостоятельную, познавательную деятельность, связанную с избранной сферой профессионального труда.

Мы считаем, что оптимальными условиями, формирующими профессиональную активность, является воспитание и обучение учащихся в профессионально направленном педагогическом процессе в условиях взаимодействия школы-лицея и вуза. При этом, определяемое содержание профессионально направленного учебно-воспитательного процесса и его организационно-методическое обеспечение в условиях взаимодействия педагогических систем лицей-вуз представляют главную задачу нашего исследования. (13,87)

При взаимодействии педагогических систем школа-лицей-вуз сразу же возникает целый ряд противоречий: между задачами, формами, методами, основными профессиональными требованиями к подготовке на школьной и вузовской ступенях образования, которые могут быть разрешены при условии реализации принципа преемственности, являющегося основным механизмом преодоления указанных противоречий.

В связи с появлением и развитием новых учебных заведений в республике - лицеев, гимназий, альтернативных школ - задачи профессиональной ориентации молодежи претерпевают изменения. Проблему профориентации теперь необходимо рассматривать в единой системе взаимодействующих субъектов школа - вуз, нацеленной на формирование устойчивых профессиональных интересов, развитию растущего человека, что, в свою очередь, определяет осознанность и обоснованность профессионального самоопределения личности.(13,6)

Опыт университетов, педагогических вузов и технических вузов городов: Душанбе, Куляб, Курган-тюбе, Худжанд, а также Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова, Таджикского национального университета, Душанбинского госпедуниверситета показывает, как активное участие вузовских преподавателей в обучении и воспитании школьников, работа специальных кружков влияет на формирование профессиональных интересов.

Школа должна организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы он смог в дальнейшем соответствовать предъявляемым к нему требованиям при обучении в вузе. Это возможно при осуществлении профессионально направленного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на модель выпускника, полученную как результат совместной деятельности структурных подразделений системы непрерывного образования «лицей-вуз».

Школа, как ведущее звено в воспитании и образовании подрастающего поколения, не может рассматриваться оторванной от всей системы воспитательных воздействий со стороны общества в целом. Ее деятельность должна интегрироваться с другими социальными институтами, формирующими личность.

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях вузы и школы начинают осознавать необходимость взаимной работы, но, однако, еще не создана единая система профориентации по формированию профессиональных интересов, охватывающая довузовский и вузовские периоды, нацеленная на формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей учащихся. Школа и вуз должны подготовить молодёжь к жизни и труду, чтобы они смогли обеспечить в дальнейшем высокие темпы социального и научно-технического прогресса в республике. Для совершенствования работы по формированию профессиональных интересов учащихся школа и вуз не владеют научно-методическими рекомендациями. В педагогической литературе уделяется внимание школьному и вузовскому коллективам, но проблемы их взаимодействия, преемствеенности разработаны крайне недостаточно (2,65).

В связи с тем, что вузы не ведут должную профориентационную работу в школе в целях совершенствования профессиональных интересов старшеклассников, они получают студентов, среди которых есть и случайно выбравшие те или иные специальности выпускники из-за несформированности профессиональных интересов. И в технические вузы поступает учиться молодежь, профессиональное самоопределение которой зачастую никак не связано с ее истинными интересами и склонностями. Формирование профессиональных интересов

молодёжи и качество решения вопросов профориентации во многом зависит от согласованной, целеустремленной совместной работы школы и вуза. Наиболее направленный характер влияния вузов на учебные заведения наблюдается при их сотрудничестве со школами с целью подготовки учащихся к получению высшего образования определенного профиля, то есть профессии и специальности.

Именно совместная деятельность школы и вуза помогает сформировать у школьников положительное отношение к учебе, обратить их внимание на изучение определенных предметов, на получение необходимого запаса сознаний для продолжения своего образования на пути к избираемой профессии. Реальным шагом в реализации непрерывного образования стало объединение педагогических систем просвещения: профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Создаются структуры типа «школа - вуз», «ПТУ - школа - вуз», « колледж - вуз» (1,90).

Рассматривая взаимодействие социальных институтов, отметим, что «взаимодействие представляет собой высший уровень связи социальных институтов, для которого характерно взаимовлияние, взаимопроникновение на основе сопряженной системы действий». Таким образом, речь идет о внутриотраслевом кооперировании, наиболее устойчивом и перспективном на систему непрерывного образования. Такое кооперирование предполагает наиболее полное использование средними учебными заведениями научного потенциала вуза, его материально - технических и учебно-производственных мощностей. Оно отличается от шефства, основная цель которого попечительство (3,88).

Проблемы педагогической интеграции социальных институтов - школы и вуза, - связаны с проблемами специализации. Цель специализации: - создание наиболее благоприятных условий углубленного изучения профилирующих дисциплин для личности школьника. Специализация средних школ - одно из важнейших направлений трудовой и профессиональной подготовки учащихся, поскольку общее среднее образование соединяется здесь с профессионально ориентированными видами деятельности. Большие перспективы в допрофессиональной подготовке учащихся занимает взаимодействие с вузом, обеспечивающее внутриотраслевое кооперирование,так как обуславливает вхождение её в систему непрерывного образования. В условиях отраслевой кооперации сам принцип закономерен, однако, следует учитывать, что специализация не должна вести к снижению уровня общего образования.

Совместная деятельность социальных институтов должна быть направлена на совершенствование процесса профессионального самоопределения молодежи, должна способствовать обоснованному принятию решения о выборе профессии к моменту окончания школы. Взаимное влияние двух институтов воспитания, школы и вуза заключается в том, что они идут навстречу друг другу, усиливая влияния, подхватывая, восполняя пробелы в работе друг друга.

Принципами взаимодействия являются: принцип сотрудничества, принцип добровольности, принцип рациональной организации функций управления, принцип социальной справедливости, принцип индивидуального подхода. Взаимодействие двух социальных институтов, занимающихся образованием личности, должно осуществляться в процессе деятельности этих социальных институтов: на этапе разработки целей, задач, определения содержания, методов, форм работы, организации деятельности учащихся, подведения итогов работы и ее анализа. Это взаимодействие характеризуется органической последовательностью деятельности.

Таблица 1.Критерии и показатели взаимодействия школы-лицея и вуза.

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ

1 Стремление вуза и школы к совместной деятельности отношение к реализации общих целей и задач; деятельностная позиция; результативность совместной деятельности.

2 Наличие научной основы контактов вуза и школы согласованность позиций вуза и школы; наличие научного управления процессом взаимодействия

3 Общие взгляды вуза и школы на отношение к детям, отношение к деятельности

3 проблему формирования профессиональных интересов

в профессионально направленном процессе; отношение к формированию профессиональных интересов учащихся_

На основе критерий и показателей определены возможные три уровня взаимодействия: низкий, средний, высокий.

Так как профессиональный интерес - это динамическое психическое явление, обладающее свойством расти, усиливаться или гаснуть, выделяем три уровня профессионального интереса с момента его возникновения до его зрелости: низкий, средний, высокий. Используя выявленные критерии и показатели профессионального интереса, их можно определить следующим образом:

1. Низкий уровень профессионального интереса характеризуется непроизвольным вниманием к профессиональной и допрофессиональной деятельности, интересом, не связанным с ценностными ориентациями, отсутствием непроизвольных усилий к повторению этой деятельности. При этом, интеллектуальная, эмоциональная, волевая активность имеют слабую интенсивность, что объясняет отсутствие постоянного интереса. Низкий уровень профессионального интереса у лицеиста получает свое развитие с помощью системы внешних профориентационных воздействий (лекций, экскурсий, встреч). Если этот уровень не подкреплять, то он в будущем угаснет.

2. Средний уровень профессиональных интересов характеризуется непроизвольным вниманием к профессиональной и допрофессиональной деятельности, которое переплетается с произвольным, активными усилиями заняться при возможности этой деятельностью, переживанием положительных эмоций и поисками их возобновления, постоянством интереса, который еще недостаточно связан с ценностными ориентациями личности. В этом случае лицеист планирует учебную и внеучебную деятельность, связанную с будущей профессией.

3. Высокий уровень профессионального интереса, как высший уровень, характеризуется значительной интенсивностью внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, осознанием значимости роли и места избранной профессии в своей будущей жизнедеятельности, постоянством интереса, связью его с ценностными ориентациями. Если низкий и средний уровни - этапы на пути формирования профессиональных интересов, то высокий уровень фактически является профессиональным интересом в соответствии с определением.(13,65)

В интересах общества и человека совместная деятельность социальных институтов, таких как школа-лицей и вуз, способствует исполнению социального заказа - хорошо подготовленных специалистов, оказывает непосредственное влияние на все компоненты педагогического процесса, совершенствует двигательный механизм всего педагогического процесса, качественно улучшает состав участников педагогического процесса и активизирует их деятельность, что в конечном счёте направлено на вооружение учащихся основами технологических знаний, умений и навыков, а также обеспечение сознательного выбора профессии, подготовку личности к жизни в стремительно меняющемся обществе. Все содержание взаимодействия направлено на создание педагогических условий и возможностей для профессионального самоопределения личности каждого старшеклассника.

Главное в этом взаимодействии - объединить усилия школы-лицея и вуза по формированию профессиональных интересов. Приоритетным во взаимодействии школы и вуза выступает системно - деятельностный подход, согласно которому активизация взаимодействия социальных институтов ставит их в положение, когда каждый из них может наиболее полно осуществлять свои функции при единой структуре учебно-воспитательного процесса, то есть когда в процессе формирования профессионального интереса, как качества личности, они будут предоставлять части единого целого.

Вопрос исследования сформированности профессиональных интересов и системы качеств знаний учащихся старших классов для нас представляется очень важным в связи с тем, что анализ адаптации студентов на I, II курсах вузов показывает большой процент отчислений. Причины академической неуспеваемости многообразны, но одной из них, занимающей особое место, является неопределенность, несформированность профессиональных интересов,

незнание своих способностей, отсутствие сформированной системы качеств знаний по специальным предметам. Все это говорит о недостаточной обоснованности выбора вуза и будущей специальности, что в конечном счете приводит студентов к разочарованию, изменению отношения к учебе.

По формированию профессиональных интересов учащихся в предвузовский период совместная деятельность школы-лицея и вуза располагает возможностью организовать усвоение знаний школьниками на более высоком уровне, помочь овладеть навыками самообразования, углубить технологическое образование, приблизить формы вузовской и школьной подготовки, познакомить с особенностями коммуникативного общения в вузе, что оказывает влияние на способность будущих студентов к успешной адаптации в вузе.

В работах К.Н. Мешалкиной, В.М. Монахова, В.А.Орлова, В.В.Фирсова, С.Кадырова показано, что установление школами прямых контактов с вузами позволяет решить вопрос специальной и профессиональной подготовки школьников с учетом специфики вуза (9,60).

В условиях взаимодействия с вузами, в зависимости от избираемого школой профиля, могут организовываться профильные классы, в которых осуществляется целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала как личности, так и общества в целом, а также индивидуализация обучения, направленная на создание оптимальных условий для развития профессиональных интересов и способностей каждого учащегося.

Охарактеризовав взаимодействие школы и вуза, как основу для реализации непрерывного образования личности, следует отметить, что взаимодействие способствует эффективному формированию профессиональных интересов личности, как одного из видов интереса личности. Конечной целью процесса формирования профессиональных интересов является расширение знаний, умений, навыков учащихся, творческий подход к профессиональной деятельности и профессиональному самоопределению. При этом главными задачами являются следующие:

-создание общей среды и ситуаций, способных усилить желание учащегося приобрести новые знания, умения и навыки, необходимые ему для успешного профессионального самоопределения, формирование общетрудовых и общетехнических умений, поступления в избранный вуз и обучения в нем;

-оказание помощи учащемуся в приобретении этих знаний, умений и навыков. Вышеназванные задачи будут решены в условиях взаимодействия школы - лицея и вузов, характеризующегося преемственностью в обучении и воспитании учащихся двух социальных институтов, интеграцией педагогического воздействия на лицеистов со стороны школьного и вузовского педагогического коллективов, лежащих в основе непрерывного образования, ориентирующего школьников на будущую профессиональную деятельность. Сущность понятий «преемственность», «принцип преемственности» дали нам возможность рассмотреть вопросы перестройки структуры учебного плана, содержание, учебного материала по предметам, оптимизации методов, организационных форм и средств обучения для преодоления противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения в школе и вузе, чтобы достичь оптимальных условий на стыке среднего и высшего образования, что, несомненно, способствует комфортному эмоциональному самочувствию личности учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, непрерывность процесса образования, лежащая в основе взаимодействия двух социальных институтов, школы и вуза, обуславливает ориентацию школьников на будущую профессиональную деятельность через допрофессиональную подготовку, которая ведется через учебную деятельность, основанную на интересах школьников, среди которых профессиональный играет ведущую роль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алфимов, В.Н. Формирование творческой личности старшеклассников в условиях учебного - воспитательного комплекса «Лицей - университет»/ В.Н. Алфимов// Эксперимент в школе: организация и управление.-М.: НИИ управления, экономики образования АПН СССР, 1992. С. 90-102.

2. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз/ И.П. Арефьев // Педагогика. -1995. -№3.- С. 65-68.

3. Григорьева, З.Г. Отраслевая кооперация «вуз-школа» в трудовой подготовке школьников / З.Г. Григорьева//Советская педагогика. -1990. - № 7. - С. 88-92.

4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе: Шарки озод, 2004.

5. Интегрированные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования / под.ред. Г.И. Батурина. - М: Изд-во АПН СССР, 1983. - 96с.

6. Куписевич, Ч. Проблемы непрерывного образования / Ч. Куписевич//Вестник высшей школы. - 1988. -№ 1. - С. 88-91.

7.Куракин, А.Т. Характеристика современной школы, как воспитательной системы/ А.Т. Кураткин., Л.И. Новикова //Советская педагогика. - 1981.-№ 5. - С. З7-42.

8. Лушников, A.M. Преемственность средней и высшей школы формирования личности учащихся / А.М.Лушникова.-Свердловск., 1987. - 117 с.

9. Мешалкина, К.Н. Профильная дифференциация образования / К.Н. Мешалкина// Советская педагогика. -1990.-№ 1. - С. 60-64.

10. Савина, М.С. Взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся/ М.С. Савина.// Метод, пособие.-М.: 1991. -72с.

11. Совместная работа школ и промышленных предприятий по профориентации учащихся /под ред. Голомштока, А.Е.- М.: Просвещение, 1984. -96с.

12. Шаропов, Ш.А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан. Автореф. дис. ... док. пед. наук./ Ш.А. Шаропов.-Алма-Ата,1996.-42с.

13. Юсупова, Д.М. Педагогическая технология основы формирования профессиональных интересов у старшеклассников в условиях оптимального взаимодействия школы-лицея с вузами. Диссертационная работа канд.пед.наук/ Д.М. Юсупова.- Курган-тюбе 2012.- 186с.

REFERENCES:

1. Alfimov, V.N Formation of the creative person of senior pupils in the conditions of educational -educational complex "Lyceum - University" / V.N. Alfimov// experiment in school: organizing and leading. M .: Management Research Institute, USSR Academy of Economics of Education, 1992,- P 90-102.

2. Arefiev, I.P Vocational guidance: pupil, teacher, higher school /I.P. Arefiev. // Pedagogy. -1995. -№3- P. 65-68.

3. Grigoriev, Z.G Sectoral Cooperation "university-school" preparing students to work/ Z.G. Grigoriev // Soviet pedagogy, 1990. - № 7. - P 88-92.

4. Law of the Republic of Tajikistan "On education". - Dushanbe: Sharkey ozod, 2004.

5. Integrated processes in pedagogical science and practice of communist upbringing and education / psychology. GI Baturina. M: APN USSR, 1983.- 96p.

6. Kupisevich, C. Problems of Continued Education/ C. Kupisevich // Herald high school. - 1988. -№ 1. - P 88-91.

7. Kurakin, A.T. Characteristics of the modern school as educational system/ A.T. Kurakin., LI Novikova // Soviet pedagogy. - 1981.-№ 5. - Р. 37-42.

8. Lushnikov, A.M. Continued of secondary and higher school, students' personality formation / A.M. Lushnikova. -Sverdlovsk, 1987. -. 117 p.

9. Meshalkina, K.N Profile differentiation of Education / K.N. Meshalkina // Soviet pedagogy. -1990.-№ 1.-P. 60-64.

10. Savina, M.S Interaction of school and family in the professional orientation of pupils/ M.S. Savina.// Method posobie. -M ., 1991. -72p.

11. Collaboration schools and industrial vocational interprise of pupils / ed. Golomshtok, A.E.- M .: Education, 1984. -96p.

12. Sharopov, Sh The pedagogical system of training senior pupils to work in the Republic of Tajikistan. Author. Dis....Doc. ped. Nauk/ Sh. Sharopov.- Alma-Ata, 1996. - 42p.

13. Yusupova, D.M. Pedagogical technology bases of formation of professional interest at senior pupils in the conditions of optimum interaction of school-lyceum with universities. The thesis is kand.ped.nauk/ D.M. Yusupova,.- Kurgan Tyube 2012.-186s.

Формирование профессиональных интересов учащихся в оптимальных условиях взаимодействия субъектов школы и вуза

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная деятельность, профессиональный интерес, взаимодействие, формирование.

В условиях перехода страны на новый социально- экономический путь развития вопрос обучения и воспитания молодежи приобретает еще большую актуальность. При этом, как отмечается в « Законе об образовании», генеральной целью является подготовка современного человека, инициативного, творчески мыслящего, обладающего новым политическим мышлением, широким политехническим кругозором, знанием современной экономики и маркетинга, готового к активной производственной и общественной деятельности в условиях глубоких преобразований в социальной сфере, политике, в условиях ускоренного научно-технического прогресса.

Указывается что лежащее в основе непрерывного образования интегративное взаимодействие социальных институтов, способствует совершенствованию системы непрерывного образования, которая отражает настоящую жизнедеятельность школьников, и ориентируется на их будущую профессиональную деятельность, а также их участие в общественном трудоустройстве. Отмечается что, взаимодействие создает основу для построения педагогических условий, которые через учебно-воспитательный процесс школы-лицея и вуза способствуют сознательному выбору профессии, осознанному профессиональному самоопределению, предполагающему длительную мотивацию.

Formation of the professional interests of pupils in optimal conditions, the interaction

of school subjects - or Higher school

Keywords: continued education, professional activity, professional interest, interaction, formation.

In the context of the country's transition to a new social and economic development way, the issue of youth training and education becomes more actual. At the same time, as noted in the "Law on Education", the general aim is to prepare the modern man, initiative, creative thinking, having new political thoughts, broad-minded Polytechnic outlook, knowledge of modern economics and marketing tobe ready-to-active industrial and social activities, in a profound change in the social fields, in politics, in condition rapid scientific and technical progress.

The underlying continuous formation of integrative interaction of social institutions, contributes to the improvement of the system atically education, which reflects both the real life activity of pupils and focused on their future professional activity, as well as their participation in public employment. Thus, interection provides the basis for the construction of the pedagogical conditions that through the educational process of the school-lyceum and the university contribute conscious choice of profession, conscious professional self-determination, the estimated duration of motivation.

Сведения об авторах:

Шамсидинов Мумин Иномджонович, кандидат физико - математических наук, доцент кафедры технологии и методики его преподавания, факультета изобразительного искусства и технологии Худжанского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд).

Юсупова Дилфуза Муминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики его преподавания факультета изобразительного искусства и технологии Худжанского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистану. Худжанд)DilfuzaYusupova80@mail.ru.

Information about the authors:

Shamsidinov Mumin Inomjonovish, Candidate of Fiziko-matematical Science, Associale Professor of the technology and methods of its teaching at the Khujand State University (Republic of Tajikistan, Khujand).

Yusupovа Dilfuza Muminovna, Candidate of Pedagogical Science, Associale Professor of the technology and methods of its teaching at the Khujand State University (Republic of Tajikistan, Khujand), DilfuzaYusupova80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.