Научная статья на тему 'Педагогические условия успешной адаптации студентов-этнофоров в вузе: теоретические аспекты'

Педагогические условия успешной адаптации студентов-этнофоров в вузе: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ-ЭТНОФОРЫ / ШОРЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редлих Сергей Михайлович, Стукова Наталья Михайловна

Рассматриваются проблемы формирования педагогических условий успешной адаптации студентов-этнофоров в вузе (на примере шорцев). Обосновывается необходимость работы как непосредственно с представителями коренных миноритарных этносов, так и с их русскими сверстниками, а также преподавателями и кураторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редлих Сергей Михайлович, Стукова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия успешной адаптации студентов-этнофоров в вузе: теоретические аспекты»

РАЗДЕЛ VI ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК378.013.77: 316:347

Редлих Сергей Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Кузбасской государственной педагогической академии, kuzspa@yandex.ru, Новокузнецк

С ту нова Наталья Михайловна

Старший преподаватель кафедры социологии, политологии и права Сибирского государственного индустриального университета, Natalya_Stukova(a)/mail. ги, Новокузнецк

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЭТНОФОРОВ В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Redlikh Sergey Mikhailovich

Doctor of pedegogics, professor, the rector of Kuzbass state teacher training academy, kuzspa@yandex.ru, Novokuznetsk

Stukova Natalya Mikhailovna

The senior teacher of the sociology, politology and law chair of Siberian state industrial university, Natalya_Stukova@mail.ru, Novokuznetsk

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF THE ETHNOFOR STUDENTS IN HIGH SCHOOL: THEORETICAL ASPECTS

Кафедра шорского языка и литературы (в настоящее время - отделение) была открыта в 1989 г. на базе Факультета русского языка и литературы (ФРЯиЛ) Новокузнецкого государственного педагогического института (НГПИ, ныне -Кузбасская педагогическая академия, КузГПА) с целью подготовки учителей для школ, в которых преподается шорский язык. Шорцы принадлежат к коренным миноритарным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и являются автохтонным этносом юга Кузбасса. В наши дни перед ним остро стоит проблема ревитализации, для чего необходимо решение широкого спектра зацач, носящих политический, социальный, экономический, а также культурологический характер. Вопросы, касающиеся организации процесса образования детей и молодежи шорской национальности играют в этом важном деле далеко не последнюю роль. Молодые люди являются потенциалом развития для любого народа, от качества которого фактически зависит будущее. Особое место в его формировании занимает институт образования, особенно высшего. Уровень квалификации и конкурентоспособности специалистов определяет скорость и успешность выполнения задач, связанных с возрождением этноса.

Важное значение в ходе подготовки профессионала с высшим образованием имеет процесс адаптации студента в вузе. Далеко не каждому из них удается преодолеть этот этап безболезненно, без особых психических, физиологических и эмоциональных затрат. Для некоторых адаптационный период сопровождается настолько большими трудностями, и «цена» его оказывается так высока, что приводит к невозможности продолжать обучение и отсеву из вуза. Группа студентов-этнофоров, принадлежащих к коренным миноритарным этносам Кузбасса, включая шорцев, неизменно оказывается в их числе. Анализ складывающейся ситуации показывает, что, помимо проблем, характерных для обучающихся вообще, трудности адаптации шорских студентов имеют специфический, ярко выраженный этнопсихологический характер.

Мы рассматриваем адаптацию как процесс перехода из зоны актуального развития адаптанта (ЗАР) в зону его потенциального развития (ЗПР), движимый мотивами и стремлением к самоактуализации, приводящий к личностному росту и повышению самоэффективности индивида. Чем ниже уровень актуального развития адаптанта, тем выше оказывается «барьер», который ему необходимо преодолеть, приспосабливаясь к условиям обучения в вузе, что инициирует возникновение большого количества трудностей, которые значительно осложняют адаптацию, повышают ее «цену». Задача выделения этих проблем является чрезвычайно важной, поскольку знание способствует их предупреждению. Проведенные нами изыскания выявили наличие этнопсихологической специфики трудностей в процессе адаптации студентов к вузу, что подтверждается работами других исследователей, в частности Л. К. Будук-оол [1], О. И. Гордеевой [3], Г. В. Суховерковой [6], В. И. Щеглова [7] и др.

Для студентов-этнофоров процесс адаптации в вузе оказывается значительно более сложным, чем для их русских сверстников. Так, их физиологическая адаптация характеризуется менее устойчивыми показателями функционирования нервной системы, чем у русских студентов и более высоким уровнем тревожности, особенно на первом курсе, тем не менее, к окончанию обучения она достигает умеренных величин.

Особенности психологической адаптации, в частности, проявляются в том, что первокурсники-этнофоры отличаются доминированием правого полушария, однако к концу обучения в вузе процент лиц с левополушарным доминированием увеличивается. У русских преобладает доминирование левого полушария. Уровень интеллектуального развития исследуемой группы высок по зрительно-пространственному восприятию. В ней преобладают лица с абс-трактно-образным типом мышления, в то время как у русских студентов превалируют лица с логическим типом мышления. К концу обучения коэффициент интеллекта возрастает как у студентов-этнофоров, так и у русских обучающихся.

Социальная адаптированность шорских студентов оказывается ниже, чем у русских в течение всего периода обучения, что проявляется в дидактической, профессиональной, этнической и бытовой сферах.

Следовательно, «цена» адаптации студентов-этнофоров оказывается су-

щественно более высокой, и требует создания специальных педагогических условий для ее понижения, таких, как:

- организация учебного процесса в высшей школе с учетом физиологических, психологических (познавательных и мотивационных), а также этнических характеристик студентов-этнофоров;

- подготовка преподавателей к работе с данным контингентом обучающихся;

- воспитание толерантности в отношениях русских обучающихся и студентов-этнофоров;

- воспитание готовности к самостоятельной учебной и научной деятельности, а также научно-методологическое образование студентов-этнофоров.

Проблема организации обучения в вузе с учетом этнопсихологических особенностей студентов, имеет, по нашему мнению, по меньшей мере, два существенных аспекта. С одной стороны - это собственно сложность принятия во внимание этнической специфики обучающихся на уровне организации системы образования в вузе. Для этого необходимо, например, наличие возможностей снижения учебной нагрузки для студентов-этнофоров; повышение внимания к усвоению научного категориального аппарата данной группой обучающихся; развитие коммуникативных компетенций в том числе в общении с представителями моноэтнического большинства и т. д. С другой стороны, несмотря на последние открытия в области физиологии и психологии, подтверждающие наличие психофизиологических особенностей у различных этносов, в системе образования в целом, в том числе и высшего, сохраняются стандартные методы и приемы обучения, которые зачастую абсолютно не соответствуют способам восприятия и обработки информации представителями различных культур.

Преподаватели, работающие со студентами-этнофорами, отмечают следующие особенности их восприятия, связанные, по-видимому, с правополушарным доминированием:

- некоторые трудности в восприятии речи лектора;

- ориентация на более медленный темп изложения материала;

- необходимость примеров, иллюстраций, схем или графиков;

- в ситуации ответа на семинаре, зачете или экзамене отмечаются затруднения в связном и логичном выражении мысли в устной речи;

- при написании сочинений, особенно при поступлении в вуз, обнаруживаются недостатки изложения мысли в письменной речи, выражающиеся в построении фраз на русском языке по законам родного, шорского;

- задания в форме тестов, требующие оперирования наглядными символами не вызывают особых затруднений, что свидетельствует о достаточном понимании теоретических положений того или иного курса.

Следующее педагогическое условие - подготовка преподавателей к работе с данным контингентом обучающихся - также требует целенаправленной деятельности. Существенной характеристикой процесса адаптации является его управляемость, т. е., сложность, либо даже невозможность

осуществления без направляющей активности со стороны преподавателей. В настоящее время, в связи со сменой парадигмы образования, происходит трансформация роли преподавателя в вузе - из источника, сообщающего готовые знания, он превращается в организатора активной самостоятельной деятельности студентов, их консультанта и эксперта. В этой связи все более акцентируются такие его функции, как эмоциональная поддержка, исследовательская, фасилитаторская и экспертная функции [2].

Деятельности преподавателей, работающих со студентами-этнофорами, отводится при этом особая роль. Именно они, осуществляя учебный процесс, способны либо снизить резистентность вузовской среды для данной группы студентов, либо существенно повысить ее. Опыт работы в вузе, однако, показывает, что педагоги далеко не всегда и не в полном объеме используют свой потенциал образовательного и воспитательного воздействия при работе со студентами-этнофорами. На наш взгляд, можно выделить, по меньшей мере, пять областей их деятельности, требующих оптимизации:

- знания в области этнической психологии и педагогики в целом;

- знание этнической специфики студентов-этнофоров, принадлежащих к коренным миноритарным этносам;

- знание принципов и методов осуществления образовательного процесса в отношении студентов-этнофоров;

- знания в области инновационных педагогических технологий;

- умения и навыки практического применения имеющихся знаний.

Для изменения существующей ситуации нами разработан курс «Этнопсихология в учебном процессе», рассчитанный на преподавателей и, в особенности, кураторов, работающих со студентами-этнофорами. Данный курс содержит как лекционные, так и практические занятия с элементами тренинга. Его целью является повышение компетентности преподавателей в вопросах этнической психологии и педагогики, а также формирование навыков межкультурного педагогического общения на основании принципов толерантности.

Вообще, проявления интолерантности в отношении шорских ребят отмечается не только со стороны преподавателей, но и, преимущественно, их русских сверстников, что существенно осложняет адаптацию студентов-этнофоров в вузе. Результаты исследований (в целом, в них приняло участие 58 шорских и 350 русских студентов), проводимых нами на протяжение ряда лет показывают,- что проблемы с русскими сокурсниками и преподавателями возникают у шорских студентов регулярно (впрочем, верно и обратное) - на негативный фон в отношении к себе со стороны русских студентов указали 33 из 58 опрошенных (57% респондентов), непонимание на этнической почве отметили 44 респондента (76% из них), на высокомерие и отсутствие понимания проблем студентов-этнофоров со стороны преподавателей обратили внимание 48 человек (83% опрошенных). Результаты тестирования по шкале социальной дистанции Э. Богар-дуса [4, с. 108] показали, что со стороны шорцев по отношению к русским

социальная дистанция является более короткой, нежели наоборот. В соответствии с процедурой обработки результатов, социальная дистанция членов одной группы по отношению к другой вычисляется как среднее арифметическое индивидуальных ответов (в диапазоне от 1 до 7 баллов, где 1 - максимальная приемлемость, 7 - максимальная неприемлемость). При этом, чем меньше этот показатель, тем короче данная дистанция, тем ярче выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой. В соответствии с полученными данными, этот показатель составляет 1,05 для группы шорцев и 1,93 для русских. Например, русских в качестве близкого родственника (партнера по браку) и/или друга готовы видеть 98% респондентов-шорцев, в то время как шорцев в тех же качествах принимают лишь 43,4% русских. В отношении соседей по дому и коллег-сту-дентов картина несколько иная - шорцы => русские - 98,7%, русские => шорцы - 96,8%.

Преодоление существующей ситуации нетерпимости и формирование толерантного отношения также является важным педагогическим условием успешности адаптации студентов-этнофоров. Для его реализации, по нашему мнению, необходимо оказание воздействия по трем основным направлениям: непосредственно на самих студентов-шорцев; на их русских соучеников; на преподавателей, работающих с данным контингентом обучающихся, включая кураторов академических групп шорских студентов. При этом приоритетными задачами являются:

- личностное развитие обучающихся и преподавателей;

- получение и систематизация знаний в области этнопсихологии, дальнейшее развитие этнокультурной грамотности;

- выработка этнокультурной компетентности, заключающейся не только в позитивном отношении к представителям иных этнических групп, но и в умении понимать их и адекватно взаимодействовать с ними.

Для формирования толерантности у студентов-шорцев нами разработан специальный тренинг развития этнокультурной компетентности, целью которого является повышение их осведомленности в вопросах межкультурно-го взаимодействия. Он включает обучение эффективным коммуникациям с представителями других этносов, и, прежде всего, русского, умению понимать их, а также справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, успешно общаться, жить, учиться и работать в поликультурной среде, избегая, либо минимизируя конфликты, которые могут быть основаны на культурном непонимании. С целью формирования терпимости и повышения межкультурной компетентности у русских студентов подготовлен лекционно-практический курс с элементами тренинга «Этническая толерантность».

Воспитание готовности к самостоятельной учебной и научной деятельности, а также научно-методологическое образование студентов-этнофоров является четвертым необходимым условием их успешной адаптации. К дидактическим трудностям данного процесса у шорских студентов следует отнести следующие:

- на первом этапе - сложности привыкания к формам и методам обучения; в дальнейшем - более высокая учебная нагрузка, связанная с особенностями учебного плана Шорского отделения ФРЯиЛ КузГПА;

- необходимость изучения трех языков, принадлежащих к разным языковым группам, ни один из которых не является в достаточной степени знакомым (шорского, который, хотя и является родным и определяет мышление и построение речи, не является общеупотребимым в повседневной разговорной практике и недостаточно изучается в школе; русского, на котором говорят, который изучают в школе, но он не является родным; иностранного - английского или немецкого);

- особенности учебной мотивации - зачастую легкость поступления в вуз создает иллюзию, что и учиться будет также легко, а когда начинаются трудности, отсутствует желание и умение их преодолевать;

- недостаточная сформированность навыков учебной самоорганизации;

- недостаточное владение научным категориальным аппаратом, что затрудняет либо делает невозможным усвоение вузовского уровня учебного материала;

- недостаточное владение русским языком для того, чтобы читать большое количество учебных и художественных текстов, что является одним из основных требований эффективного обучения на ФРЯиЛ.

Во многом сложности преодоления такого рода трудностей, как отмечает

О. И. Гордеева, связаны с тем, что действующим Стандартом [5] до сих пор не предусматривается возможности и необходимости обучения представителей коренных миноритарных этносов на филологических факультетах с учетом их этнической специфики, культуры, особых проблем [3, с. 96-97]. Возможность их решения существует лишь в рамках национально-регионального (вузовского) компонента, позволяющего конкретизировать ту часть содержания стандарта, которую вуз считает существенной и необходимой для всех своих студентов, вне зависимости от их этнической принадлежности. В то же время, отсутствуют необходимые указания по поводу того, каким образом следует организовывать дополнительную подготовку билингвов к участию в работе спецкурсов и спецсеминаров, к написанию дипломных работ и т. д.

Для решения проблем дидактической адаптации студентов-этнофоров совершенно необходимо введение спецкурсов, направленных на:

- формирование у них навыков учебной самоорганизации и повышения самоэффективности;

- развитие навыков саморефлексии и самомотивации, анализа возникающих трудностей в учебе, умения и желания их преодолевать;

- выработку навыков работы с учебной и научной литературой, освоение научного категориального аппарата.

Для реализации данных задач нами разработан курс «Основы учебной самоорганизации для студентов-этнофоров», включающий цикл тренинговых занятий с учетом этнической специфики обучающихся. Его целью является повышение компетентности представителей коренных миноритарных этносов в

области научной организации труда, а также формирование необходимых для эффективного обучения в вузе учебных навыков и умений.

Таким образом, «цена» адаптации в вузе студентов-этнофоров является более высокой, нежели их русских сверстников, что отрицательно сказывается как на качестве получаемого ими образования и компетентности будущих специалистов, так и на самой возможности дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, что приводит к повышенному отсеву этих студентов. Разрешение ситуации требует создания особых педагогических условий, которые включают учет физиологических, психологических (познавательных и мотивационных), а также этнических характеристик студентов-этнофоров в организации учебного процесса в высшей школе; подготовку преподавателей к работе с данным контингентом обучающихся; воспитание толерантности в отношениях русских обучающихся и студентов-этнофоров; воспитание готовности к самостоятельной учебной и научной деятельности, а также научно-методологичес-кое образование студентов-этнофоров. Этому будет способствовать введение в практику обучения на ФРЯиЛ предлагаемых нами спецкурсов.

Библиографический список

1. Будук-оол, Л. К. Этнопсихологические особенности студентов тувинской и русской национальностей [Текст]/Л. К. Будук-оол //Вестник ОГУ. - 2009, № 1. -С. 91-95.

2. Васильев, А. А. Применение методов активного обучения в учебном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/ StMU2.htm

3. Гордеева, О. И. Проблемы высшего филологического образования для представителей малочисленных народов Сибири и государственный стандарт [Текст]/ О. И. Гордеева//Материалы Международной научной конференции «Формирование образовательных программ, направленных на создание нового типа гуманитарного образования, в условиях полиэтнического сибирского сообщества». - Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2004. - С. 93-99.

4. Психодиагностика толерантности личности [Текст]/ Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

5. Специальность 021700 Филология. Квалификация - филолог, преподаватель (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000 [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed2000/ch06/akt21289.shtm.

6. Суховеркова, Г. В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе [Текст]: автореф. дисс. канд. биол. наук/ Г. В. Суховеркова. - Горно-Алтайск, 2002. - 28 с.

7. Щеглов, В. И. Особенности познавательной сферы студентов - представителей малочисленных народов Севера [Текст]/ В. И. Щеглов // Сопровождение в вузе: проблемы развития психологической службы. Материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. Л. И. Бережновой, В. В. Семякина, И. А. Хоменко. -СПб: Астерион, 2004. - С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.