УДК 378+159.923
Батенева Елена Владиславовна
Ассистент кафедры теории и методики дошкольного образования, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Уровень культуры самовыражения педагога определяет качество реализации им воспитательного воздействия на обучающихся, являющегося неотъемлемой частью образовательного процесса. Возникает потребность в создании условий для становления такой культуры педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
В статье рассмотрена сущность феномена самовыражения и культуры самовыражения, охарактеризован рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения личности как движущая сила становления культуры самовыражения у бакалавров педагогического вуза. Установлены оценочная и преобразующая функции данного компонента; выявлена сензитивность студенческого возраста к его становлению; отмечена специфика оснований рефлексивно-оценочной деятельности бакалавров педагогического вуза.
На основании теоретического анализа определены педагогические условия становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения будущих педагогов в процессе освоения учебных дисциплин педагогического вуза (на примере дисциплины «Педагогика: Теория обучения»).
Ключевые слова: культура самовыражения, рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения, студенческий возраст, организация образовательного процесса, профессиональное педагогическое образование, рефлексия.
Введение в проблему и цель исследования. В современном образовании воспитывающая и обучающая функции педагогического процесса рассматриваются в неразрывном единстве; значит, взаимодействие педагога с обучающимся должно иметь воспитательный характер. Эффективным способом воспитательного воздействия общепризнанно считается демонстрация педагогом обучающемуся собственного положительного примера. Такая демонстрация имеет свою специфику: она должна быть постоянной и проявляться во всех сферах деятельности педагога, а не только в профессиональной. Данный факт устанавливает высокие требования к уровню индивидуальной культуры педагога и, в частности, к одной из ее составляющих - культуре самовыражения педагога как личности.
Рассмотренная ситуация позволяет выявить противоречие между потребностью общества в педагогических кадрах с высоким уровнем культуры самовыражения и отсутствием специально организованных условий для становления этой культуры в педагогическом образовании. Этим определяется актуальность решения следующих вопросов: что является движущей силой становления культуры самовыражения личности будущих педагогов и каковы педагогические условия активизации этой движущей силы в образовательном процессе вуза? В качестве движущей силы становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза нами будет рассмотрен рефлексивно-оценочный компонент этой культуры.
Цель данной работы - выявить педагогические условия становления рефлек-
сивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности бакалавров педагогического вуза.
Теоретический анализ проблемы. Достижение цели предполагает решение следующих задач: охарактеризовать рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения личности; выявить его роль в становлении культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза; определить педагогические условия его становления в образовательном процессе вуза.
Для этого нами применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ реального педагогического процесса в вузе; обобщение; моделирование.
Методологическую основу исследования составляют: теории деятельности, обобщенные Н. Л. Коршуновой [6]; результаты исследования культуры самовыражения личности С. А. Прохоровой [11], Е. А. Омельченко [7-10]; результаты исследования рефлексии С. Ю. Степанова и И. Н. Семенова [12].
Понятия «культура самовыражения личности» сформировано в педагогических исследованиях и представлено, в основном, работами двух авторов: Е. А. Омель-ченко [7-9] и С. А. Прохоровой [11].
Согласно С. А. Прохоровой, этот феномен определяется как «формируемое качество личности, характеризующееся культурным наполнением содержания внутреннего мира учащегося и соответствующим взаимодействием форм проявления его субъективности» [11, с. 9]. Такая формулировка соответствует разрабатываемой этим автором теме «Формирование культуры самовыражения учащихся в условиях художественно-творческой деятельности». Тем не менее при более общем рассмотрении понятие «культура самовыражения личности» выходит за рамки формируемых качеств личности обучающегося, ведь культурное наполнение содержания
его внутреннего мира осуществляется не только посредством формирующего воздействия педагога. Оно происходит и в результате личностно значимой активности обучающегося, интериоризации им ценностей культуры сообщества. Соответственно, предложенное определение данного понятия требует уточнения для нашего исследования.
В исследованиях Е. А. Омельченко тема культуры самовыражения личности раскрывается шире, благодаря детальному исследованию его сущности и характеристик [7-9]. Согласно этому автору, самовыражение - это стремление человека «продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя» [7, с. 51].
На этом основании культура самовыражения рассматривается Е. А. Омельчен-ко как особенности, способы реализации и результаты процесса самовыражения, которые его субъекты «обретают и создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными особенностями и в результате взаимодействия с культурой сообщества» [9, с. 44]. Таким образом, культура самовыражения представлена уже не только в качестве содержательной характеристики внутреннего мира обучающегося. Она выступает в роли регулятора процесса самовыражения, устанавливая его соответствие и потребностям личности, и ее системе ценностных ориентаций, интериоризированных из общественной культуры.
Реализацию регулирующей функции культуры самовыражения в полной мере отражают выявленные Е. А. Омельченко компоненты этой культуры: самоосознание (осознание личностью себя в качестве субъекта самовыражения); мотивационно-эмоциональный компонент (определение субъектом самовыражения собственных потребностей и эмоциональных состоя-
ний, которые требуют реализации); аксиологический (допустимость актуального акта самовыражения в контексте системы ценностных ориентаций личности); гносеологический (новая информация о себе и окружающем мире); содержательный (выбор внешнего или внутреннего аспекта проявления, конструктивной или деструктивной направленности, способов и средств осуществления самовыражения) [10].
Такая структура культуры самовыражения личности отражает ее регулирующее воздействие на актуальный процесс самовыражения, но не дает ответа на вопрос о том, чем обеспечивается возможность ее развития. Культура самовыражения, как и любая культура, подвержена изменениям, что, в свою очередь, позволяет предположить присутствие в ее структуре элемента, обеспечивающего возможность таких изменений.
Выявить этот элемент представляется возможным при рассмотрении феномена «культура самовыражения» в контексте деятельностного подхода [6]. Основываясь на методологии деятельностного подхода, Е. А. Омельченко характеризует самовыражение как самоорганизуемую деятельность - личностно значимую, реализуемую, регулируемую, анализируемую, оцениваемую и корректируемую человеком самостоятельно, в собственных интересах [9; 10].
Отметим, что такое описание специфики самоорганизуемой деятельности перекликается с определением рефлексии как регулирующего компонента деятельности: «Рефлексия - понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки» [14, с. 828].
Заметим, что В. А. Бажанов характеризует рефлексию и как самостоятельную «деятельность человека, направленную на осмысление и переосмысление своих собственных действий, отношений с окружающим миром и их законов»
[14, с. 828-829]. Очевидно, что осмысление и переосмысление могут быть осуществлены только в контексте сравнения осмысливаемого явления с имеющимся представлением о нем. Это сравнение может быть интерпретировано как оценивание, «соотнесение результата активности человека с предварительно сформированным ее идеальным образом» [13, с. 148]. Таким образом, определение В. А. Бажа-нова позволяет отметить оценочную функцию рефлексии, без которой невозможно осмысление личностью своей деятельности и условий ее реализации.
В статье «Феномен рефлексии как психологическая проблема» рефлексия рассматривается как «осознание субъектом оснований и средств собственной деятельности с последующим их изменением с целью управления состоянием, его оптимизацией, лучшего и более полного достижения цели» [5, с. 25]. Эта точка зрения актуализирует преобразующую функцию рефлексии, направленную на усовершенствование деятельности. Отметим, что для установления направлений такого усовершенствования требуется анализ результатов реализации оценочной функции рефлексии.
Рассматривая рефлексию в качестве составляющей части самовыражения (самоорганизуемой деятельности), можно сделать вывод, что она выполняет функции оценивания и преобразования этой деятельности. Кроме того, оценивающая функция здесь является ведущей, так как реализуется первой и лежит в основе качественной реализации преобразующей функции.
В этом случае структура культуры самовыражения личности как культуры самоорганизуемой деятельности должна включать рефлексивно-оценочный компонент, отвечающий за оценку адекватности состояния культуры самовыражения личности сложившимся условиям; определение необходимости актуализации культуры са-
мовыражения личности в соответствии со сложившимися условиями. Таким образом, развитие культуры самовыражения личности обеспечивается функционированием охарактеризованного нами рефлексивно-оценочного компонента этой культуры.
Следующим шагом будет определение возраста, сензитивного к становлению рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности. Согласно исследованиям С. Ю. Степанова и И. Н. Семенова [12], рефлексия сравнения развивается уже в дошкольном возрасте. Способность к осуществлению интеллектуальной рефлексии формируется в младшем дошкольном возрасте (педагогические возможности содействия развитию этого уровня рефлексии описаны В. В. Давыдовым [4]). Становление личностной и коммуникативной рефлексии происходит в подростковом и юношеском возрасте. Таким образом, к моменту окончания школы все эти виды рефлексии уже реализуются личностью, но находятся на разных уровнях сформированности. К становлению рефлексии взрослого человека (как установлению соответствия уровней сформированности всех видов рефлексии), а значит и рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности, сензитивен студенческий возраст. Это определяется такими его характеристиками, как: рационализация мышления, его выход на абстрактно-логический уровень; возможность комплексного оценивания всех компонентов деятельности, побуждающих к ней факторов и последствий; относительная стабилизация системы эталонов деятельности, осознание личной ответственности и повышение требований к себе; способность учитывать значительную вариативность результатов внешней оценки [2]. На этом основании мы сделали вывод, что работа по содействию становлению рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения будущих педагогов может быть успешно реализована
в образовательном процессе вуза.
Далее, учитывая контекст нашего исследования, необходимо было выяснить, на каких основаниях осуществляют рефлексивную оценку бакалавры педагогического вуза. Внутренними основаниями рефлексивно-оценочной деятельности обучающихся педагогического вуза выступают их собственные склонности, интересы и потребности, в том числе повлиявшие на выбор профессии педагога. Внешние основания (требования общества) зафиксированы в профессиональном стандарте «Педагог» и соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Интегратив-ные основания рефлексивно-оценочной деятельности бакалавров педагогического вуза определяются возрастными задачами развития [2; 3]. С точки зрения В. И. Астаховой, это следующие задачи: экспансивная (расширение сфер реализации своих возможностей, овладение педагогической специальностью), прагматическая (рационализация деятельности, в том числе учебно-профессиональной) и аксиологическая (формирование «кредо», в частности «профессионального кредо педагога») [1].
Результаты исследования. Результаты проведенного теоретического анализа проблемы легли в основу разработки четырех педагогических условий становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров второго курса педагогического вуза в процессе освоения учебной дисциплины «Педагогика: Теория обучения».
Первое условие - внедрение понятий «самовыражение», «культура самовыражения личности» и «рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения личности» в содержание учебной дисциплины - обеспечивает возможность осознанной реализации самовыражения бакалаврами в учебно-профессиональной деятельности в процессе освоения учебной дисциплины. Такая осознанность выража-
ется в понимании сущности самовыражения, культуры самовыражения, многообразия путей и средств осуществления самовыражения социально-приемлемыми способами; возможности осознанного осуществления рефлексивно-оценочной деятельности в отношении своего самовыражения и культуры самовыражения в образовательном процессе.
В нашем исследовании изучение дисциплины «Педагогика: Теория обучения» было основано на выявлении студентами влияния рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения педагога и студента педагогического вуза на развитие ценностного отношения к дидактическому знанию и планирование процесса обучения и реализацию творческого самовыражения в этом процессе. Для выявления этого влияния студенту необходимо иметь представление о функционировании рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности и иметь опыт осознанного осуществления рефлексивно-оценочной деятельности.
Функционирование рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности предполагает самостоятельное определение ею личностно значимых задач рефлексивной оценки и поиск путей их решения. На этом основании применение преподавателем эвристических (частично-поисковых) методов обучения в образовательном процессе выдвинуто в качестве второго педагогического условия развития рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза.
В нашем исследовании в работе со студентами были использованы методы: эвристической беседы (наводящие вопросы преподавателя подводят студентов к решению задачи, которое известно ему), герменевтической беседы (совместный с преподавателем поиск студентами ответов на возникшие вопросы), методы графического моделирования (достраивания схем).
Кроме того, были применены и специально разработанные методы развития рефлексивных умений обучающихся в вузе: процесс аудиозаписи (впечатления, реакции, комментарии обучающегося относительно педагогической ситуации, в которой он принял непосредственное участие и последующий анализ этой аудиозаписи); видеолаборатории (видеозапись инсценированной студентами педагогической ситуации с последующим многократным анализом через определенные промежутки времени) [15]. Важная особенность этой группы методов заключается в комплексной реализации развития рассмотренных выше типов рефлексии: сравнительной, интеллектуальной, личностной и коммуникативной.
Третье педагогическое условие - применение специальных рефлексивных заданий - предполагает приобретение студентами опыта ретроспективной, ситуативной и перспективной рефлексии относительно своих достижений в изучении теории обучения и в личностном развитии.
В нашем исследовании суть рефлексивных заданий заключалась в следующем: в начале, в процессе и по итогам аудиторной или самостоятельной работы обучающиеся письменно или в форме аудиозаписи отвечали на вопросы, сформированные с учетом рассмотренных ранее оснований осуществления рефлексивно-оценочной деятельности бакалаврами педагогического вуза. В качестве примера приведем группу вопросов, которые были применены для ретроспективной рефлексивной оценки студентами результатов их учебной деятельности.
1. Какой результат я получил? Как был оценен результат преподавателем и почему? Результат соответствует моим изначальным ожиданиям? Доволен ли я результатом? Какова практическая польза полученного результата в моей учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности?
2. Что нового я узнал о теории обучения, о себе и о выбранной мною профессии в процессе достижения результата? Какие мои качества способствовали достижению результата? В развитии каких профессионально важных качеств обнаружилась потребность?
3. Какие мои действия были оптимальными для достижения этого результата? Какими способами можно было бы достичь лучшего результата?
По содержанию таких письменных и аудиосамоотчетов проводятся индивидуальные беседы, в которых преподаватель помогает студенту выявить логику рефлексивно-оценочной деятельности, сформировать представление о различных системах эталонов для ее осуществления: система эталонов самого обучающегося, основанная на его опыте реализации той или иной деятельности; система эталонов, основанная на опыте осуществления этой деятельности в общественной культуре, в том числе профессиональной.
Отметим, что рефлексивное оценивание, осуществляемое студентами в этих заданиях, строится на выявлении личностной значимости процесса и результата их обучения под руководством педагога. Это, в свою очередь, требует определенной доли доверия студента преподавателю. Такое доверие возможно только в условиях соблюдения принципа уважения к личности обучающегося. С одной стороны, это предполагает ощущение обучающимся эмоционального комфорта и безопасности, с другой стороны - осознание им себя в качестве субъекта образовательного процесса. Таким образом, четвертым педагогическим условием становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза становится поддержание положительного эмоционального фона на занятиях, чувства эмоциональной защищенности студента, осознания им себя как субъекта образовательного процесса.
В нашем исследовании реализация этого условия обеспечивалась через: устное поощрение преподавателем эффективных действий студентов, демонстрацию педагогического оптимизма и веры в их способности; избегание негативных оценок в текущем контроле (они были заменены на совместный со студентами поиск возможностей улучшить результат), выявление и анализ сильных сторон представленных студентами работ; подключение обучающихся к разработке критериев и систем оценивания выполняемых заданий; акцентирование внимания студентов на оценивании полученных достижений на основании сравнения с их собственными предыдущими результатами.
Таким образом, была определена следующая система взаимозависимых педагогических условий становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза в процессе освоения учебной дисциплины «Педагогика: Теория обучения»:
- внедрение понятий «самовыражение», «культура самовыражения личности» и «рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения личности» в содержание учебной дисциплины;
- применение преподавателем эвристических методов обучения;
- использование специальных рефлексивных заданий на основе изучаемых материалов;
- поддержание положительного эмоционального фона на занятиях.
Заключение. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: охарактеризована сущность рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения личности в качестве движущей силы становления этой культуры; определены педагогические условия становления рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения бакалавров педагогического вуза.
Практическая значимость работы за-
ключается в том, что результаты исследования могут быть положены в основу: 1) организации образовательного процесса, ориентированного как на развитие рефлексивно-оценочной деятельности обучаю-
щихся, так и на становление их культуры самовыражения; 2) разработки методических материалов для студентов и преподавателей сферы высшего и среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Астахова В. И. Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография. - Харьков: Изд-во Народа. укр. Акад., 2010. - 408 с.
2. Батенева Е. В. Рефлексивно-оценочный компонент в структуре культуры самовыражения бакалавров педагогического образования // IV международная научно-практическая конференция «Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века» (Санкт-Петербург, 11 июля 2016 г): сб. материалов. - СПб.: Астерион, 2016. - С. 13-27.
3. Батенева Е. В. Становление рефлексивно-оценочного компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза // XIX международная научно-практическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современных наук» (Новосибирск, 12 декабря 2016 г.): сб. материалов. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - С. 57-66.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Жигулин А. А., Плаксина Н. И., Рябыше-ва Е. Н. Феномен рефлексии как психологическая проблема // Территория науки. - 2015. -№ 2. - С. 23-27.
6. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ - 2014. - № 2. - С. 55-59.
7. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // IX международная научно-практическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современных наук» (Новосибирск, 5 октября 2013 г) / сб. материалов. - Новоси-
бирск: Сибпринт, 2013. - С. 48-55.
8. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 152 с.
9. Омельченко Е. А. Самоорганизуемая деятельность - основа культуры самовыражения человека // V международная научная конференция с элементами научной школы для молодежи «Интеллект. Культура. Образование» (Новосибирск, 10-16 сентября 2012 г.): сб. материалов. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2012. - С. 43-44.
10. Омельченко Е. А., Дадаева Э. П., Прохорова С. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2015. - 172 с.
11. Прохорова С. А. Формирование культуры самовыражения учащихся в условиях художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2009. -21 с.
12. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.
13. Чернякова Н. С. Оценка как необходимый элемент обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 9-2. - С. 148-150.
14. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И. Т. Касавина. - М.: Ка-нон+, 2009. - 1248 с.
15. Esther Urdang. Awareness of Self -A Critical Tool // The International Journal «Social Work Education». - 2010. - V. 29. - P. 523-538.
Поступила в редакцию 23.11.2017
Bateneva Elena Vladislavovna
Assistant of the Department of Theory and Methods of Preschool Education, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk city
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE REFLEXIVE-EVALUATEIVE COMPONENT FORMATION OF CULTURAL SELF-EXPRESSION OF BACHELORS OF PEDAGOGY
Abstract. The level of self-expression culture of the tutor determines the quality of the educational influence implementation, which is an essential part of the educational process. There is a necessity to create conditions for the formation of such a culture in vocational pedagogical education.
This article describes the reflective-evaluative component of the cultural self-expression as a driving force for the formation of this culture of bachelors of pedagogy. The article establishes estimated and transformative functions of this component; notes the sensitivity of the student age to its formation; the specifics of the grounds for the reflexive-evaluative activity of the bachelors of the named training area. The methods described are used by the teacher for the development of reflexively evaluative skills among university students.
Based on the theoretical analysis here were identified possible pedagogical conditions for the reflective-evaluative component formation of cultural self-expressions of future tutors in terms of teaching disciplines.
Keywords: culture of self-expression, reflexive and evaluative component of the culture of self-expression, student age, organization of the educational process, vocational pedagogical education, reflection.
References
1. Astakhova, V. I., 2010. Student of the 21 th century: social portrait against the background of social transformations. Kharkov: Narodnaya Ukrainskaya Academiya Publ., 408 p. (In Russ.)
2. Bateneva, E. V., 2016. Reflective-evaluative component in the structure of cultural self-expression of the bachelors of pedagogical education. Social, cultural, economic and educational space of Russia in 21 st century. Proceedings of the 4 th International scientific-practical conference, Saint-Petersburg, 2016. St. Petersburg: Asterion Publ., pp. 13-27. (In Russ.)
3. Bateneva, E. V., 2016. The formation of the reflective-evaluative component of culture expression, students of pedagogical universities. Theoretical and methodological problems of modern Sciences. Proceedings of the 19 th International scientific and practical conference, Novosibirsk, 2016. Novosibirsk: CSRNI Publ., pp. 57-66. (In Russ.)
4. Davydov, V. V., 1996. Theory of developmental education: monography. Moscow: INTOR
Publ., 544 p. (in Russ.)
5. Zhigulin A. A., Plaksina N. I., Ryabyshe-va E. N., 2015. The phenomenon of reflection as a psychological problem. Territory of science, 2, pp. 23-27. (In Russ.)
6. Korshunova, N. L., 2014. The activity approach in modern education: the nature, problem areas, implementation prospects. Izvestiya VGPU, 2, pp. 55-59. (In Russ.)
7. Omelchenko, E. A., 2013. Culture of self-expression: the concept and relationship components. Theoretical and methodological problems of modern Sciences. Proceedings of the 9 th International scientific-practical conference, Novosibirsk, 2013. Novosibirsk: Sibprint Publ., pp. 48-55. (In Russ.)
8. Omelchenko, E. A., 2013. Expression and culture expression of personality (educational aspect). Novosibirsk: Sibprint Publ., 152 p. (In Russ.)
9. Omelchenko, E. A., 2012. Self-organizing activity of the culture expression of the person. Intellect. Culture. Education. Proceedings of the 5 th International scientific conference with elements
of scientific school for youth, Novosibirsk, 2012. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University Publ., pp. 43-44. (In Russ.)
10. Omelchenko, E. A., Dadaeva, E. P., Prokhorova S. A., 2015. Creative expression and culture expression of the subjects of the pedagogical process. Novosibirsk: CSRNI Publ., 172 p. (In Russ.)
11. Prokhorova, S. A., 2009. Formation of culture of expression students in the context of artistic and creative activity. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Vladimir State Humanitarian University, Vladimir, 21 p. (In Russ.)
12. Stepanov, S. Yu., Semenov I. N., 1985. Psychology of reflection: problems and researches. Questions of psychology, 3, pp. 31-40. (In Russ.)
13. Chernyakova, N. C., 2015. Evaluation as an essential element of education. Actual problems of humanitarian and natural Sciences, 9-2, pp. 148-150. (In Russ.)
14. Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. Moscow: Kanon+, 2009, 1248 p. (In Russ.)
15. Esther Urdang, 2010. Awareness of Self -A Critical Tool. The International Journal "Social Work Education", 29, pp. 523-538.
Submitted 23.11.2017