Научная статья на тему 'Моделирование становления культуры самовыражения как одна из перспективных стратегий образования'

Моделирование становления культуры самовыражения как одна из перспективных стратегий образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION STRATEGIES / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROMISING EDUCATION STRATEGIES / КУЛЬТУРА САМОВЫРАЖЕНИЯ / SELF-EXPRESSION CULTURE / СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ / СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ / SELF-EXPRESSION CULTURE DEVELOPMENT / PROMOTION OF SELF-EXPRESSION CULTURE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Елизавета Александровна

На современном этапе функционирования системы образования существует довольно большое количество стратегических направлений ее развития, предлагаемых научной педагогикой, или, исходящих из практики образования. Все они, стремясь к основополагающей, глобальной цели – сохранению и повышению уровня развития общества благодаря воспроизводству и накоплению человеческого капитала, идут к ее достижению по своим траекториям, решая определенные частные задачи. Это приводит к не всегда согласованным промежуточным результатам, замедляя процесс достижения главной цели образования. В связи с этим становится актуальным поиск ответа на вопрос о согласованности между собой перспективных стратегий образования как с теоретической, так и с практической точек зрения, на основе такой стратегии, которая была бы способна или вобрать в себя все существующие, или присутствовать в каждой из них, определенным образом внося в них сбалансированность с другими стратегиями образования. Целью статьи является описание возможных типов педагогических моделей и концептуальных подходов к их построению для одной из таких стратегий – содействие становлению культуры самовыражения субъектов образования. Для достижения поставленной цели мы опирались на теоретический анализ массива сведений о перспективных стратегиях образования, сложившихся в России и мире, о самовыражении, культуре самовыражения и ее становлении. В результате был сделан вывод о том, что перспективные стратегии образования можно разделить на частные и общие. Первая группа стратегий ориентирована на конкретные планы действий, ведущих к достижению цели образования. Вторая группа определяет долгосрочные направления развития образования. В рамках этой группы нами выделены четыре основные подгруппы: стратегии управления образованием, формирования человеческого капитала, образования в течение жизни, профессиональной подготовки. Анализ стратегий каждой из названных подгрупп позволил отметить наличие возможностей для содействия становлению культуры самовыражения субъектов образования. Следствием этого стала идея о построении модели становления культуры самовыражения. Для этого были рассмотрены возможности динамических, факторных, типологических, содержательных, структурных, функциональных педагогических моделей и сделано заключение о важности их построения с учетом положений одного или нескольких из следующих концептуальных подходов: гуманистического, антропологического, личностно-ориентированного, креативного, аксиологического, культурологического, технологического, задачного, синергетического. Теоретическое обобщение и систематизация их сущности показали целесообразность построения факторно-динамической модели становления культуры самовыражения на основе аксиологического, культурологического и системно-деятельностного концептуальных подходов. Теоретическая значимость проводимого нами исследования состоит в выявлении наиболее удобных для разработки и представления типов моделей становления культуры самовыражения личности и определения концептуальных подходов, на положениях которых они могут быть построены. В практике образования применение стратегии содействия становлению культуры самовыражения способно привести к согласованию существующих в настоящее время перспективных, но пока разрозненных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование становления культуры самовыражения как одна из перспективных стратегий образования»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181052 2018, № 8 (август) УДК 37.014

Моделирование становления культуры самовыражения как одна из перспективных стратегий образования

Омельченко Елизавета Александровна1

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

eliam@mail.ru

Аннотация. На современном этапе функционирования системы образования существует довольно большое количество стратегических направлений ее развития, предлагаемых научной педагогикой, или, исходящих из практики образования. Все они, стремясь к основополагающей, глобальной цели - сохранению и повышению уровня развития общества благодаря воспроизводству и накоплению человеческого капитала, идут к ее достижению по своим траекториям, решая определенные частные задачи. Это приводит к не всегда согласованным промежуточным результатам, замедляя процесс достижения главной цели образования. В связи с этим становится актуальным поиск ответа на вопрос о согласованности между собой перспективных стратегий образования как с теоретической, так и с практической точек зрения, на основе такой стратегии, которая была бы способна или вобрать в себя все существующие, или присутствовать в каждой из них, определенным образом внося в них сбалансированность с другими стратегиями образования. Целью статьи является описание возможных типов педагогических моделей и концептуальных подходов к их построению для одной из таких стратегий - содействие становлению культуры самовыражения субъектов образования. Для достижения поставленной цели мы опирались на теоретический анализ массива сведений о перспективных стратегиях образования, сложившихся в России и мире, о самовыражении, культуре самовыражения и ее становлении. В результате был сделан вывод о том, что перспективные стратегии образования можно разделить на частные и общие. Первая группа стратегий ориентирована на конкретные планы действий, ведущих к достижению цели образования. Вторая группа определяет долгосрочные направления развития образования. В рамках этой группы нами выделены четыре основные подгруппы: стратегии управления образованием, формирования человеческого капитала, образования в течение жизни, профессиональной подготовки. Анализ стратегий каждой из названных подгрупп позволил отметить наличие возможностей для содействия становлению культуры самовыражения субъектов образования. Следствием этого стала идея о построении модели становления культуры самовыражения. Для этого были рассмотрены возможности динамических, факторных, типологических, содержательных, структурных, функциональных педагогических моделей и сделано заключение о важности их построения с учетом положений одного или нескольких из следующих концептуальных подходов: гуманистического, антропологического, личностно-ориентированного, креативного, аксиологического, культурологического, технологического, задачного, синергетического. Теоретическое обобщение и систематизация их сущности показали целесообразность построения факторно-динамической модели становления культуры самовыражения на основе аксиологического, культурологического и системно-деятельностного концептуальных подходов. Теоретическая значимость проводимого нами исследования состоит в выявлении наиболее удобных для разработки и представления типов моделей становления культуры самовыражения личности и определения концептуальных подходов, на положениях которых они могут быть построены. В практике образования применение стратегии содействия становлению культуры самовыражения способно привести к согласованию существующих в настоящее время перспективных, но пока разрозненных стратегий.

Поступила в редакцию Received 18.06.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.07.2018

Принята к публикации Accepted for publication 15.07.2018 Опубликована Published 31.08.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Омельченко Елизавета Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия

Ключевые слова: образование, стратегии образования, перспективные стратегии образования, культура самовыражения, становление культуры самовыражения, содействие становлению культуры самовыражения.

Введение

Поиск современных перспективных стратегий образования требует объединения фундаментальных философско-методологических концепций трансляции культуры с осмыслением тех проектов образования, которые предназначены для конкретных жизненно важных условий, сложившихся в обществе в данный момент времени. Поскольку стратегия образования страны представляет собою план, нацеленный на длительный период времени, то в ней обозначается главная цель - укрепление цивилизационного уровня общества на основе воспроизводства и накопления человеческого капитала.

На пути к ее достижению решаются такие частные задачи, как: эффективное развитие российского образования путем обеспечения его доступности и высокого уровня качества; реализация мер по совершенствованию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; создание и распространение структурных и технологических инноваций в дошкольном, школьном, среднем профессиональном и высшем образовании; усиление роли современных технологий в общем образовании; формирование востребованной системы оценки качества образования на всех его уровнях; создание общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, направленной на реализацию интеллектуальных, творческих ресурсов общества; обеспечение становления культуры самовыражения субъектов образования.

Анализ имеющихся образовательных проектов позволяет выделить отдельные группы стратегических направлений:

- стратегии управления образованием, где особое значение имеет учет требований государства и общества;

- стратегии формирования человеческого капитала, рассматриваемого как синтез образовательной, интеллектуальной, физической, социальной и др. составляющих индивидуальной культуры человека, включающей воспроизводство способности к личностному и социальному развитию;

- стратегии образования в течение жизни;

- стратегии профессиональной подготовки, призванные обеспечивать высокий качественный уровень и конкурентные преимущества молодых специалистов.

Именно вопросы профессиональной подготовки находятся в настоящее время в центре внимания многих теоретических и практических исследований в области педагогики.

Профессиональная подготовка, являясь процессом «овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности» [1, с. 354], предполагает, что в ее ходе происходит освоение профессиональной деятельности, развитие профессионально значимых личностных качеств, которые, по обоснованному мнению С. М. Воробьева, В. Н. Гончарова, Н. А. Поповой [2], необходимы и достаточны для успешного включения человека в нее и последующего профессионального роста.

Современная профессиональная подготовка в вузах России осуществляется в соответствии с требования профессиональных стандартов, на основе которых в марте 2018 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС ВО 3++). Среди содержащихся в них универсальных компетенций, присутствует группа «самоорганизация и саморазвитие» [3, с. 8], предполагающая ориентацию выпускников на самостоятельность, способность к профессиональному совершенствованию в течение всей жизни.

Кроме того, «современный рынок труда формирует заказ на качество профессионального образования не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности как специфических для определенной профессиональной сферы, так и общих для всех профессий и специальностей» [4, с. 16].

Решение этой задачи может происходить в рамках каждого из вышеназванных стратегических направлений. Отметим наличие в них множества более конкретных векторов развития, детерминирующих разные пространства для функционирования системы образования в России и мире. Это связано с тем, что обозначенные стратегии во многих случаях определяют изменения, усовершенствования только отдельных составляющих образования вообще и профессионального, в частности. В результате часто возникает противоречивость свойств и характеристик, обретаемых системой образования.

В связи с вышесказанным, особое место в анализе представленной проблемы необходимо уделить согласованию стратегий между собой, соотношению стратегии и практики образования. Такая рефлексивная связь проектов с результатами их воплощения, с анализом препятствий, возникающих в образовательных реалиях, создает благоприятные условия для достижения вышеобозначенной главной цели системы образования. Во многом устойчивость поступательного продвижения системы образования к стабильному повышению качества образованности членов общества зависит от стратегии профессиональной подготовки. По нашему мнению, в качестве одной из них способно выступить содействие становлению культуры самовыражения будущих специалистов.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В современных отечественных публикациях, посвященных стратегическим концепциям и моделям образования, отражается многообразие актуальных проблем. Так, Р. М. Шерайзиной обоснована важность разработки современных моделей непрерывного образования, отвечающих вызовам «социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране» [5, с. 175]. М. Ж. Хасаинов обращается к построению стратегии управления образованием, которая позволила бы «быстро реагировать на изменение запросов потребителя образовательных услуг, искать новые стратегии развития, модернизировать систему управления» [6, с. 76]. Автор предлагает в качестве перспективной технологию управления мотивацией персонала к непрерывному образованию. Инновационные подходы к модернизации системы управления образованием являются предметом исследования С. А. Ильиных [7]. Ею обоснована идея о необходимости повышения качества образования путем проектирования новых эффективных организационных структур внутри образовательных организаций. Важным автор полагает обеспечение высокого уровня потенциала эффективности создаваемых систем управления. О. Г. Стариковой [8] показана зависимость стратегии образования от цивилизационного тренда и культуры страны. При этом учитывается, что отечественное образование развивается как непрерывное, открывая перед человеком множество социальных перспектив реализации своих интеллектуальных способностей и социокультурных потребностей. Л. В. Бурая [9] обращает внимание на необходимость учитывать при определении стратегий образования требований всех субъектов образовательной деятельности. В этом случае, по мнению автора, происходит учет профессионального образа мира субъектов, в котором преломляются и реализуются профессиональные возможности человека. В целом, всеми названными ав-

торами отмечается наличие в стратегиях образования тенденции к построению инте-гративного содержания образования с учетом таких принципов, как вариативность, системность, многофакторность.

Проблемы профессиональной подготовки в центре внимания научной школы, созданной Н. Э. Касаткиной. Ею подчеркивается необходимость обеспечения перехода от системы массовой подготовки специалистов к разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов освоения ими профессии с использованием «модели персонифицированного повышения квалификации, организацию инновационных площадок, ... современные технологии обучения» [10, с. 10]. Во всех обозначенных работах ведущее место отводится идее о том, что именно образованный человек может быть специалистом с высоким уровнем квалификации. Следствием чего является мысль о необходимости рассмотрения образования как «самой эффективной в стратегическом плане инвестиционной сферы и для отдельной личности, и для любого государства» [11, с. 30].

Зарубежные авторы также активно изучают проблемы профессиональной подготовки. М. Дж. Доак [12] делает акцент на том, что ее преимуществом является ориентированность на практическое применение обретаемых навыков производственной работы. Б. Евинг [13], придерживаясь аналогичной точки зрения, предлагает разрабатывать адекватные инструменты оценки профессиональных компетенций, демонстрируемых обучающимися. у. Ренольд [14] указывает на важность качества взаимодействия между участниками систем образования и занятости, которое осуществляется через участие работодателей в определении профессиональных стандартов и сроков обновления учебных программ, сочетание теоретического обучения с практикой на рабочем месте. Р. О. Адевале [15] изучает влияние пола и профессиональной подготовки членов семьи на отношение студентов к формированию профессиональных навыков. В.-Д. Грайнерт [16] в своих исследованиях показывает на необходимость не только национального, но и межкультурного изучения механизмов возникновения смыслов, функций профессионального образования в мире. А. Хайккенен [17], анализируя имеющиеся модели, парадигмы профессионального образования в мире, получает вывод о том, что теория и практика развития профессиональных компетенций и идентичности требуют определенной политики реагирования на потребности в конкурентоспособных, мобильных, гибких молодых специалистах.

Наше исследование ориентировано на разработку такого стратегического направления профессиональной подготовки, как содействие становлению культуры самовыражения личности. В современных психолого-педагогических публикациях существует множество работ, посвященных самовыражению человека. В них описывается его сущность (А. С. Косогова [18]), составляющие (И. С. Осипова [19]), существенные признаки (С. С. Брикунова [20]), виды, способы и средства (И. В. Тарасова [21] и др.). Во всех них подчеркивается значимость осуществления самовыражения на каждом этапе жизненного пути человека. Еще большая важность придается культуре самовыражения личности, исследование которой представлено, например, в работах И. В. Поповой [22]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным обратиться к более полному описанию обозначенной нами стратегии образования.

Методологическая база исследования

Методологическую базу исследования составили: гуманистическая теория К. Роджерса и А. Маслоу, теория о самовыражении, разработанная А. С. Косоговой,

теории научной школы Н. Э. Касаткиной об особенностях и характеристиках профессионального образования в России и имеющихся в нем перспективных стратегиях. Были использованы идеи аксиологического, культурологического и деятель-ностного подходов для описания моделирования становления культуры самовыражения как перспективной стратегии современного образования. Нами были применены следующие теоретические методы исследования: анализ литературы по проблемам теоретического построения и реализации на практике перспективных стратегий образования; синтез имеющихся в них сведений для формулирования выводов об особенностях моделирования становления культуры самовыражения; теоретическое обобщение, систематизация, примененные нами при описании представлений о перспективных стратегиях образования, о самовыражении и культуре самовыражения.

Результаты исследования

С целью выстраивания стратегии образования, ориентированной на содействие становлению культуры самовыражения личности, были проанализированы те стратегии образования, которые перспективны в настоящее время.

В результате сделан вывод о том, что в педагогике сложились два основных взгляда на смысл термина «стратегия образования». В первом речь идет о конкретном долгосрочном плане достижения цели образования, во втором - о долгосрочном качественно определенном направлении развития образования. Следовательно, стратегии образования можно разделить на частные и общие.

В работах Б. В. Авво, А. А. Акали, Е. С. Заир-Бека и др. [23] представлены такие частные стратегии образования, как: самоуправляемое, экспериментальное, критическое обучение, коммуникативные стратегии, обучение в партнерстве.

К числу общих стратегий относятся названные нами ранее перспективные стратегии управления образованием, формирование человеческого капитала, образование в течение жизни, стратегии профессиональной подготовки.

Первая группа сориентирована на модернизацию управления образованием путем разработки соответствующей эффективной системы. Осмысление стратегических задач и отражение их в зеркале современного социума позволяет выявить многофакторность проблемы управления образованием и высветить условия ее разрешения. В результате рефлексируются отдельные грани: широкая доступность знаний; динамичность образовательного процесса; модульность образовательных блоков; ориентированность программ на практическое применение знаний; самоуправляемое, мотивированное, гибкое, технологичное образование. При этом, предметом осмысления остается соотнесение модернизации управления сферой образования со стратегическими задачами государства. Акцентируется внимание на проблеме мотивации социальных партнеров, средств и методов выражения социальных инициатив в сфере образования [24]. Полноценное участие государства и общества в решении стратегических задач образования способствует становлению и развитию собственно государственно-общественных отношений [25].

Отметим, что кроме государства и общества в стратегиях управления образованием необходимо ориентироваться на каждого из его субъектов: руководители сферы образования, педагоги, воспитанники и обучающиеся, родители. Это подразумевает, кроме всего прочего, существование возможностей для их самовыражения и становления, совершенствования культуры самовыражения. Ведь именно при этом условии, как было показано нами ранее [26], личность комфортно чувствует себя в условиях

системы образования, принимает предъявляемые к ней требования (в плане обучения, воспитания, развития) и получает оптимальные для себя результаты.

уже в фундаменте проектирования будущего образования стратегические задачи связываются с задачами личностного развития индивида. В результате для исследования открывается актуальность понятия «человеческий капитал» и области науки об его формировании. Обозначенное понятие включает совокупные качества человека, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, включая особенности его самовыражения и характеристики проявления культуры самовыражения. В широком историческом и социально-экономическом контексте жизнедеятельности человека стратегия управления образованием становится элементом управления человеческими ресурсами [27]. Человеческий капитал проявляется как синтез образовательной, интеллектуальной, физической, социальной культуры человека, которая представляет воспроизводство его ассоциированной способности к развитию профессиональной компетентности, здоровья, мотивации, культуры. Здесь мы подразумеваем все, что связано с культурой самовыражения субъектов педагогического процесса.

Стратегия формирования человеческого капитала содержит системы задач по производству человеческого капитала; расходам на образование и инвестициям в него. Стратегическое проектирование образования учитывает необходимость создания качественных основ человеческого капитала, позволяющих целесообразно использовать человека в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствовать этим росту производительности труда и общественного производства [28]. Подчеркнем, что речь, прежде всего, идет о существовании у человека возможностей для самовыражения. Ведь именно в этом случае он с большей отдачей способен прикладывать свои силы в трудовой деятельности, повышая тем самым производительность труда.

На управление человеческим развитием направлены также стратегии формирования поликультурного образовательного пространства. Человеческий капитал актуализируется как межкультурная проблема, отражающая взаимодействие культур в многокультурном сообществе [29]. При разработке мультикультурных стратегий образования предложен переход на новый уровень личностного развития - уровень по-лисубъектности личности с использованием методологических рефлексивных инструментов научной педагогики [30]. Кроме того, отмечается, что мультикультура-лизм в обществе будет эффективным, если реализуется в образовании, направленном на освоение универсальных, ключевых, культурных и мультикультурных компетенций [31]. По нашему мнению, идеи мультикультурализма основаны на том, что каждый человек должен иметь возможность по-своему осуществить самовыражение, придерживаясь своих культурных, религиозных и других ориентиров. При этом важно, чтобы в самовыражении проявлялось уважение к самовыражению других людей, стремление не ограничивать его, т. е. культура самовыражения личности.

Стратегия образования в течение жизни разрабатывается в контексте непрерывного образования при учете тенденций, отраженных в новых моделях образованного человека, международной интеграции национальных образовательных стандартов, освоении дистанционных форм образования. Качество образования в течение жизни рассматривается исследователями как человеческий капитал. Принцип образования в течение жизни приводит к развитию и формированию института индивидуальной траектории образования отдельного человека [32]. Она предполагает наличие таких условий, в которых возможно максимально полное самовыражение, проявление человеком своей культуры самовыражения.

В стратегических проектах профессионального образования акценты смещаются на социально-экономические основания и инновационную культуру специалиста, обеспечивающую восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, т. е. открывает возможности непрерывного обновления общества [33]. В стратегии развития системы дополнительного профессионального образования предлагается учитывать требования нормативно-правового обеспечения системы образования страны [34].

Анализ стратегических проектов образования показывает их направленность на более глубокое осмысление практики образования. Так как образование является ключевой трансляционной системой в социальном пространстве, то опора на практику позволяет отразить социальный запрос в стратегических целевых ориентациях (зачем передавать); содержании (что передавать); оптимальных методах (как эффективно обеспечить передачу и адекватное восприятие традиционных ценностей). Проблема сохранения и передачи традиционных культурных ценностей является одной из приоритетных для каждого общества на всех этапах его развития [35].

Подчеркнем, что реализация каждой из описанных стратегий осуществляется успешно, когда в соответствующих механизмах существует ориентация на предоставление человеку возможности проявить, выразить себя, т. е. когда он свободно включается в самовыражение. «Самовыражение - широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе других лицам и создания определенного образа себя» [36, с. 242].

При этом, во многих сферах жизнедеятельности человека значимо не столько самовыражение, сколько демонстрируемая личностью культура самовыражения (например, в педагогической деятельности). Ее мы определяем как часть индивидуальной культуры человека, характеризующуюся совокупностью ценностных ориен-таций, средств самораскрытия и самопрезентации, демонстрируемых им в любом проявлении своей активности.

Нами показано [37], что становление культуры самовыражения представляет собой процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самопознания с ее аксиологическим, гносеологическим, эмоциональным, деятельностным и/или рефлексивным компонентами.

Обратимся к основополагающим вопросам разработки интересующей нас стратегии образования, состоящей в содействии становлению культуры самовыражения личности. В этом аспекте мы исходим из идеи построения модели содействия становлению культуры самовыражения.

Моделирование в науке традиционно рассматривают как процесс создания, построения моделей. «Модель - мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [38, с. 120].

Педагогическая модель - «мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта педагогического исследования, принципы его внутренней организации и функционирования, презентующиеся в виде культурной формы» [39, с. 126]. Такая модель является результатом педагогического моделирования, т. е. «отражения характеристик существующей модели педагогической системы в специально созданном объекте» [40, с. 126].

Е. А. Лодатко [41], анализируя модели, которые находят применение при описании педагогической действительности, делят их на динамические, факторные, типологические.

Динамические модели позволяют учесть фактор времени, т. е. разворачивае-мость, переход процесса профессиональной подготовки студентов от одного этапа к другому, а также аналогичные характеристики для процесса становления культуры самовыражения личности.

Факторные модели позволяют отразить действие факторов, влияющих на процесс становления культуры самовыражения обучающихся. Ранее нами показано, что среди них целесообразно выделить внутренние (субъективность, структура сознания, характеристики личности) и внешние (система образования, социализация, общение) [42].

Типологические модели в интересующем нас контексте следует описать как те типы моделей профессиональной подготовки, которые можно выделить в образовательной практике с учетом возможностей содействия становлению культуры самовыражения студентов.

Кроме того, учтем, что все педагогические модели делятся на три базовых типа: содержательные (предметом моделирования является содержание изучаемого педагогического объекта - становления культуры самовыражения личности), структурные (предметом моделирования является структура исследуемого педагогического объекта), функциональные (предметом моделирования является «ориентированность исследуемого объекта на реализацию определенных, педагогически значимых функций» [43, с. 127]).

Построение содержательных моделей позволяет представить в наглядном виде содержание профессиональной подготовки студентов, отражающее возможности содействия становлению их культуры самовыражения. Речь идет об особенностях учебных планов, реализуемых для студентов, о том, какие учебные дисциплины могут быть в них включены, о заданиях, предлагаемых для аудиторной и самостоятельной работы и т. д. Структурные модели представят срезы этого процесса в статике, демонстрируя структуру культуры самовыражения студентов и процесса ее становления. Функциональные модели создадут представление о роли в профессиональной подготовке становления культуры самовыражения студентов и наоборот, о влиянии содействия становлению культуры самовыражения на качество профессиональной подготовки. Теоретическое обобщение сущности, особенностей построения и возможностей применения каждого из названных типов педагогических моделей, позволило нам сделать вывод, что в большей степени соответствуют характеристикам культуры самовыражения, специфике ее становления факторно-динамические модели. Именно их построению будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Построение рассмотренных моделей происходит в рамках концептуальных подходов, учитывающих, что «на педагогическую систему можно осуществить только «мягкие» воздействия, помогая ей обрести новое качество, выбрав один из возможных вариантов развития» [44, с. 34]. В связи с этим модель профессионального образования, ориентированного на содействие становлению культуры самовыражения как перспективной стратегии образования, целесообразно строить на основе поиска и использования внутренних тенденций развития образовательной системы, ее саморазвития. В этом случае педагогический процесс управляется преподавателями через советы и рекомендации, через студенческое самоуправление. В таком представлении профессиональная подготовка является созданием условий, в которых становятся возможны процессы приобретения знаний самими обучающимися в результате их активной учебно-профессиональной деятельности, построенной на самоорганизации. Тогда при выборе дальней-

шего профессионального пути обучающиеся сумеют сориентироваться на один из собственных путей развития, на свои ценностные предпочтения, в которых будут присутствовать как значимые ценности их будущей профессиональной деятельности.

Н. А. Копыловой [45] названы следующие концептуальные подходы к моделированию профессиональной подготовки: гуманистический, антропологический, личностно-ориентированный, креативный, аксиологический, системно-деятельностный, акмеоло-гический, культурологический, технологический, задачный, синергетический.

Рассмотрим их применительно к моделированию профессиональной подготовки, учитывая, что ее стратегической основой выступает содействие становлению культуры самовыражения студентов.

Гуманистический подход в этом смысле подразумевает ориентацию на гуманизм как основу всех изменений, происходящих с компонентами культуры самовыражения студентов в ходе профессиональной подготовки. Тогда в центре внимания преподавателей оказывается создание условий и такой образовательной среды, в которых проявится гуманистический стиль взаимоотношений, успешно сложатся положительные черты личности, повысится воспитанность и обученность студентов. Рассматриваемый подход предполагает взгляд на каждого студента как на целостность, которая активно развивается и саморазвивается. Его применение позволяет при моделировании профессиональной подготовки обозначить в качестве одного из ее результатов сформированность потребности и способности к изменению студентами в лучшую сторону своих характеристик культуры самовыражения.

Антропологический подход основан на видении каждого студента и преподавателя как свободной, независимой, самостоятельной, активной личности. В нем существует возможность описывать изменения, происходящие с культурой самовыражения обучающихся с учетом влияния на этот процесс как внешних, так и внутренних факторов.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей студентов при освоении ими профессиональной деятельности. Отношения преподавателей и студентов носят при этом субъект-субъектный характер, положительно сказываясь на изменениях, происходящих с культурой самовыражения молодых людей.

Благодаря креативному подходу появляется возможность формировать у студентов творческий стиль выполнения элементов будущей профессиональной деятельности и затем переносить его на самостоятельный труд. Это подразумевает развитие умений студентов решать возникающие перед ними новые, нестандартные учебно-профессиональные и профессиональные задачи, развитие способностей создавать новое в содержании и организации своей будущей профессиональной деятельности.

Аксиологический подход органично включается в наши представления о том, что определяющим в структуре культуры самовыражения студентов является ее аксиологический компонент. В указанном подходе реализуется ориентация на описанные нами ранее виды и уровни ценностей личности, включая профессиональные.

Системно-деятельностный подход целесообразно рассмотреть как подход, принятый за основу при разработке стандартов образования на всех его уровнях. Его ведущая идея состоит в том, что «главный результат образования - не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях» [46, с. 56]. Благодаря применению в моделировании становления культуры самовыражения студентов как стратегической основы их профессиональной подготовки этого концептуального подхода мы получаем

возможность успешно содействовать развитию у обучающихся потребности и способности к непрерывному целеобразованию, вовлечению их в учебно-профессиональную деятельность. Возможно также выстраивание процесса профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей студентов. Основной задачей преподавателей с точки зрения рассматриваемого подхода, является создание и организация условий, инициирующих их самоорганизуемую деятельность, подразумевающую постановку цели, планирование, организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Этот подход позволяет представлять цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств, необходимых будущим профессионалам; исходя из них, обосновать не только способы выполнения профессиональной деятельности, но и содержание профессиональной подготовки в их взаимосвязи; выделить результаты образования в виде сформированных компетенций.

Акмеологический подход важен в рассматриваемом контексте, т. к. в современных условиях развития общества остается актуальной реализация стремления человека к самым высоким достижениям в профессии. Подход позволяет выделить факторы, способствующие достижению вершин профессионализма: объективные (качество полученного человеком образования) и субъективные (способности человека, его ответственность, компетентность, умение решать профессиональные задачи). Следовательно, при моделировании становления культуры самовыражения студентов как стратегической основы их профессиональной подготовки необходимо ориентироваться на создание соответствующих условий.

Культурологический подход к моделированию мы полагаем использовать в качестве основополагающего, т. к. именно его суть в максимальной степени соответствует представлениям о культуре самовыражения студентов и ее становлении. Он подразумевает приобщение студентов к общечеловеческой культуре, выработку культуры профессиональной деятельности.

Технологический подход позволяет создавать условия, в которых студенты осваивают вариативные технологии выполнения профессиональной деятельности и учатся их применять для достижения высоких результатов в своем труде. Этот концептуальный подход можно использовать как вспомогательный в каждом из уже названных.

На основании рассмотрения концептуальных подходов к построению педагогических моделей нами сделан вывод о том, что с сущностью самовыражения, культуры самовыражения, становления культуры самовыражения хорошо согласуются аксиологический, культурологический, системно-деятельностный подходы. Их положения выступают для нас исходными в дальнейшей разработке модели становления культуры самовыражения личности как перспективной стратегии современного образования.

Заключение

Изложение материала статьи позволяет заключить, что для согласования одновременно существующих и реализующихся в современном образовании перспективных, но часто противоречащих друг другу стратегий, возможно в рамках каждой из них продвигаться в направлении содействия становлению культуры самовыражения субъектов педагогического процесса.

В определенной степени это «уравновесит» влияние каждой стратегии на систему образования за счет, с одной стороны, максимальной ориентации на личность, ее потребности, запросы, способности, возможности, а с другой - отразит соблюдение требо-

ваний общества к поведению, самовыражению личности. Благодаря этому успешнее будет осуществляться управление системой образования, можно будет говорить о качестве сформированности человеческого капитала, об осуществлении успешного образования в течение жизни и о профессиональной подготовке, соответствующей запросам личности, общества, государства.

Ссылки на источники

1. Таран И. Е., Айрапетова А. А., Малашенко М. С. и др. Профессиональная подготовка педагога в современных условиях // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», 2017. - С. 353-362.

2. Гончаров В. Н., Попова Н. А., Воробьев С. М. Профессиональная подготовка преподавателя: теоретико-методологический аспект содержания // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 5. - С. 99-103.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf.

4. Володарская И. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения реализации стандартов высшего образования нового поколения // Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» (Москва, 14-18 февраля 2012 г.). - Т. 2. - М.: Российское психологическое общество, 2012. - С. 16-17.

5. Шерайзина Р. М. Актуальность непрерывного образования как условие личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. -№ 4. - С. 175-179.

6. Современные стратегии управления образованием: концепции и модели / Сост. Р. М. Шерайзина, М. Ж. Хасаинов. - Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2005. - 152 с.

7. Ильиных С. А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. - 2015. - № 2. - С. 46-51.

8. Старикова О. Г. Проектные стратегии в образовании // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - Т. 34. - № 5. -С. 30-32.

9. Бурая Л. В. Новая стратегия развития заочного педагогического образования в контексте непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 97-102.

10. Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Руднева Е. Л. и др. Педагогическое образование: проблемы, перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С. 6-12.

11. Старикова О. Г. Указан. сочин. - С. 30-32.

12. Doak M. J. Vocational Training. - URL: http://careers.stateuniversity.com/pages/854/Vocational-Training.html

13. Ewing B. An exploration of assessment approaches in a vocational and education training courses in Australia // Empirical Research in Vocational Education and Training/ 2017. - August. - URL: https://ervet-jour-nal.springeropen.com/articles/10.1186/s40461-017-0058-z.

14. Renold U., Bolli T., Caves K. Beyond employer engagement: measuring education-employment linkage in vocational education and training programmes // Journal of Vocational Education and Training. - 2018. - Apr. - URL: https://www.researchgate.net/publication/324207899_Beyond_employer_engagement_measuring_education-employment_linkage_in_vocational_education_and_training_programmes.

15. Adewale P. O., Adhuze O. O. Factors Affecting Polytechnic Students' Perception of Building-Based Vocational Skills // International Journal of Vocational Education and Training Research. - 2017. - Oct. 10. - URL: http://www.sci-encepublishinggroup.com/journal/paperinfo?journalid=372&doi=10.11648/j.ijvetr.20170304.11.

16. Greinert W.-D. European vocational training 'systems' - some thoughts on the theoretical context of their historical development // Vocational training. European journal. - 2004. - № 32. - Р. 18-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Heikkinen А. Models, paradigms or cultures of vocational education // Vocational training. European journal. -2004. - № 32. - Р. 32-44.

18. Косогова А. С. Становление педагога: монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 178 с.

19. Осипова И. С., Пиняскина М. В. Самораскрытие личности в речевом общении [Электронный ресурс] // Огарев-Online. - 2016. - № 21 (86). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-lichnosti-v-rechevom-obschenii.

20. Брикунова С. С., Войнов В. Б., Васильцова А. В. и др. Развитие творческого самовыражения школьников в условиях кризиса современного образования // В мире научных открытий. - 2015. - № 11.6 (71). - С. 1994-2012.

21. Тарасова И. В. Критерии и показатели профессионального самовыражения преподавателей вуза // Акмео-логия. - 2017. - № 1. - С. 78-82.

22. Попова И. В. К вопросу о развитии культуры эмоционального самовыражения подростков в творческом коллективе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 (часть 8). - С. 1818-1820.

23. Авво Б. В., Акали А. А. Заир-Бек Е. С. и др. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 108 с.

24. Мухудадаев М. О. Государственная стратегия модернизации управления образованием // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 133. - С. 196-206.

25. Акинфиева Н. В. Понятие «стратегия» в практике управления образованием // Интеграция науки и практики как механизм развития современного общества: сб. науч. статей / Под ред. проф. Ю. Г. Голуба. - Саратов, 2013. - С. 10-18.

26. Омельченко Е. А., Дадаева Э. П., Прохорова С. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. - 172 с.

27. Шевцова Г. В. Гуманитарные стратегии в российском и зарубежном инженерном образовании: традиции и перспективы: монография. - Новочеркасск, 2011. - 292 с.

28. Мишагина М. В. Инновационный подход к образованию как стратегия устойчивого развития за счет повышения уровня человеческого капитала Самарской области // Качество и инновации в XXI веке: материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2015. - 175-181.

29. Фалунина Е. В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4 (6). - С. 115-117.

30. Попков В. А., Коржуев А. В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. - М.: Рос. акад. образования, 2004. - 192 с.

31. Габеева Л. Н. О стратегии мультикультурализма в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 15. - С. 108-110.

32. Бурая Л. В. Указ. сочин. - С. 97-102.

33. Масленникова В. Ш., Угарова Н. М., Шамсутдинова В. Р. и др. Стратегия инновационного развития профессионального образования и воспитания // Казанский педагогический журнал. - 2012. - 4 (94). - С. 91-101.

34. Азарова Р. Н., Петров В. Л. Указ. сочин. - С. 126-135.

35. Афанасьева О. Ю. Стратегия и тактика управления коммуникативным образованием студентов вузов на основе современных образовательных технологий // Наука и школа. - 2006. - № 6. - С. 12-14.

36. Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1998. - С. 315-323.

37. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 11. - С. 126-128.

38. Львов Л. В. Компетентностно-контекстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. - М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2009. - 286 с.

39. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 126-128.

40. Львов Л. В. Указ. сочин.

41. Лодатко Е. А. Указ. сочин. - С. 126-128.

42. Омельченко Е.А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза / Е.А. Омельченко // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 56-61.

43. Лодатко Е. А. Указ. сочин. - С. 126-128.

44. Лебедева И. П. Моделирование как метод исследования социально-педагогических систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной научно-практической концепции (16-17 сентября 2004 г.) / гл. ред. А. К. Колесников. - Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2004. - С. 29-37.

45. Копылова Н. А. Методологические подходы к исследованию проблемы взаимодействия и сотрудничества в педагогической науке // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - Т. 4. - № 3. - С. 202-209.

46. Замбровская Е. И. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС нового поколения // Альманах мировой науки. - 2016. - № 4-2. - С. 56-58.

Elizaveta A. Omelchenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pre-school Theory and Methodology Chair, Novosibirsk State

Pedagogical University, Novosibirsk

eliam@mail.ru

Modeling of self-expression culture development as one of the most promising educational strategies

Abstract. At present, there is a rather large number of strategic directions of the education system development offered

by scientific pedagogy or emanating from the practice of education. All of them, striving for the fundamental, global

goal - to preserve and improve the level of society development through the reproduction and accumulation of human capital, go to its achievement following their own trajectories, solving certain particular tasks. This leads sometimes to intermediate results lacking coordination, slowing down the process of achieving the main goal of education. In this regard, it becomes urgent to find an answer to the question of perspective educational strategies coordination from both theoretical and practical points of view. A strategy is needed that would be able to either absorb all existing ones or be present in each of them, introducing a balance with other educational strategies in a certain way. The aim of the article is to describe possible types of pedagogical models and conceptual approaches to their construction for such a strategy - the promotion of self-expression culture development for subjects of education. To achieve this goal, we relied on a theoretical analysis of information on the promising educational strategies, which appeared in Russia and all over the world, about self-expression, the culture of self-expression and its development. As a result, it was concluded that promising education strategies can be divided into particular and general ones. The first group of strategies is focused on specific action plans leading to education goal achievement. The second group determines the long-term directions of education development. We have identified four main subgroups within this group: educational management strategies, human capital formation, lifelong education, and professional training. Analysis of each of these subgroups strategies made it possible to note the opportunities for the promotion of self-expression culture development among subjects of education. This resulted in the idea of constructing a model for self-expression culture development. For this purpose, the possibilities of dynamic, factor, typological, content, structural, functional pedagogical models were considered and a conclusion was made about the importance of their construction, taking into account the provisions of one or more of the following conceptual approaches: humanistic, anthropological, personality-oriented, creative, axiological, culturological, technological, task, synergetic. Theoretical generalization and systematization of their essence showed the advisability of constructing a factor-dynamic model of self-expression culture development on the basis of axiological, culturological and system-activity conceptual approaches. The theoretical significance of our research is in identifying the types of personal self-expression culture development models most suitable for working out and their presentation, and in identifying conceptual approaches for their development. The introduction of a strategy for promotion of self-expression culture development into educational practice can lead to the harmonization of currently existing but still fragmented strategies.

Keywords: education, education strategies, promising education strategies, self-expression culture, self-expression culture development, promotion of self-expression culture development.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Омельченко Е. А. Моделирование становления культуры самовыражения как одна из перспективных стратегий образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 614-626. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181052.htm.

DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15648

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Омельченко Е. А., 2018

ISSN 2304-120Х

9II772J04 1 20180

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.