УДК 378+37.0+316.7
Омельченко Елизавета Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса о становлении культуры самовыражения будущих педагогов. Приведено описание существенных характеристик этого феномена, исходящих из сути самоорганизуемой и педагогической деятельности. Раскрывая особенности культуры самовыражения педагога, автор показывает, на какие из них необходимо ориентировать учебный процесс в вузе, максимально содействуя становлению рассматриваемой культуры. В статье указано на шесть соответствующих условий: выделение в учебных дисциплинах сквозных содержательных линий, связанных с вопросами культуры самовыражения педагога; внесение в учебные планы соответствующих учебных предметов; организация деятельности студентов с ориентацией на становление их культуры самовыражения; высокий уровень культуры самовыражения преподавателей; определенным образом организованная образовательная среда вуза.
Ключевые слова: самовыражение, культура самовыражения педагога, студенты педагогического вуза, учебный процесс вуза, становление культуры самовыражения.
Современное высшее образование в России строится на компетентностном подходе, подразумевающем организацию всей деятельности учебного заведения, направленной на становление компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. В статье под компетенциями понимаем результаты обучения. Очевидно, что дисциплины, осваиваемые студентами (будущими педагогами), должны быть подобраны разработчиками учебных планов в вузе так, чтобы максимально содействовать формированию или развитию компетенций, указанных в стандартах.
Однако их успешное освоение студентами педагогического вуза еще не гарантирует, что начинающий воспитатель детского сада, учитель школы, преподаватель будет в полной мере чувствовать себя комфортно при выполнении профессиональных обязанностей, что сможет успешно адаптироваться в коллективе, где ему предстоит работать, и именно в педагогической деятельности найдет возможности для реализации своего потенциала.
Если все это сделать не удается, то профессиональная жизнь человека в образовании быстро завершается. Он ищет и, возможно, находит другие сферы приложения своих усилий, что сводит к нулю «вложенные» в него материальные и интеллектуаль-
ные средства образовательных учреждений и государства, затрудняя обеспечение системы образования высоко квалифицированными кадрами.
Для решения обозначенной проблемы, по нашему мнению, нужно обратиться к созданию условий для реализации в процессе обучения и в профессиональной деятельности такой генетически присущей каждому человеку потребности, как потребность в самовыражении. Она состоит в наличии у личности желания и стремления поделиться с другими людьми тем, что для нее самой значимо, важно, продемонстрировать им предпочитаемые способы поведения и деятельности, проявить, представить себя. Р. Инглхарт [8; 9], разработавший теорию постматериализма, выяснил, что самовыражение является основной ценностью в процессе модернизации обществ и объединяет кластер значений, включающий социальную терпимость, удовлетворенность жизнью, представление себя другим, стремление к свободе. Сходной точки зрения придерживается Х. С. Ким [10], подчеркивая связь самовыражения со свободой, творчеством, стилем, смелостью, уверенностью.
При наличии возможностей для самовыражения человек хорошо физически и психологически себя чувствует, понимает, что занимается нравящимся ему делом, видит в коллегах единомышленников, в среде кото-
рых его принимают и понимают.
В случае, когда начинающий педагог видит возможности выразить себя в профессиональной деятельности, он останется в этой сфере надолго.
Однако педагогическая деятельность предъявляет довольно высокие требования к тому, кто ею занимается. Ведь педагог постоянно находится во взаимодействии с другими людьми, среди которых представители подрастающего поколения, берущие с него пример (дошкольники и ученики начальной школы) или анализирующие его поведение, внешний вид, мировоззрение (подростки, учащиеся старших классов, студенты).
Поэтому педагогу нужно не просто произвольным образом выражать себя, а делать это так, чтобы демонстрировать достойный подражания высокий уровень культуры самовыражения.
Под культурой самовыражения педагога мы понимаем особенности, способы, результаты самоорганизуемой педагогической деятельности, которые он обретает или создает в соответствии с собственными индивидуальными, личностными, профессиональными предпочтениями и в результате взаимодействия с культурой сообщества.
Самоорганизуемая педагогическая деятельность рассматривается нами как профессиональная деятельность, содержанием которой является самостоятельное планирование, организация и осуществление воспитания, развития, обучения детей разного возраста, студентов, взрослых людей.
Начинает складываться названная культу -ра педагога в студенческие годы, постепенно приобретая следующие существенные характеристики.
Положительная направленность педагогических действий в ходе самовыражения, подразумевающая соблюдение норм, требований, правил жизни социума - следование культуре поведения, принятой в обществе. Основная цель этого - подавать своим поведением пример детям, с которыми работает педагог.
Учет внешнего материального окружения и ориентация на детей, их родителей, коллег в процессе самовыражения.
Взаимосвязь и взаимовлияние в структуре культуры самовыражения педагога внутреннего (самораскрытие) и внешнего (самопре-
зентация) компонентов. При этом самораскрытие подразумевает то, насколько педагог способен или в настоящее время может позволить себе «приоткрыть» внутренний мир, свои истинные чувства, переживания, намерения другим людям. Самопрезентация -целенаправленное создание у других людей нужного в данный момент педагогу образа самого себя.
Динамичный, изменчивый характер культуры самовыражения педагога, зависящий от его возраста, стажа работы, профессиональных предпочтений и профессионального окружения - среды образовательной организации, субъектов педагогического процесса.
Проведенные нами исследования [4-6] позволили более детально раскрыть особенности феномена «культура самовыражения педагога», исходя из которых можно выстраивать учебный процесс в вузе, ориентируя его на становление рассматриваемой культуры. В ее основе лежат особенности самовыражения педагога, основой которого, в свою очередь, является самоорганизуемая педагогическая деятельность. К характеристикам самоорганизуемой педагогической деятельности относятся относительная автономность, независимость и самореализация. Автономность предполагает, что определяющее влияние на поведение педагога оказывают его внутренние основания, побуждения. Независимость словарь определяет как «способность и возможность действовать самостоятельно и быть защищенным от давления извне» [1, с. 361]. По словам Л. А. Коростылевой, «самореализация -осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми» [2, с. 4]. В процессе самоорганизуемой педагогической деятельности педагог управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие субъекты педагогического процесса. Осуществление самоорганизуемой педагогической деятельности предполагает наличие готовности к ней, для формирования которой необходимо в учебном процессе вуза развивать способности к ее организации, выполнению, коррекции. Такая деятельность должна давать возможность педагогу продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и в то же время не
противоречить нормам культуры общества, в котором он живет, нормам педагогической этики и такта. На особенности, способы и результаты самоорганизуемой педагогической деятельности влияет педагогическая культура образовательной организации, где работает педагог, его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения в выполнении профессиональных обязанностей.
Из представленного взгляда на культуру самовыражения педагога следует, что учебный процесс в вузе должен быть выстроен с учетом создания условий для того, чтобы будущие педагоги видели возможность и умели:
- понять важность культуры самовыражения для педагога;
- узнать и принять нормы, ценности педагогической культуры современности;
- самостоятельно организовывать педагогическую деятельность;
- изучить, понять, осмыслить свои профессиональные предпочтения;
- постоянно могли применять способы педагогической деятельности, освоенные в ходе обучения;
- анализировать особенности и результаты выполненной педагогической деятельности;
- делать выводы об эффективности своей педагогической деятельности.
Решению этой задачи может способствовать, например, выделение в учебных дисциплинах в качестве одной из содержательных линий вопросов, связанных с культурой самовыражения (первое условие содействия становлению культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза). Ими могут выступать: самоорганизуемая деятельность - основа педагогической деятельности; самовыражение - основополагающая потребность человека; функции, уровни, средства, способы самовыражения личности в педагогической деятельности; «нормативные», социальные, культурные требования к самовыражению педагога в профессиональной деятельности; компоненты культуры самовыражения педагога; проявление культуры самовыражения педагога в профессиональной деятельности; готовность педагога к самовыражению в педагогическом взаимодействии и т. д.
Кроме того, целесообразно обогатить
программы учебной и производственной практики будущих педагогов заданиями на анализ самовыражения и культуры самовыражения профессиональных педагогов и самих студентов.
Вторым условием, создание которого положительно скажется на становлении культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза, является внесение в учебные планы их подготовки дисциплин, в явном виде ориентированных на знакомство студентов со спецификой культуры самовыражения педагогов. В качестве таких дисциплин мы предлагаем, например, следующие: «Педагогика самовыражения в профессии», «Культура самовыражения педагога», «Культура самовыражения личности в педагогической деятельности».
Третьим условием является организация деятельности студентов на занятиях, во время педагогической практики и во внеаудиторное время. В данном случае мы имеем в виду, что вся деятельность студентов - будущих педагогов в той или иной степени будет насыщена смоделированными или реальными педагогическими ситуациями, требующими их собственного самовыражения или создания условий для самовыражения детей, с которыми им предстоит работать, проявления высокого уровня культуры самовыражения в профессии.
Такие ситуации преподаватели вуза могут создавать на учебных занятиях - лекциях, семинарах, лабораторных и практических работах, в самостоятельной работе студентов, на практике, в учебно- и научно-исследовательском видах деятельности, в которые вовлекаются студенты. При этом важно, чтобы студенты все более глубоко понимали смысл педагогической деятельности, имели возможность взаимодействовать с другими субъектами педагогического процесса, демонстрируя свою включенность в педагогическую культуру и презентуя результаты элементов педагогической деятельности, выполненных или освоенных ими.
На учебных занятиях для этого у будущих педагогов должны быть возможности проявить активность и самостоятельность. Положительно скажется на становлении культуры самовыражения обучающихся в учебном процессе вуза проблемность изложения преподавателем теоретических и практических
сведений, касающихся педагогической деятельности, проведение разных типов учебных занятий. Кроме того, необходимо обеспечение содержательной и деятельностной вариативности выполнения работ, предлагаемых студентам.
Четвертое условие - наличие высокого уровня культуры самовыражения преподавателей вузов, отражающегося во взаимодействии со студентами и коллегами. Это условие мы выделяем в связи с тем, что у будущих педагогов должен быть пример того, как можно достойно проявить, выразить себя в педагогической деятельности. Такой пример за годы обучения в вузе им могут подавать именно преподаватели, с которыми они постоянно взаимодействуют.
Пятым условием стало наличие в обращении у студентов и преподавателей учебно-методических пособий, раскрывающих теоретические и практические вопросы, связанные с разными аспектами культуры самовыражения педагогов и ее становления. Ведь, чтобы содействовать становлению рассматриваемой культуры, нужно в первую очередь знать и понимать, что это такое, представлять структуру этого понятия, иметь сведения об условиях, позволяющих оказывать положительное влияние на культуру самовыражения (как свою собственную, так и других субъектов педагогического процесса).
В качестве шестого условия назовем образовательную среду вуза, которая способна оказывать положительное влияние на становление характеристик культуры самовыражения студентов. Образовательная среда вуза - частный случай образовательный среды, которую мы вслед за В. А. Ясвиным рассматриваем как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7, с. 14].
Отметим, что в контексте влияния образовательной среды вуза на становление культуры самовыражения будущих педагогов важно ее взаимодействие со студентами, посредством которого осуществляется развитие или формирование педагогических способностей, потребностей заниматься педагогической деятельностью, профессиональных интересов, профессионального са-
мосознания обучающихся.
«Образовательная среда выступает как: а) субъективный опыт восприятия действительности; б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике; в) существующее образовательное взаимодействие социального окружения» [3, с. 171]. В этом смысле важность образовательной среды для становления культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза состоит в ее опосредованном и постоянном влиянии. Обучающиеся «впитывают» ее особенности и, даже часто не осознавая этого, подстраиваются под ее требования, присваивают нормы, на соблюдение которых она ориентирована. Следствием этого становятся особенности восприятия студентами педагогической действительности и деятельности. Они за годы обучения развивают у себя педагогические способности, профессионально значимые качества и компетенции, ориентируясь на возможности выразить, реализовать себя в сфере образования как будущей профессиональной среде.
Учитывая, что образовательная среда вуза «создает определенную атмосферу, дух, комфортность, к которым человек стремится, в которые хочет погрузиться вновь, построить их на новом месте как некую модель» [3, с. 172], студент будет испытывать желание в ней находиться, самореализовываться, проявлять себя. Сначала это справедливо по отношению к обучению, а затем, после окончания вуза, к профессиональной деятельности, где начинающий педагог станет транслировать и воссоздавать наиболее существенные черты образовательной среды, которые воздействовали на него в вузе. В рамках данной статьи речь идет об условиях, позволяющих ему выразить себя.
Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о положительном влиянии на становление культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза описанных в статье условий. Их комплексное создание позволит, с одной стороны, достигать заданных образовательными стандартами результатов обучения, а с другой -будет содействовать обеспечению системы образования кадрами, которые способны и стремятся долго и с высокими результатами работать в образовательных организациях.
Библиографический список
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. - М.: Эксмо, 2009. - 656 с.
2. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - С. 4-56.
3. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. - 2011. - № 10, Т. 2. - С. 170-172.
4. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г.). - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - С. 48-55.
5. Омельченко Е. А. Педагогический взгляд на феномен самовыражения личности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. -
С. 102-106.
6. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 152 с.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
8. Inglehart R. Modernization and postmodernization: cultural, economic and political change in 43 societies. - Princeton: Princeton University Press, 1997. - 440 p.
9. InglehartR., Welzel С. Modernization, cultural change and democracy the human development sequence. - New York: Cambridge University Press, 2005. - 464 p.
10. Kim H. S. Culture and self-expression [Электронный ресурс] // Psychological science agenda. - URL: http://www.apa.org/science/about/ psa/2010/06/sci-brief.aspx. (дата обращения: 11.12.2015).
Поступила в редакцию 10.12.2015
Omelchenko Elizaveta Aleksandrovna
Cand. Sci. (Pedag.), Prof. of the Theory and Methodology of Preschool Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected] Novosibirsk, Russia
A CULTURE OF SELF-EXPRESSION OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL
Abstract. The article is devoted to consideration of the promotion of a culture of self-expression of future teachers. Describes the significant characteristics of this phenomenon emanating from the essence of self-organized and educational activities. Revealing the cultural peculiarities of expression of the teacher, the author shows which of them it is necessary to Orient the educational process in higher educational institutions, most assisting the formation of the considered culture. The article is listed on the six relevant conditions: isolation in the classroom through meaningful lines associated with the cultural expression of the teacher; the introduction into curricula of relevant subjects; organization of activity of students with a focus on the formation of their culture of self-expression; a high level of culture of self-expression teachers; in a certain way-organized educational environment of the University.
Keywords: self expression, culture expression of the teacher, the students, the educational process of the University, a culture of self-expression.
References
1. Antsupov, A. Ya., Shipilov, A. I., 2009. Slovar' konfliktologa [Conflict Dictionary]. Moscow: Eksmo, 656 p. (in Russ.).
2. Korostyleva, L. A., 1997. Problema samore-alizatsii lichnosti v sisteme nauk o cheloveke [The Problem of self-realization in the system of Sciences about the person]. Psihologicheskije problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of self-realization]. St. Petersburg: St. Petersburg Uni-
versity Publ., pp. 4-56 (in Russ.).
3. Merzon, E. E., 2011. Obrazovatel'naja sreda kak factor formirovanija professional'noj kompe-tentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Educational environment as the factor of formation of professional competence of students of pedagogical universities]. Molodoj uchenyj [The Young scientist], 10, T. 2, pp. 170-172 (in Russ.).
4. Omelchenko, E. A., 2013. Kultura samovy-
razhenija: pon'atije i vzaimosv'az' komponentov [The culture of self-expression: the concept and relationship components]. Teoreticheskije i metodolog-icheskije problemy sovremennykh nauk [Theoretical and methodological problems of modern science: materials of IX International scientific-practical conference (Novosibirsk, October 5)]. Novosibirsk: Sib-print, pp. 48-55 (in Russ.).
5. Omelchenko, E. A., 2013. Pedagogicheskij vzgl'ad na fenomen samovyrazhenija lichnosti [Pedagogical view of the phenomenon of self-expression]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 102-106 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Omelchenko, E. A., 2013. Samovyrazhenije i kultura samovyrazhenija lichnosti (pedagogicheskij aspect) [Expression and culture of self-expression (pedagogical aspect)]. Novosibirsk: Sibprint, 152 p.
(in Russ.).
7. Yasvin, V. A., 2001. Obrazovatelnaja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl, 365 p. (in Russ.).
8. Inglehart, R., 1997. Modernization and post-modernization: cultural, economic and political change in 43 societies. Princeton: Princeton University Press, 440 p.
9. Inglehart, R., Welzel, C., 2005. Modernization, cultural change and democracy the human development sequence. New York: Cambridge University Press, 464 p.
10. Kim, H. S., 2010. Culture and self-expression [online]. Psychological science agenda. Available at: http://www.apa.org/science/about/psa/2010/06/sci-brief.aspx (Accessed 11 December 2015).
Submitted 10.12.2015