УДК 37.013.42-057.177.4 ББК Ч466.46+У291.21-21
ГСНТИ 14.43.43
Код ВАК 13.00.02
Новодворская Наталия Борисовна,
председатель совета, Объединение юридических лиц «Ассоциация детских и молодежных организаций Костанайской области»; Казахстан, г. Костанай, п. Амангельды, ул.Северная, 16; Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454092, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а; e-mail: [email protected].
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: менеджер; некоммерческие организации; педагогические условия.
АННОТАЦИЯ. Проведен анализ современной социально-культурной ситуации, который подтверждает значимость педагогических исследований в области развития управления некоммерческими организациями. Определена сущность некоммерческих организаций как социокультурного института, что позволило выделить особенности личности менеджера, осуществляющего деятельность по управлению развитием некоммерческих организаций. Выделены критерии управленческой деятельности менеджеров некоммерческих организаций. На основании аспектирования деятельности менеджеров с позиции саморазвития, встраивания социального взаимодействия при использовании ресурсов некоммерческих организаций и с учетом особенностей некоммерческих организаций определен комплекс педагогических условий, влияющий на успешность данного вида деятельности. Педагогическими условиями при этом выступают: организация вариативной деятельности по социально-культурному саморазвитию менеджеров; использование социально-культурных ресурсов в деятельности менеджеров некоммерческих организаций; координация взаимодействия социально-культурных институтов, участвующих в деятельности некоммерческих организаций (ведет к созданию структуры общественных объединений). Результатом внедрения данных условий будет достижение менеджерами высокого уровня в управлении некоммерческими организациями.
Novodvorskaya Natalia Borisovna,
Chair of the Association of legal entities "Association of Child and Youth Organisations of Kostanay région", Chelyabinsk State
Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.
KEY WORDS: manager, non-profit organisations, pedagogical conditions.
ABSTRACT. The analysis of the current sociocultural situation confirms the importance of educational research in the field of management development of non-profit organizations. The main point of non-profit organizations has been defined as a sociocultural institution and it allowed highlighting features of the person performing activities to manage the development of non-profit organizations. In addition, the criteria of management activities of non-profit organization's managers have been singled out. On the basis of considering activities of managers from a perspective of self-development, embedding of social interaction while using the resources of non-profit organizations, and taking into account the characteristics of these organisations, the set of pedagogical conditions was defined, which influences the success of this activity category. At the same time, the pedagogical conditions are organization of variative activities for socio-cultural self-development of managers, usage of socio-cultural resources in the activities of non-profit or-ganization'smanagers; coordination of the interaction between socio-cultural institutions involved in the activities of non-profit organizations (leading to the creation of a structure of public associations). Moreover, the result of implementing of these conditions will be an achievement of high level of the management innon-profit organizations.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MANAGER'S ATIVITIES OF NONPROFIT ORGANIZATIONS
овременное мировое сообщество представляет собой сложную сис-
развитие общества, сократить разрыв между властью и обществом, снизить социальную напряженность, смягчить протестный потенциал населения.
тему социально-культурных взаимоотношений, включающую взаимовлияние государственных структур, общественных объединений, некоммерческих организаций и личности. При этом государством и обществом все большее внимание уделяется развитию некоммерческих организаций как регулятору общественных отношений в демократическом обществе, базовому ресурсу для достижения политической и экономической стабильности общества, обеспечению через взаимодействие с гражданскими инициативами развития социального капитала, способного обеспечить эффективное
Некоммерческая организация есть демократически организованная структура, объединенная общей целью, ценностями, в которых личность проявляет себя субъектом, активно влияющим на результаты деятельности организации, отвечающая социально-культурным запросам общества [2, 10].
Некоммерческие организации - это социально-культурный институт, который определяет связь молодежных и взрослых общественных структур, связывая систему демократизации, воспитания и формирова-
© Новодворская Н. Б., 2015
ния гражданской позиции с интересами государства, и, в тоже время, они характеризуются как организованные структуры, способные оказывать влияние на культуру социальной среды.
Общими характеристиками некоммерческих организаций как социально-культурного института, на основании исследований Н. Ф. Басова [4], В. А. Кудиновой [6], Р. А. Литвак [70], Н. И. Морозовой [8], Е. М. Харлановой [15] и др., выступают: безусловная добровольность членства; возможность самостоятельно (без вмешательства извне) определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности, содержание и формы своей деятельности; гуманистический (уважительный, внимательный по отношению к человеку) стиль отношений в объединении; развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни, что создает неповторимый облик объединения.
Специфическими характеристиками некоммерческих организаций на основе исследований Г. В. Сабитова [11], Н. М. Костина [5], С. Ф. Сироткин [14], О. Г. Серова [13], В. А. Байметов [3] и др. являются: наличие социально-ценной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность; организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество; четко выраженная структура; корпоративный кодекс; гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления социально-культурной деятельности).
Признаками социально-культурного института выступают: целесообразный характер деятельности; структура отношений; наличие регуляторов социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового регулирования; ценностная составляющая разнонаправленной деятельности; сочетание управления и самоуправления для реализации основных функций.
Как социально-культурный институт некоммерческие организации требуют выстраивания системы управления, развития и стратегического партнерства, где важная роль принадлежит менеджеру как организатору данной деятельности. Специфическая роль менеджеров некоммерческих организаций заключается в том, чтобы согласовать интересы государства, самой организации, ее членов, волонтеров, потребности целевой группы, лидеров общественного мнения, социума, отдельных сотрудников, свои личные. Это требует специфических знаний социально-культурного, содержательного и технологического порядка, понимания основ менеджмента
применительно к специфике некоммерческих организации.
Целью исследования выступает теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели социально-педагогического сопровождения деятельности менеджеров некоммерческих организаций, которая включает вариативную и инвариантную составляющую и комплекс педагогических условий.
Комплекс педагогических условий направлен на совершенствование исследовательского механизма деятельности менеджера через программирование действий, активизирующих деятельность менеджера и осуществление диагностики процесса развития управленческих качеств менеджера.
Управленческая деятельность менеджеров некоммерческих организаций оценивается нами по следующим компонентам: нормативно-когнитивный - способность к обучению и саморазвитию, направленность личности; организационно-коммуникативный - способность к самоорганизации, формы активности и коммуникации; информационный - способность к объективной оценке информации, включению в информационное пространство; социального взаимодействия - способность к социальному взаимодействий, сотрудничеству и сотворчеству; аналитический - способность к рефлексивно-аналитическому мышлению, адекватной самооценке.
Педагогические условия обосновываются исходя из нескольких педагогических аспектов.
Так, областью деятельности менеджера выступает обеспечение эффективного управления организацией, социально-экономическими и культуротворческими процессами; организация систем управления; совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития [12]. Соответственно, в процессе реализации педагогических условий необходимо аккумулировать знания, умения, опыт деятельности менеджера некоммерческих организаций, при этом основой управленческой деятельности становиться саморазвитие менеджера.
Рассматривая процесс саморазвития как значимый аспект при определении педагогических условий, следует исходить из характеристики саморазвития как изменения в личностной сфере под целенаправленным воздействием личности на самое себя в процессах самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самореализация и т. д.
Мы опираемся на исследование В. И. Андреева о том, что:
а) функциональный блок саморазвития личности включает в себя такие образования как самопознание и самопроектирование; к факторам управленческого характера относятся самооценка, самоконтроль, саморегуляция; средствами саморазвития выступают самообучение, самовоспитание, самообразование;
б) к интенции процесса развития в режим саморазвития ведут: внутренние исходные предпосылки, в содержании которых важное значение имеют мотивы и ценностные ориентации личности (основное психологическое состояние - «хочу»); умение осуществлять заданную деятельность, адекватно ее оценивать и проектировать дальнейшее ее совершенствование (основное психологическое состояние - «могу - делаю»);
в) ведущим педагогическим принципом данного процесса выступает принцип осознанной перспективы [1].
Для осуществления деятельности в некоммерческих организаций менеджеру необходимо использовать совокупность различных видов ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, методических, социально-культурных и др., необходимых для осуществления деятельности социальных партнеров.
При этом основными социальными партнерами некоммерческих организаций становятся государственные органы, то есть значимой задачей менеджера становится инициирование межсекторного взаимодействия. Для некоммерческих организаций мотивацией сотрудничества является повышение результативности их деятельности с целью реализации избранной миссии. Задачами взаимодействия выступают: преодоление стереотипов и штампов в органах власти в отношении структур гражданского общества; необходимое изучение неправительственными организациями принципов и механизмов деятельности властных фор-
мирований, приобретение знаний о бюджетной системе страны, о формах и методах контроля над расходованием бюджетных средств. Формой взаимодействия и поддержки некоммерческих организаций выступает государственный социальный заказ [9].
Таким образом, педагогическими условиями социально-педагогического сопровождения деятельности менеджеров некоммерческих организаций выступают следующие:
- организация вариативной деятельности по социально-культурному саморазвитию менеджеров (социально-культурное саморазвитие возможно при организации вариативной деятельности направленной на развитие личности как будущего лидера, организацию взаимодействия в социуме и культуре);
- использование социально-культурных ресурсов в деятельности менеджеров некоммерческих организаций (представляют собой организационно-содержательное и методико-педагогическое обеспечение, которые при использовании в совместной деятельности могут способствовать более успешному развитию некоммерческих организаций);
- координация взаимодействия социально-культурных институтов, участвующих в деятельности некоммерческих организаций (ведет к созданию структуры общественных объединений нового типа, рассчитанной на объединение ресурсов различных учреждений).
Комплекс педагогических условий направлен на конкретный результат: переход на более высокий уровень управленческой деятельности менеджеров некоммерческих организаций. Результатом внедрения данных условий будет достижение менеджерами высокого уровня в управлении некоммерческими организациями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань : СКАМ, 1992.
2. Андронов О. В. Некоммерческие организации как фактор политического развития России на современном этапе / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9. № 1. С. 126-129.
3. Байметов В. А. Диалог в профессиональном самоопределении (в контексте психологического консультирования по выбору профессии) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : МГУ, 1990. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18055.php.
4. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики. М. : Академия, 2005.
5. Костина Н. М., Мальцева Э. А. Детское движение как предмет научного познания // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 3-2. С. 81-92.
6. Кудинов В. А. Лейкин А. Я. Юная Россия. Истотрия детского и молодежного движения в России XX веке. СПб. : Инст. соц. пед. и псих., 2000.
7. Литвак Р. А. Основные тенденции развития современных детских общественных объединений // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 191-193.
8. Морозова Н. И. Модернизация системы планирования развития территориальных социально-экономических систем в РФ с целью повышения качества жизни населения / / Управление экономически-
ми системами : электронный научный журнал. 2013. № 1 (49)- С. 16.
9. Пинчук Н. В., Якушина М. С. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства / / Человек и образование. 2011. № 4. С. 35-39.
10. Попова Ю. С. Эффективность работы правительственных и некоммерческих организаций города Костаная, Костанайской области (Казахстан) // Перспективы науки. 2013. № 7 (46). С. 90-93.
11. Сабитова Г. В. Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода / / Образовательная политика : ежемес. информ.-аналит. журн. 2008. N 12. C. 31-33.
12. Саморуков В. И. Системно-ситуативная модель психолого-педагогической подготовки офицерских кадров : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
13. Серова О. А. Развитие законодательства о некоммерческих организациях в России / / Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zakonodatelstva-o-nekommercheskih-organizatsiyah-v-rossii
14. Сироткин С. Ф. Психолого-педагогические исследования профессиональной деятельности : сборник статей / сост. С. Ф. Сироткин. Удмурт. гос. ун-т. 2001.
15. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности СПО : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск : ЧГПУ, 2002.
LITERATURE
1. Andreev V. I. Samorazvitie tvorcheskoy, konkurentosposobnoy lichnosti menedzhera. Kazan' : SKAM, 1992.
2. Andronov O. V. Nekommercheskie organizatsii kak faktor politicheskogo razvitiya Rossii na sovremennom etape // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Poli-tologiya. 2009. T. 9. № 1. S. 126-129.
3. Baymetov V. A. Dialog v professional'nom samoopredelenii (v kontekste psikhologicheskogo konsul'tirovaniya po vyboru professii) : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M. : MGU, 1990. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18055.php.
4. Basov N. F., Basova V. M., Kravchenko A. N. Istoriya sotsial'noy pedagogiki. M. : Akademiya, 2005.
5. Kostina N. M., Mal'tseva E. A. Detskoe dvizhenie kak predmet nauchnogo poznaniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2008. № 3-2. S. 81-92.
6. Kudinov V. A. Leykin A. Ya. Yunaya Rossiya. Istotriya detskogo i molodezhnogo dvizheniya v Rossii XX veke. SPb. : Inst. sots. ped. i psikh., 2000.
7. Litvak R. A. Osnovnye tendentsii razvitiya sovremennykh detskikh obshchestvennykh ob"edineniy // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. № 6 (37). S. 191-193.
8. Morozova N. I. Modernizatsiya sistemy planirovaniya razvitiya territorial'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v RF s tsel'yu povysheniya kachestva zhizni naseleniya // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami : elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2013. № 1 (49). S. 16.
9. Pinchuk N. V., Yakushina M. S. Modelirovanie sotsiokul'turnykh setey v protsesse formirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva / / Chelovek i obrazovanie. 2011. № 4. S. 35-39.
10. Popova Yu. S. Effektivnost' raboty pravitel'stvennykh i nekommercheskikh organizatsiy goroda Kostanaya, Kostanayskoy oblasti (Kazakhstan) // Perspektivy nauki. 2013. № 7 (46). S. 90-93.
11. Sabitova G. V. Podgotovka konkurentosposobnykh spetsialistov v kolledzhe na osnove marketingovogo podkhoda / / Obrazovatel'naya politika : ezhemes. inform.-analit. zhurn. 2008. N 12. C. 31-33.
12. Samorukov V. I. Sistemno-situativnaya model' psikhologo-pedagogicheskoy podgotovki ofitser-skikh kadrov : dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006.
13. Serova O. A. Razvitie zakonodatel'stva o nekommercheskikh organizatsiyakh v Rossii / / Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zakonodatelstva-o-nekommercheskih-organizatsiyah-v-rossii
14. Sirotkin S. F. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya professional'noy deyatel'nosti : sbornik statey / sost. S. F. Sirotkin. Udmurt. gos. un-t. 2001.
15. Kharlanova E. M. Razvitie sotsial'noy aktivnosti studentov pedagogicheskogo vuza v deya-tel'nosti SPO : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk : ChGPU, 2002.
Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор Р. А. Литвак.