Научная статья на тему 'Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия)'

Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОЛЬКЛОР / ОЛОНХО / ХОМУСИСТЫ / АНСАМБЛЬ "УОЛАН" / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / CREATIVE POTENTIAL / FOLKLORE / OLONKHO / KHOMUSISTS / "UOLAN" ENSEMBLE / SELF-REALIZATION / NATIONAL GYMNASIUM / EVALUATION CRITERIA / AMATEUR PERFORMANCE / CREATIVITY / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиряев Анатолий Николаевич, Неустроев Николай Дмитриевич

В статье представляется особые условия для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся национальной гимназии. Особенность заключается в сохранении родного языка, изучении истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Наряду с этим отмечается разнообразие внеучебной, метапредметной деятельности данного учреждения. Внеучебная деятельность направлена на сохранение, развития и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве» с целью формирование потребностей в самореализации у субъектов данного пространства. Уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям: мотивационно-ценностному, эмоционально-потребностному и профессионально-деятельностному. Ожидаемый результат высокий уровень самореализации творческого потенциала субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиряев Анатолий Николаевич, Неустроев Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-REALIZATION AND CREATIVE POTENTIAL FOR STUDENTS OF YAKUTSK CITY NATIONAL GYMNASIUM SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

The article presents special conditions for the realization of the innate creative potential of the students of the national gymnasium. The peculiarity consists in preserving the native language, studying history and culture on the basis of the epos of OLONKHO, declared by UNESCO as one of the "masterpieces of the oral and intangible heritage of mankind". Along with this, there is a diversity of extracurricular, meta-subject activity of this institution. Extracurricular activities are aimed at preserving, developing and multiplying the heritage of the previous generation. The authors developed a model of "Self-realization of the creative potential of students in the cultural and educational space" in order to form the needs for self-realization among the subjects of the given space. Levels of self-realization of creative potential of students in CPC are evaluated in three directions: motivational-value, emotionally-demanding and professionally-activity. The expected result is a high level of self-realization of the creative potential of the subjects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия)»

Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)

Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де-Жанейро

100 Венгрия США Румыния США США США Венгрия

200 Венгрия Венгрия Румыния Зимбабве Зимбабве США США

Как видно из таблиц 3 и 4, абсолютным лидером по завоеванному количеству золотых медалей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр является сборная команда США, как у мужчин, так и у женщин.

Таким образом, анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у мужчин:

На дистанции 100м н/с улучшился на 2,0 сек., а средний темп прироста составил 1,9%.

На дистанции 200м н/с улучшился на 4,8 сек., а средний темп прироста составил 2,9%.

Анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у женщин:

На дистанции 100м н/с улучшился на 2,2 сек., а средний темп прироста составил 1,8%.

На дистанции 200м н/с улучшился на 1,0 сек., а средний темп прироста составил 0,2%.

Наибольший скачок прироста скорости наблюдается у мужчин на дистанции 200м на спине (2,9%), а самый наименьший прирост скорости - у женщин на дистанции 200м на спине (0,2%). На дистанции 100м на спине, как у мужчин, так и у женщин, прирост скорости почти одинаковый и составляет около 1,8%.

Анализ результатов выступления позволил определить количество золотых медалей, завоеванных различными странами на дистанциях 100, 200м на спине на Олимпиадах (1992-2016 гг.).

Итак, золотые медали на дистанциях 100, 200м на спине (мужчины и женщины) завоевали:

Сборная команда США - 18 золотых медалей.

Сборная команда Венгрии - 4 золотые медали.

Сборная команда Румынии и Зимбабве - по 2 золотые медали.

Сборная команда Канады и Испании - по 1 золотой медали.

Выводы. Анализ исследования показал, что динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанции на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр, имеет тенденцию к увеличению скорости плавания.

Анализ результатов исследования позволил выявить наибольший прирост скорости у пловцов-победителей в период XXV-XXXI Олимпийских игр на дистанции 200м н/с у мужчин (2,9%), а наименьший прирост на дистанции 200м н/с - у женщин (0,2%).

Как показал анализ результатов исследования, наибольшее количество золотых медалей на дистанциях на спине завоевала сборная команда США - 18, далее сборная команда Венгрии - 6 золотых медалей, затем команды Румынии и Зимбабве имеют по 2 золотые медали, команды Канады и Испании завоевали по 1 золотой медали.

Литература:

1. Абсамямов, Т. М. О дальнейшей подготовке пловцов высшего класса / Т. М. Абсалямов // Плавание. -Москва : Физкультура и спорт, 1986. - С. 8-11.

2. Результаты Олимпиад [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.olympiady.ru

3. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Горизонт, 2012. - 288 с.

4. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. - Москва: Педагогика, 1953. - С. 26.

Педагогика

УДК 378.016:811'243

аспирант Чиряев Анатолий Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Неустроев Николай Дмитриевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье представляется особые условия для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся национальной гимназии. Особенность заключается в сохранении родного языка, изучении истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Наряду с этим отмечается разнообразие внеучебной, метапредметной деятельности данного учреждения. Внеучебная деятельность направлена на сохранение, развития и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве» с целью формирование потребностей в самореализации у субъектов данного пространства. Уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям:

мотивационно-ценностному, эмоционально-потребностному и профессионально-деятельностному. Ожидаемый результат - высокий уровень самореализации творческого потенциала субъектов.

Ключевые слова: творческий потенциал, фольклор, олонхо, хомусисты, ансамбль «Уолан», самореализация, национальная гимназия, критерии оценивания, самодеятельность, творческость, рефлексивность.

Annotation. The article presents special conditions for the realization of the innate creative potential of the students of the national gymnasium. The peculiarity consists in preserving the native language, studying history and culture on the basis of the epos of OLONKHO, declared by UNESCO as one of the "masterpieces of the oral and intangible heritage of mankind". Along with this, there is a diversity of extracurricular, meta-subject activity of this institution. Extracurricular activities are aimed at preserving, developing and multiplying the heritage of the previous generation. The authors developed a model of "Self-realization of the creative potential of students in the cultural and educational space" in order to form the needs for self-realization among the subjects of the given space. Levels of self-realization of creative potential of students in CPC are evaluated in three directions: motivational-value, emotionally-demanding and professionally-activity. The expected result is a high level of self-realization of the creative potential of the subjects.

Keywords: creative potential, folklore, Olonkho, khomusists, "Uolan" ensemble, self-realization, national gymnasium, evaluation criteria, amateur performance, creativity, reflexivity.

Введение. В «Концепции развития российского образования с 2016 до 2020 гг.» ведущим направлением педагогической деятельности обозначено повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне. Для этого следует создавать соответствующие условия для реализации индивидуальной траектории развития обучающегося, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка [1]. В связи с этим, мы обращаем внимание на условия, обеспечивающие реализацию творческого потенциала школьников, чтобы они стали конкурентоспособными личностями в современном мире.

Самореализация творческого потенциала школьников процесс длительный и условно поэтапный. Когда мы говорим о самореализации творческого потенциала школьников, представляем перед собой более сложный процесс их самовоспитания и самоуправления, где учителя выступают в качестве организаторов и наставников самостоятельной и инициативной деятельности обучающихся. Речь идет о переходе от знаниевой парадигмы к развитию творческой личности каждого учащегося.

«... Мы наблюдаем реальные изменения детства, изменившееся пространство его функционирования, изменившийся уровень его социального и психофизиологического созревания, что порождает множество вопросов: педагогических, психологических, философских, культурологических. Но в основе всех требующих научной проработки задач, проблем, направлений лежит необходимость четкого понимания особенностей современного детства, его дифференцированной характеристики, специфики функционирования в современной исторической ситуации» [6, с. 651].

Изложение основного матеиала статьи. Цель статьи представляет собою создание соответствующих педагогических условий для самореализации творческого потенциала обучающихся Якутской городской национальной гимназии. Особенность заключается в национально-региональном культурно-образовательном пространстве, т.е. в сохранении родного языка, изучении истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Показывается организационно-педагогическое разнообразие и своеобразие внеучебной, метапредметной деятельности национальной гимназии. Исходя из этого, авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии» на примере Якутской городской национальной гимназии. При этом одной из главных задач является формирование личностных потребностей в самореализации у субъектов данного культурно-образовательного пространства [4]. Уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям: мотивационно-ценностному, эмоционально-потребностному и профессионально-деятельностному. Ожидаемый результат - высокий уровень самореализации творческого потенциала субъектов.

Разработанная нами модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии» представляется в следующем структурно-содержательном плане (см. таб. 1).

Ценностно-целевой компонент. Цель: формирование потребностей в самореализации у субъектов культурно-образовательного пространства национальной гимназии

Задачи: - сформировать у обучающихся: а) потребности в самостоятельном поиске знаний и приобретение умений и навыков в условиях культурно-образовательного пространства; б) стремление к самореализации в КОП; - создать педагогические условия , развивающие у обучающихся внутренние стимулы быть готовыми к самореализации в новых условиях КОП. Закономерности: - соответствие условий КОП для активизации потребностей и самореализации обучающихся; - характер их позитивного влияния на субъекты КОП; - интенсивность процесса самореализации обучащихся в КОП и организация достижениий учебных и воспитательных задач. Подходы: аксиологический, системно-деятельностный, метапредметный, этнопедагогический, компетентностный Принципы: природоспособность, культуросообразность, диалогичность взаимодействия в культурно-образовательном пространстве.

Субъектный компонент Учащиеся - учителя - педагоги - родители

Научно-методический. Содержание деятельности педагога по самореализации творческого потенциала учащихся в культурно-образовательном пространстве

Формы: групповые и индивидуальные. Средства: мультимедиа лаборатория, Интернет, интерактивные учебные технологии, национальные музыкальные инструменты. Методы: - методы организации учебной и внеучебной деятельности (сотрудничество, метод проектов, портфель ученика и его личный кабинет, общение в группах); - методы формирования и развития творческого потенциала обучающихся (эвристические беседы, индивидуальное и групповое участие в олимпиадах, конкурсах и др.). Предоставление условий для самореализации означает наличие культурно-образовательного пространства, способствующего развитию личностного творческого потенциала педагога и воспитанника: - свобода действий; - преодоление препятствий в процессе самореализации; - использование культурного наследия старшего поколения; - обучение языкам для межкультурного взаимодействия в КОП; - реализация собственного потенциала.

Критериально-результативный компонент

Критерии оценки уровня самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП 1. Мотивационно-ценностный. Критерий - непреклонное стремление реализовать свой творческий потенциал в желаемой форме. Показатель: активное участие в

Этапы Начальный (исходный), формирующий (процесс самореализации), обобщающий (обоснование полученных результатов). учебно-воспитательных мероприятиях, кружках и секциях. 2. Эмоционально-потребностный . Критерий - рефлексивность. Показатели: умение концентрировать себя, уверенность и вера в себя, проявление силы воли к реализации собственного творческого потенциала; 3. Профессионально-деятельностный (критерии - самостоятельность, автономность, самодеятельность, творческость. Показатели: самореализация своего творческого потенциала.

Предполагаемый результат - высокий уровень самореализации творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии

Как видно из структурно-содержательной модели, на мотивационно-ценностном поэтапном компоненте формируется у обучающихся непреклонное стремление реализовать свой творческий потенциал в желаемой

форме. Предполагается, что единственно верным показателем данного этапа является активное участие обучающихся в учебно-воспитательных мероприятиях, кружках и секциях. Внеучебная деятельность Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ) разнообразна и охватывает 5 направлений такие как спортивно-оздоровительная деятельность, интеллектуальная деятельность (проекты и библиотечное занятие, информатика и ИКТ), этнокультурная деятельность (фольклор, олонхо, художественные танцы, ансамбль хомусистов) и музыка для всех. Ниже приведены сведения занятости обучающихся в внеучебной деятельности национальной гимназии (см. таблицу 2).

Таблица 2 [2, с. 9]

№ Наименование кружка, секции студии и т.д. Количество учащихся Класс Охват обуч-ся Ф.И.О. руководителя

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Вокальный ансамбль «Уолан» 5 1б (2%) Шамаева М.И.

2 Хор 32 2а (8%) Степанов К.Р.

3 Психология 63 4 а, б (16%) Макарова А.К.

4 Мир музея 61 4а,4б (16%) Гоголева С.А.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Английский язык 30 2б (8%) Лебедева Е.М.

2 Логика 59 2б,2г,2в (15%) Атласова М.Р., Кокова Л.А., Гоголева М.Г.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Хабылык 11 2в, (3%) Белолюбская Н.Н.

2 Мындыр иис 30 2д, 3б (8%) Сунхалырова Е.С., Попова М.П.

3 Хомус 61 4а, 3б (16%) Максимова Н.М., Семенова Е.А

4 Хабылык 15 3а (4%) Белолюбская М.М.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Теннис 2 2в (5,2%) Слепцов А.А.

2 Бассейн 47 2в,2г,1г (12,3%) Манцур Г.Н.,Кокова Л.А., Петрова Н.А.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1 Мягкие игрушки 12 2г (3%) Петрова Н.А.

2 Бисероплетение 13 2г (3%) Кокова Л.А.

3 Оригами 14 2г (4%) Кокова Л.А.

ТЕХНИЧЕСКОЕ

1 Моделирование 15 3а,4 а,4 б (4%) Павлов М.И.

2 «Волшебный компьютер», «В мире flash» 23 2-7кл (6%) Никитина В. Г.

Сведения занятости обучающихся во внеучебной деятельности национальной гимназии показывают наличие свободного и разнообразного выбора видов занятий с этнокультурной направленностью по интересам, возможностям и способностям детей.

На формирующем содержательном этапе происходит реализация своего творческого потенциала обучающимися: умение концентрировать себя, проявлять уверенность и веру в себя, овладение силой воли к реализации собственного творческого потенциала. На следующем обобщающем этапе (профессионально-деятельностном компоненте) наблюдаются самодеятельность, творческость, эвристичность обучающихся во всех творческих продуктах - устном выступлении в соревнованиях и олимпиадах, конференциях и письменных работах - эссе, рефератах, конкурсных заданиях, музыкально-творческой деятельности и т.д. Показатель: самореализация своего творческого потенциала.

Критериально-результативный компонент предусматривает и критерии оценки уровня самореализации обучающихся в культурно-образовательном пространстве, которые обозначены на этапах самореализации творческого потенциала обучающимися. По этим критериям показатели условно делятся на уровни (начальный, средний и высокий) самореализации. Начальный уровень характеризуется исходным состоянием формирования активности обучающихся, на втором уровне наблюдается умение концентрировать себя, уверенность и вера в себя, проявление силы воли к реализации творческого потенциала и на третьем финальном уровне - ярко выраженная самодеятельность и творческость, проявляющаяся как феномен «средово-временного влияния». Это и есть самореализация своего творческого потенциала обучающимися, которая представляет полную самостоятельность и самодеятельность [5, с. 18].

В процессе исследования нами учитывается то, что существует нечто неосязаемое изменчивое явление в процессе самореализации. Так, в трудах А.В. Мудрика находим важное то, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это [3, с. 14].

В целом, разработанная нами модель позволяет выделить основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии:

- комплекс образовательных программ с воспитывающей составляющей в разнообразных видах детской деятельности, где создается ситуация свободного и осознанного выбора воспитанниками тех или иных любимых занятий по пути успешной реализации своего творческого потенциала;

- научно-методическое сопровождение, обеспечивающее совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации собственного потенциала и личности воспитанника;

- создание творческого пространства в системе дополнительного образования, как единство учебной, внеучебной и метапредметной деятельности, способствующего развитию личностного творческого потенциала как педагога, так и воспитанника.

Выводы. Разработанная нами модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии», в конечном итоге, формирует у учащихся потребности в самостоятельном стремлении к самореализации собственного творческого потенциала в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии при создании соответствующих педагогических условий. Показывается поэтапный процесс самореализации своего творческого потенциала воспитанниками в условиях этнопедагогизации культурно-образовательного пространства национальной гимназии. Выявлены критерии, средства и методы, показатели уровня самореализации творческого потенциала обучающихся. Созданы организационно-педагогические условия для поддержки и развития внутренних стимулов детей быть готовыми к самореализации в новых условиях культурно-образовательного пространства. Представляется предполагаемый результат - высокий уровень самореализации своего творческого потенциала обучающимися в культурно-образовательном пространстве национальной гимназии.

Реализуется системно-деятельностный подход, где первый поэтапный уровень самореализации творческого потенциала характеризуется стремлением обучающихся реализовать свой творческий потенциал в той или иной желаемой форме. Это означает активное участие в учебно-воспитательных мероприятиях, кружках, секциях и т.д. Основной второй поэтапный уровень - эмоционально-потребностный, где оценочным критерием выступает рефлексивность: обучающиеся умеют концентрироваться перед выступлением, они более уверены в себе и максимально проявляют силу воли к реализации собственного творческого потенциала. На третьем высоком уровне процесс самореализации творческого потенциала обучающихся переходит на феномен как результат «средово-временного влияния». Продукт их творчества, как искусство возвышает человека и побуждает его лучшие душевные качества, т.е. человек стал «лучше чем вчера». Следует отметить, что самореализация в данном случае не происходит без сопровождения личностных ценностей, которые как бы вдвойне усиливают ее эффективность, пронизываясь национальной культурой и исконными традициями родного народа.

Литература:

1. Концепция развития российского образования до 2020 г. / edu.mari.ru/ou_respub/sh14

2. Материалы годового отчета Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ) за 2016 год.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. - 199 с.

4. Нелунова Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде [Текст]: автореферет дис. докт. пед. наук - 13.00.01 / Е.Д. Нелунова. - Ярославль, 2013. - 42 с.

5. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя [Текст]: дис. ... докт. пед. наук - 13.00.01 / Е. Л. Федотова. - Иркутск, 1998. - 317 с.

6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Научные основы развития образования в ХХ1 веке. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.

Педагогика

УДК:378.4

старший преподаватель Шакирова Алина Альбертовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);

старший преподаватель Галиуллина Эльмира Бильгузовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Рахматуллина Роза Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ В XVI - НАЧАЛЕ XIX ВВ.

Аннотация. Каждый год число студентов-участников программ мобильности растет. При этом мобильность стала объектом научных исследований недавно. Однако феномен академической мобильности -явление не новое. На сегодняшний день ряд ученых посвятили свои исследования проблеме периодизации академической мобильности. Большинство из них освещают период XX и XXI веков. Мы считаем, что истоки мобильности необходимо искать задолго до этого периода. Данная работа представляет несколько периодов развития студенческой мобильности в России, начиная с XVI в. и до начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.