Научная статья на тему 'Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр'

Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ДИСТАНЦИИ ВОЛЬНЫМ СТИЛЕМ (МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ) / SPORT SWIMMING / OLYMPIC GAMES / FREESTYLE DISTANCES (MEN AND WOMEN)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна

В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE RESULTS OF THE WINNING SWIMMERS SPECIALIZING IN FREESTYLE DISTANCES DURING THE XXV-XXXI OLYMPIC GAMES

This article presents an analysis of the results of the winning swimmers specializing in freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games. The study determined the average speed, analyzed the rate of increase in the speed of swimmers-winners at freestyle distances and revealed the number of gold medals won by swimmers from different countries at freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games (men and women).

Текст научной работы на тему «Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр»

- реализуется речевое взаимодействие субъектов образования, основанное на позитивном восприятии культурного и языкового многообразия, обусловливающее присвоение студентом общецивилизационных, национальных и личностно-ориентированных ценностей;

- обеспечивается включение студента в ценностно-ориентационную деятельность, определяющую активизацию субъектной позиции обучающегося, формирование готовности жить в поликультурном обществе.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология развития: хрестоматия. - СпбГУ: Питер, 2001. - 512 с.

3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1995. - №4. - С. 29-36.

4. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1996. - 60 с.

5. Кирьякова, А.В. Аксиология и инноватика университетского образования: монография / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая. - М.: «Дом педагогики», 2010. - 200 с.

6. Мосиенко, Л.В. Ценностные основания самоопределения студентов в полилингвальном образовании / Л.В. Мосиенко, Г.Х. Хажгалиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 2. -С. 39-45.

7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

8. Повзун, В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: монография / В.Д. Повзун. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 116 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛОВЦОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИЯХ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ В ПЕРИОД XXV-XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

Ключевые слова: спортивное плавание, Олимпийские игры, дистанции вольным стилем (мужчины и женщины).

Annotation. This article presents an analysis of the results of the winning swimmers specializing in freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games. The study determined the average speed, analyzed the rate of increase in the speed of swimmers-winners at freestyle distances and revealed the number of gold medals won by swimmers from different countries at freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games (men and women).

Keywords: sport swimming, Olympic games, freestyle distances (men and women).

Введение. Плавание является одним из массовых видов спорта. По количеству разыгрываемых медалей на Олимпийских играх плавание уступает лишь легкой атлетике.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4] большое внимание уделено олимпийскому движению и развитию спорта высших достижений, увеличению количества спортивных школ и центров, обеспечению подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.

В последние годы в спортивной, психологической, педагогической литературе вопросам выступления на Олимпийских играх сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта уделяется пристальное внимание.

В исследованиях И. Л. Ганчара [1], И. П. Нечунаева [2], О. А. Черноярова [5] и др. представлен анализ результатов выступления пловцов на Олимпийских играх.

С первых Олимпийских игр дистанции вольного стиля пользовались большой популярностью. В настоящее время кроль на груди является самым быстрым и эффективным способом плавания.

Техника плавания способа кроль на груди, как считают многие специалисты, не требует от пловцов больших энергетических затрат, как в баттерфляе (дельфине), и не предъявляет серьезных требований к координации движений, как в брассе.

Тем не менее стать чемпионом на дистанции вольного стиля - невероятно престижно, так как конкуренция среди пловцов, на всех дистанциях очень велика.

Популярность техники кроль на груди объясняется и тем, что этот способ используется в других водных видах спорта: водном поло, синхронном плавании, триатлоне и т.п.

Определенное значение имеет кроль на груди и в прикладном плавании. Он используется для преодоления водных преград, при спасении терпящих бедствие на воде людей и во многих других случаях, когда требуется высокая скорость плавания.

Анализ летописи результатов выступления сборной команды СССР и России по спортивному плаванию свидетельствует о том, что наши спортсмены имеют в своем арсенале как яркие страницы побед, так и горечь поражений.

Вместе с тем анализ научной, педагогической и методической литературы показывает, что представленные авторами сведения иногда противоречат друг другу поэтому необходим тщательный анализ для точных знаний о показанных пловцами результатах на различных Олимпийских играх.

Таким образом, возникает противоречие между практической значимостью изучения динамики результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр, с одной стороны, и отсутствием достаточно точных сведений в информационной среде, с другой стороны.

Данное противоречие определило проблему исследования: какова динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Цель нашего исследования - проанализировать динамику результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Объект исследования: процесс многолетней подготовки пловцов.

Предмет исследования: динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Гипотеза исследования основана на том, что полученные сведения позволят овладеть более точной информацией в области дисциплины «Теория и методика плавания».

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. Собрать данные о результатах пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

2. Определить среднюю скорость пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

3. Проанализировать темпы прироста скорости у пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

4. Выявить количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение научной, методической, энциклопедической литературы, а также электронного ресурса по проблеме исследования.

2. Сравнительный анализ результатов пловцов-победителей на дистанции вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

3. Методы математической статистики.

Изложение основного материала статьи. В ходе теоретического исследования нами были проанализированы результаты пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины) [3]. Данные представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Результаты пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины)

Дистанции 50 в/с 100 в/с 200 в/с 400 в/с 1500 в/с

Олимпиады (гг.)

1992 21.91 49.02 1:46.70 3:45.00 14:43.48

1996 22.13 48.74 1:47.63 3:47.97 14:56.40

2000 21.98 48.30 1:45.35 3:40.59 14:48.33

2004 21.93 48.17 1:44.71 3:43.10 14:43.40

2008 21.30 47.21 1:42.96 3:41.86 14:40.84

2012 21.34 47.52 1:43.14 3:40.14 14:31.02

2016 21.40 47,58 1:44.65 3.41,55 14:34.57

Таблица 2

Результаты пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)

Дистанции 50 в/с 100 в/с 200 в/с 400 в/с 800 в/с

Олимпиады (гг.)

1992 24.79 54.64 1:57.90 4:07.18 8:25.52

1996 24.87 54.50 1:58.16 4:07.25 8:27.89

2000 24.32 53.83 1:58.24 4:05.80 8:19.67

2004 24.58 53.84 1:58.03 4:05.34 8:24.54

2008 24.06 53.12 1:54.82 4:03.22 8:14.10

2012 24.05 53.00 1:53.61 4:01.45 8:14.63

2016 24.07 52.70 1:53.73 3.56,46 8:04.79

Далее для оценки динамики использовали следующие статистические показатели:

1. Скорость V = L/T

где L - дистанция (длина), Т - результат (время);

2. Абсолютный прирост скорости Ду :

Дуб = у, - у

базисный абсолютный прирост скорости баз 1 баз у,

где 1 - текущий уровень ряда V,

уб

баз - уровень V, принятый за постоянную базу сравнения (обычно первый уровень ряда, в нашем случае, это данные за 1992 год).

3. Темп роста.

На практике более удобно использовать темпы роста, выраженные в процентах.

Тр£аз = у- х10°

базисный темп роста баз

4. Темп прироста:

т б =Т б -100%

базисный темп прироста пр р

5. Средний темп роста:

ДТ = п-{т1 х Т2 х х Тп

„ „ р.баз Л/ р.баз р.баз "' р.баз

средний базисный темп роста

6. Средний темп прироста Тпр:

ДТ б =ДТб -100%

средний базисный темп прироста пр' аз р' аз .

В ходе исследования нами была определена средняя скорость пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

На завершающем этапе исследования нами было выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран в индивидуальных видах программах и эстафетном плавании на Олимпиадах 1992-2016 г. мужчины и женщины. Данные показатели предсталены в таблицах 3, 4.

Таблица 3

Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины)

Олим- 1992 1996 2000 2004 2008 2012 2016

пиада Диста- Барселона Атланта Сидней Греция Пекин Лондон Рио-де-Жанейро

нция

50 СНГ Россия США США Бразилия Франция США

100 СНГ Россия Нидерланды Нидерланды Франция США Австралия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200 СНГ Н.Зеландия Нидерланды Австралия США Франция Китай

400 СНГ Н.Зеландия Австралия Австралия Ю. Корея Ю. Корея Австралия

1500 Австралия Австралия Австралия Австралия Тунис Китай Италия

Эстафетное плавание

4х100 США США Австралия ЮАР США Франция Франция

4х200 СНГ США Австралия США США США США

Таблица 4

Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)

Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де- Жанейро

50 Венгрия США Нидерланды Нидерланды Германия Нидерланды Дания

100 Китай Китай Нидерланды Австралия Германия Нидерланды Канада

200 США Коста-Рика Австралия Румыния Италия США США

400 Германи я США США США Великобритания Франция США

800 США США США Япония Великобритания США США

Эстафетное плавание

4х100 США США США Австралия Австралия Австралия Австралия

4х200 США США США Нидерланды США США

Таким образом, анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах 1992-2016 г. (мужчины):

На дистанции 50м в/с улучшился на 0,51 сек., а средний темп прироста составил 1,8%.

На дистанции 100м в/с улучшился на 1,44 сек., а средний темп прироста составил 2,3%.

На дистанции 200м в/с улучшился на 2,1 сек., а средний темп прироста составил 1,9%.

На дистанции 400м в/с улучшился на 3,5 сек., а средний темп прироста составил 1,1%.

На дистанции 1500м в/с улучшился на 8,9 сек., а средний темп прироста составил 0,1%.

Анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах 1992-2016 г (женщины):

На дистанции 50м в/с улучшился на 0,72 сек., а средний темп прироста составил 1,9%.

На дистанции 100м в/с улучшился на 1,94 сек., а средний темп прироста составил 2,1%.

На дистанции 200м в/с улучшился на 4,17 сек., а средний темп прироста составил 1,5%.

На дистанции 400м в/с улучшился на 10,72 сек., а средний темп прироста составил 1,6%.

На дистанции 800м в/с улучшился на 20,73 сек., а средний темп прироста составил 1,6%.

Анализ результатов исследования позволил выявить наибольший средний темп прироста скорости у мужчин пловцов-победителей в период XXV-XXXI Олимпийских игр. Он приходится на дистанцию 100м в/с (2,3%), а наименьший - на дистанции 1500м в/с (0,1%).

У женщин наибольший прирост скорости наблюдается на дистанции100м в/с (2,1%), а наименьший - на дистанции 200м в/с (1,5%).

Стоит отметить, что на длинных дистанциях результат заметно улучшился, однако средний темп прироста повысился не значительно, это связано с тем, что средняя скорость на длинных дистанциях растет медленнее, чем на коротких дистанциях.

Анализ результатов выступления позволил определить количество золотых медалей, завоеванных различными странами, как в индивидуальных видах программы, так и в эстафетном плавании на Олимпиадах 1992-2016 гг.

Таким образом, золотые медали, завоеванные различными странами в индивидуальных номерах программы (мужчины): 9 - Австралия; 6 - Россия; 5 - США; 3 - Франция, Нидерланды; 2 - Китай, Южная Корея, Новая Зеландия; 1 - Тунис, Италия, Бразилия.

Золотые медали, завоеванные различными странами в эстафетном плавании (мужчины): 8 - США; 2 - Австралия, Франция. 1 - ЮАР, Россия.

Золотые медали, завоеванные различными странами в индивидуальных номерах программы (женщины): 13 - США; 5 - Нидерланды; 3 - Германия; 2 - Китай, Великобритания, Австралия; 1 - Венгрия, Коста-Рика, Япония, Румыния, Италия, Франция, Дания, Канада.

Золотые медали, завоеванных различными странами в эстафетном плавании (женщины): 8 - США; 4 - Австралия; 1 - Нидерланды.

Выводы. Анализ исследования показал, что динамика соревновательных результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанции вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр имеет тенденцию к увеличению скорости плавания.

Анализ результатов исследования позволил выявить наибольший прирост скорости у пловцов-победителей (мужчины) в период XXV-XXXI Олимпийских игр на дистанции 100м в/с (2,3%), а наименьший прирост скорости на дистанции 1500м в/с (0,1%).

У женщин наибольший прирост скорости наблюдается на дистанции 100м в/с (2,1%), а наименьший на дистанции 200м в/с (1,5%).

Как показал анализ результатов исследования наибольшее количество золотых медалей на дистанциях вольного стиля и эстафетного плавания завоевала сборная команда США - 34, далее сборная команда Австралии - 17, затем команда сборной Нидерландов - 9 золотых медалей.

Литература:

1. Ганчар, И. Л. Плавание: Теория и методика преподавания: учебник / И. Л. Ганчар. - Минск: Четыре четверти; Экоперспектива, 1998. - 352 с.

2. Плавание. Книга-тренер / И. П. Нечунаев. - Москва: Эксмо, 2012. - 272 с.

3. Результаты Олимпиад [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.olympiady.ru

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

5. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Горизонт, 2012. - 288 с.

Педагогика

УДК: 37.02

кандидат педагогических наук Чумарова Любовь Григорьевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); старший преподаватель Мефодьева Марина Анатольевна Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань);

старший преподаватель Мухаметзянова Резида Искандаровна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании студентов на занятиях по иностранному языку. Авторы считают, что использование пословиц и поговорок на занятиях по иностранному языку помогает решать, как дидактические задачи, так и воспитательные: развитие коммуникативных навыков, памяти, развитие художественного мышления, ознакомление с историей и культурой своего народа, так и народа изучаемого иностранного языка, воспитание нравственно духовных качеств личности. Авторы статьи обосновывают целесообразность использования пословиц и поговорок как родного, так и изучаемого иностранного языков для успешного достижения таких педагогических целей, как: воспитательной, обучающей и развивающей. В данной статье авторы также дают творческие упражнения с пословицами и поговорками, которые можно использовать для воспитания духовно-нравственном качеств личности на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: образование, духовно-нравственное, пословицы, поговорки, воспитание, национальный характер, иностранный язык.

Annotation. The article is about using proverbs and sayings for spiritual and moral education in the process of teaching foreign language. According to the authors' experience proverbs and sayings can be successfully used for spiritual and moral education during the process of teaching foreign language. Proverbs and folk sayings have many pluses to achieve educational goals. They can be successfully used to develop thinking, colligation ability of the students. A large number of proverbs and sayings can be used to describe practically all fields of life. They give opportunity to finish thoughts logically. And one of the most important reasons for using proverbs and folk sayings in teaching languages is their educational value. Through proverbs and sayings of the folk it is able to understand the history of the people whose language is learned by students, its national character and mentality. Using proverbs and sayings it is possible not only to improve the learning language process and make lessons more interesting and vivid, but also to give spiritual and moral education. They motivate students to understand "the soul of the folk".

In the article there are also some exercises with proverbs and sayings which can be successfully used for spiritual and moral education in teaching and learning languages.

Keywords: education, spiritual, moral value, values, proverbs, folk sayings, native language, foreign language, thinking ability, national character.

Введение. Целью исследования являются изучить пословицы и поговорки, которые можно успешно использовать в духовно-нравственном воспитании студентов на занятиях по иностранному языку. Объектом исследования являются педагогический потенциал пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании студентов на занятиях по иностранному языку.

В фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность, сочетание вербальной функции с нравоучительной, коммуникативно-речевой. К ним относятся, например, пословицы и поговорки. Педагогический потенциал пословиц и поговорок был исследован учеными, такими как: Аникин В.П. [1], Виноградов Г.С. [2], Кунин А.В. [3].

Несмотря на то, что пословицам, поговоркам, сегодня уделяется большое внимание со стороны учителей-языковедов, педагогов-воспитателей, возможности их использования для выполнения дидактических и воспитательных задач не исчерпаны. Пословицы и поговорки создавались веками и передавались из поколения в поколение. Они активно использовались в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения [3], [4], [5].

Видный исследователь фольклора В.П. Аникин [1], считал, что первые пословицы, поговорки были созданы из-за необходимости закрепления в сознании людей важных для благополучного существования неписаных правил, советов, обычаев, законов. Со временем они не только закрепляли опыт нравственного воспитания, правил сосуществования человека в обществе, но также стали отражать историю, культуру народа. Творческие процессы, происходящие внутри самих пословиц, поговорок, приводили к возникновению многочисленных вариантов, версий, изменений смысла. Все это обогащало речь людей.

Изложение основного материала статьи. В толковом словаре Ожегова пословица -это «краткое народное изречение с назидательным смыслом» [7]. Поговорка -это «краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословицы, законченного высказывания [7].

Кроме традиционных черт, таких, как, устный, народный, коллективный характер исполнения, сочетания слова с рифмой пословицы и поговорки характеризуется также изменчивостью текстов, наличием многочисленных вариантов. Например,

S «Птица радуется весне, а младенец матери.», «Птица радуется весне, а мать — деткам.» (русс.)

S «Love cannot be forced», «Love cannot be ordered», «Love can neither be bought nor sold», «Love cannot be compelled». (англ.) (Сердцу не прикажешь., Насильно мил не будешь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.