Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУШНЫХ ГИМНАСТОК'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУШНЫХ ГИМНАСТОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТИКА / СТРАХ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕТОДЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ / ЛОНЖА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хромина Татьяна Валентиновна, Колиненко Елена Александровна, Якимова Мая Ивановна

В статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по использованию методов психорегуляции в психологической подготовке воздушных гимнасток. Для гимнасток младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость, наивно игровое отношение к действительности, впечатлительность, чувство страха. В основу методики в сочетании со средствами страховки вошли и методы психорегуляции, такие как: психорегулирующая тренировка с индивидуальным подходом, идеомоторная настройка, дыхательная гимнастика, психотехнические игры. Использование экспериментальной методики, позволило снизить уровень тревожности в учебно-тренировочном процессе, повысив готовность воздушных гимнасток к неожиданным ситуациям. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике цирковой студии, в детских организациях дополнительного образования и детских спортивных школах при решении задач психологической подготовки воздушных гимнасток младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хромина Татьяна Валентиновна, Колиненко Елена Александровна, Якимова Мая Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF AERIAL GYMNASTS

The article presents an analysis of the results of a pedagogical experiment on the use of psychoregulation methods in the psychological training of aerialists. For gymnasts of primary school age, there is an increased susceptibility, a naively playful attitude to reality, impressionability, a sense of fear. The methods of psychoregulation, such as: psychoregulatory training with an individual approach, ideomotor tuning, breathing exercises, psychotechnical games, are the basis of the methodology in combination with the means of insurance. The use of the experimental technique allowed to reduce the level of anxiety in the training process, increasing the readiness of the air anthems for unexpected situations. The practical significance of the research results lies in the possibility of using the data obtained in the practice of the circus studio, in children’s organizations of additional education and children’s sports schools in solving the problems of psychological training of air gymnasts of primary school age.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУШНЫХ ГИМНАСТОК»

Педагогические условия реализации психологической подготовки воздушных гимнасток

Хромина Татьяна Валентиновна,

кандидат психологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Дальневосточной государственной академии физической культуры E-mail: а_1п2002@таП.ш

Колиненко Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, плавания и спортивны танцев Дальневосточной государственной академии физической культуры

E-mail: kolinenko.lena@yandex.ru, Якимова Мая Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Дальневосточной государственной академии физической культуры E-mail: maj57b57bb@mail.ru

В статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по использованию методов психорегуляции в психологической подготовке воздушных гимнасток. Для гимнасток младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость, наивно игровое отношение к действительности, впечатлительность, чувство страха. В основу методики в сочетании со средствами страховки вошли и методы психорегуляции, такие как: психорегулирующая тренировка с индивидуальным подходом, идеомоторная настройка, дыхательная гимнастика, психотехнические игры. Использование экспериментальной методики, позволило снизить уровень тревожности в учебно-тренировочном процессе, повысив готовность воздушных гимнасток к неожиданным ситуациям. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике цирковой студии, в детских организациях дополнительного образования и детских спортивных школах при решении задач психологической подготовки воздушных гимнасток младшего школьного возраста.

Ключевые слова: воздушная гимнастика, страх, безопасное поведение, методы психорегуляции, лонжа, младший школьный возраст, темперамент.

Актуальность

Воздушная гимнастика является одним из наиболее развивающихся видов спорта. Она включает следующие дисциплины: спорт на пилоне, воздушные полотна, воздушное кольцо, ремни и другие дисциплины, объединённые общей системой подготовки атлетов. Уникальность и необычность данного спортивного направления в том, что основная часть программы выполняется в воздухе.

Для гимнасток младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость, наивно игровое отношение к действительности, впечатлительность, чувство страха. Страх есть совершенно естественное чувство, оно неразрывно связано с неведением детей относительно свойств окружающих их предметов и явлений.

На учебно-тренировочных занятиях по воздушной гимнастике у детей развивается состояние повышенной тревожности, страха, боязни риска в связи с выполнением упражнений на высоте. Поэтому, овладение приемами психорегуляции в системе психологической подготовки является необходимым условием формирования безопасного поведения в повышении спортивного мастерства [6]. Слабую выраженность умений психорегуляции у спортсменов различной квалификации определил Г.Д. Бабушкин (2014) и указал на необходимость более раннего освоения методов психоре-гуляции[3].

Безопасное поведение связано с готовностью личности к неожиданным ситуациям, обеспечивающих совокупность личностных характеристик, таких как способность, к предвидению опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности, принятием решений в ситуации риска [6].

Цель исследования: совершенствование психологической подготовки воздушных гимнасток младшего школьного возраста.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс психологической подготовки воздушных гимнасток.

Предмет исследования - методика психологической подготовки воздушных гимнасток с использованием средств страховки и методов психорегуляции.

Большинство гимнастов работают без страховки (лонжи), и это является предметом гордости любого воздушного гимнаста. Лонжа позволяет уменьшить чувство страха, но некоторые направления воздушной гимнастики не позволяют использовать её (гимнастика на полотнах, ремнях,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

кор-де-парели). Поэтому необходимо уделять особое внимание психологической подготовке гимнасток, поскольку многие элементы требуют максимальной концентрации.

Организация и проведение экспериментального исследования

Исследование проводилось в течение двух лет на базе МАОУ ДОД ДЮЦ «Сказка» в образцовой цирковой студии «Юная плеяда» г. Хабаровска. Исследование осуществлялось в условиях учебно-тренировочного процесса в течение восьми месяцев с целью выявления методов и средств психологической подготовки воздушных гимнасток младшего школьного возраста (8-10 лет)

На начальном этапе исследования проводился опрос среди 11 тренеров и педагогов дополнительного образования в области циркового искусства в возрастном диапазоне от 26 до 53 лет со стажем работы в данной сфере не менее 5 лет. Целью опроса являлось определение способов психологической помощи (методов психорегуляции и средств страховки) при подготовке воздушных гимнасток младшего школьного возраста к работе на высоте в цирковых студиях и центрах дополнительного образования Хабаровского края и Еврейской автономной области.

Целью педагогического эксперимента являлось обоснование эффективности разработанной методики психологической подготовки воздушных гимнасток.

В эксперименте участвовали 2 группы девочек 8-10 лет занимающиеся воздушной гимнастикой (контрольная и экспериментальная группы) по 10 человек в каждой, с относительно однородными показателями психофизиологического развития и психологической подготовленности.

Занятия в группах проводились 3 раза в неделю, продолжительностью 90 минут. При этом на учебно-тренировочных занятиях в контрольной и экспериментальной группах использовалась лонжа. В занятия экспериментальной группы были включены средства психологической подготовки: гетеровоздействия (беседа), аутогенная и пси-хорегулирующая тренировки, психотехнические (прикладные) игры, идеомоторная тренировка.

Результаты исследований

Результаты опроса об использовании методов психорегуляции и средств страховки в учебно-тренировочном процессе показали, что 18% использовали только методы психорегуляции, 46% - только лонжу, 27% - методы психорегуляции и лонжу, 9% не использовали средства страховки и методы психорегуляции. По мнению большинства (82%) о опрошенных, психологическая подготовка воз-££ душных гимнасток младшего школьного возрас-§ та должна являться неотъемлемой составляющей ~ учебно-тренировочного процесса. Однако, лишь 54% специалистов регулярно использовали раз-

личные средства страховки и методы психорегуляции в учебно-тренировочных занятиях, 27% - редко и 18% не использовали.

Между тем, тестирование уровня тревожности по методике Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина выявило, что 50% занимающихся гимнасток имели высокий уровень ситуативной тревожности, что может вызывать нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации (табл. 1).

Таблица 1. Результаты оценки уровня тревожности по тесту Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

Виды тревожности Уровень тревожности (баллы)

низкий средняя высокая (бо-

(до 30) (31-45) лее 46)

Ситуативная трево- 4 чел. 6 чел. 10 чел. (50%)

жность (20%) (30%)

Личностная трево- 6 чел. 8 чел. 6 чел. (30%)

жность (30%) (40%)

Реактивная тревожность как реакция, на стресс-фактор выражающаяся в чрезвычайной нервности, смене настроений, чувстве беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях является для гимнасток сбивающим и нестабильным фактором при выступлениях.

По результатам диагностики по методике САН было установлено, что психоэмоциональное состояние гимнасток по всем показателям имели преимущественно средние значения. Высокие показатели по самочувствию, настроению и активности имели лишь 10-20% занимающихся, это говорило о том, что необходимо провести ряд мероприятий по улучшению психоэмоционального состояния воздушных гимнасток.

Экспериментальная методика психологической подготовки воздушных гимнасток

Базовая часть обучения воздушных гимнасток младшего школьного возраста методам психической саморегуляции, направленной на повышение эмоциональной устойчивости включала три этапа.

Первый этап - получение знаний о психической саморегуляции, формирование у занимающихся интереса к предстоящим занятиям, осознание ими важности обучения методам и приемам психической саморегуляции.

Второй этап - подготовительный: использование психотехник, направленных на развитие и совершенствование психических функций (концентрационные, релаксационные и дыхательные упражнения), обусловливающих развитие умений психической саморегуляции [4,7].

Третий этап - основной, развитие умений успокоения, расслабления и мобилизации с использованием словесных формул психорегулирующей тренировки (ПРТ), направленных на формирование ассоциативных связей, торможение отрицательных стереотипов[4]. Слово при этом обретает

способность регулировать вегетативные функции, от которых во многом зависит эмоциональный тонус спортсмена [5].

В качестве основных мер для предотвращения состояния страха в процессе психологической подготовки являлось:

• обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмизации обучения;

• учёт степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;

• учёт свойств темперамента;

• развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности);

• предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;

В подготовительной части занятия (после построения) с гимнастками проводился психорегули-рующий тренинг продолжительностью 5-7 минут, состоящий из двух частей - успокоения и мобилизации. На начальных этапах использовался ге-теротренинг (гимнастки повторяли формулы ПРТ за тренером), впоследствии его сменил аутотренинг, а количество формул сократилось, как и время его проведения.

Успокаивающая часть - мысленно проговаривая определенный набор фраз (формул), гимнастки учились одновременно мысленно «видеть» и чувствовать все то, о чем говорилось в этих фразах, осуществлялось «аутогенное погружение». После чего следовала вторая часть психорегули-рующего тренинга - мобилизация.

Мобилизация - процесс, целью которого являлось приведение функций организма в состояние наилучшей работоспособности, обеспечение взаимодействия этих функций и способствование психической готовности гимнасток. Применялся набор индивидуальных формул (согласно типу темперамента), в которых нейтрализовалась направленность действия формул успокаивающей части, утверждалось чувство отдыха, приятной бодрости, активности и хорошего самочувствия.

Достижение цели в обучении воздушных гимнасток младшего школьного возраста владению собой сводилось к трем основным вариантам, согласно типам темперамента гимнасток: 1). Для

спортсменов с доминирующим типом темперамента холерика - задержать сниженный уровень бодрствования, достигнутый в результате успокаивающей части психорегулирующего тренинга; 2). Для гимнастов со свойствами темперамента сангвиников и флегматиков - после успокаивающей части вернуть занимающегося к прежнему состоянию; 3). Для меланхоликов - после успокаивающей части повысить уровень бодрствования.

После психорегулирующей тренировки следовала разминка 15 минут, чтобы подготовить организм к предстоящей нагрузке.

В начале основной части занятия использовалась лонжа и производилась гимнастками идео-моторная тренировка в течение 3-5 минут, которая служила средством подготовки к выполнению упражнений на высоте. Образные представления подготавливают к действиям, делают собранными, готовыми физически и морально, вселяют уверенность перед выступлением. В процессе представления действий активируются нервные проводящие пути, аналогичные актуализируемым при действительном выполнении движений, что повышает синоптическую готовность [2].

В заключительной части занятия проводились дыхательные упражнения (на задержке дыхания, с удлиненным выдохом, звуковые) для нормализации психоэмоционального состояния гимнасток, обеспечения постепенного снижения тренировочной нагрузки и приведения организма в сравнительно спокойное состояние.

По результатам педагогического эксперимента было установлено, что показатели в контрольной группе улучшились незначительно, что говорит о невысокой эффективности используемых средств (лонжа) в преодолении страха у воздушных гимнасток.

В экспериментальной группе были отмечены положительные изменения уровня тревожности (табл. 2). Так, уровень ситуативной тревожности гимнасток снизился на 27,1%, а уровень личностной тревожности снизился на 21,8%. Анализ показателей психоэмоционального состояния воздушных гимнасток по методике САН так же показал положительные, достоверные изменения в показателях самочувствия, активности и эмоционального состояния.

Таблица 2. Результаты педагогического эксперимента в экспериментальной группе

сз о со "О

Показатели (бал) До эксперимента М ± т После эксперимента М ± т Разница М1 - М2 t Р

в ед. в%

Самочувствие 37,3±2,92 46±2,16 8,7 23,3% 2,40 <0,05

Активность 40,6±2,54 48,7±2,34 8,1 19,9% 2,34 <0,05

Эмоциональное состояние или настроение 35,4±3,14 48,4±2,6 13 36,7% 3,19 <0,05

Ситуативная тревожность 42,2±2,49 33,2±2,16 9 27,1% 2,74 <0,05

Личностная тревожность 41,9±2,6 34,4±2,16 7,5 21,8% 2,22 <0,05

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Так, средние показатели самочувствия гимнасток улучшились на 23,3%, показатели активности повысились на 19,9%, а показатели эмоционального состояния выросли на 36,7%, что говорит об эффективности методики психологической подготовки воздушных гимнасток.

Сравнивая показатели уровня тревожности и психоэмоционального состояния контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (табл. 3), было установлено наличие статистически достоверных различий между средними значениями, принадлежащими к двум совокупности данных групп.

Таблица 3. Результаты контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Показатели (баллы) КГ M ± m ЭК M ± m Разница М1 - М2 t P

в ед. в%

Самочувствие 39,5±2,16 46±2,16 6,5 13,9% 2,13 <0,05

Активность 42,1±1,92 48,7±2,34 6,6 15,7% 2,19 <0,05

Эмоциональное состояние или настроение 38,8±2,49 48,4±2,6 9,6 24,7% 2,67 <0,05

Ситуативная тревожность 40,6±2,6 33,2±2,16 7.4 22,3% 2,19 <0,05

Личностная тревожность 40,9±2,16 34,4±2,16 6,5 18,9% 2,13 <0,05

о с

U

Таким образом, по результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что разработанная экспериментальная методика, снизила уровень тревожности в учебно-тренировочном процессе, повысив готовность воздушных гимнасток к неожиданным ситуациям.

Заключение

Основными средствами и методами психологической подготовки воздушных гимнасток младшего школьного возраста должны являться: использование страховки (лонжа) в сочетании с методами психорегуляции (аутогенная и идеомоторная тренировки).

Разработанная методика с использованием средств страховки и методов психорегуляции, таких как: психорегулирующая тренировка с индивидуальным подходом, идеомоторная настройка, дыхательная гимнастика, психотехнические игры оказала положительное влияние на снижение уровня тревожности, страха гимнасток и повысила эффективность учебно-тренировочного процесса.

Литература

1. Баринов, В.А. Трюк в цирке: Семиотика трюка: трюк-знак, трюк-код, трюк-символ / В.А. Баринов. Москва: Редегир, 2006. - 265с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена: монография / А.Н. Ве-ракса [и др.]. - М.: Спорт, 2016. - 208 с.

3. Общая и спортивная психология: учебник для физ. вузов / под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004. -416с.

4. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер; под ред. В.П. Некрасова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176с.

5. Смоленцева, В. Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учебно-методическое пособие / В.Н. Смоленцева. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 144 с.

6. Шуванов, И.Б. Готовность к безопасному поведению в условиях риска: диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / И.Б. Шуванов, В.И. Шаповалов, В.П. Шуванова. - Саратов: Вузовское образование, 2017. - 102 с

7. Хромина Т.В. Методы регуляции неблагоприятных психических состояний: учебное пособие. - Хабаровск: ДВГАФК, 2010. -143с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF AERIAL GYMNASTS

Khromina T.V., Kolinenko E.A., Yakimova M.I.

Far Eastern State Academy of Physical Culture

The article presents an analysis of the results of a pedagogical experiment on the use of psychoregulation methods in the psychological training of aerialists. For gymnasts of primary school age, there is an increased susceptibility, a naively playful attitude to reality, impressionability, a sense of fear. The methods of psychoregulation, such as: psychoregulatory training with an individual approach, ideomotor tuning, breathing exercises, psychotechnical games, are the basis of the methodology in combination with the means of insurance. The use of the experimental technique allowed to reduce the level of anxiety in the training process, increasing the readiness of the air anthems for unexpected situations. The practical significance of the research results lies in the possibility of using the data obtained in the practice of the circus studio, in children's organizations of additional education and children's sports schools in solving the problems of psychological training of air gymnasts of primary school age.

Keywords: aerial gymnastics, fear, safe behavior, methods of psy-choregulation, lounge, primary school age, temperament.

References

1. Barinov, V.A. Trick in the circus: Semiotics of the trick: trick-sign, trick-code, trick-symbol Text./ V.A. Barinov. Moscow: Redegir, 2006. -265s.

2. Veraxa, A.N. Mental training in the psychological preparation of an athlete [Electronic resource]: scientific monograph/ A.N. Veraxa [et al.]. - Electron. text data. -M.: Sport,2016. - 208 p. -Access mode: ttp://www.iprbookshop.ru/55559.html. -EBS "IP-Rbooks"

3. General and sports psychology: a textbook for physical universities / ed. G.D. Babushkina. - Omsk.: SibGUFK, 2004. -416p.

4. Smolentseva, V.N. About psychotechniques, mental states and their regulation in sports [Electronic resource]: teaching aid / V.N. Smolentseva - Electron. text data. -Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2014. -144 pp.

5. Psychoregulation in the preparation of athletes/Nekrasov, V.P., Hudadov N.A., Pikkenhayn L., Frester R. Physical training and sports: Moscow, 1984. -176 p.

6. Shuvanov, I.B. Readiness for safe behavior in risk conditions [Electronic resource]: diagnostics and correction. Teaching aid / I.B. Shuvanov, V.I. Shapovalov, V.P. Shuvanov. - Electron. text data. - Saratov: Higher education, 2017. - 102 p.

7. Khromina, T.V. Methods of regulation of unfavorable mental states. [Text] - Textbook. - Khabarovsk: Publishing House of the Far Eastern State Academy of Physical Culture, 2010. -143 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.