Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИГОДНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова И.В., Жигайлова Л.В., Свистун Г.М., Ясакова И.И.

Данная статья посвящена раскрытию проблемы личностных особенностей спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Эффективная реализация всех сторон подготовленности гимнасток находится в прямой зависимости от психологического состояния и морально-волевых качеств личности, которые влияют на соревновательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихонова И.В., Жигайлова Л.В., Свистун Г.М., Ясакова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

Средства основной части занятия: основные танцевальные формы движений - ходьба, бег, прыжки, элементы народного танца, упражнения в равновесии, повороты, волны, взмахи, акробатические упражнения, упражнения с предметами, подвижные игры, самостоятельная творческая работа занимающихся.

Задачи заключительной части занятия: восстановление организма занимающихся, подведение итогов занятия, получение домашнего задания. Средства заключительной части занятия: ходьба различными шагами в спокойном и медленном темпе, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Для лучшего освоения содержания разработанной программы подготовки для спортивно-оздоровительных групп по художественной гимнастике применялись методические приёмы обучения основам техники упражнений: наглядный показ физических упражнений; рассказ-описание предполагаемого движения; имитация движений; помощь и страховка; сочетание группового и индивидуального упражнения; выполнение творческих заданий; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры, эстафеты с упражнениями на координацию движений.

Таким образом, все упражнения в предложенной программе спортивно-оздоровительного этапа направлены на всесторонне развитие двигательных качеств и на повышение уровня технической подготовленности юных гимнасток.

Список использованной литературы:

1. Карпенко Л.А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2014. 264 с.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет: учебное пособие. Москва: Мозаика-Синтез, 2016. С. 34-60.

3. Соленова Р.И. Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста: учебное пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - С. 17-26.

4. Якимова Л.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. 72 с.

© Тихонова И.В., Барчо О.Ф., Жигайлова Л.В., Саватеева М.М., 2021

УДК 796.412.2

И.В. Тихонова

канд. пед. наук, доцент, Л.В. Жигайлова канд. пед. наук, доцент, Г.М. Свистун доцент, И.И. Ясакова студентка

Научный руководитель: О.Ф. Барчо

старший преподаватель

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Аннотация

Данная статья посвящена раскрытию проблемы личностных особенностей спортсменок,

{ }

занимающихся художественной гимнастикой. Эффективная реализация всех сторон подготовленности гимнасток находится в прямой зависимости от психологического состояния и морально-волевых качеств личности, которые влияют на соревновательную деятельность.

Ключевые слова:

художественная гимнастика, тренировочный процесс, соревновательная деятельность, нейродинамический уровень пригодности.

В соревнованиях по художественной гимнастике спортсменки выступают либо в индивидуальной, либо в групповой программе, где необходимо проявление высокой концентрации, эмоциональной стабильности и высокий уровень самоконтроля, обусловленные высоким уровнем психологической подготовки.

Делая упор на особенности типов темперамента, можно выделить индивидуально-типические особенности личности гимнастки и их проявление в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Эффективность деятельности гимнасток зависит от ряда факторов:

- способности и одаренность гимнастки;

- профессионализм тренера;

- внешние условия тренировочной и соревновательной деятельности.

Фактор наличия способностей и одаренности означает пригодность спортсменки к занятиям данным видам спорта. С психологической точки зрения он рассматривается на трех уровнях:

- нейродинамический - особенности и свойства нервной системы и темперамента, выступающие в качестве задатков;

- познавательные психические процессы: память, ощущения, восприятие, внимание, мышление;

- личностная направленность [3].

Нейродинамический уровень пригодности имеет ряд типологических особенностей - свойства темперамента, которые подразделяются на экстраверсию и интроверсию, высокую или низкую тревожность, эмоциональную возбудимость или ее отсутствие, ригидность или лабильность и импульсивность.

Эктравертные гимнастки в условиях тренировочного процесса предпочитают заниматься в группе. Почти всегда настроены позитивно по отношению к своей команде и при необходимости готовы прийти на помощь. В условиях соревнований также отдают предпочтение групповой подготовке. Открыты и склонны к сопереживанию выступлений подруг по команде. После выступления все ошибки обсуждаются [1].

Интровертные спортсменки на тренировочных занятиях стараются держаться обособленно от всех, объективно оценивая свою работу. Гимнастки замкнуты в себе по отношению к своей команде. В условиях соревнований ведут подготовку самостоятельно. После выступления стараются не обсуждать свои результаты в коллективе.

Спортсменки с высоким уровнем тревожности приходят на тренировочное занятие заранее, стараются их не пропускать. Когда работа идет самостоятельно, они интенсивно занимаются, на замечания тренера реагируют адекватно. В условиях соревнований начинают подготовку за несколько дней. На самих соревнованиях разминаются активно, внимательны. После выступления с больших волнением ждут своих результатов.

Гимнастки с низким уровнем тревожности в условиях тренировки имеют привычку опаздывать и пропускать тренировки. На замечания тренера реагируют адекватно, пытаясь исправить свою ошибку, но в дальнейшем забывают о ней. В условиях соревнований заминаются по плану. Проявляют себя достаточно спокойно, но также за ними не замечается особого старания. Оценка им не очень важна [1].

В тренировочном процессе эмоциональная возбудимость у гимнасток может проявляется очень ярко. Такие гимнастки на замечания реагирует болезненно. При выполнении упражнения их движения эмоциональны и выразительны, часто могут импровизировать, им интересно разучивать новые элементы и упражнения. Достаточно инициативны, готовы помочь тренеру или подругам по команде. В условиях соревнований начинают готовиться заранее. Перед выходом на площадку, находятся в состоянии возбуждения, переживая за свое выступление, а также за выступление подруг по команде.

В условиях тренировочного занятия эмоциональная не возбудимость проявляется в виде спокойной реакции на замечания тренера. У таких гимнасток нет особого интереса к разучиванию новых, сложных элементов. При отработке упражнения делают его в одной эмоции, не особо склонны к импровизации. Вполне спокойно реагируют на оценку за выступление и комментарии тренера [2].

Регидность может проявляется в условиях тренировочного занятия, когда гимнастка разминается чаще всего на одном и том же месте, смена привычных для них условия тренировки нежелательна. Переучивание двигательных движений им дается с большим трудом и достаточно долго по времени. В условиях соревнований им трудно адаптироваться к спортивному залу, в котором будут проходить соревнования. Во время своего упражнения им свойственно допускать уже исправленные ранее ошибки.

Лабильные гимнастики в условиях тренировочного занятия могут быстро вырабатывать двигательные навыки и переучиваться, участвуя в соревнованиях быстро осваиваются в новых условиях, могут быстро исправить возникающие по ходу выступления ошибки.

Импульсивные спортсменки в тренировочном процессе быстро разучивают и выполняют новые, сложные элементы, но чаще всего начинают все сразу. На замечания тренера склонны реагировать агрессивно и могут оспаривать их. В условиях соревнований подготовку начинают со сложных элементов, всегда хотят выступать одними из первых. После выступлений нетерпеливо ждут объявления оценки. Сильная эмоциональная реакция происходит на замечания тренера или подруг по команде [2].

Неимпульсивные гимнастки в тренировочный процесс включаются не сразу, они могут спокойно выслушать замечания тренера и согласится с ними. В условиях соревнований разминку начинают с самых простых элементов, постепенно, оценка за выступление не оказывает на них заметного влияния.

Таким образом, сравнивая психологические особенности гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой, можно сделать выводы, что тревожные и эмоционально возбудимые спортсменки на соревнованиях выполняют свое упражнение хуже, чем на тренировочном занятии. Гимнастки с низкой тревожностью и эмоциональной не возбудимостью, показывают примерно идентичный результат, что и в тренировочном процессе [3]. Тренер должен учитывать психологические особенности каждой гимнастики при подготовке к соревнованиям, обеспечивая тем самым более высокий спортивный результат.

Список использованной литературы:

1. Веракса А.Н. Психологические особенности художественных гимнасток // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 4. С. 134-147.

2. Кузьмин А.М. Психологическая адаптация к условиям соревнований в художественных видах спорта // Ученые записки имени П.Ф. Лесгафта. №3 (157). 2018. С. 375-379.

3. Маркиянов О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена // Вестник спортивной науки. 2009. № 2. С. 8-11.

4. Петров С.В. Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями. ППМБПФВС. 2008. №6. С.234-237.

5. Салахов Д.Я. Изучение различных факторов успешности в спортивной деятельности. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2014. С. 475-477.

© Тихонова И.В., Жигайлова Л.В., Свистун Г.М., Ясакова И.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.