Научная статья на тему 'Организация комплексного применения средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста'

Организация комплексного применения средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовская И. А., Исамуллаева Д. Р.

Отмечается значимость организации комплексного применения средств художественной гимнастики. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по организации комплексного применения средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста. Рассмотрены возможности организации данного процесса в условиях учебно-тренировочного процесса гимнасток младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романовская И. А., Исамуллаева Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация комплексного применения средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста»

подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и другое [3]. В своей работе я использую такие игры как «Лабиринт», «Коршун», «Цепи кованы», «Вышибалы», «Лапта», «Горелки», «Малечена-калечена» и др [5]. Благодаря целенаправленному и систематическому включению народных подвижных игр в уроки учащиеся познакомились с русскими народными потешками, считалками, загадками, песенками, прибаутками и дразнилками.

Изучение народных подвижных игр позволило вместе с детьми создать «Копилку национальных игр».

Главный результат духовно-нравственного воспитания на уроках физкультуры и спорта в нашем образовательном учреждении - это гражданственность и патриотизм выпускников, основанные на глубинных корнях любви к своей малой родине, готовность и способность нести личную ответственность, как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

Список литературы:

1. Былеева Л.В. Сборник подвижных игр. - М., 1960.

2. Короткое И.М. Подвижные игры в школе. - М., 1979.

3. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. - Вестник воспитания. - М., 1892.

4. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М., 1980.

5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. -М., 1986

6. Петракова Т.П. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.: элекгр. ресурс.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Романовская И.А.*, Исамуллаева Д.Р.*

Астраханский государственный университет, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 5 им. Тихомировой Л. А. по художественной гимнастике, г. Астрахань

Отмечается значимость организации комплексного применения средств художественной гимнастики. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по организации комплексного примене-

* Доцент кафедры Теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук.

* Тренер-преподаватель.

ния средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста. Рассмотрены возможности организации данного процесса в условиях учебно-тренировочного процесса гимнасток младшего школьного возраста.

Средства художественной гимнастики способствуют достижению высокой координации и развитию общей выносливости, которые проявляются в разных сочетаниях движений, развитию умения тонко различать и применять различные темпы и ритмы, воспитанию умения выполнять движения с различной степенью напряжения [1].

Основой классификационной программы по художественной гимнастике являются упражнения с предметами. Так, программа III, II и I взрослого разряда состоит из беспредметного упражнения и упражнений с тремя предметами. В связи с различной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими. Вместе с тем представляется возможным выделить и ряд общих закономерностей.

Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предметами и их специфика определяются двумя факторами. В качестве первого фактора выступают принципиально возможные кинематические формы движения самого предмета как независимого снаряда. Второй фактор -это произвольные движения гимнастки (типа движений без предмета). Синтез этих факторов приводит к применению в художественной гимнастике различных средств, к которым относятся как упражнения с предметами, так и без предмета.

Анализ литературных источников и имеющихся данных по данной проблеме показал, что одним из важных условий в учебно-тренировочном процессе гимнасток является сочетание общей и специальной подготовки. В процессе этой подготовки развиваются все физические качества, однако особое место занимают ловкость и гибкость, имеющие решающее значение в достижении высоких спортивных результатов [2]. Именно для их целенаправленного развития и совершенствования используются специфические средства, такие как: упражнения классического танца (хореография) и общая физическая подготовка.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень владения предметами оказался невысоким, в связи с чем были разработаны комплексы специальной физической подготовки, которые в дальнейшем могут быть использованы в работе с гимнастками младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа на базе СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой по художественной гимнастике г. Астрахани. В эксперименте были задействованы гимнастки 1-3 классов (7-10лет) в количестве 20 человек.

Первый этап включал анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования. На основании полученных данных бы-

ли подобраны специальные упражнения, являющиеся специфическими средствами художественной гимнастики. Эти упражнения (с предметами и без предметов) способствуют более эффективному освоению сложных элементов в композициях, выполняемых гимнастками во время соревнований.

Второй этап был посвящен тренировочному процессу, в который на протяжении трех месяцев были введены разработанные нами комплексы, включающие работу со всеми предметами (комплекс специальной физической подготовки). В это время осуществлялось наблюдение за освоением элементов художественной гимнастики, а также контроль их безошибочного выполнения.

Основной формой учебно-тренировочного процесса во время эксперимента являлась тренировка. Испытуемые занимались четыре раза в неделю по 135 мин. Тестирование проводилось дважды: в начале и конце эксперимента. Главными критериями оценки являлись следующие четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Эти характеристики в свое время описал В.И. Лях [3].

Итак, необходимо было изучить и проанализировать двигательное развитие за счет комплексного применения основных средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе девочек младшего школьного возраста. Более того, важным было представить доказательства того, что применение на каждом тренировочном занятии специфических средств художественной гимнастики способствует совершенствованию мастерства гимнасток.

Основной педагогический эксперимент проводился с гимнастками учебно-тренировочной группы 2 года обучения в СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой по художественной гимнастике города Астрахани в период 2009-2010 гг.

В процессе тренировок тренером-преподавателем применялся широкий спектр средств и методов для разносторонней физической подготовки гимнасток.

Анализ соревнований показывает, что многие тренеры форсируют этап начальной подготовки гимнасток, что не всегда позволяет правильно и быстро освоить сложные элементы программы в художественной гимнастике.

Таблица 1

Таблица предлагаемых средств художественной гимнастики

№ Предмет Качество Упражнения

1. Скакалка Быстрота, выносливость, ловкость. Прыжки, вращения, «эшапе», манипуляции, броски.

2. Обруч Координационные способности. Вращения, «вертушки», покаты, прыжки, броски.

Продолжение табл. 1

№ Предмет Качество Упражнения

3. Мяч Координационные способности, сила. «Обволакивания», «восьмерки», покаты, балансы, броски.

4. Булавы Координационные способности, сила. Вращения, мельницы, покаты, броски.

5. Лента Координационные способности. Круговые движения, «восьмерки», «змейки», «спирали», «эшапе», броски.

На основании предлагаемых средств художественной гимнастики нами сформированы комплексы СФП, которые использовались во время каждой тренировки юных гимнасток.

Для оценки эффективности применения средств художественной гимнастики, которые собраны в комплексы, были проанализированы результаты выступлений гимнасток на соревнованиях. Также была изучена динамика показателей владения предметами юных гимнасток в течение учебного года. Уровни владения предметами представлены в табл. 2.

Таблица 2

Критерии оценки владения предметами в баллах

№ Предметы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1. Скакалка 6.5-7.5 7.5-8.5 8.5-9.5

2. Обруч 6.7-7.7 7.7-8.7 8.7-9.5

3. Мяч 6.5-7.0 7.0-8.5 8.5-9.0

4. Булавы 6.5-7.2 7.2-8.0 8.0-9.0

5. Лента 6.5-7.0 7.0-8.5 8.5-9.0

На начальном этапе эксперимента показатели владения предметами соответствовали данным табл. 3.

Таблица 3

Показатели владения предметами на начало исследования

№ Предметы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1. Скакалка 10 человек 6 человек 4 человека

50 % 30 % 20 %

2. Обруч 9 человек 6 человек 5 человек

45 % 30 % 25 %

14 человек 3 человека 3 человека

70 % 15 % 15 %

4. Булавы 11 человек 6 человек 3 человека

55 % 30 % 15 %

13 человек 5 человек 2 человека

65 % 25 % 10 %

На начало исследования по данным, представленным в табл. 3, можно сделать вывод о том, что: скакалкой свободно владели 20 % гимнасток, на среднем уровне - 30 % гимнасток, а на низком - 50 % гимнасток; обручем свободно владели 25 % гимнасток, на среднем уровне - 30 % гимнасток, а на низком - 45 % гимнасток; мячом свободно владели 15 % гимнасток, на

среднем уровне - 15 % гимнасток, а на низком - 70 % гимнасток; булавами свободно владели 15 % гимнасток, на среднем уровне - 30 % гимнасток, а на низком - 55 % гимнасток; лентой свободно владели 10 % гимнасток, на среднем уровне - 25 % гимнасток, а на низком - 65 % гимнасток.

Результаты исследования свидетельствуют о преобладании низкого уровня владения предметами у большинства гимнасток, что указывает на низкий уровень специальной физической подготовки. Это позволяет утверждать о недостаточности влияния традиционной системы процесса специальной физической подготовки на совершенствование владением предметами гимнасток младшего школьного возраста.

Эффективность развития физических качеств обеспечивается при реализации следующих условий: направленность занятий на использование средств художественной гимнастики; формы проведения занятий, стабильные комплексы и импровизация; методы организации - групповой, фронтальный, индивидуальный.

Сравнивая показатели владения предметами в начале и конце исследования, можно сделать следующие выводы: владение скакалкой улучшилось у 10 гимнасток, что составляет 50 %; владение обручем улучшилось у 8 гимнасток, что составляет 40 %; владение мячом улучшилось у 14 гимнасток, что составляет 70 %; владение булавами улучшилось у 10 гимнасток, что составляет 50 %; владение лентой улучшилось у 10 гимнасток, что составляет 50 %.

Таблица 4

Показатели владения предметами в конце исследования

№ Предметы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1. Скакалка 5 человек 25 % 7 человек 35 % 8 человек 40 %

2. Обруч 5 человек 25 % 8 человек 40 % 7 человек 35 %

3. Мяч 7 человек 35 % 8 человек 40 % 5 человек 25 %

4. Булавы 6 человек 30 % 8 человек 40 % 6 человек 30 %

5. Лента 8 человек 40 % 7 человек 35 % 5 человек 25 %

Результаты соревнований, проведенных в конце эксперимента, позволили выявить, что применение комплексов, сформированных из средств художественной гимнастики, способствовали приросту показателей владения предметами.

Сравнительный анализ в начале и в конце исследования позволил нам констатировать, что результаты соревнований значительно улучшились.

На заключительном этапе исследования было доказано, что использование средств художественной гимнастики будет способствовать более эффективной подготовке девочек 7-10 лет и совершенствованию их дальнейшего мастерства в спорте.

Таким образом, комплексное применение средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе подтвердило эффективность разра-ботанных комплексов специальной физической подготовки и способствовало улучшению владения предметами и двигательному развитию детей.

Список литературы:

1. Баранина Т.Т., Варшавская P.A., Зинковский A.B. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Орлова Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1973.

2. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. - М., 2003.

3. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. - 2001. - № 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

© Сыздыкова С.Ж.*

Казахская академия спорта и туризма, Республика Казахстан, г. Алматы

Адаптивное физическое воспитание незрячих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только глубоким нарушением зрения и тотальной слепотой, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые можно предупредить. В программу по физической культуре включены учебные материалы по основным видам спортивных дисциплин и методические рекомендации по их усвоению.

В Законе Республики Казахстан «Об Образовании» для лиц с ограниченными возможностями в государственной политике в области образования утверждается принцип доступности образования всех уровней, и гарантируются права в развитии условий для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации [1]. Решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями является важной научной проблемой, требующей скорейшей реализации.

Возрастание роли и места адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья связаны с ростом инвалидности среди детей и взрослого контингента населения. Количество детей в Республике Казахстан с ограниченными

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.