Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНТ ВУЗА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Наталья Павловна, Бахуташвили Татьяна Викторовна, Дробышев Валерий Ильич

Статья посвящена комплексному исследованию понятия «профессиональный патриотизм». Представлены компоненты понятия «профессиональный патриотизм» (когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивационно-поведенческий), а также даны их характеристики. Авторами предложен комплекс организационно-педагогических условий, направленный на повышение эффективности процесса развития профессионального патриотизма у студентов в вузе. Показаны мероприятия, проводимые со студентами в ходе экспериментальной работы. Значительное внимание уделено результатам экспериментальной работы: представлены диаграммы результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. В заключении сделаны обобщающие выводы об эффективности организационно-педагогических условиях и программных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to a comprehensive study of the concept of "professional patriotism". The components of the concept of "professional patriotism" (cognitive, emotional-value and motivational-behavioral) are presented, as well as their characteristics are given. The author proposes a set of organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the efficiency of the process of developing professional patriotism among students at the university. The activities carried out with students in the course of experimental work are shown. Considerable attention is paid to the results of experimental work: diagrams of the results of the ascertaining and control stages of the study are presented. In conclusion, generalizing conclusions are made about the effectiveness of organizational and pedagogical conditions and program activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

11. Третьякова, Н.В. К вопросу о внедрении дистанционных образовательных технологий в высшей школе // В сборнике: История Кубанского государственного аграрного университета. Взгляд сквозь столетие // Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), посвященной столетию Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар. - 2022. - С. 607-612.

12. Третьякова, Н.В. Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации Н.В. Третьякова, А.А. Бондаренко // В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки. - Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирский государственный аграрный университет. Новосибирск. - 2021. - С. 1736-1739.

13. Третьякова, Н.В. Образовательная среда: технологии и актуальные проблемы / Н.В. Третьякова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: Сборник статей, Брянск, 05-06 марта 2020 года. - Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. - С. 137-142.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела

организационно-воспитательной работы со студентами Устинова Наталья Павловна

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» (г. Ижевск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных

технологий, доцент Бахуташвили Татьяна Викторовна

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, полковник, начальник

военного учебного центра Дробышев Валерий Ильич

«Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию понятия «профессиональный патриотизм». Представлены компоненты понятия «профессиональный патриотизм» (когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивационно-поведенческий), а также даны их характеристики. Авторами предложен комплекс организационно-педагогических условий, направленный на повышение эффективности процесса развития профессионального патриотизма у студентов в вузе. Показаны мероприятия, проводимые со студентами в ходе экспериментальной работы. Значительное внимание уделено результатам экспериментальной работы: представлены диаграммы результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. В заключении сделаны обобщающие выводы об эффективности организационно-педагогических условиях и программных мероприятиях.

Ключевые слова: патриотизм, профессия, профессиональное образование, профессиональный патриотизм, студент вуза, патриотическое сознание, профессиональная направленность.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of the concept of "professional patriotism". The components of the concept of "professional patriotism" (cognitive, emotional-value and motivational-behavioral) are presented, as well as their characteristics are given. The author proposes a set of organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the efficiency of the process of developing professional patriotism among students at the university. The activities carried out with students in the course of experimental work are shown. Considerable attention is paid to the results of experimental work: diagrams of the results of the ascertaining and control stages of the study are presented. In conclusion, generalizing conclusions are made about the effectiveness of organizational and pedagogical conditions and program activities.

Key words: patriotism, profession, vocational education, professional patriotism, university student, patriotic consciousness, professional orientation.

Введение. Одна из главных задач государства - это патриотическое воспитание обучающейся молодежи. Существование большого количества исследований по данной теме говорит об повышенном интересе науки к вопросам патриотического воспитания молодежи. В работах Г.Х. Ахметшиной, Л.А. Великородной, В.В. Гладких, Н.В. Ермоленко, Б.М. Игошова, Н.В. Ипполитовой, Л.А. Саенко, Д.Х. Салихова, В.Е. Уткина, Ж.Г. Химич и др. представлены различные аспекты исследований, связанных с патриотическим воспитанием студентов.

Как показывают литературные источники [4, 5, 7, 8], проблема патриотического воспитания студентов в вузе еще не была исследована в контексте профессионального патриотизма и, на сегодняшний день, является неразработанной в педагогической теории и практике.

В связи с этим, актуальность данного исследования определяется потребность выявления педагогических условия развития профессионального патриотизма на различных уровнях образования, в том числе - в вузе.

Цель исследования - показать влияние специально разработанных организационно-педагогических условий на процесс формирования профессионального патриотизма у студентов в период обучения.

Задачи исследования:

1) разработать организационно-педагогические условия, направленные на развитие профессионального патриотизма у студентов в процессе обучения в вузе;

2) показать содержание работы по развитию профессионального патриотизма у студентов;

3) продемонстрировать результаты экспериментальной работы, динамику показателей в структуре понятия «профессиональный патриотизм».

Методы исследования: анализ научной литературы, синтез понятий, систематизация, математическая обработка данных по результатам диагностик в ходе исследования.

Теоретическая база исследования: публикации по проблеме формирования патриотизма у обучающихся В.В. Гладких, Т.В. Козловской, Л.А. Мельниковой, Л.А. Саенко, С.Н. Самтонова, П.Е. Суслонова, Ж.Г. Химич.

Практическая значимость исследования определяется определением содержания воспитательной работы в вузе по развитию профессионального патриотизма, определением диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности компонентов в структуре профессионального патриотизма.

Изложение основного материала исследования. Опираясь на исследования (Н.Н. Климентьева, Е.В. Новикова, О.А. Пестерева, Е.И. Рогов, М.В. Сокольская, М. В. Теплинских и др.) , посвященные формированию профессионального

самосознания студентов, а также формы проявления патриотизма (государственный, Российский (общенародный), гражданский, национальный, региональный (местный), военно-профессиональный, профессиональный) [1, 2, 3, 61, в настоящей работе «профессиональный патриотизм» определен как интегративное качество личности, включающее три компонента: когнитивный (наличие знаний в профессиональной сфере), эмоционально-ценностный (наличие положительного отношения к выбранной профессиональной деятельности) и мотивационно-деятельностный (стремление применять полученные знания в определенной/выбранной профессиональной сфере, осуществлять активную профессиональную деятельность на благо Родины).

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» и ФГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (объем выборки - 360 человек, по 120 студентов в каждом вузе) в течении 2020-2021 учебного года. Исследование было реализовано в соответствии с основными требованиями и правилами проведения педагогического эксперимента (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).

В целях проведения экспериментальной работы по развитию профессионального патриотизма у студентов младших и старших курсов были определены две контрольные (КГ 1 и КГ 2) и две экспериментальные (ЭГ 1 и ЭГ 2) группы студентов. В КГ 1 и ЭГ 1 вошли студенты 1 и 2 курсов обучения. В ЭГ 2 и КГ 2 вошли студенты 3, 4 и 5 курсов обучения. Критериями комплектования контрольных и экспериментальных групп испытуемых для осуществления экспериментальной работы стали: приблизительно одинаковый исходный показатель уровня сформированности критериев профессионального патриотизма у студентов и примерно одинаковое количество студентов в группах.

В таблице 1 приведены методики, оценивания уровня развития компонентов профессионального патриотизма у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 1

Соотношение компонентов и методик их диагностики

№ п/п Компоненты Методики диагностики

1 Когнитивный Метод беседы, анкетирование

2 Эмоционально-ценностный методика Орлова Ю.М. «Потребность в достижении цели»

3 Мотивационно-деятельностный методика Орлова Ю.М. «Потребность в достижении цели»

Экспериментальная работа с группами студентов, участниками эксперимента реализовалась в следующем порядке: 1) в группе ЭГ 1 (1-2 курсы) были реализованы организационно-педагогические условия 1, 2, 3, 4, а в группе ЭГ 2 (3-5 курсы) -реализовались педагогические условия 5, 6, 7, 8. В контрольных группах КГ 1 и КГ 2 воспитательная работа осуществлялась в традиционных рамках.

В таблице 2 отражены сами организационно-педагогические условия и комплекс воспитательных мероприятий, которые были реализованы в рамках каждого из этих условий.

Таблица 2

Организационно-педагогические условия, и воспитательные мероприятия, направленные на развитие профессионального патриотизма у студентов вуза

Группа Организационно-педагогические условия Воспитательные мероприятия

ЭГ1 (1-2курс) 1. Использование профессиональных традиций, профессиональной культуры в профессиональном воспитании. Тематические лекции, беседы, встречи с представителями различных профессий (по направлению подготовки студентов).

2. Опора на педагогический потенциал музея (выставочного комплекса и др.), соответствующего профилю специальности в патриотическом воспитании студентов. Посещение выставок, музеев при производстве, экскурсии по профилю получаемой специальности

3. Использование информационно-коммуникативных технологий, современных цифровых технологий в процессе патриотического воспитания. Интеллектуальные игры, квесты по профилю получаемой профессии, конкурсы, фестивали профессий.

4. Участие студентов в деятельности студенческих объединений (клубы, кружки, СОО и др.) профессиональной направленности. Участие в работе кружков, студенческих общественных объединений, клубов профессиональной направленности.

ЭГ2 (3-5 курс) 5. Привлечение профессорско-преподавательского состава к участию в мероприятиях профессионально ориентированного направления патриотического воспитания студентов (взаимодействие управленческих структур вуза и выпускающих кафедр). Круглый стол, конференция, встречи с представителями профессиональных династий.

6. Применение дистанционных технологий в процессе патриотического воспитания. Онлайн участие в конференции, консультирование при подготовке к профессиональному конкурсу по видеосвязи с преподавателем.

7. Объединение потенциала различных вузов России, ведущих подготовку по аналогичным специальностям в совместных мероприятиях патриотического характера. Онлайн беседы со студентами других вузов по проблемам трудоустройства, планирования профессиональной карьеры, возможности получения дополнительного профессионального образования.

8. Привлечение потенциала предприятий в развитии практической профессиональной деятельности студентов вузов. Встречи с работодателями.

Приведем характеристику этапов экспериментальной работы. Констатирующий этап эксперимента был посвящен выявлению исходного уровня развития всех компонентов профессионального патриотизма в каждой из групп -экспериментальных и контрольных. На формирующем этапе были реализованы организационно-педагогические условия согласно программным воспитательным мероприятиям профессионально-ориентированной направленности (таб. 2). На заключительном (контрольном) этапе эксперимента проверялась эффективность проведенной работы по формированию профессионального патриотического самосознания студентов экспериментальных групп, а также сравнение полученных результатов со сведениями, полученными на констатирующем этапе.

Полученные статистические данные позволили сделать вывод, что на начало исследования не существовало достоверных различий в уровне развития компонентов профессионального патриотизма у студентов, участников эксперимента (ЭГ и КГ).

Из результатов диагностики трех составляющих профессионального патриотизма следует, что различия характеристик в конце эксперимента являются статистически значимы, следовательно, эффект изменения обусловлен применением экспериментальной методики.

По результатам педагогического эксперимента, представленного в рисунках 1 и 2, можно оценить долю участников эксперимента, которые имеют высокий, средний или низкий уровень сформированности соответствующих компонентов профессионально-патриотического самосознания до и после проведения формирующего этапа экспериментальной работы.

а) когнитивный компонент

высоким средним низким

высоким средним низким

констатирующий этап контрольный этап

б) эмоционально-ценностный компонент

констатирующий этап контрольный этап

в) мотивационно-деятельностный компонент

I

1КГ1

высоким средним низким

ЧР 80

60

40

20

О

1

1ЭГ1

I ■

высоким среднии низкии

констатирующий этап контрольный этап

Рисунок 1. Диаграммы уровней развития компонентов профессионального патриотизма студентов групп ЭГ1 и КГ1 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

а) когнитивный компонент

%

70 60 50 40 30 20 10 0

I гГ

-кг

высоким средним

низким

%

100 80 60 40 20 О

и

- 1 в ,

1ЭГ

лг

высоким средним низкии

констатирующий этап контрольный этап

б) эмоционально-ценностный компонент

констатирующий этап контрольный этап

в) мотивационно-деятельностный компонент

констатирующий этап

контрольный этап

Рисунок 2. Диаграммы уровней развития компонентов профессионального патриотизма студентов групп ЭГ2 и КГ2 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из диаграмм на рисунке 2 следует, что в группе ЭГ1 количество студентов, показавших низкий уровень развития когнитивного компонента профессионального патриотизма уменьшилась с 55% до 0%, а количество студентов, показавших высокий уровень развития когнитивного компонента увеличилась с начала эксперимента с 22% до 71%. Аналогичная динамика изменений наблюдается у мотивационно-ценностного компонента.

По уровню сформированности мотивационно-деятельностного компонента показатели оказались следующие: количество студентов с показателями низкого уровня уменьшилась с 70 до 32%, а количество студентов с показателями высокого уровня увеличилась с 4 до 25%.

В группе КГ1 изменения уровня развития всех компонентов профессионально-патриотического сознания студентов на момент завершения формирующего этапа эксперимента либо отсутствуют, либо несущественны.

Итоговая диагностика уровней развития компонентов профессионального патриотизма у студентов в группе ЭГ2 также показала существенную положительную динамику. Высокий уровень когнитивного компонента был отмечен у 70% студентов, что на 65% выше по сравнению с данными, полученными на начальном этапе эксперимента.

Анализ результатов проведенного исследования показал отсутствие в группе ЭГ2 студентов, показавших низкий уровень развития когнитивного компонента на завершающем этапе экспериментальной работы. Полученные данные по эмоционально-ценностному компоненту позволили сделать вывод, что в группе ЭГ2 произошло увеличение доли студентов

с высоким уровнем на 25% по сравнению с данными, полученными в начале эксперимента. Показатели низкого уровня сократились на 17%.

По сформированности мотивационно-деятельностного компонента в структуре профессионального патриотизма прослеживается следующая динамика: высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента в ЭГ2 был отмечен у 2% студентов, после проведенной экспериментальной работы количество студентов с высоким уровнем данного компонента увеличилось до 45%, а с низким уровнем - уменьшилось на 61%.

В группе КГ2 изменения доли студентов с высоким и низким уровнем сформированности всех компонентов профессионального патриотизма на момент завершения формирующего этапа эксперимента несущественны. Отмечено некоторое возрастание доли студентов со средним уровнем сформированности всех компонентов, что объясняется естественным развитием личности студентов к старшим курсам обучения.

Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов:

1. С помощью данного исследования было выявлено, что значительное повышение уровня развития профессионального патриотизма произошло у экспериментальных групп, для которых были созданы организационно-педагогические условия. В контрольных группах, где воспитательная работа проводилась без реализации организационно-педагогических условий, доля студентов, со средним и низким уровнями сформированности профессионального патриотизма, не изменилась.

2. В ходе проведенного уровневого анализа всех компонентов профессионального патриотизма можно сделать вывод, что целенаправленная учебно-воспитательная работа на основе разработанной нами методики, с учетом выделенных организационно-педагогических условий, позволяет повысить уровень сформированности профессионально-патриотического самосознания студентов в университете.

3. Данные, полученные в ходе эксперимента, были обработаны с помощью статистических методов. В результате проверки результатов выяснилось, что полученная разница уровней сформированности профессионального патриотизма студентов экспериментальной и контрольно-проверочной групп является статистически значимой. Следовательно, задачи исследования решены, цель - достигнута.

Литература:

1. Гладких, В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: ВАИУ. - 2011. - 115 с.

2. Козловская, Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов технических вузов / Т.В. Козловская // Гуманизация образования. - 2007. - №4. - С. 46-51.

3. Мельникова, Л.А. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России / Л.А. Мельникова, П.Е. Суслонов // Перспективы науки и образования. - 2013. -№5. - С. 101-103.

4. Саенко, Л.А. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся / Л.А. Саенко, Е.Н. Пацева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2021. - № 2(83). - С. 169-173.

5. Саенко, Л.А. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности / Л.А. Саенко, Ж.Г. Химич // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 3(78). - С. 191-195.

6. Саенко, Л.А. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи / Л.А. Саенко, Ж.Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72). - С. 203-205.

7. Самтонов, С.Н. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания Российской молодежи (этнопедагогический аспект) / С.Н. Самтонов // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. - 2007. - № 4. -С. 206-207.

8. Химич, Ж.Г. Сущность профессионального патриотизма в современном образовании / Ж.Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2(69). - С. 159-160.

Педагогика

УДК 371.261

кандидат экономических наук, доцент Фаткуллин Николай Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат экономических наук, доцент Шамшович Валентина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА СДО НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В работе проведено исследование влияния успешности освоения обучающимися курса системы дистанционного обучения на конечные результаты учебного процесса. Применение кластерного анализа с целью дифференциации учебной группы не привело к однозначным результатам, не выявив устойчивого соответствия между результатами сессии и итоговыми баллами за освоение курса. В то же время гипотеза об отсутствии данной зависимости была последовательно отвергнута критериями Спирмена и Кендалла ранговой статистики. Таким образом, можно обоснованно утверждать что взаимосвязь существует, причем ее сила, очевидно, в большей степени будет зависеть от степени совершенства курса системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: образование, учебный процесс, обучающиеся, оценки знаний, курс системы дистанционного обучения, балльно-рейтинговая система.

Annotation. In the work, a study was made of the influence of the success of mastering the course of the distance learning system by students on the final results of the educational process. The use of cluster analysis to differentiate the study group did not lead to unambiguous results without revealing a stable correspondence between the results of the session and the final scores for mastering the course. At the same time, the hypothesis of the absence of this dependence was consistently rejected by the Spearman and Kendall rank statistics criteria. Thus, it can be reasonably argued that the relationship exists, and its strength, obviously, to a greater extent will depend on the degree of perfection of the course of the distance learning system.

Key words: the education, educational process which are trained, estimates of knowledge, distance learning system course, mark and rating system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.