Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный патриотизм / профессия / обучающийся / модель / педагогическая модель / ССУЗ / профессиональная подготовка / среднее профессиональное образование. / professional patriotism / profession / a student / model / pedagogical model / secondary vocational school / vocational training / secondary vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химич Жанна Геннадьевна

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью построения системы формирования профессионального патриотизма в общем процессе профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи выявить структурные компоненты педагогической модели формирования профессионального патриотизма у обучающихся ССУЗа, определить условия эффективности функционирования модели. Методы исследования теоретический анализ, синтез, обобщение, моделирование. В качестве результатов исследования автором представлены следующие положения: определены базовые компоненты педагогической модели (целевой, организационно-содержательный и оценочный); обозначены цели и задачи реализации модели; выявлены педагогические условия, способствующие эффективности функционирования модели, определены этапы реализации педагогической модели; представлены формы, методы и средства реализации модели; предложены способы и уровни оценки эффективности модели (высокий, средний и низкий уровни). Автором отмечены социальные и психолого-педагогические особенности обучающихся средних специальных учебных заведений. Выводы: профессиональный патриотизм является формируемым качеством личности, процесс формирования профессионального патриотизма является частью общего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, модель формирования профессионального патриотизма предполагает включение в образовательный процесс специальных форм, методов, средств и условий, направленных на развитие компонентов профессионального патриотизма у каждой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMING PROFESSIONAL PATRIOTISM IN STUDENTS OF SPECIALIZED SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The relevance of the article is due to the need to build a system for the formation of professional patriotism in the general process of vocational training in secondary vocational educational institutions. The purpose of the article is to identify structural components of the pedagogical model of professional patriotism formation among students of secondary vocational schools, to determine conditions for the effectiveness of the model functioning. The research methods used are theoretical analysis, synthesis, generalization, modeling. The author has presented the following results: the basic components of the pedagogical model (target, organizational, substantive and evaluative) have been identified; the goals and objectives of the model implementation have been indicated; pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the functioning of the model have been identified, stages of the pedagogical model implementation have been determined; forms, methods and means of model implementation have been presented; methods and levels for evaluating the effectiveness of the model (high, medium and low levels) have been proposed. The author has noted social and psychological and pedagogical features of students in secondary vocational schools. Conclusions: professional patriotism is an emerging personality trait, the process of professional patriotism formation is a part of the general educational process in an educational institution, the model of professional patriotism formation involves inclusion of special forms, methods, tools and conditions aimed at developing components of professional patriotism in each personality in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

УДК 37.02:811

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13013

Химии Ж.Г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Химич Жанна Геннадьевна, заместитель директора по учебно-производственной работе

ГБПОУ «Моздокский механико-технологический техникум», Моздок, Россия E-mail: jannakrav@mail.ru

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью построения системы формирования профессионального патриотизма в общем процессе профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи - выявить структурные компоненты педагогической модели формирования профессионального патриотизма у обучающихся ССУЗа, определить условия эффективности функционирования модели.

Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение, моделирование. В качестве результатов исследования автором представлены следующие положения: определены базовые компоненты педагогической модели (целевой, организационно-содержательный и оценочный); обозначены цели и задачи реализации модели; выявлены педагогические условия, способствующие эффективности функционирования модели, определены этапы реализации педагогической модели; представлены формы, методы и средства реализации модели; предложены способы и уровни оценки эффективности модели (высокий, средний и низкий уровни). Автором отмечены социальные и психолого-педагогические особенности обучающихся средних специальных учебных заведений.

Выводы: профессиональный патриотизм является формируемым качеством личности, процесс формирования профессионального патриотизма является частью общего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, модель формирования профессионального патриотизма предполагает включение в образовательный процесс специальных форм, методов, средств и условий, направленных на развитие компонентов профессионального патриотизма у каждой личности.

Ключевые слова: профессиональный патриотизм, профессия, обучающийся, модель, педагогическая модель, ССУЗ, профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Для цитирования: Химич Ж.Г. Педагогическая модель формирования профессионального патриотизма у обучающихся средних специальных учебных заведений. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 3(42). С. 141-148. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13013.

Khimich Zh.G.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMING PROFESSIONAL PATRIOTISM IN STUDENTS OF SPECIALIZED SECONDARY EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Khimich Zhanna Gennadevna, deputy director for job training process SBIEI "Mozdok Mechanical and Technological College", Mozdok, Russia E-mail: jannakrav@mail.ru

The relevance of the article is due to the need to build a system for the formation of professional patriotism in the general process of vocational training in secondary vocational educational institutions. The purpose of the article is to identify structural components of the pedagogical model of professional patriotism formation among students of secondary vocational schools, to determine conditions for the effectiveness of the model functioning. The research methods used are theoretical analysis, synthesis, generalization, modeling.

The author has presented the following results: the basic components of the pedagogical model (target, organizational, substantive and evaluative) have been identified; the goals and objectives of the model implementation have been indicated; pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the functioning of the model have been identified, stages of the pedagogical model implementation have been determined; forms, methods and means of model implementation have been presented; methods and levels for evaluating the effectiveness of the model (high, medium and low levels) have been proposed. The author has noted social and psychological and pedagogical features of students in secondary vocational schools.

Conclusions: professional patriotism is an emerging personality trait, the process of professional patriotism formation is a part of the general educational process in an educational institution, the model of professional patriotism formation involves inclusion of special forms, methods, tools and conditions aimed at developing components ofprofessional patriotism in each personality in the educational process.

Key words: professional patriotism, profession, a student, model, pedagogical model, secondary vocational school, vocational training, secondary vocational education.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

For citation: Khimich Zh.G. Pedagogical model of forming professional patriotism in students of specialized secondary educational institutions // Bulletin of Maykop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 141-148. DOI: 10.24411/20781024-2019-13013.

Современные социально-экономические условия, развитие производства, возрастание требований к специалисту, формируют предпосылки в изучении вопросов, связанных с профессиональным развитием личности. Профессиональная деятельность является, в настоящее время, основой связи личности с обществом [6, 7].

Профессиональное становление будущего специалиста является сложным и многоаспектным процессом, на который оказывают влияния внешние и внутренние факторы: профессиональные ориентации личности, требования общества и работодателей, выстроенная учебно-воспитательная работа в учреждении, социально-экономические и политические особенности региона. Неопределенность путей, форм и средств формирования профессионального патриотизма у обучающихся ССУЗов требует разработку педагогической модели, которая позволила бы реализовать целенаправленную воспитательную работу с учетом социально-психологических особенностей обучающихся ССУЗов и условий профессиональной подготовки в учреждении.

Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях, не однородны по социальному составу, по психологическим качествам и личностным возможностям. Однако, можно отметить, что далеко не у всех обучающихся сформированы профессиональные ориентиры, многие слабо представляют особенности своей будущей профессии. Возраст поступления и обучения в ССУЗе примерно 15-18 лет, что характеризуется периодом стремления к самоутверждению, поиска места в жизни, формирования жизненных целей и приоритетов. Этот возраст связан с потребностью в профессиональном ориентировании, профессиональной социализацией, профессиональном самоутверждении. Поэтому система среднего профессионального образования должна быть направлена на формирование у обучающихся представлений о получаемой профессии, ее важности и нужности для общества, для его собственного развития.

Необходимо сохранить специалистов, которые обучаются в ССУЗах, поскольку стране нужны представители «рабочих профессией», но самое главное -необходимо помочь обучающимся не только овладеть профессией, но и «остать-

143

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

ся» в профессии, развиваться в профессии как профессионалу, развивать самому эту профессию, видеть карьерные перспективы, т.е. необходимо формировать у обучающихся профессиональный патриотизм.

Педагогическая наука рассматривает патриотизм, как важнейший ориентир учебно-воспитательного процесса, эффективность этого процесса в ССУЗах проявляется в сформированных у обучающихся личностно-профессиональных качеств. Профессиональный патриотизм объединяет в себе морально-нравственные качества личности, связанные с отношением личности к избранной профессии, такие как профессиональное достоинство, профессиональная честь и гордость [ 1 ].

В контексте данной статьи профессиональный патриотизм будем рассматривать, как патриотическое отношение специалиста к своей профессии, что проявляется через исполнение профессионального долга перед обществом и государством.

Ранее в работах [3, 4] нами определено, что профессиональный патриотизм является формируемым личностным качеством, проявляемым в особом отношении к своей профессиональной деятельности, стремлении в профессиональном развитии и совершенствовании, достижении высших результатов. Профессиональный патриотизм, как педагогическая категория, в своей структуре содержит когнитивный, мотивационный, волевой, деятельностный компоненты.

Процесс формирования профессионального патриотизма у обучающихся ССУЗа представим в виде педагогической модели. Педагогическая модель дает наглядное представление об изучаемом объекте, о системных связях, о целостности и взаимном влиянии компонентов модели. Процесс формирования профессионального патриотизма является частью общего процесса профессионального образования в среднем специальном учебном заведении.

Методологической основой педагогической модели формирования профессионального патриотизма нами определены системный, деятельностный, индивидуально-личностный и партисипативный подходы. Системный подход предполагает комплексное (системное) воспитательное воздействие. Деятельностный подход определяет развития требуемых качеств личности через непосредственную деятельность обучающегося. Индивидуально-личностный подход требует учета уровня развития личности, его индивидуальные качества и способности. Партисипативный подход предусматривает опору на методы сотрудничества между обучающимися и педагогами, развитие творческого потенциала каждого обучающегося.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Структурными компонентами системы выступают: целевой, организационно-содержательный и оценочный. Целевой компонент определяет цели и задачи функционирования модели. Организационно-содержательный компонент раскрывает формы, методы, средства, условия и этапы процесса формирования профессионального патриотизма. Оценочный компонент предназначен для оценки полученных результатов, выявления динамики показателей при реализации педагогической модели (рис. 1).

Цель педагогической модели - формирование профессионального патриотизма у обучающихся ССУЗа.

Задачи реализации модели: 1) развитие показателей в структуре профессионально патриотизма; 2) реализация комплекса педагогических событий (упражнений, тренингов, дискуссий, круглых столов, встреч, конкурсов и т.д.). Модель формирование профессионального патриотизма является частью (подсистемой) профессиональной подготовки обучающихся в образовательном учреждении профессиональной направленности.

Организационная составляющая модели представлена формами, методами и средствами. Формы воспитательной работы по формированию профессионального патриотизма - индивидуальные и групповые. Методы - лекция-презентация, проблемная лекция, дискуссия, соревнование, консультация, портфолио, поощрения, метод проблемных ситуаций, упражнения. Средства - электронные презентации, полиграфическая продукция, видеоролики, фильмы, анкеты, дневники, портфолио обучающегося.

При организации и реализации модели учитывались педагогические условия, направленные на эффективность работы всей системы: социальное партнерство ССУЗа и производства, использование нетрадиционных форм организации воспитательной работы, учет индивидуальных особенностей и возрастных характеристик обучающихся, учет переменных внешних и внутренних факторов образовательной среды ССУЗа, педагогическое сотрудничество педагогов и обучающихся (построение субъект-субъектных отношений между всеми участниками воспитательного процесса).

Педагогическая модель реализуется посредством постепенного освоения четырех этапов: теоретико-диагностического, мотивационно-развивающего, практического и проектировочно-рефлексивного.

На первом этапе осуществляется самодиагностика развития компонентов в структуре профессионального патриотизма.

145

п

о

а

_ -а * §

о о

£

Оч

I

о.

§

о*

1 о

05

а

а §

о

О О 5: О

а

§

о* а О

Оо

0

5!

1

5: О

§

а

Оценочный компонент --------------------

Уровни сформированностп профессионального патриотизма

* N1

низкий средний высокий

с/з с/з

г

к> о

оо

о ю

гп т

В о 2 О С

О 2

о-> т 7£ О

О с/з О 71

О О

С &

^ о

т то ¿2 н т

ч >

О

о

с/з С

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

70

00

Н

<

т

о 5

и> О

£ О

ю 0

С/3 С/3

к> о

оо

о ю

Н со

гп т

X П

X н

О 5

¡э К О ^

2 > т хс о я

о о О

33

43 П

о ><

О —

СО

т X •х. О

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Второй этап направлен на формирование мотивации у обучающихся, развития у них потребности в освоении профессии, в профессиональном саморазвитии, получении новых профессиональных знаний, овладении профессиональными умениями и навыками.

Третий этап направлен на непосредственную деятельность обучающихся: погружение в профессиональную среду и профессиональную культуру, включение обучающихся в конкурсы профессионального мастерства, участие в профессиональных конференциях и фестивалях, встречи с представителями профессии, достигшими высоких результатов в своей профессиональной деятельности (победители международных конкурсов, ветеранами труда и т.п.), привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе.

Четвертый этап - предусматривает самоанализ деятельности, анализ своих достижений (что отражается в портфолио), своих личностных качеств, осуществляется планирование дальнейшей деятельности в профессиональной сфере.

Оценочный компонент модели предполагает проведение мониторинга результатов развития компонентов в структуре профессионального патриотизма у каждого обучающегося. Уровни сформированности профессионального патриотизма - высокий, средний, низкий. Педагогическую модель можно считать эффективной, если будет прослеживаться положительная динамика показателей высокого уровня и снижаться показатели низкого уровня по каждому компоненту в структуре профессионального патриотизма.

Итогом реализации педагогической модели является специалист, выпускник среднего специального учебного заведения, с высоким уровнем развития профессионального патриотизма.

Таким образом, педагогическая модель направлена на развитие каждого компонента в структуре профессионального патриотизма. Основным механизмом реализации модели является включение обучающихся ССУЗа в педагогические события, направленные на профессиональное развитие обучающихся, развитие у них профессиональной увлеченности, профессиональной активности, формирование профессиональных качеств, профессиональных компетенций и, как следствие -профессионального патриотизма.

Литература:

1. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России//Перспективы науки и образования. 2013. №5. С. 101-103.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

2. Саенко JI.A. Аксиологическое содержание образования в условиях транс-дисциплинарности//Мир науки, культуры, образования. 2017. №6 (67). С. 136-137.

3. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентност-ного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. №2 (43). С. 125-131.

4. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5 (72). С. 203-205.

5. Химич Ж.Г. Сущность профессионального патриотизма в современном образовании //Мир науки, культуры, образования. 2018. №2 (69). С. 159-160.

6. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems / Barsukova T.I. [etc] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8, №2. C. 209-216.

7. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market / Saenko L.A. [etc] // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. T. 7, №4 (38). C. 431-433.

Literature:

1. Melnikova L.A., Suslonov P.E. Professional patriotism as the basis for the patriotic education of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Prospects for science and education. 2013. No. 5. P. 101-103.

2. Saenko L.A. Axiological content of education in transdisciplinarity // World of science, culture, education. 2017. No. 6(67). P. 136-137.

3. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Methodological assessment of the competence-based approach in training a specialist // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. No. 2(43). P. 125-131.

4. Saenko L.A., Khimich Zh.G. Conditions for the formation of professional patriotism in studying youth // World of science, culture, education. 2018. No. 5(72). P. 203-205.

5. Khimich Zh.G. The essence of professional patriotism in modern education // World of science, culture, education. 2018. No. 2(69). P. 159-160.

6. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems / Barsukova T.I. [etc] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, No. 2. P. 209-216.

7. Team building as a tool to strengthen the company position in the market / Saenko L.A. [etc] // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. V. 7, No. 4(38). P. 431-433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.