ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Махмудова К.Р. Email: [email protected]
Махмудова Камола Рахимовна - докторант, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описаны педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. Участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Речь рассматривается как средство общения и отмечается, что для конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенок должен свободно владеть диалогическим общением.
Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, речь, связная речь, общение, структура диалога, дети старшего дошкольного возраста, речевая среда, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF DIALOGICAL SPEECH IN CHILDREN OF ELDER PRESCHOOL AGE Makhmudova K.R.
Makhmudova Kamola Rakhimovna - doctoral Student, INSTITUTE FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATION
PERSONNEL AND MANAGER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article describes the pedagogical conditions for the development of dialogical speech in older preschool children. Ofparticular importance for the development of a child in preschool age is dialogue, with the help of which interpersonal relationships are formed, mastery of the native language occurs, and the course of the socialization process is determined. Participation in the dialogue is carried out through dialogical speech, the mastering of which is a condition for the full development of the child and his activity in communicating with people around him. Speech is considered as a means of communication and it is noted that for constructive interaction with adults and peers, a child must be fluent in dialogical communication.
Keywords: dialogue, dialogical speech, speech, coherent speech, communication, dialogue structure, senior preschool children, speech environment, pedagogical conditions.
УДК 372.3/.4
Диалог является основной формой существования языка, неслучайно к его изучению постоянно обращаются с тех или иных научных позиций. Существующие исследовательские подходы к диалогу, объем и характер проблематики, связанной с его изучением, свидетельствуют о сложности и многогранности данной формы речи.
Осмысление многообразных и разноаспектных подходов к исследованию диалога являлось отправным моментом в создании лингвистических основ проведенного исследования. Прежде всего, следовало выяснить, что же подразумевается под терминами «диалог», «диалогическая речь».
Древнегреческие философы считали, что диалог есть «речь, состоящая из вопросов и ответов» [2, с. 164]. В философии, а позже в логике и риторике диалог рассматривался, прежде всего, как процесс полемики, противоборства двух точек зрения, доказательства истинности идей, взглядов; как «логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций» [1, с. 4]. Диалог, как акт социально-речевого взаимодействия, акт непосредственного общения людей, рассматривается и в лингвистике [6].
Развитие речи и речевого общения является важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения, где диалог выступает одной из форм речевого общения, обеспечивающих взаимодействие между партнерами по общению, опосредуется знаками языка. Для построения диалога необходимыми являются такие умения, как умение вступать в общение, выражать свои мысли, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения [3].
В старшем дошкольном возрасте в процессе общения дети стремятся активно рассказать своему собеседнику, реальному или «мнимому», о видимом, слышимом, используют в диалоге различные речевые клише, переносят и заменяют аналогичными в соответствующих ситуациях. В общении старшие дошкольники уже задают целенаправленные вопросы в логической последовательности. Содержание этих вопросов может быть адресовано как воображаемому субъекту, так и реальному.
По мнению В.В. Казаковской [4], в игровых ситуациях с предметами и игрушками ребёнок придумывает ответ за игрушку, разговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Так старшие дошкольники учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем. Реплики-реакции старших дошкольников имеют широкий смысловой спектр согласия, несогласия, совета, просьбы [5].
К старшему дошкольному возрасту наступает период совершенствования навыков диалогической речи, вопросительные предложения уже носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией.
Старший дошкольник начинает рационально анализировать структуру любого предложенного им высказывания при построении собственных, и он уже правомочен давать очевидную оценку услышанному [7]. Развитие общения дает толчок на то, что в диалоге с собеседником дети стараются сделать свою речь более выразительной, колоритной, больше используют интонационные средства, а также ловки уже осваивать такие средства языка, как сравнение, метафора, эпитет. Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог со сверстниками.
Дети в этом аспекте по-настоящему чувствуют себя свободными, равными, раскованными. Они учатся здесь самодеятельности, самоконтролю. Наибольшее число исследователей в тоже время приходят к выводу о том, что диалогу необходимо учить. Однако, практика учебно-воспитательной работы с дошкольниками и наблюдения в дошкольных образовательных учреждениях говорят, что беседы с детьми проектируются не систематически, формированию диалогических навыков уделяют мало времени, во время беседы большая речевая нагрузка возлагается на воспитателя, а речевая активность детей приводится к минимуму, на занятиях не учат составлять и задавать вопросы, не применяются упражнения, игровые периоды, развивающие коммуникативные способности. В конечном итоге выпускники детского сада не умеют самостоятельно строить диалог, вести беседу, наблюдается недостаточная речевая активность [3].
На каждом из этапов важно поддерживать доброжелательную, эмоционально благополучную атмосферу для общения детей, поскольку это является одним из
важных педагогических условий для более эффективного развития связной диалогической речи детей. Реализация данного педагогического условия в ходе развития у старших дошкольников связной диалогической речи заключается в том, что основа построение работы лежит на принципах личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Так, при организации бесед по тематическим неделям, разговоров со старшими дошкольниками необходимо строить свое общение с позиций признания индивидуальности каждого ребенка, принятия детей, внимательного к ним отношения. Нужно выказывать детям поощрения за доброжелательное общение их со сверстниками и с взрослыми. Это способствует тому, что у детей возрастает стремление задавать больше вопросов, поддерживать диалог, а не обрывать его, строить свои высказывания (сообщать, рассказывать что-то) как в разговоре со взрослыми, так и со сверстниками. Вторым педагогическим условием на всех этапах работы по развитию у старших дошкольников связной диалогической речи является организация речевой среды в группе, чтобы дети видели примеры ведения диалога. Осуществляется обогащение словарного запаса детей за счет слов - определений, слов, помогающих описывать переживания, чтобы они могли строить высказывания наиболее полно, развёрнуто. В общении с детьми важно использовать игры и упражнения на объяснение значения слов, на составление предложений, в условиях диалога предлагать детям побеседовать в парах по плану, рассказать о каком-то объекте или предмете как можно более подробно, просить в парах подбирать имена существительные к прилагательным, к существительным -глаголы, беседовать на конкретную тему и т.д.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста диалогического общения возможно при организации следующих педагогических условий в образовательном процессе дошкольного учреждения:
- включение педагогов образовательных учреждений в формирование культуры общения;
- создание развивающей пространственно-предметной культурно-речевой среды;
- проведение специализированных занятий по развитию диалогического общения;
- определение соответствующего содержания образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- создание атмосферы успеха, поддержки личностного роста детей в диалогическом общении.
Список литературы /References
1. Берков В.Ф. Культура диалога: учебно-методическое пособие / В.Ф. Берков, Я.С. Ясеневич. Мн.: Новое знание, 2002. 152 с.
2. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1986. С. 150-190.
3. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 2008. 234 с.
4. Казаковская В.В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге. СПб. Издательство «Мозаика - синтез», 2003. 144 с.
5. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2006. 143 с.
6. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князькова. М.: Флинта: Наука, 2001. 312 с.
7. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 153 с.