DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-2 УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ НА УРОКЕ
Волхонская А.А.
В статье проведен анализ проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к использованию учебника географии на уроке. Определены причины невнимания к учебнику со стороны молодых учителей, а так же выявлены причины недостаточной подготовки будущих учителей географии к эффективному использованию учебника на уроке.
Профессиональная подготовка будущих учителей к эффективному и правильному использованию учебника географии на уроках возможно только при наличии определенных педагогических условий. Особенностью данной работы является теоретически обоснованные педагогические условия подготовки будущих педагогов к эффективному использованию учебника географии на уроке, которые способны обеспечить формирование и в дальнейшем достижение студентами более высокого уровня сформированности готовности к эффективному использованию учебника географии на своих уроках.
Ключевые слова: учебник географии, эффективное использование, будущий учитель, психолого-педагогические дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, спецкурс.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHER TRAINING IN THE EFFECTIVE USE OF GEOGRAPHY TEXTBOOK
IN THE LESSON
Volkhonskaya A.A.
The article analyzes the problems of professional training of future teachers in the use of geography textbook in their classes. The author identifies the reasons for lack of young teachers' attention to the textbook and the causes of insufficient training of future geography teachers in the effective use of the textbook in the class. Professional training of future teachers in the effective and proper use of the geography textbook in the class is possible only under certain pedagogical conditions. A specific feature of this work is theoretically sound pedagogical conditions of future teacher training in the effective use of geography textbook in the class, which can form and further develop the students' readiness for effective use of geography textbook in the lessons.
Keywords: geography textbook, effective use, future teacher, psychological and educational disciplines, teaching practice, scientific research, specialization course.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предполагает готовность учащихся и способность их к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.[4]
На сегодняшний день в школе основным источником информации для учеников остается, учебник-который выступает важным средством обучения, а по ряду предметов, учебник является основным средством обучения.
Учебник - это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенное школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом из возрастных и иных особенностей.[2 с. 12]
От учебника в значительной степени зависит и то, будет ли ученик испытывать интерес не только к учебному предмету, но и к учебной книге, к процессу учения.
Анализ педагогического опыта учителей географии показывает, что большинство педагогов недостаточно оценивают функции современных учебников, и используют их не на всех этапах обучения, ограничиваясь только при изучении нового материала. Соответственно заложенные в учебниках возможности реализуются в учебном процессе не полностью.
Анализ научных публикаций и диссертационных работ позволяет сделать вывод, что до настоящего времени не исследован комплекс теоретических знаний и педагогических умений, позволяющих учителю эффективно использовать учебник географии на уроке.
Эффективное использование учебника географии включает в себя организационные умения, которыми должен обладать учитель, для достижения цели урока:
- Умение организовать работу с текстом учебника географии
-Умение организовать работу с текстовыми картами
- Умение организовать работу с системой вопросов и заданий
- Умение организовать работу с другими компонентами учебника
По наблюдениям, проведенным за студентами в ходе педагогической практики, было выявлено, что будущие учителя слабо представляют себе, как использовать учебник географии на уроке эффективно.
Так было выявлено, что:
-студенты не умеют строить работу с географическими текстами на основе общепедагогических принципов системности и последовательности
-используют учебник географии только на этапе закрепления материала или повторения домашнего задания
- редко работают с внетекстовым компонентом учебника и т.д.
Следствием такого невнимания к учебнику со стороны молодых
учителей, как мы считаем, является отсутствие профессиональной подготовки студентов к эффективному использованию учебника географии на уроке.
Анализ стандартов, учебных планов, учебно-методических комплексов, вузовских учебников по педагогике, психологии и методике обучения географии показал что, система обучения будущих учителей частично раскрывает вопросов об использовании учебника географии на уроке.
В рамках обучения в ВУЗе при подготовке будущих учителей к использованию учебника географии на уроке:
-не полностью используются возможности психолого-педагогических и специальных дисциплин по данной проблеме;
- отсутствуют тематические спецкурсы (курс по выбору),
- не уделяется должного внимания вопросам формирования системы работы со школьным учебником в ходе педагогических практик и в научно-исследовательской работе студентов.
Профессиональная подготовка будущих учителей к эффективному и правильному использованию учебника на уроках возможно только при наличии определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями готовности к эффективному использованию учебника географии, мы понимаем комплекс мер, который обеспечивает формирование и в дальнейшем достижение обучающимися более высокого уровня сформированности готовности к эффективному использованию учебника географии на своих уроках.
ФГОС ВПО третьего поколения утверждает, что бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование» должен решать следующие профессиональные задачи:[5]
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования
В результате профессионального цикла, который содержит дисциплины «Педагогика», «Методика обучения предмету (в соответствии с профилями)», должны сформироваться способы ориентации в профессиональных источниках информации.
В дисциплине «Теория обучения» по теме: «Средства фиксации содержания образования» рассматривается вопрос об учебной литературе как о средстве проектирования содержания образования на уровне учебного материала. Выделяется основная учебная литература - учебники и учебные пособия.
Курс предполагает подробное рассмотрение вопроса о сущности учебника, о его функциях, структуре, так же уделяется должное внимание педагогическим требованиям предъявляемые к учебникам.
Изучение курса «Методики обучения географии» важно для реализации современного требования, предъявляемого к подготовке учителя географии, сформированности умения работать с научной и методической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования по методике обучения географии. К методической литературе принято относить и учебники.
Поэтому первым педагогическим условием является: насыщение базовой части профессионального цикла бакалавриата вопросами об эффективном использовании учебника географии при обучении психолого-педагогических дисциплин и «Методики обучения географии».
Успешное овладение приемами и методами применения учебника географии на уроке невозможно без практической реализации полученных теоретических знаний. Педагогическая практика обеспечивает применение студентом полученные психолого-педагогические и методические знания в
практической деятельности учителя-специалиста и классного руководителя. Возможности педагогической практики используются для формирования профессиональных качеств, навыков и умений будущих педагогов.
Поэтому второе условие способствующее подготовке будущего учителя к эффективному использованию учебника географии на уроках предполагает включение в содержание педагогической практики заданий:
1) предполагающих анализ альтернативных учебников по предмету
2) применение учебника географии в процессе обучения, способствующее достижению цели урока
3) анализ результатов собственной деятельности в этом направлении
Научно-исследовательская работа студентов - одно из необходимых
условий профессионального становления будущего учителя, развитие его научного мышления и интересов, подготовки к самообразованию и творческому труду.[3]
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника.
Поэтому третьим условием подготовки будущего учителя к использованию учебника на уроке, мы выделяем написание курсовых и выпускных квалифицированных (ВКР) работ по проблеме эффективного использования учебника географии на уроках.
Курсовая работа является самостоятельным реферативным или небольшим научным исследованием студента. Цель курсовой работы -обучение студентов элементарным умениям исследовательской работы. Научность исследования выражается в решении определенной познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперирования современной специальной терминологией и т.д.
Выпускная квалифицированная работа является самостоятельным научным исследованием, раскрывающим способность его автора выявить, сформулировать и в намеченных пределах решить определенную задачу как в сфере отдельной дисциплины или методики ее преподавания, так и в сфере психолого-педагогических наук.
Спецкурсы имеют теоретико-методологичекую направленность, полагают своим назначением углубленное изучение студентами актуальных проблем педагогики на базе исследований, проводимых научными коллективами, формирование у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности. [1, с. 48]
Поэтому мы считаем важным наличие четвертого условия подготовки будущих учителей к использованию учебника на уроке включение в содержание теоретической подготовки студентов спецкурса «Эффективное использование учебника географии», способствующий интеграции и углубленному изучению использования учебника на уроке.
Современный учитель географии должен рассматривать работу с учебником на уроке как обязательный учебный труд школьников на всех этапах изучения географии.
Успешно выполнить это может лишь тот педагог, который сам в достаточной степени овладел знаниями и умениями эффективного использования учебника географии на уроке.
Таким образом, выделенные и теоретически обоснованные педагогические условия подготовки будущих педагогов к эффективному использованию учебника географии на уроке, способны обеспечить формирование и в дальнейшем достижение студентами более высокого уровня сформированности готовности к эффективному использованию учебника географии на своих уроках.
Список литературы
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. 208 с.
2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
3. Константинова Т.В. Лисовская Л.П. Ивченко Т.В. Курсовые и выпускные квалифицированные (дипломные) работы по методике обучения. Калуга : КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2008. 44 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования М., 2011.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf.
6. Abdullina G.T., Ortaev B.T., Torybaeva Z.Z., Zhetibaev K.M. Technology for Development of Intellectual Skills of the Future Teachers from the Perspective of the Competence Approach. Middle-East Journal of Scientific Research 13 no. 5 (2013): 640-646.
7. Bannykh G.A., Kostina S.N. Development of Lifelong Learning System in Russia. Middle-East Journal of Scientific Research 12, no. 10 (2012): 1370-1374.
8. Ezhova T.V., Verginskaya E.A. Communicative Practices and Their Role in Student's Gradual Approaching from Educational to Professional Activity. Middle-East Journal of Scientific Research 14 no. 1 (2013): 144-147.
9. Kenenbaeva M.A., Tleulesova A.S. Preparation of Students for Professional Careers during the Study of Special Courses. Middle-East Journal of Scientific Research 13, no. 4 (2013): 449-454.
10. Mambetalina A.S. The Study of the Students' Cognitive Activity in Training in High School. World Applied Sciences Journal 20 (Special Issue of Pedagogy and Psychology) (2012): 24-28.
References
1. Abdullina O.A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchiteley v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [General Pedagogical Training of Teachers in the System of Higher Pedagogical Education]. Moscow: Prosveschenie, 1984. 208 p.
2. Zuyev D.D. Shkol'nyy uchebnik [School Textbook]. Moscow: Pedagogika, 1983. 240 p.
3. Konstantinova, T.V., Lisovskaya L.P., Ivchenko T.V. Kursovyye i vypusknyye kvalifitsirovannyye (diplomnyye) raboty po metodike obucheniya [Term and Diploma Qualification Papers on Training Methods]. Kaluga: Tsiolkovsky KSPU, 2008. 44 p.
4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of (Complete) General Education]. Moscow, 2011.
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 «Pedagogicheskoye obrazovaniye» [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the Field of Training 050100 "Teacher Education"]. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf
6. Abdullina G.T., Ortaev B.T., Torybaeva Z.Z., Zhetibaev K.M. Technology for Development of Intellectual Skills of the Future Teachers from the Perspective of the Competence Approach. Middle-East Journal of Scientific Research 13 no. 5 (2013): 640-646.
7. Bannykh G.A., Kostina S.N. Development of Lifelong Learning System in Russia. Middle-East Journal of Scientific Research 12, no. 10 (2012): 1370-1374.
8. Ezhova T.V., Verginskaya E.A. Communicative Practices and Their Role in Student's Gradual Approaching from Educational to Professional Activity. Middle-East Journal of Scientific Research 14 no. 1 (2013): 144-147.
9. Kenenbaeva M.A., Tleulesova A.S. Preparation of Students for Professional Careers during the Study of Special Courses. Middle-East Journal of Scientific Research 13, no. 4 (2013): 449-454.
10. Mambetalina A.S. The Study of the Students' Cognitive Activity in Training in High School. World Applied Sciences Journal 20 (Special Issue of Pedagogy and Psychology) (2012): 24-28.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Волхонская Анастасия Андреевна, аспирант кафедры педагогики
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского ул. Ст. Разина, 26, г. Калуга, 248023, Россия nastenka1608@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Volkhonskaya Anastasiya Andreevna, Post-graduate student
K.E. Tsiolkovsky Kaluga State Pedagogical University 26, St. Razina str., Kaluga city, 248023, Russia nastenka1608@yandex. ru
Рецензент:
Меркулова Л.И., канд. филол. наук