УДК 378
Волхонская Анастасия Андреевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ
Volkhonskaya Anastasia Andreevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Kaluga State University
MOTIVATION AND VALUE ASPECTS OF TEACHERS' TRAINING TO WORK WITH A TEXTBOOK
Аннотация:
Статья посвящена описанию особенностей мо-тивационно-ценностных аспектов в подготовке будущих учителей к работе с учебником через педагогические дисциплины. Раскрыто содержание мотивационно-ценностных аспектов относительно использования учебника на уроке (наличие устойчивой мотивации к применению учебника на уроке, интереса к овладению эффективными приемами в работе с учебником и др.). Предложено наполнение педагогических дисциплин, ориентирующих будущих педагогов на использование учебника на уроке в их последующей деятельности (включение материалов о методах анализа учебного текста, отбора содержания, основаниях выбора учебника).
Ключевые слова:
учебник, использование учебника на уроке, мотивы, мотивационно-ценностные аспекты, познавательные мотивы, социальные мотивы, ак-сиологизация, саморазвитие, будущий педагог.
Summary:
The article deals with the motivation and value aspects of teachers' training to work with textbooks in the course of education science subjects. The author considers the content of motivation and value aspects regarding the use of textbooks in the classroom (sustained motivation to use the textbook in class, interest in mastering of effective techniques in the work with textbooks, and others). The paper suggests how to make up the content for education science courses guiding future teachers to use the textbook in the classroom in their follow-up activities (inclusion of materials on the methods of educational text analysis, selection of the content, principles of textbook selection).
Keywords:
textbook, use of a textbook in class, motives, motivation and value aspects, cognitive motives, social motives, axiology, self-development, future teacher.
Учебник - важнейшее дидактическое средство в школе, обеспечивающее систематическое усвоение знаний. В нем в виде учебного материала фиксируется содержание образования, отраженное в учебной программе.
Необходимо отметить, что успешная работа с учебником возможна только при условии, что учитель, во-первых, сознает важность этой работы и ведет ее систематически, во-вторых, хорошо знает его содержание и особенности построения и, в-третьих, сам владеет приемами работы с этим средством обучения. Поэтому проблема готовности будущих педагогов к работе с учебником на уроке актуальна и на сегодняшний день.
В настоящее время современные вузы заботятся о качестве профессиональной подготовки своих выпускников, так как государственный образовательный стандарт требует уделять больше внимания личности будущего специалиста, формированию его ответственного отношения к выбранной профессии. Особую значимость в процессе модернизации имеет аксиологиза-ция образования будущих учителей.
Аксиологизацию содержания образовательного процесса в контексте профессиональной подготовки педагога рассматривают как «выращивание» будущих специалистов, способных и готовых управлять своей жизнью, профессиональной деятельностью, ориентированное на достижение главной цели - создание условий для разностороннего гармоничного развития личности обучающегося [1].
Современные исследователи (В.И. Андреев, Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, А.А. Макареня, В.А. Нечаев, В.А. Сластенин [2] и др.) считают возможным при подготовке будущих педагогов в рамках преподавания педагогических дисциплин выделить в качестве методологической основы аксиологический подход, который придает процессу подготовки будущих учителей ценностную направленность. В связи с этим нами предпринято научное обращение к проблеме мотивационно-ценностной составляющей подготовки будущего педагога к работе с учебником через педагогические дисциплины.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Мотивационно-ценностные аспекты подготовки будущих педагогов к работе с учебником прежде всего предполагают: устойчивую мотивацию к использованию учебника на уроке как неотъемлемой части образовательного процесса, устойчивый интерес, потребность в овладении эффективными приемами использования учебника на уроке, стремление к самообучению и саморазвитию в использовании учебника на уроке как комплексного средства обучения.
Одной из неотъемлемых составляющих формирования готовности будущих учителей является формирование у студентов мотивов, способных побудить их к пониманию и признанию профессиональной значимости использования учебника на уроке.
Мы разделяем точку зрения В.Д. Шадрикова, который полагает, что мотивация организует деятельность и во многом влияет на результативность: «Мотивация организует целостное поведение, повышает трудовую активность, оказывает существенное влияние на формирование цели и путей ее достижения» [3, с. 48].
Мотивы служат основанием для выбора целей, средств и способов действия. При этом необходимо отметить, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [4].
Современные исследователи выделяют две группы мотивов: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, они включают:
- широкие познавательные мотивы, ориентированные на овладение новыми знаниями;
- учебно-познавательные мотивы, ориентированные на усвоение способов добывания знаний;
- мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями обучаемого, в их числе:
- широкие социальные мотивы - стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости;
- узкие социальные мотивы - стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение со стороны родителей, преподавателей, товарищей;
- мотивы социального сотрудничества - стремление общаться, взаимодействовать с другими людьми, осознавать формы, способы сотрудничества и взаимоотношений с преподавателями, родителями, товарищами и совершенствовать их [5].
На наш взгляд, развитие мотивации к использованию учебника на уроке будет эффективным лишь в том случае, если в ходе соответствующей деятельности будут формироваться все вышеперечисленные мотивы.
В процессе подготовки будущих педагогов к работе с учебником необходимо целенаправленно организовать образовательный процесс, вовлекая студентов в активную учебную и практическую деятельность, формирующую у них профессиональные установки и убеждения, направленные на осознание роли и возможностей использования учебника на уроках. Поэтому мы считаем, в подготовке к работе с учебником целеобразно использовать на занятиях по педагогическим дисциплинам материалы об основах выбора учебника, опыте совершенствования образовательных книг, методах анализа учебного текста, отбора содержания и уровня нагрузки учащихся, о влиянии педагогической науки на содержание и структуру российского школьного учебника конца XIX - начала XX вв. и др. (В.П. Беспалько, И.Д. Зверева, Ф.Д. Зуева, Л.Я. Зорина, Е.Ю. Ромашина). Использование данных материалов способствует переосмыслению и стимулированию ценностного отношения студентов к использованию учебника как эффективного средства развития и самореализации учащихся.
В.П. Беспалько в своей монографии «Теория учебника: Дидактический аспект» разработал дидактическую основу построения учебника, которая рассматривается как информационная модель педагогической системы, определяет цели построения учебника, показывает методы анализа учебного текста, отбора содержания и уровня нагрузки учащихся.
Общечеловеческий опыт организации обучения и воспитания конкретизируется в педагогической системе как в объекте и продукте этого опыта. Поэтому в учебнике как модели человеческого педагогического опыта всегда моделируется какая-то определенная педагогическая система [6, с. 15].
Л.Я. Зорина в своей книге «Программа - учебник - учитель», предназначенной для учителей и студентов педагогических специальностей, раскрывает вопросы о творческом отношении учителя к программе и учебнику, об основаниях выбора учебника и о саморазвитии учителя как
основе его творчества. Автор отмечает, что только творческий учитель, опираясь на хороший учебник, в процессе обучения добавляет материал, который помогает ученикам усваивать научную информацию, способствует их развитию и воспитанию у них научного мышления, формирует ценностные установки [7, с. 67].
Монография Д.Д. Зуева «Школьный учебник» до сих пор является фундаментальным научным исследованием. Д.Д. Зуев рассматривает современный учебник как многофункциональную систему. По утверждению автора, «дидактические функции учебника, не являющиеся рядополо-женными, а составляющие систему иерархически взаимосвязанных и взаимопроникающих его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе» [8, с. 61].
Монография Е.Ю. Ромашиной «Школьный учебник в России XVIII - начала XX вв.: теоретический и историко-педагогический анализ» посвящена проблемам становления и развития российского учебника на протяжении XVIII - начала XX вв. Автором выявлены закономерности динамики функций и структуры школьного учебника в зависимости от эволюции отечественной педагогической науки и опыта образовательной практики средних учебных заведений [9].
В педагогической деятельности будущего учителя непременно должно произойти эмоциональное личностное принятие такой профессиональной позиции, при которой использование учебника на уроке станет неотъемлемой, обязательной составляющей их профессиональной деятельности, а впоследствии - профессиональным убеждением.
Для формирования эмоционально-ценностного отношения по вопросу использования учебника на уроке необходимо, чтобы студент понимал важность изучения данной проблемы лично им, чтобы понимание ценности изучения постепенно становилось мотивом учебной деятельности.
Ссылки:
1. Шиманчик М.С. Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3.
2. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка. М., 1997. 512 с.
3. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 131 с.
4. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. М., 1974. С. 145-169.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003. 512 с.
6. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М., 1988. С. 27-28.
7. Зорина Л.Я. Программа - учебник - учитель. М., 1989. 80 с.
8. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983. 240 с.
9. Ромашина Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII - начала XX вв.: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2011. 186 с.