Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе'

Педагогические условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / педагог-психолог / бакалавр / здоровьесбережение / сельская школа / педагогические условия. / professional training / educational psychologist / bachelor’s degree / health care / rural school / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Сазонова Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты разработки педагогических условий для профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Всего в работе определено 3 условия профессиональной подготовки будущего педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Каждое педагогическое условие раскрыто в теоретической области и рассмотрены с точки зрения практической значимости. Из учебного плана 44.03.02-Психолого-педагогическое образование выделены дисциплины, которые могут быть дополнены дидактическими единицами, направленными на формирование здоровьесберегающей компетентности студентов. Разработан спектр мероприятий, отражающий специфику деятельности педагога-психолога в сельской школе с применением в практической деятельности здоровьесберегающих технологий. Обоснована важность интеграции теории и практики, проанализирован индивидуальный план прохождение практики, выделены основные элементы, способствующие развитию основных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Сазонова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN RURAL SCHOOLS

The article presents the results of the development of pedagogical conditions for the professional training of bachelors of psychological and pedagogical education for health-saving activities in rural schools. In total, the work defines 3 conditions for the professional training of a future pedagogical psychologist for health-saving activities in a rural school. Each pedagogical condition is disclosed in the theoretical field and examined from the point of view of practical significance. Disciplines have been identified from the curriculum 44.03.02-Psychological and pedagogical education, which can be supplemented with didactic units aimed at the formation of health-saving competence of students. A range of measures has been developed reflecting the specifics of the activity of a teacher-psychologist in a rural school with the use of health-saving technologies in practical activities. The importance of integrating theory and practice is substantiated, an individual internship plan is analyzed, and the main elements contributing to the development of the main elements are highlighted.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе»

Педагогические условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе

Иванова Елена Александровна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Амурский государственный университет E-mail: 2009_irbis@mail.ru

Сазонова Анастасия Олеговна,

ассистент, кафедра педагогики и психологии, Амурский

государственный университет

E-mail: anastasiya.kritskaya99@yandex.ru

В статье представлены результаты разработки педагогических условий для профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Всего в работе определено 3 условия профессиональной подготовки будущего педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Каждое педагогическое условие раскрыто в теоретической области и рассмотрены с точки зрения практической значимости. Из учебного плана 44.03.02-Психолого-педагогическое образование выделены дисциплины, которые могут быть дополнены дидактическими единицами, направленными на формирование здоровьесберегающей компетентности студентов. Разработан спектр мероприятий, отражающий специфику деятельности педагога-психолога в сельской школе с применением в практической деятельности здоровьесбере-гающих технологий. Обоснована важность интеграции теории и практики, проанализирован индивидуальный план прохождение практики, выделены основные элементы, способствующие развитию основных элементов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагог-психолог, бакалавр, здоровьесбережение, сельская школа, педагогические условия.

о с

U

см о см

Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Несмотря на то, что происходит активное обустройство сельских территорий, образовательные учреждения вступают в программы развития, на данный момент не решается проблема с педагогическими кадрами. Малое количество образовательных программ направлено на подготовку будущих специалистов к работе в сельской местности. В связи с этим имеется необходимость их совершенствования.

На основе анализа теоретической литературы и констатирующего эксперимента [3] были выделены педагогические условия профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесбере-гающей деятельности в сельской школе:

1. Включение дидактических единиц здоро-вьесбережения на основе междисциплинарного подхода в образовательную программу психолого-педагогического образования.

2. Интеграция знаний о здоровьесбережении в практическую подготовку в процессе профессиональной подготовки педагога-психолога к здоро-вьесберегающей деятельности в сельской школе.

3. Формирование собственной личной позиции студента как фактора успешности осуществления будущей практической деятельности по здоро-вьесбережению.

Начнем рассмотрение с первого условия: включение дидактических единиц здоровьесбережения на основе междисциплинарного подхода в образовательную программу психолого-педагогического образования. Дидактические единицы представляют логичную и самостоятельную часть содержания учебного материала, которая представляет собой целостный по смысловому значению и выполняющий конкретную функцию по реализации поставленных целей в освоении учебного предмета элемент. Другими словами, это темы формирующие знания у студентов, которые касаются определённой сферы деятельности, в нашем случае это здоровьесберегающая деятельность в сельской школе.

Применение междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к здоро-вьесберегающей деятельности в сельской школе строится на взаимосвязи смежных дисциплин образовательной программы, с включением ди-

дактических единиц предусматривающих содержательную часть в рамках здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Каждая из предложенных дидактических единиц затрагивает ос-

новные моменты, упущенные в основной программе и расширяет диапазон компетенций студентов. В данном случае эту взаимосвязь возможно проследить на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе

Определены такие дидактические единицы как:

- здоровьесбережение в сельской школе;

- сельские школы и их особенности;

- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога;

- здоровьесберегающая функция педагога-психолога в образовательном учреждении;

- специфика проведения физкультминуток в рамках внеклассных занятий;

- организация здоровьесберегающей деятельности с детьми с ОВЗ на базе сельских школ;

- формирование ЗОЖ на разных возрастных этапах: особенности организации пропагандистской деятельности;

- негативные факторы, имеющиеся в отдаленной сельской местности влияющие на организм ребёнка;

- особенности состояния здоровья детского населения в сельском поселении: уровень, специфика, разница с городскими поселениями;

- возможности физической активности на открытой местности.

Включение в выделенные дисциплины дидактических единиц, обозначенных ранее, может способствовать формированию компетентности будущего специалиста в вопросах здоровьесбереже-ния на более высоком уровне. Были распределены выделенные ранее темы по дисциплинам, предусмотренных учебным планом направления подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, реализуемым на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». Ознакомится возможно в таблице 1.

Таблица 1. Распределение дидактических единиц по дисциплинам образовательной программы 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование

Дисциплина

Анатомия и физиология с основами педиатрии и гигиены

Здоровьесбережение в образовательных учреждениях

Физическая культура и спорт

Общая физическая подготовка

Основы инклюзивного образования

Социальная педагогика

Психология развития и возрастная психология

Методика и технология работы социального педагога

Дидактические единицы (темы занятий)

Особенности состояния здоровья детского населения в сельском поселении: уровень, специфика, разница с городскими поселениями.

Здоровьесбережение в сельской школе

Специфика проведения физкультминуток в рамках внеклассных занятий.

Возможности физической активности на открытой местности.

Организация здоровьесберегаю-щей деятельности с детьми с ОВЗ на базе сельских школ.

1. Сельские школы и их особенности.

2. Негативные факторы, имеющиеся в отдаленной сельской местности влияющие на организм ребёнка.

Формирование ЗОЖ на разных возрастных этапах: особенности организации пропагандистской деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

2

3

4

5

6

7

8

Каждая дисциплина и тема организуются и подкрепляется уже ранее полученными знаниями. Поэтому можно отметить, что предложенные темы предназначены для расширения теоретических знаний и дальнейшей подготовке к практической деятельности, а как следствие и профессиональной деятельности. В дальнейшем студентам будет проще сориентироваться в образовательном пространстве сельской школы, сформируются представление о примерном контингенте деятельности педагога-психолога. Все эти факторы способствуют более высокой эффективности организации психолого-педагогической деятельности.

На 1-2 курсах студентам предоставляется возможность ознакомиться с основами профессиональной деятельности педагога-психолога, в частности его здоровьесберегающей деятельностью в школе. Так в 1 семестре изучаются дисциплины: «Анатомия и физиология с основами педиатрии и гигиены», «Здоровьесбере-жение в образовательных учреждениях», «Основы инклюзивного образования», «Общая физическая подготовка», «Физическая культура и спорт». Также во втором семестре начинается изучение дисциплины «Социальная педагогика». То есть студенты могут с первых дней обучения понять с чем им придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. В нашем случае, будущие педагоги-психологи с первых занятий погружаются в изучение здоровьесберега-ющей деятельности и у них начинает формироваться здоровьесберегающая компетентность. Тем самым, при введении дополнительных тем в направлении здоровьесберегающей деятельности в сельской школе мы отмечаем целесообразность и более высокий уровень эффективности формирования здоровьесберегающей функции педагога-психолога.

При изучении дисциплин студенты должны получать не только теоретическую базу по здоро-вьесбережению, но и приобретать практические умения, необходимые им в профессиональной деятельности, другими словами, овладевать ключевыми компетенциями, определяющими современное качество образования. Таким образом мы выделили следующее педагогическое условие: интеграция знаний о здоровьесбережении в практическую подготовку в процессе профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе.

Интеграция теоретических знаний и практических умений дает в совокупности способность педагогу-психологу, как специалисту способному осуществлять деятельность по формированию установок у школьников на ценностное отношение к здоровью, выполнять работу в полном объеме.

Теоретическая готовность к здоровьесбере-с= жению предполагает усвоение студентом соци-~ альной практики в области сохранения здоровья ^ и формирует его когнитивный опыт. Также это ~ осознание различий сельской и городской школы, ав учет особенностей сельской школы.

Практическая готовность к здоровьесбереже-нию включает в себя опыт осуществления здо-ровьесбережения в профессиональной деятельности, творческой деятельности в аспекте здоро-вьесбережения, осуществления самообразовательной деятельности в аспекте здоровьесбере-жения. Наиболее простой и доступный способ выполнения данного условия состоит в прохождении практик, предусмотренных учебным планом, участие в здоровьесберегающих мероприятиях университета, а также способность разрабатывать план мероприятий в рамках здоровьесберегаю-щей деятельности.

Так дисциплины, выделенные в первом условии, должны включать не только теоретические основы подготовки, но и направлять на применение их в практике. В рамках практических занятий, прохождении производственной практики студенты формируют готовность к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе.

В зависимости от места прохождения практики и контингента, с которым предстоит работать студенты должны быть способны включаться в образовательный процесс и правильно подобрать форму работы. На основе теории с педагогической точки зрения студент должен понимать, как разрабатываются практические занятия.

Для этого был разработан ряд практико-ориентированных заданий, способствующих повышению здоровьесберегающей компетентности студентов психолого-педагогического образования. Всего предложено 10 заданий для студентов психолого-педагогического направления подготовки. В таблице 2 можно ознакомиться с их перечнем с учетом специфики дисциплин.

Таблица 2. Распределение практико-ориентированных заданий по дисциплинам образовательной программы 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование

№ Дисциплина Практико-ориентированные задания

1 Анатомия и физиология с основами педиатрии и гигиены Провести анализ уровня состояния здоровья сельских школьников (на уровне Дальнего Востока)

2 Здоровьесбере-жение в образовательных учрежде- Составление программы здоро-вьесбережения на базе сельских школ.

ниях Подобрать комплекс методик, направленных на оценку уровня адаптации учащихся сельской школы

Проанализировать методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, оценить возможность их применения на базе сельской школы

3 Физическая культура и спорт Разработка комплекса упражнений в рамках физкультминутки в школе.

Окончание

№ Дисциплина Практико-ориентированные задания

4 Основы инклюзивного образования Разработать характеристику группы методов здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми с ОВЗ. Привести примеры их реализации на практике.

5 Социальная педагогика Разработка методических рекомендаций для родителей в направлении поддержания здорового образа жизни и укрепления здоровья детей

6 Психология развития и возрастная психология Проанализировать специфику профилактической и коррекцион-ной работы в области сохранения здоровья на разных возрастных этапах.

7 Методика и технология работы социального педагога Проект по теме «Варианты построения здоровьесберегающей деятельности педагога-психолога в сельской школе».

Разработка программы профилактики аддитивного поведения учащихся сельских школ.

В период освоения студентами предусмотренных учебным планом дисциплин, предложенные практико-ориентированные задания будут способствовать закреплению теоретических положений и оттачиванию практических умений. Данный опыт позволит, не выходя из аудитории, понять смысл изучения некоторых дидактических единиц и при этом применить уже полученные знания и показать уровень их закрепления.

Не стоит забывать и о производственной практике студентов. В рамках неё будущие педагоги-психологи получают творческий опыт. Здесь очень ярко прослеживается взаимосвязь теории и практики, её непосредственная интеграция. Прохождение производственной практики начинается с 4 семестра, это конец 2 курса. На протяжении всего периода обучения студенты выезжают на предприятия и совершенствуют необходимые в профессиональной деятельности компетенции.

При выходе на практику обучающимся выдается индивидуальное задание на прохождение практики. Оно включается в себя перечень мероприятий и форму отчетности, направленных на знакомство с профессиональной деятельностью педагога-психолога в образовательном процессе. Регламентируется следующий перечень мероприятий при прохождении практики:

- знакомство с учреждениями (описание нормативно-правовой базы, особенностей образовательной организации);

- изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей воспитанника и/или психологических особенностей групп воспитанников;

- разработка модели/программы/технологии социально-психологической и психолого-

педагогической деятельности субъектов данного учреждения;

- проведение психолого-педагогического исследования;

- изучение основ безопасности жизнедеятельности детского коллектива;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знакомство с контингентом деятельности специалиста;

- проведение вторичной диагностики личностных, индивидуально-психологических особенностей воспитанника и/или психологических особенностей групп воспитанников. Перечисленные выше практические мероприятия необходимы и при подготовке к здоровьесбе-регающей деятельности будущего педагога-психолога. При обосновании данного факта следует отметить, что часто местом практики становятся сельские образовательные учреждения. Следовательно, при непосредственном включении практиканта в образовательный процесс сельских школ появляется необходимость систематизации полученных компетенций. При подготовке формы отчетности, обучающиеся ещё более углубленно погружаются в тему здоровьесбережения в сельских школах.

Последним выделенным педагогическим условием является: формирование собственной личной позиции студента как фактора успешности осуществления будущей практической деятельности по здоровьесбережению. Педагогу-психологу необходимо осознавать, с какими трудностями в работе он столкнется, готов ли он на личном опыте показать значимость здоровья и здоровьесбе-режения в современном мире. Сюда же включается работа с имеющимися психологическими травмами (прохождение психотерапии), прохождения медицинской комиссии, готовность сменить привычное комфортное пребывание, на иные климатические и географические условия. Также, это принятия своей профессии, отождествления себя с ней.

Мотивация работы в рамках здоровьесберега-ющей деятельности предполагает формирование положительного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, наличие определенных ценностных ориентаций, базирующихся на усвоенных знаниях о здоровьесбережении, убежденность в необходимости осуществления этой деятельности. Таким образом, мотивационная готовность к здоро-вьесбережению включает в себя: формирование положительной мотивации на осуществление здоровьесбережения в профессиональной деятельности (профессиональный мотив) и эмоционально-личностный аппарат профессиональной деятельности (комплекс личностных свойств, влияющих на мотивы профессиональной деятельности по обеспечению здоровьесбережения участников образования). Предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента в области здоровьесбе-режения у студентов психолого-педагогического

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

направления подготовки в массовом формате проведения:

- организация дня здоровья;

- круглый стол «Факторы, влияющие на занятие спортом у студенческой молодежи (в условиях цифровизации)»;

- конкурс социальных проектов на тему «Сохранения здоровья населения»;

- увеличение числа спортивных мероприятий (сотрудничество с кафедрой физической культуры);

- организация туристических походов;

- интеллектуальная игра «Технология здоро-вьесбережения в сельской школе».

В рамках работы по дисциплинам предложен ряд занятий. В таблице 3 можно ознакомиться с их перечнем.

Таблица 3. Распределение мотивационных занятий по дисциплинам образовательной программы 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование

№ Дисциплина Занятие

1 Анатомия и физиология с основами педиатрии и гигиены Занятие с элементами тренинга «Связь психологического состояния и физического благополучия»

2 Здоровьесбереже-ние в образовательных учреждениях Занятие с элементами тренинга «Ценностные ориентиры педагога-психолога, какие они?»

3 Физическая культура и спорт Самостоятельное проведение разминки студентами

4 Социальная педагогика Практикум «Культурный человек и конфликт»

5 Психология развития и возрастная психология Круглый стол «Возрастные кризисы: влияние на психологическое здоровье личности»

6 Методика и технология работы социального педагога Деловая игра «Формула ЗОЖ в работе педагога-психолога»

о с

CJ

Разработанный спектр мероприятий и занятий, при целенаправленном и системном воздействии на студента, будет способствовать формированию личной позиции и мотивации на включение в профессиональную деятельность элементов здоро-вьесбережения. Комплексность данной работы, это один гарантов успешности преодоления внутренний негативных установок и приобретение положительных стимулов. Специалисту необходимо понять изнутри, почему наиболее важно создавать ситуацию, которая бы направила учеников на путь сохранения и укрепления здоровья, также это наличие личного примера. Другими словами, во время обучения у будущего педагога-психолога должна сформироваться ценность здоровья и мотивация ведения здорового образа жизни.

Здоровьеориентированная жизненная позиция студентов, которая подразумевает устойчивую характеристику личности имеющую необходимые компетенции в области укрепления и сохранения

здоровья. Данная позиция студента отражает его ценности и мотивы необходимые для поддержания комфортного уровня жизни, отсутствие физических и психических отклонений, адекватное восприятие окружающего мира. Упомянутая позиция требует включение в образовательный процесс новых образовательных программ, направленных на повышение уровня культуры здоровья и здорового образа жизни.

Обращая внимание на формирование ценностных ориентаций студентов психолого-педагогического образования возможно использовать совокупность форм и методов работы. Это использование как теории, так и агитационных методов работы. Формирование положительного отношения студентов к своему здоровью требует индивидуальных и самостоятельных занятий в режиме дня, так как они позволяют восполнить недостающую двигательную активность. Самостоятельная работа организуется индивидуально, что позволяет заниматься в удобное время, по своей программе.

В совокупности всё вышеперечисленное отражает приобщение студентов к ЗОЖ и при этом дает им возможность на личном примере показать школьникам положительные стороны приобщения к данной жизненной позиции. За ограниченной возможностью положительных примеров школьники ориентируются на большинство. Педагог-психолог может стать не просто одним из специалистов школы, но и старшим наставником, показывающим наиболее благоприятный исход и плюсы ведения ЗОЖ.

Таким образом, в работе выделено 3 педагогических условия профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в сельской школе. Они отражают разные стороны профессиональной подготовки-педагога-психолога: включение в образовательный процесс новых дидактических единиц, применение полученных знаний на практике и формирование мотивационного аспекта. В каждом условии прослеживается опора на реальную ситуацию и реальный процесс освоения необходимых компетенций студентами. Наиболее важно отметить, что для более высокой эффективности следует равномерно распределить нагрузку и непрерывно, на протяжении всего периода обучения, формировать нужные знания, умения и навыки. Достаточная развитость и единство выделенных условий будет способствовать формированию высокого уровня профессиональной готовности педагога-психолога к осуществлению здоровьесберегаю-щей деятельности в сельской школе.

Литература

1.

2.

Камбаров, А.Э. Формирование здорового образа жизни у учащейся молодежи - основа благополучия в обществе / А.Э. Камбаров // European science. - 2020. - № 3 Колпакова, А.Н. Педагогические аспекты изучения динамики формирования установок здо-

рового образа жизни в разновозрастной группе / А.Н. Колпакова // Beneficium. - 2018. - № 2 (27)

3. Сазонова, А.О. Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки / А.О. Сазонова // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (467). - С. 384387.

4. Ульянычева, Т.А. Инновационные технологии как одно из направлений формирования здорового образа жизни у молодежи / Т.А. Ульянычева // Наука-2020. - 2020. - № 6 (22)

5. amursu.ru [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -Режим доступа: https://www.amursu.ru/sveden/ document/#/kind24

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN RURAL SCHOOLS

Ivanova E.A., Sazonova A.O.

Amur State University

The article presents the results of the development of pedagogical conditions for the professional training of bachelors of psychological and pedagogical education for health-saving activities in rural schools. In total, the work defines 3 conditions for the professional training of a future pedagogical psychologist for health-saving ac-

tivities in a rural school. Each pedagogical condition is disclosed in the theoretical field and examined from the point of view of practical significance. Disciplines have been identified from the curriculum 44.03.02-Psychological and pedagogical education, which can be supplemented with didactic units aimed at the formation of health-saving competence of students. A range of measures has been developed reflecting the specifics of the activity of a teacher-psychologist in a rural school with the use of health-saving technologies in practical activities. The importance of integrating theory and practice is substantiated, an individual internship plan is analyzed, and the main elements contributing to the development of the main elements are highlighted.

Keywords: professional training, educational psychologist, bachelor's degree, health care, rural school, pedagogical conditions.

References

1. Kambarov, A.E. Formation of a healthy lifestyle among students - the basis of well-being in society / A.E. Kambarov // European science. - 2020. - No.3

2. Kolpakova, A.N. Pedagogical aspects of studying the dynamics of the formation of healthy lifestyle attitudes in a multi-age group / A.N. Kolpakova // Beneficium. - 2018. - № 2 (27)

3. Sazonova, A.O. The study of the level of healthy lifestyle management among students of the psychological and pedagogical field of training / A.O. Sazonova // A young scientist. - 2023. -№ 20 (467). - Pp. 384-387.

4. Ulyanicheva, T.A. Innovative technologies as one of the directions of forming a healthy lifestyle among young people / T.A. Ulyanicheva // Nauka-2020. - 2020. - № 6 (22)

5. amursu.ru [Electronic resource]: ofic. website. - Access mode: https://www.amursu.ru/sveden/document/#/kind24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.