Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имитационные игры / педагогические условия / будущие бакалавры государственного и муниципального управления / деловая коммуникация / педагогические идеи В.А. Сухомлинского / simulation games / pedagogical conditions of formation / future bachelors of state and municipal administration / business communication / pedagogical ideas of V.A. Sukhomlinsky

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Х. Абдуев

Современная система высшего образования всё чаще обращается к позитивному опыту включения своих участников в различные деловые игры. Динамичный и интерактивный характер указанных методов обучения, формирующий коммуникативные навыки будущих управленцев, определяет их всеобщее признание среди педагогической общественности. В свете указанных фактов одной из успешных практик обучения будущих бакалавров государственного и муниципального управления по праву можно считать имитационные игры. В основание нашего исследования были положены идеи В.А. Сухомлинского. Его работы о воспитывающей силе коллективной деятельности, формирующей личность, также оказались созвучны сущности заявленного метода обучения. Речь в данном случае идёт о том, что исследуемый вид деловой игры нацелен на воспитание ценностного отношения будущих управленческих кадров к коллективной работе. В рамках текущего исследования были выявлены и охарактеризованы условия продуктивного применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления: 1) развитие речевой выразительности для успешного осуществления различных ролей в имитационных играх; 2) освоение способов эффективной коммуникации в процессе осуществления имитационных игр; 3) использование качественных методических и справочных материалов для полноценной имитации профессиональной среды. В заключение научной работы раскрываются перспективы дальнейшего исследования имитационных игр как основного ресурса формирования коммуникативных умений будущих бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Х. Абдуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PRODUCTIVE APPLICATION OF SIMULATION GAMES FOR FORMING BUSINESS COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE BACHELORIES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

The modern system of higher education is increasingly turning to the positive experience of including its participants in various business games. The dynamic and interactive nature of these teaching methods, which forms the communication skills of future managers, determines their universal recognition among the pedagogical community. In the light of these facts, one of the successful practices for teaching future bachelors of state and municipal administration can rightfully be considered simulation games. The study is based on ideas of V.A. Sukhomlinsky. His works on the educative power of collective activity, which forms the personality, also turned out to be consonant with the essence of the declared teaching method. The type of business game under study is aimed at educating the value attitude of future management personnel towards collective, cooperative work. Within the study, conditions for the productive use of simulation games for the formation of business communication skills of future bachelors of state and municipal administration are identified and characterized: 1) the development of speech expressiveness for the successful implementation of various roles in simulation games; 2) mastering the methods of effective communication in the process of imitating games; 3) the use of high-quality methodological and reference materials for a full-fledged imitation of a professional environment. To conclude, the prospects for further research of simulation games are revealed, as the main resource for the formation of communicative skills of future bachelors.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 378

Abduev M.Kh, senior teacher, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PRODUCTIVE APPLICATION OF SIMULATION GAMES FOR FORMING BUSINESS COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE BACHELORIES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT. The modern system of higher education is increasingly turning to the positive experience of including its participants in various business games. The dynamic and interactive nature of these teaching methods, which forms the communication skills of future managers, determines their universal recognition among the pedagogical community. In the light of these facts, one of the successful practices for teaching future bachelors of state and municipal administration can rightfully be considered simulation games. The study is based on ideas of V.A. Sukhomlinsky. His works on the educative power of collective activity, which forms the personality, also turned out to be consonant with the essence of the declared teaching method. The type of business game under study is aimed at educating the value attitude of future management personnel towards collective, cooperative work. Within the study, conditions for the productive use of simulation games for the formation of business communication skills of future bachelors of state and municipal administration are identified and characterized: 1) the development of speech expressiveness for the successful implementation of various roles in simulation games; 2) mastering the methods of effective communication in the process of imitating games; 3) the use of high-quality methodological and reference materials for a full-fledged imitation of a professional environment. To conclude, the prospects for further research of simulation games are revealed, as the main resource for the formation of communicative skills of future bachelors.

Key words: simulation games, pedagogical conditions of formation, future bachelors of state and municipal administration, business communication, pedagogical ideas of V.A. Sukhomlinsky

М.Х. Абдуев, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Современная система высшего образования всё чаще обращается к позитивному опыту включения своих участников в различные деловые игры. Динамичный и интерактивный характер указанных методов обучения, формирующий коммуникативные навыки будущих управленцев, определяет их всеобщее признание среди педагогической общественности. В свете указанных фактов одной из успешных практик обучения будущих бакалавров государственного и муниципального управления по праву можно считать имитационные игры. В основание нашего исследования были положены идеи В.А. Сухомлинского. Его работы о воспитывающей силе коллективной деятельности, формирующей личность, также оказались созвучны сущности заявленного метода обучения. Речь в данном случае идёт о том, что исследуемый вид деловой игры нацелен на воспитание ценностного отношения будущих управленческих кадров к коллективной работе. В рамках текущего исследования были выявлены и охарактеризованы условия продуктивного применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления: 1) развитие речевой выразительности для успешного осуществления различных ролей в имитационных играх; 2) освоение способов эффективной коммуникации в процессе осуществления имитационных игр; 3) использование качественных методических и справочных материалов для полноценной имитации профессиональной среды. В заключение научной работы раскрываются перспективы дальнейшего исследования имитационных игр как основного ресурса формирования коммуникативных умений будущих бакалавров.

Ключевые слова: имитационные игры, педагогические условия, будущие бакалавры государственного и муниципального управления, деловая коммуникация, педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Подготовка высококлассных бакалавров государственного и муниципального управления сегодня является одной из приоритетных задач системы высшего образования. Социальный заказ прямо и категорично указывает на ряд качеств, которыми должны обладать будущие специалисты сектора государственного управления. В частности, соответствующие установки касаются навыков будущих бакалавров к установлению высокоэффективной коммуникации с гражданами страны. Способность будущих государственных управленческих кадров к продуктивному диалогу с жителями страны является одним из залогов развития качественной социальной политики. Вместе с тем цифровизация коммуникативного пространства между государством, его представителями и гражданами требует формирования особой деловой культуры общения у всех участников диалога. При этом привычные методы формирования исследуемой группы умений и знаний в системе высшего образования оказываются недостаточно эффективными. Ввиду сказанного перспективным представляется изучение возможностей деловых имитационных игр. Для решения представленной проблемы необходимо уточнение условий, на основании чего нами сформулирована ведущая цель представляемой научной работы. Цель исследования - уточнение условий продуктивного применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Задачи для достижения цели: выявление актуальных педагогических условий, способствующих продуктивному формированию навыков деловой коммуникации; проведение апробации полученных результатов научного исследования; уточнение перспектив последующих научных работ.

Научная новизна исследования раскрывается в предложенных педагогических условиях продуктивного применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления, которые ранее системно в научных работах представлены не были. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в уточнении содержательного наполнения заявленных педагогических условий. Практическая значимость результатов исследования заключается в пояснении специфических особенностей реализации представленных педагогических условий в системе высшего образования, что позволяет адаптировать их в различных

образовательных учреждениях страны. Результаты исследования будут востребованы профессорско-преподавательским составом учреждений, реализующих программы высшего образования.

В исследовании М.В. Напалкова уточняется, что наиболее перспективными условиями формирования коммуникативной компетентности обучающихся являются два основания: командные виды работы, а также решение профессиональных задач в форме деловой игры. Образовательная продуктивность выделенных условий достигается за счёт обращения к такому методу работы, как имитационная деятельность [1]. В.М. Мирошниченко, В.В. Куценко, С.Н. Сидоренко и Э.С. Цховребов подчёркивают иные условия продуктивного применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации: организация практических занятий таким образом, чтобы выполняемая деятельность служила непосредственным основанием для развития коммуникативных качеств обучающихся; укрепление сформированных коммуникативных навыков в современной цифровой образовательной среде, позволяющей с высокой долей достоверности имитировать будущие условия места профессиональной деятельности; развитие представлений обучающихся о себе как будущих руководителях в рамках деловых игр и тренингов, используя мотивы конструктивного соревнования между студентами [2].

И.В. Александрова сообщает, что основными условиями формирования коммуникативной компетентности обучающихся является организация их совместной работы в группах, а также развитие навыков эмпатии в рамках конструктивного межличностного общения [3].

Н.В. Исаева, И.В. Чирич, Е.Б. Штукарева уточняют, что умения и навыки деловой коммуникации наиболее эффективно развиваются в условиях деловых дидактических игр. Ценность предложенного метода, по их мнению, состоит в возможности воссоздать не только позитивные эмоциональные переживания будущих бакалавров, но и стрессовые [4].

О.Ю. Малахова уточняет, что деловые игры являются одним из лучших методов формирования деловой коммуникации личности. Автором отдельно отмечается, что именно неформальные образовательные технологии позволяют личности объективно оценить сформированные навыки профессиональной коммуникации [5].

Также необходимо отметить, что достаточно много иных научных работ поддерживают уже представленные точки зрения [6-9 и др.].

Всего было выделено три наиболее популярных педагогических условия, повышающих продуктивность применения имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления, содержание которых будет представлено в результатах исследования.

Поставленная цель потребовала обратиться к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского [10]. В частности, личностный успех в решении образовательных задач чаще всего определяется социальным окружением. По нашему мнению, только коллективная деятельность будущих бакалавров государственного и муниципального управления позволит сформировать их деловые коммуникативные умения и навыки. В качестве основных методов исследования были выбраны следующие: анализ теоретических источников по тематике научной работы, анкетирование, беседа и эксперимент Педагогический эксперимент был организован с января по апрель 2023 года. Перед его реализацией были сформированы две эмпирические группы - контрольная и экспериментальная (КГ и ЭГ). Количество участников в ЭГ составило 23, а в КГ - 20 студентов. В состав обеих групп вошли будущие бакалавры государственного и муниципального управления. При этом только для членов ЭГ были организованы ранее разработанные педагогические условия, а представители КГ обучались без погружения в особую образовательную среду. До и после проведения эксперимента производилась оценка уровней сформированности навыков деловой коммуникации будущих бакалавров. Также были проведены беседы с членами ЭГ и Кг. Полученные результаты будут представлены ниже.

Анализ теоретических источников позволил сформулировать ряд педагогических условий, способствующих продуктивному применению имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления: 1) развитие речевой выразительности для успешного осуществления различных ролей в имитационных играх; 2) освоение способов эффективной коммуникации в процессе осуществления имитационных игр; 3) использование качественных методических и справочных материалов для полноценной имитации профессиональной среды.

Педагогическое условие по развитию речевой выразительности способствует успешному осуществлению будущими бакалаврами различных ролей в имитационных играх. Заявленная образовательная среда предполагает наличие особой подготовки у профессорско-преподавательского состава, которая заключается в умении применять особые технологии обучения будущих бакалавров экспрессивному языку. Именно выразительные техники общения являются основанием, благодаря которому личность может планировать и реализовывать разнообразные модели межличностного общения. Усилить раскрываемое условие возможно за счёт выезда будущих бакалавров в государственные организации для проведения совместных деловых игр с действующими управленческими кадрами.

Освоение будущими бакалаврами способов эффективной коммуникации способствует повышению качества организуемых имитационных игр. Суть заявленной образовательной среды заключается в том, что решение сложных профессиональных ситуаций возможно при объединении усилий нескольких специалистов. Освоение навыков межличностного общения позволяет не только создать психологически комфортные условия труда, но и оперативно привлекать нужные кадровые ресурсы для решения той или иной задачи. Представленное условие не требует привлечения значительных финансовых, организационных и управленческих ресурсов, что делает его особо ценным для начинающих исследователей.

Использование качественных методических и справочных материалов для полноценной имитации профессиональной среды является поддерживающей средой для ранее представленных двух педагогических условий. Согласно заявленному условию, будущие бакалавры должны иметь доступ к актуальным нормативным документам, регламентирующих их будущую профессиональную деятельность. При этом речь идёт не только об описании их трудовых обязанностей и прав, но и о требованиях к организации их рабочего места. Также предлагаемая образовательная среда подразумевает наличие сборников, содержащих предельно широкий спектр коммуникативных ситуаций, которые требуют приме-

Библиографический список

нения навыков делового общения. Таким образом, третье из рассматриваемых педагогических условий должно сформировать у будущих бакалавров государственного и муниципального управления теоретическую готовность к переходу от имитационной деловой игры к реальной практической деятельности.

Проведённое анкетирование, вопросы которого были составлены лично автором представленной научной работы, а также организованные неформальные беседы с представителями ЭГ и КГ подтвердили актуальность внедрённых нами педагогических условий.

В частности, были заданы следующие вопросы: «Испытываете ли Вы потребность в повышении числа интерактивных подходов в образовании?», «Хотели бы Вы усовершенствовать свои навыки делового общения?», «Как Вы относитесь к интенсификации в рамках образовательного процесса такой формы обучения как деловые игры?», «Какой способ межличностного общения Вы предпочитаете: устный или письменный?», «Если Вам предлагают выбрать между двумя ролями деловой игры - спикера или слушателя, - какую из них выберете? Объясните свой выбор», «Устраивают ли Вас условия, в рамках которых организуются деловые имитационные игры?», «Каким образом можно решить проблему межличностного общения при организации деловых игр в удалённом режиме занятий?», «Приведите примеры учебных ситуаций, при которых навыки делового общения проявлялись у Вас на самом высшем уровне? Проанализируйте свой ответ и уточните атрибуты эффективной деловой коммуникации (внешней и внутренней среды)».

Систематизация полученных ответов позволила нам ответить на ряд важных вопросов. В частности, было выявлено, что удовлетворённость владения навыками деловой коммуникации до начала эксперимента в ЭГ выразили 65,2% студентов, в КГ 50,2%. К примеру, по вопросу «Хотели бы Вы усовершенствовать свои навыки делового общения?» утвердительно ответили лишь 43,4% обучающихся из ЭГ и 45% из КГ По вопросу анкеты «Устраивают ли Вас условия, в рамках которых организуются деловые имитационные игры?» положительно ответили 39,1% респондентов из ЭГ и 40% из КГ По вопросу «Как Вы относитесь к интенсификации в рамках образовательного процесса такой формы обучения как деловые игры?» ответ «отрицательно» прозвучал у 34,7% респондентов из ЭГ, а из КГ - у 30%. По мнению организатора эксперимента, негативные отзывы по отношению к деловым играм были опосредованы редкой практикой, обсуждаемого образовательного метода. После внедрения разработанных условий в ЭГ среди её членов позитивное отношение к результатам развития навыков деловой коммуникации выразили 86,9%, а в КГ всего 60%. В частности, ни один респондент из числа ЭГ не дал отрицательный отзыв о методе «деловая игра». При этом в КГ объём отрицательных отзывов об интерактивных, симуляционных методах работы даже несколько вырос - с 30 до 35%. Особо важным оказался анализ ответов обучающихся по вопросу «Устраивают ли Вас условия, в рамках которых организуются деловые имитационные игры?». Ответ «Да, достаточно» в ЭГ дали 86,9% обучающихся и 50% из КГ Небольшой прирост числа респондентов в КГ опосредован естественной динамикой развития личности обучающихся. При этом члены ЭГ по сравнению с представителями КГ в рамках неформальных бесед увереннее представляли себе перспективы дальнейшей государственной службы.

Результаты научного исследования показывают, что его цель достигнута, а задачи решены. Нами была представлена актуальность темы научной работы, а также выявлены теоретические основания решения поставленной педагогической задачи. Так, в рамках анализа научной литературы были выявлены три устойчивых педагогических условия, способствующих продуктивному применению имитационных игр для формирования умений деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Для проверки точности наших предположений было решено провести формирующий эксперимент. Перед реализацией эмпирической части работы была уточнена методология научного исследования. В частности, были представлены актуальные для современной системы высшего образования идеи В.А. Сухомлинского. Проведённый эксперимент показал верность авторской гипотезы исследования. Перспектива дальнейших исследований состоит в уточнении эффективности применения иных видов деловых игр при формировании умений и навыков деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

1. Напалкова М.В. Деловая игра как активный метод обучения. Интеграция образования. 2012; № 2: 17-20.

2. Мирошниченко В.М., Куценко В.В., Сидоренко С.Н., Цховребов Э.С. Современные методы обучения руководителей и специалистов в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013; № 2: 105-111.

3. Александрова И.В. Деловые игры в учебном процессе. Евразийское Научное Объединение. 2021; № 6-5: 382-385.

4. Исаева Н.В., Чирич И.В., Штукарева Е.Б. Интерактивные приемы обучения деловой коммуникации студентов технических направлений подготовки в высшей школе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023; Т. 8, № 1: 85-91.

5. Малахова О.Ю. Возможности игровой технологии в формировании навыков деловой коммуникации студентов вуза. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017; Т. 11, № 9: 56-60.

5. Ермилова М.В. Феномен деловой игры в учебном процессе вуза. Стратегические ориентиры инновационного развития АПК в современных экономических условиях. 2016: 516-521.

7. Карлик А.Е., Растова Ю.И. Имитационные игры как исследовательский инструмент, обучающие стратегии и образовательная методология. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015; № 3 (93): 159-162.

8. Панфилова А.П. Развитие компетентностей менеджеров социально-культурной сферы программно-целевым методическим комплексом технологий. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012; № 21: 133-144.

9. Чичикин И.В. Коммуникативная компетентность менеджера как личностное новообразование. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; № 7: 98-101.

10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. References

1. Napalkova M.V. Delovaya igra kak aktivnyj metod obucheniya. Integraciya obrazovaniya. 2012; № 2: 17-20.

2. Miroshnichenko V.M., Kucenko V.V., Sidorenko S.N., Chovrebov 'E.S. Sovremennye metody obucheniya rukovoditelej i specialistov v oblasti 'ekologicheskoj bezopasnosti i ohrany okruzhayuschej sredy. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2013; № 2: 105-111.

3. Aleksandrova I.V. Delovye igry v uchebnom processe. Evrazjskoe Nauchnoe Ob'edinenie. 2021; № 6-5: 382-385.

4. Isaeva N.V., Chirich I.V., Shtukareva E.B. Interaktivnye priemy obucheniya delovoj kommunikacii studentov tehnicheskih napravlenij podgotovki v vysshej shkole. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2023; T. 8, № 1: 85-91.

5. Malahova O.Yu. Vozmozhnosti igrovoj tehnologii v formirovanii navykov delovoj kommunikacii studentov vuza. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2017; T. 11, № 9: 56-60.

5. Ermilova M.V. Fenomen delovoj igry v uchebnom processe vuza. Strategicheskie orientiry innovacionnogo razvitiya APK v sovremennyh 'ekonomicheskih usloviyah. 2016: 516-521.

7. Karlik A.E., Rastova Yu.I. Imitacionnye igry kak issledovatel'skij instrument, obuchayuschie strategii i obrazovatel'naya metodologiya. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo 'ekonomicheskogo universiteta. 2015; № 3 (93): 159-162.

8. Panfilova A.P. Razvitie kompetentnostej menedzherov social'no-kul'turnoj sfery programmno-celevym metodicheskim kompleksom tehnologij. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; № 21: 133-144.

9. Chichikin I.V. Kommunikativnaya kompetentnosf menedzhera kak lichnostnoe novoobrazovanie. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010; № 7: 98-101.

10. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Izhevsk: Udmurtiya, 1981.

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 378.14.014.13

Androsova A.T., Executive Director of the Federation for National Board Games of the Republic of Sakha (Yakutia), teacher of additional education,

F.I. Avdeeva Palace of Children's Creativity (Yakutsk, Russia), E-mail: androsova-70@list.ru

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

DESIGNING THE CURRICULUM OF THE DISCIPLINE "YAKUT BOARD GAMES" AT A UNIVERSITY. The article raises a problem of preserving and strengthening national and cultural traditions on the example of Yakut board games. Higher education institution as the main social institution is a key place for creating conditions for general propaganda and familiarization of the younger generation with traditional values. The basic methodology for designing the program is the Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of Traditional Russian spiritual and moral values" dated November 09, 2022. The program of the discipline "Yakut Board Games" is developed in order to preserve traditional values, promote harmonious physical development, motor abilities and dexterity. The discipline is planned for the first time for the bachelor's degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles: Primary education and Native (Yakut) language and literature). The purpose of the program is harmonious physical development of the individual through the formation of students' interest in Yakut board games, familiarization through the game to the spiritual and cultural values of the people. The program includes an in-depth study of national board games. The new rules of the games are presented in a more refined form. It involves the introduction of project, research activities, a combination of collective, group, individual, distance learning forms.

Key words: national-cultural traditions, design, program, discipline, Yakut board games, rules, khabylyk, khaamiska

А.Т. Андросова, исп. директор Федерации по национальным настольным играм Республики Саха (Якутия), педагог дополнительного образования,

Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой, г. Якутск, Е-mail: androsova-70@list.ru

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: kozhurova_2013@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗЕ

Статья посвящается проблеме сохранения и укрепления национально-культурных традиций на примере якутских настольных игр. Высшее учебное заведение как основной социальный институт является ключевым местом для создания условий общей пропаганды и приобщения молодого поколения к традиционным ценностям. Базовой методологией проектирования программы выступает Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09 ноября 2022 года. Программа дисциплины «Якутские настольные игры» разработана в целях сохранения традиционных ценностей, содействия гармоничному физическому развитию, двигательных способностей и ловкости. Дисциплина впервые планируется для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Начальное образование и Родной (якутский) язык и литература. Цель программы: гармоничное физическое развитие личности посредством формирования интереса у обучающихся к якутским настольным играм, приобщение через игру к духовным и культурным ценностям народа. Программа включает углубленное изучение национальных настольных игр. Представлены новые правила игр в усовершенствованной форме. Предполагает внедрение проектной, исследовательской деятельности, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: национально-культурные традиции, проектирование, программа, дисциплина, якутские настольные игры, правила, хабы-лык, хаамыска

Социально-политические и экономические условия России последних двух десятилетий были достаточно нестабильны и характеризовались сменой периодов относительной стабильности и спада. За прошедшие десятилетия в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта [1].

Принимая главную цель развития отечественной системы образования, основной идеей формирования данной программы был Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09 ноября 2022 года [2]. Данная программа направлена на воспитание уважения к традициям предков,

повышение интереса к организации культурно-досуговых мероприятий через традиционные национальные игры народа Саха.

Рабочая программа дисциплины «Якутские настольные игры» разработана в целях сохранения традиционных ценностей, содействия гармоничному физическому развитию, двигательных способностей и ловкости. Дисциплина впервые планируется для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование и Родной (якутский) язык и литература.

В программе использован и структурирован передовой педагогический опыт педагогов дополнительного образования по национальным видам спорта. Новизна дисциплины заключается в сохранении народных традиций с использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.