Научная статья на тему 'Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям'

Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / INFORMATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / FUTURE BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейбалаева Д.К., Гузуева Э.Р., Садулаева Б.С.

В статье выявлены педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям. Основными приёмами стимулирования передового педагогического опыта является совпадение интересов и потребностей инновационной деятельности творческой группы с интересами и целями образовательного учреждения. Формами контроля, взаимоконтроля и самоконтроля является прогнозирование, планирование, анализ, описание и экспертиза инновации, самоописание и самообобщение результатов инновационной деятельности. Сделан вывод о том, что эффективное использование информационных технологий в процессе подготовки к педагогическим инновациям и позволяет: внести системные изменения в организацию образовательного процесса; расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бейбалаева Д.К., Гузуева Э.Р., Садулаева Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING BACHELOR TO PEDAGOGICAL INNOVATIONS

The article reveals pedagogical conditions of information technologies application in the process of bachelor preparation for pedagogical innovations. The main methods of stimulation of the advanced pedagogical experience is coincidence of interests and requirements of innovative activity of creative group with interests and the purposes of educational institution. Forms of control, mutual control and self-control are forecasting, planning, analysis, description and examination of innovation, self-description and self-communication of the results of innovation. It is concluded that the effective use of information technology in the process of preparation for pedagogical innovations and allows: to make systemic changes in the organization of the educational process; to expand the possibilities of individualization and integration of educational programs and independent cognitive activity of students; to form an information culture of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям»

УДК 378

Beybalaeva D.K., Doctor of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: isli.magomedova@mail.ru

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: guzueva@mail.ru

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Informatics Teaching Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING BACHELOR TO PEDAGOGICAL INNOVATIONS. The article reveals pedagogical conditions of information technologies application in the process of bachelor preparation for pedagogical innovations. The main methods of stimulation of the advanced pedagogical experience is coincidence of interests and requirements of innovative activity of creative group with interests and the purposes of educational institution. Forms of control, mutual control and self-control are forecasting, planning, analysis, description and examination of innovation, self-description and self-communication of the results of innovation. It is concluded that the effective use of information technology in the process of preparation for pedagogical innovations and allows: to make systemic changes in the organization of the educational process; to expand the possibilities of individualization and integration of educational programs and independent cognitive activity of students; to form an information culture of all participants in the educational process. Key words: information technologies, pedagogical innovations, future bachelor.

Д.К. Бейбалаева, д-р экон. наук, доц. каф. информационных технологий, экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: isli.magomedova@mail.ru

Э.Р. Гузуееа, канд. пед. наук, доц. каф. бизнес-информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: guzueva@mail.ru

Б.С. Садулаееа, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ

В статье выявлены педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям. Основными приёмами стимулирования передового педагогического опыта является совпадение интересов и потребностей инновационной деятельности творческой группы с интересами и целями образовательного учреждения. Формами контроля, взаимоконтроля и самоконтроля является прогнозирование, планирование, анализ, описание и экспертиза инновации, самоописание и самообобщение результатов инновационной деятельности. Сделан вывод о том, что эффективное использование информационных технологий в процессе подготовки к педагогическим инновациям и позволяет: внести системные изменения в организацию образовательного процесса; расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса. Ключевые слова: информационные технологии, педагогические инновации, будущий бакалавр.

Преподаватель, являясь субъектом и организатором инновационной деятельности, вступает с другими членами образовательного сообщества в процесс создания, использования и распространения педагогических инноваций. Сложность любой педагогической инновации заключается не только в том, что каждая из них есть результат преодоления противоположности различных полюсов диалога культур, но и в том, что инновация есть попытка преодолеть противоречие между традиционным укладом и современными требованиями мирового сообщества. Личностная культура преподавателя может противостоять совершенствованию организационных отношений, содержания и методов воспитания, форм управления, что требует от педагога переустановки его ценностей и взглядов, и изменения отношения к учебному процессу.

Анализ научно-педагогической литературы показал насколько многообразны и различны направления исследований педагогических инноваций: в частности, в работах В.А. Кан-Калика, В.И. Загвязинского, А.К. Марковой, Ф.Н. Гонобо-лина, Н.Д. Никандрова, теория и практика изучения достижений педагогической действительности и распространения передового педагогического опыта педагога исследуется Ю.К Бабанским, В.Ю. Кухаревым, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, М.Н. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, В.А. Сласте-ниным, управление инновационными процессами в образовании раскрыто в трудах В.С. Лазарева, В.А. Бордовского, П.И. Третьякова, В.П. Симонова.

Готовность будущего бакалавра к внедрению педагогических инноваций в образовательный процесс во многом зависит от той базы, которая была заложена в него в период обучения в вузе. Следовательно, чтобы быть результативной, система подготовки также должна изменяться, в соответствии с тенденциями, определяющими развитие практики высшего образования.

За последние десятилетия наблюдаются, кардинальные изменения общества, в частности, его идеология, в связи, с чем назрела потребность образовательной практики в преподавателе, способном и готовом к активной инновационной деятельности. Связано это с низким уровнем готовности выпускников педагогических вузов к этой деятельности, а также недостаточной разработанностью проблемы применения информационных технологий в процессе их подготовки к педагогическим инновациям в психолого-педагогической литературе.

Поэтому возникла необходимость в создании педагогических условий применения информационных технологий в процессе подготовки будущего бакалавра к педагогическим инновациям. Эта работа может быть успешной только при соблюдении следующих педагогических условий:

- инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки учителя;

- разработана модель выпускника педагогического вуза с чётким определением компонентов в части инновационной деятельности;

- созданы условия для непрерывного применения информационных технологий в подготовке будущего преподавателя профессионального обучения.

Профессиональная подготовка будущего бакалавра к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание образовательного процесса, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных и информационных процессов в образовательных учреждениях.

В традиционном образовании цель фактически задается через содержание учебных программ и критериев оценки уровня их освоения. Педагог в рамках традиционной модели обучения выступает, в основном, в роли «урокодателя». В этой модели обучение носит репродуктивный характер, поскольку содержание обучения передается в готовом виде.

Инновационные технологии обучения предъявляют к преподавателю профессионального обучения иные требования, основанные на активном общении всех субъектов образовательного процесса. Исследователи, характеризуя образовательный процесс как современный, подчеркивают, что критичные явления, проявляющиеся наиболее ярко в последние десятилетия, и есть главный фактор его отставания от динамики развития науки и производства.

Единство знаний с опытом является к важнейшим условиям формирования человека как субъекта деятельности, постоянного совершенствования его мастерства в определенной сфере деятельности.

Процесс профессиональной подготовки будущего бакалавра как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия, независящие от сознания объектов педагогической системы и определяющие профессиональное формирование студентов педагогического вуза в целом и как субъектов инновационной деятельности в частности, связаны с реальной системой профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе. К их числу можно отнести: профессионально-педагогическую направленность подготовки; содержание учебно-воспитательного процесса; единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки.

Субъективные условия, влияющие на профессиональное становление будущих учителей - это личностные предпосылки овладения профессионально-педагогической деятельностью.

К субъективным условиям относятся: интеллектуальные способности; педагогические способности и умения; профессионально-педагогическая направленность личности; собственная активность в овладении будущей профессией.

Обоснование организационно-педагогических условий эффективного использования информационной технологии обобщающего урока с целью подготовки будущего преподавателя профессионального обучения к педагогическим инновациям:

1. Изучение уровня владения педагогами информационными технологиями.

2. Определение степени и качества использования информационных технологий в образовательном процессе.

3. Планирование комплекса мероприятий по овладению педагогами приемами информационных технологий.

4. Создание комплекса обобщающих занятий по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с компьютерной поддержкой.

5. Подготовка сборника авторских семинаров по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов с использованием информационно-коммуникационных технологий: обобщение авторского опыта по систематизации, расширению и углублению знаний обучаемых; описание сценария авторских уроков по систематизации, расширению и углублению знаний обучаемых с использованием информационных технологий.

6. Разработка методического пособия для педагогов о подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации по систематизации, расширению и углублению знаний: организация работы по накоплению инновационного опыта педагогов; создание творческой группы по разработке методических рекомендаций.

7. Создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего семинара:

- Апробирование модель авторской информационно-педагогической технологии обобщающего семинара при конструировании различных типов уроков.

- Апробирование механизмов использования авторской информационно-педагогической технологии обобщающего семинара в преподавании учебных предметов с использованием: компьютерных технологий; элементов Интернет-технологий; мультимедийного сопровождения; проектной деятельности; видео и аудиоматериалов и т. д.

8. Разработка модели педагога-новатора.

Необходимо также будущих преподавателей профессионального обучения привлечь к участию в региональных, межрегиональных и краевых научно-практических конференциях. В рамках работы научно-практических конференций и плана работы проводятся круглые столы, педагогические чтения, мини-конференции. Эта работа направлена для выявления мнений и суждений по вопросу исследуемой темы, а также своеобразного мониторинга общественного отношения к опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений.

Для повышения уровня инновационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в рамках их подготовки к педагогическим инновациям необходимо запланировать все необходимые для этого мероприятия:

- распространение накопленного опыта инновационной деятельности педагогов-экспериментаторов через различные семинары - практикумы как для студентов, так и для членов всего педагогического коллектива.

- педагогические советы «Творческий педагог - творческий студент»; «Новое качество педагогического общения в условиях информатизации образования»;

Библиографический список

- семинары-практикумы: «Проблема творчества педагогов в условиях информатизации образования: содержание и пути решения»; «Новое качество педагогического общения как проблема»; «Мультимедийные технологии: практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога»;

- районные семинары для педагогоа-предметников, на которых будут проведены мастер-классы, методические семинары, открытые уроки не только педагогами-экспериментаторами, но и другими членами педагогического коллектива университета с демонстрацией накопленного опыта практической деятельности.

Основными компонентами системы работы педагогов-исследователей является:

- создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в подготовке будущего преподавателя профессионального обучения к педагогическим инновациям

- организация мониторинга эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов;

- методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов;

- создание комплекса обобщающих семинаров по систематизации, расширению и углублению знаний учащихся, разработка методических пособий и рекомендаций для педагогов о подготовке студентов к ИГА, подготовка сборника авторских семинаров 0с использованием информационных технологий;

- создание модели информационно-педагогической технологии обобщающего семинар.

Использование продуктивных информационных технологий развивающего обучения на основе принципов информационного взаимодействия и формирования целостного сознания обучаемых средствами целостного педагогического сознания, целостного подхода к организации образовательного процесса; информационно-педагогической технологии обобщающего семинара является одной из форм систематизации, расширения, углубления знаний учащихся и их интеграции. Информационно-педагогическая технология обобщающего семинара в преподавании учебных дисциплин с использованием компьютерных технологий, элементов интернет-технологий, мультимедийного сопровождения, проектной деятельности, использование различных информационно-коммуникационных средств позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство будущего преподавателя, следствием чего является повышение мотивации к педагогическим инновациям.

Основными приемами стимулирования передового педагогического опыта является совпадение интересов и потребностей инновационной деятельности творческой группы с интересами и целями образовательного учреждения. Формами контроля, взаимоконтроля и самоконтроля является прогнозирование, планирование, анализ, описание и экспертиза инновации, самоописание и самообобщение результатов инновационной деятельности.

Наибольшей эффективности в своей деятельности педагоги достигают благодаря высокому уровню владения информационными технологиями. Показателями результативности передового педагогического опыта является новое качество образования, модель педагогической деятельности в условиях информатизации образования и эффективного использования информационных технологий.

Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное использование информационных технологий в процессе подготовки к педагогическим инновациям позволяет: внести системные изменения в организацию образовательного процесса; расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Сопровождение профессионального становления инновационной деятельности педагога: сущность, программы, технологии. Вестник педагогических инноваций. 2009; 3: 22 - 32.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР. Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.

3. Богуславская И.Г Инновационная деятельность как условие развития личности. Школьное образование. 2008; 4: 3 - 6.

4. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Высшее образование в России. 2009; 2: 91 - 95.

References

1. Adol'f V.A., Il'ina N.F. Soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga: suschnost', programmy, tehnologii. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2009; 3: 22 - 32.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.

3. Boguslavskaya I.G. Innovacionnaya deyatel'nost' kak uslovie razvitiya lichnosti. Shkol'noe obrazovanie. 2008; 4: 3 - 6.

4. Gur'e L.I., Markina L.L. Podgotovka prepodavatelej vuza k innovacionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; 2: 91 - 95.

Статья поступила в редакцию 03.06.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.