Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных..
Н. Э. Оншценко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ
КЛАССОВ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. С. Трофимова
В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности и анализируется процесс ее формирования и повышения в условиях профильного обучения, а также определяются педагогические условия, формы и методы работы для изучения и повышения уровня профессиональной компетентности. Как доказывает практика - только объединение усилий всего педагогического коллектива может способствовать достижению поставленной цели — реализации педагогических условий повышения профессиональной компетентности.
The article gives a clear definition of teacher's competence and analyses the necessity of forming and increasing its level from the point ofthe school aspect. The author defines the pedagogical conditions and different techniques of investigation and training of professional competence. As practice shows, the joint efforts of administrative and teachers' staffs can realize the conditions of increasing the level of professional teacher's competence.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным и фундаментальным. Введение профильного обучения призвано обеспечить индивидуальность и вариативность образовательных программ в соответствии с наклонностями и профессиональными намерениями старшеклассников.
Несмотря на то что Концепцией профильного обучения определены основные цели, задачи, сроки и направления работы, на практике образовательные учреждения сталкиваются с реальными проблемами се реализации. Связано это прежде всего с не разработанностью четких стандартизованных профессиональных требований к педагогам, работающим на базовом и профильном уровнях старшей школы. Все это не позволяет четко дифференцировать объем, специфику функций и статус учителя, определить пути и формы повышения его профессиональной компетентности в новых условиях - условиях профильного обучения.
Профессиональная компетентность педагога, его готовность к адаптации в новых социальных условиях становятся важными компонентами образовательного процесса. Изменение социальных условий, переход от знаниевой парадигмы к системе формирования у обучающихся ключевых образовательных компетенций диктуют новые требования, предполагающие повышение уровня профессиональной компетентности самого педагога. Иными словами, уровень образованности и готовности к успешной социализации в обществе учащихся определяется уровнем профессиональной компетентности педагога.
Под профессиональной компетентностью педагога мы понимаем интегратив-ное единство интеллектуальных и навыко-вых составляющих, личностных качеств и ценностных ориентации, опыта, позволяющих педагогу осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности и успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Как и любая другая, профессиональная педагогическая компетентность формируется и совершенствуется в деятельности и может возрастать по мере накопления опыта, а может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.
Как следствие, процесс повышения профессиональной компетентности можно рассматривать как непрерывное обновление профессиональных знаний и умений, формирование личностных значимых качеств педагога. Чтобы совершенствовать свою деятельность и повышать профессиональную компетентность, нужно осознавать не только собственное «Я» и «собственную деятельность», но и видеть пути и способы их совершенствования.
«Это «Я» заставляет быть человека постоянно требовательным к себе, а также в главном для него виде деятельности, критично оценивать достигнутое, ставить перед собой новаторские и все более сложные задачи и в конце концов добиваться максимального приближения к заданному ре-1
зультату» .
Таким образом, достижение высокого уровня профессиональной компетентности невозможно без формирования у педагога четкой рефлексивной позиции в отношении собственной педагогической деятельности в новых социальных условиях. Формирование рефлексивной позиции является одним из определяющих пеоагогических условий повышения профессиональной компетентности.
Следует принимать во внимание и тот факт, что профессионализм отдельно взятой личности формируется и определяется уровнем компетентности всего окружения личности, в том числе и профессионального коллектива.
В этой связи перед управленцем стоит задача повышения профессиональной компетентности всего коллектива в целом, рассматривая процесс самосовершенствования личности через взаимное влияние профессионального коллектива и личности. При этом следует иметь в виду, что процесс по-
вышения профессиональной компетентности каждого педагога должен быть основан на собственной рефлексивной позиции и иметь личностную направленность, иными словами, отвечать индивидуальным образовательным и профессиональным запросам и интересам конкретного педагога.
Таким образом, вторым педагогическим условием повышения профессиональной компетентности педагога в системе профильного обучения должны выступать индивидуализация и личностная направленность образовательного процесса.
Индивидуализация и личностная направленность процесса повышения профессиональной компетентности основываются на построении индивидуального маршрута конкретного педагога с учетом его образовательных запросов и познавательных интересов. Изучение индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его профессиональной подготовки, полученные в результате диагностики исходного уровня профессиональной компетентности, позволяют руководителю определить тот набор педагогических средств, форм и условий, реализация которых будет способствовать повышению профессиональной компетентности конкретного педагога.
Практика показывает, ч'то основной путь, способный повлиять на повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства преподавателей это организованная на научной основе совместная работа административной команды и всего коллектива. Целенаправленность и эффективность данной работы определяется наличием специально разработанной программы повышения профессиональной компетентности в системе профильного обучения. Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях профильного обучения, является одним из определяющих педагогических условий.
Определение основных педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов школы стало первым этапом в процессе непрерывного
Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных.
педагогического образования, за которым последовал этап разработки и внедрения программы изучения уровня профессиональной компетентности и программы, определяющей пути и формы его повышения.
Изучение школьной психологической и методической службами уровня профессиональной компетентности учителей и их готовности к работе в условиях профильного обучения стало началом профессионального совершенствования всего педагогического коллектива школы. Основу диагностической программы исследования уровней сформированносги всех компонентов профессиональной компетентности составили мегодики В. А.Клюевой «Определение уровня профессиональной компетентности учителя», В. И. Зверевой «Диагностика профессиональной подготовленности учителя», Е. И. Рогова «Оценка значимости профессионально важных личностных качеств педагога для реализации педагогических функций» и другие. Полученные в результате проведенного диагностирования данные позволили раскрыть профессиональные и психологические резервы и потенциал педагогов, развить способность к рефлексии, эмпатии, выстраиванию «Я-коицепции», определили перечень специальных способностей и личностных качеств, содержание и форма которых наиболее полно отвечали бы требованиям педагогической деятельности в условиях профильного обучения.
Руководствуясь полученными данными, основываясь на индивидуальных запросах и интересах педагогов, была разработана программа, в которой наряду с традиционными методами работы практика предусматривала использование активных методов обучения. Большое место в про1рамме повышения профессиональной компетентности составили интерактивные методы, направленные на активизацию интеллектуально-личностного потенциала педагогов, тренинги профессионального и личностного роста.
Центральное место в программе было отведено организации постоянно действу-
ющего семинара-практикума, на котором педагоги учились коллективно и самостоятельно формулировать профессиональные цели и задачи организации учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения, анализировать и проигрывать различные ситуации. Семинар помог привести в систему ранее разрозненные знания, умения и навыки. Темы семинарских занятий были сформулированы самими педагогами: «Сущность, содержание и структура индивидуального образовательного маршрута учащегося профильного класса»; «Как составить программу элективного курса? Требование к структуре и содержанию программы»; «Кто такой школьный тьютор? Его права и обязанности, место и роль в организации учебно-воспитательного процесса»; «Из опыта использования системы «накопительной» оценки портфолио. Отпортфолио ученика к портфолио учителя»; «Сущность и содержание компетентностного подхода в профильном обучении».
Большинство из таких семинарских занятий и методических совещаний проводятся с использованием активных методов обучения:
• Коллоквиум. В течение учебного года учителя участвуют в 2- 3 коллоквиумах, тематика которых определялась, исходя из запросов и потребностей учителей. Для более четкой и рациональной организации педагогический коллектив делится на ipyn-пы в зависимости от личностной заинтересованности педагога в той или иной научной, педагогической проблеме. За месяц до начала коллоквиума каждая подгруппа получает задание. Например, такие: «Требования к уровню компетентности учителя для работы в профильных классах», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях профильного обучения», «Проект нового учебного базисного плана» и т. д. Свой ответ группа оформляет в виде круговой панорамы, компьютерной презентации, обзором публикаций по заданной тематике, анализом результатов анкетирования и исследования и т. д.
Участники готовят не только обзор материала, но и вопросы другим участникам коллоквиума. Обсуждение представленного вопроса ведется согласно логике темы, с активным участием всей подгруппы.
• Дискуссии. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, полученные в результате опроса и анкетирования, но и случаи из профессиональной практики. Дискуссии в малых группах способствуют уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, развивают коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом.
• Деловые и ролевые игры. Такие шры могут быть как имитационными, так и не имитационными. Имитационные игры связаны с предварительной разработкой определенных ролей, стажировкой с выполнением должностных ролей (классного тьютора, психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение учащихся того или иного выбранного про-
филя, и т. д.). Неимитационные игры, как правило, состоят из классических ситуаций: ознакомление и анализ документов, разработка алгоритма действий по инструкции, разбор инцидентов, дискуссия с элементами мозгового штурма, программированное обучение в дисплейном классе, когда педагоги сами выступают в роли учащихся, совершенствуя свою профессиональную компетенцию новыми формами и методами работы. Активные методы проведения семинарских и практических занятий через деловую игру помогают совершенствовать навыки принятия коллективного решения, активизируют творческое мышление, способствуют разработке моделей коллективного и индивидуального поведения.
Активные методы, вызывающие положительные изменения личностных характеристик субъекта деятельности, способствуют ее развитию и влекут за собой позитивные функциональные изменения в деятельности, способствуя тем самым достижению вершин профессионализма и мастерства.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 БодалевА. А., РудкевичЛ. А. Как становятся великими и выдающимися? М.: Изд-во Института психотерапии. С. 135.