Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации'

Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котельникова Г. Н.

В данной статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации, дается понятие «профессиональная компетентность». Рассматриваются трактовки информационной, коммуникативной, правовой компетентности, значение профессиональной среды для развития профессиональной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the teachers professional competence in the training system

The article deals with the problem of development of the teachers professional competence in the training system, explains the concept of «professional competence». The paper discusses the interpretations of information, communication, legal competence, the importance of professional environment for the development of the teachers professional competence.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации»

УДК 371.14

Г.Н. Котельникова

Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации, дается понятие «профессиональная компетентность». Рассматриваются трактовки информационной, коммуникативной, правовой компетентности, значение профессиональной среды для развития профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационная компетентность, ком -муникативная компетентность, правовая компетентность, профессиональная среда.

G.N. Kotelnikova

The development of the teacher's professional competence

in the training system

Summary. The article deals with the problem of development of the teacher's professional competence in the training system, explains the concept of «professional competence». The paper discusses the interpretations of information, communication, legal competence, the importance of professional environment for the development of the teacher's professional competence.

Keywords: professional competence, information competence, communicative competence, legal competence, professional environment.

Российское образование в условиях модернизации должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Эти новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и развитию профессиональной компетентности.

В силу изменений, происходящих в системе образования, идут поиски новых форм повышения квалификации учителя с целью развития его профессиональной компетентности.

Характеризуя трудовую деятельность учителя, обычно употребляют понятия: компетентность, профессионализм, квалификация. В современной научной литературе нет един-

ства в отношении содержания понятия профессиональной компетентности специалиста, поэтому каждый из авторов, использующих это понятие, предпочитает давать ему собственную трактовку. Так, Т.И. Шамова определяет компетентность как знания и умение работать. По мнению некоторых авторов, это понятие уже, чем профессионализм. Наиболее узко определяют компетентность А.А. Ре-ан и Я.Л. Коломинский: как систему соответствующих знаний и противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированности специальных умений и навыков. Профессионализм, таким образом, характеризует трудовую деятельность личности в целом, а компетентность - ее определенные области. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой формулируется понятие профессиональной компетентности учителя следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков,

определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения, и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [1, 62].

Освоение определенной совокупности необходимых знаний еще не позволяет говорить о компетентности учителя. Знание своего предмета перестало быть основой профессионализма учителя, его квалификации. Знание предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональную квалификацию.

Профессиональная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование, использование методических идей, новейшей научной литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения занятий с обучающимися в соответствии с современными требованиями.

Информационная компетентность - качество действий педагога, обеспечивающих эффективный поиск. Регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к введению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе и др.

Коммуникативная компетентность - качество действий педагога, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком, установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе, умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых це-

лей, умение убеждать, аргументировать свою позицию, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность подразумевает не только набор знаний и умений, которые являются ядром компетентности, но и некий сплав их с профессиональным опытом, функциями педагога и обязательно значимыми лично ст-ными качествами, ценностными ориентация-ми педагога, т.е. компетентность шире знаний, умений и навыков и не является их суммой.

Конкретизация понятия профессиональной компетентности любого специалиста независимо от сферы его профессиональной деятельности предполагает определение критериев профессиональной компетентности. Поэтому, опираясь на традиционное толкование в педагогической науке понятия «критерий», под которым понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, обычно выделяют следующие критерии профессиональной компетентности [1]:

1) «готовность к профессионально-личностному развитию, отношение к проявлению компетентности», что соответствует мотивационно-ценностному аспекту деятельности;

2) «владение знанием содержания компетентности» (когнитивный аспект);

3) «опыт проявления компетентности в профессиональной деятельности» (деятель-ностный аспект);

4) «самооценка процесса и результата проявления компетентности» (рефлексивный аспект).

Данные критерии профессиональной компетентности с точки зрения компетентно стно-го подхода позволяют объединить знаниевую

(когнитивную), навыковую (деятельностную), личностную (мотивационно-ценностную) и результатирующую (рефлексивную) составляющие деятельности в единое целое и тем самым подтвердить интегративную природу профессиональной компетентности педагога.

Важную роль в понимании компетентности играет понятие «ценность деятельности для субъекта». Обучение с целью развития собственного профессионального мастерства или повышения профессиональной компетентности в системе повышения квалификации имеет свои особенности, отличающие его от других форм, например, школьного или вузовского образования. Эти особенности во многом определяются чертами субъекта образовательного процесса.

В отличие от обучения школьника или студента, повышение квалификации как одна из форм профессионального образования взрослых - это обучение не с чистого листа, это процесс приобретения новых способов мышления, новых методов и приемов работы, новых ценностей.

На протяжении всей профессиональной деятельности у каждого педагога существует возможность и необходимость постоянного изменения уровня своей профессиональной компетентности. Разным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем выше уровень профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессиональной компетентности.

Одной из задач институтов дополнительного профессионального образования является создание и развитие в образовательном пространстве субъекта Российской Федерации или муниципального образования профессиональной педагогической среды. Сегодня никто не станет оспаривать утверждение того, что профессиональная среда оказывает не меньшее влияние на развитие педагогических кадров, чем специально организованное обучение. В этой связи возрастает роль и значение межкурсовой работы педагогов.

Наряду с другими факторами, благоприятствует развитию профессиональной компетентности социальная среда, имеющая соб-

ственных лидеров, создающих образцы инновационной деятельности. В связи с этим в институте развития образования (ИРО) Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется целенаправленная деятельность по научно-методическому обеспечению, сопровождению и поддержке экспериментальной и поисково-исследовательской деятельности педагогов автономного округа. К примеру, к концу 2011-2012 учебного года официально в режиме окружной стажировочной площадки по введению, в режиме пилотного введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования работает 31 образовательное учреждение. Деятельность каждого из них в зависимости от направления и статуса курируется сотрудниками различных структурных подразделений института. Продолжает активно действовать сеть опорных площадок ИРО, на базе которых организуются стажировки для слушателей курсов повышения квалификации по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Для обучения необходимо наличие специалистов, готовых обучать других и делиться ценным опытом своей собственной профессиональной деятельности. Для этого требуется не только желание, но и специальные умения, а также способности. Поэтому в системе повышения квалификации округа институт предпринимает шаги по подготовке так называемых тьюторов, из числа методистов, руководителей и лучших учителей округа, способных транслировать чужой и свой собственный опыт своим коллегам. Выявление потенциальных тьюторов осуществляется в процессе прохождения ими курсовых мероприятий, обучения в ходе постоянно действующих семинаров, участия в конкурсах профессионального мастерства, в работе творческих групп.

Не менее важна для обучения предметная сторона профессиональной среды, которая включает в себя оборудование и программно-методическое обеспечение, т.е. «орудия труда» специалиста занятого в сфере образования. Достижение соответствия предметной среды новым образовательным задачам и технологиям обеспечивается работой Научно-методического

совета, в задачи которого входит экспертиза педагогических инициатив, программ, пособий, разработанных авторскими коллективами образовательных учреждений и отдельными педагогами, проектов инновационной деятельности и т.д.

Среди разнообразных форм организации межкурсовых мероприятий, получивших признание в педагогическом сообществе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, особое место занимают «педагогический десант», дистанционные семинары, вебинары, научно-практические онлайн-конференции, фестивали и конкурсы профессионального мастерства, обеспечивающие дифференцированный подход в создании индивидуально-личностной траектории профессионального развития педагога.

Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей, переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

В условиях смены парадигмы общественного развития, перехода к информационному обществу, повышения требований к интеллектуальным параметрам педагога возникает противоречие между необходимостью изменения образовательной парадигмы и неготовностью большинства педагогов к реализации деятельностного подхода и требует внесения изменений в организацию повышения квалификации педагогических кадров. Несомненно, инновационная деятельность в сфере дополнительного профессионального образования обретает новый смысл. Инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной

адаптации к новой модели деятельности повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.

В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что образовательные программы повышения квалификации педагогов должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь, обусловленных образовательными потребностями обучающихся. Исходя из этого, главная стратегическая линия - переход к инновационным формам повышения квалификации.

Под инновационной деятельностью в системе повышения квалификации мы понимаем деятельность, направленную на освоение, разработку, внедрение и распространение новых идей, содержания, технологий обучения взрослых для достижения нового качества образовательного результата, в том числе развития у педагогов инновационной способности, которая является одной из составляющих профессиональной компетентности педагога.

Укрепление вариативного и личностного аспектов образования требует значительных перемен в методах и формах организации обучения, выхода на новую теорию и методику обучения как в общем образовании, так и в дополнительном профессиональном образовании. Изменения, имеющие целью повышение эффективности образования, находят свое отражение в инновационных процессах.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что развитие профессиональной компетентности педагога - это актуальная проблема развития современной системы российского образования, решение которой возможно в системе дополнительного профессионального образования. При реализации модели развития профессиональной компетентности осуществляется процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах педагога.

Литература

1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

References

1. Kodzhaspirova G.M. Slovar' po pedagogike (mezhdisciplinarnyj). M.; Rostov n/D: MarT, 2005. 448 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.