Научная статья на тему 'Личностно ориентированная направленность в профессии педагога'

Личностно ориентированная направленность в профессии педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТРЕНИНГИ / ДИСКУССИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PERSONAL ORIENTATION EDUCATION / TEACHER COMPETENCE / INTERACTIVE METHODS / TRAINING / DISCUSSION / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимирзаева Э. А.

Личностная направленность выпускников старшей школы в связи с новыми требованиями, предъявляемые государством к уровню образования, является сегодня ведущей тенденцией современного образования. Она связана как с учеником, так и с педагогом, поскольку именно духовность и нравственность в сочетании с профессиональной компетентностью становятся важными компонентами образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимирзаева Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal focus of high school graduates in connection with the new requirements imposed by the state to the level of education is today leading the trend of modern education. It is connected as a pupil, but also with the teacher, as it spirituality and morality in conjunction with professional competence are important components of the educational process.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированная направленность в профессии педагога»

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Алимирзаева Э. А. к.п.н.

ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Дербенте

Аннотация: Личностная направленность выпускников старшей школы в связи с новыми требованиями, предъявляемые государством к уровню образования, является сегодня ведущей тенденцией современного образования. Она связана как с учеником, так и с педагогом, поскольку именно духовность и нравственность в сочетании с профессиональной компетентностью становятся важными компонентами образовательного процесса.

Ключевые слова: личностная ориентация образования, компетентность педагога, интерактивные методы, тренинги, дискуссии, проектирование.

Abstract: The personal focus of high school graduates in connection with the new requirements imposed by the state to the level of education is today leading the trend of modern education. It is connected as a pupil, but also with the teacher, as it spirituality and morality in conjunction with professional competence are important components of the educational process.

Keywords: personal orientation education, teacher competence, interactive methods, training, discussion, planning.

Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется продолжающимися дискуссиями относительно его основных задач. Рассмотрение эволюции методов обучения в широком социальном контексте, как известно, легко обнаруживает связь педагогических целей с социальными целями общества. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, ученые утверждают, что востребуемым становится новый тип личности-люди умеющие воздействовать на ситуацию, гибкие, пытливые, способные изменять ситуацию, изменяясь и развиваясь при этом сами. Инновационное обучение характеризуется организацией «социальной ситуацией развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее, так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении»(1). Поэтому в сложившейся неустойчивой ситуации неопределенности, непредсказуемости современное образование рассматривается как процесс саморазвития, самообразования, самоопределения ребенка в личностном плане.

Ведущими тенденциями современного образования являются его личностная направленность и фундаментальность. Новые требования, предъявляемые государством к уровню образования выпускников старших классов, приводят нас к качественно новому пониманию статуса учителя-воспитателя. Любые изменения в сфере человеческой деятельности начинаются с творца и созидателя самой деятельности. Личностная ориентация образования связана не только с учеником, но и с педагогом, который несет определенное содержание образования. Именно его

духовность, нравственность, профессиональная компетентность становятся важными компонентами образовательного процесса. Иными словами, уровень образованности и готовности к адаптации в обществе учащихся во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагога. Изменение социальных условий, введение профильного обучения на старшей образовательной ступени, переход от знаниевой парадигмы к системе формирования ключевых образовательных компетенций диктуют новые требования к школьному учителю, предполагающие повышение уровня его профессиональной компетентности. Профессиональная педагогическая компетентность формируется и совершенствуется только в деятельности и может возрастать по мере накопления опыта.

Достижение вершин профессиональной компетентности - это непрерывное обновление профессиональных знаний и умений, формирование значимых личностных качеств педагога. Чтобы совершенствовать свою деятельность и развивать профессиональную компетентность, нужно осознавать не только собственное «Я» и «собственную деятельность», но и видеть пути и способы их совершенствования.

«Это «Я» заставляет быть человека постоянно требовательным к себе, а также в главном для него виде деятельности критично оценивать достигнутое, ставить перед собой новаторские и все более сложные задачи и, в конце концов, добиваться максимального приближения к заданному результату» (2,135). Достижение высокого уровня профессиональной компетентности невозможно без развития у педагога специальных способностей и личностных качеств, профессионализм личности формируется и развивается уровнем компетентности всего окружения личности, в том числе и профессионального коллектива. «Общности людей, объединенных по профессиональному признаку, в зависимости от социальной зрелости, сложившихся в них социально-психологических особенностей». (2,121).

Изучение мотива деятельности также является одним из важных показателей готовности учителя к процессу самосовершенствования, ибо мотив является основной достижения поставленной цели. Если человек полностью отдает себя деятельности, в которой страстно хочет добиться высоких результатов, у него интенсивно развиваются характеристики личности и свойства субъекта, которым эта деятельность благоприятствует. Цель деятельности, трансформируясь в потребность человека, направляет и активизирует интеллект и мобилизует волю.

Наряду с традиционными методами работы, практика предусматривала использование активных методов обучения, апробирование технологий моделирования авторской системы деятельности, метода проектов и проблемного обучения. Большое место в технологии повышения уровня профессиональной компетентности составили интерактивные методы, направленные на активизацию интеллектуально-личностного потенциала педагогов, тренинги профессионального и личностного роста.

Центральное место в работе по совершенствованию профессиональной компетентности педагога в условиях профильного обучения отводится организации постоянно действующего семинара-тренинга, на котором педагоги учились коллективно и самостоятельно формулировать профессиональные цели и задачи

организации учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения, анализировать и проигрывать различные ситуации. Семинар помогает привести в систему ранее разрозненные знания, умения и навыки.

Большинство из таких семинарских занятий и методических совещаний проводятся с использованием активных методов обучения:

Круглый стол. Как правило, к обсуждению предлагаются проблемные ситуации, опирающиеся на опыт практической работы. Использование ситуационных задач побуждает педагогов к дискуссии. Предварительная подготовка аудитории к восприятию и обсуждению материала ведется путем рекомендации соответствующей литературы.

Коллоквиум. В течение учебного года учителя участвуют в 2-3 коллоквиумах. Тематика коллоквиумов определяется исходя из запросов и потребностей учителей. Для более четкой и рациональной организации педагогический коллектив делится на группы в зависимости от личностной заинтересованности педагога в той или иной научной, педагогической проблеме. За месяц до начала коллоквиума каждая подгруппа получает задание. Например, такие как: «Требования к уровню компетентности учителя для работы в профильных классах», «Психологическое сопровождение учащихся в условиях профильного обучения» и т.д. Свой ответ группа оформляет в виде круговой панорамы, компьютерной презентации, обзора публикаций по заданной тематике, анализа результатов анкетирования и исследования и т.д. Группа готовит не только обзор материала, но и вопросы другим участникам коллоквиума. Обсуждение представленного вопроса ведется согласно логике темы, с активным участием всей подгруппы.

Научно-практические конференции учителей. Проводятся в конце учебного года в виде конкурса рефератов, исследовательских работ и их защиты. При подготовке педагогами изучается большое количество учебной и научной литературы. Изготовляются наглядные пособия, таблицы, схемы, плакаты, видеопрезентации, просмотры телевизионных и видеопередач о педагогах-новаторах. На конференцию могут быть представлены конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, научно-исследовательские работы и проекты учащихся, где в качестве руководителей и научных консультантов выступают педагоги школы.

Дискуссии. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, полученные в результате опроса и анкетирования, но и случаи из профессиональной практики. Вопросами дискуссий становились проблемные школьные ситуации, связанные с участием в них всех участников образовательного процесса. Дискуссии способствуют уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, развивает коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом.

Деловые и ролевые игры. Такие игры могут быть как имитационными, так и не имитационными. Имитационные игры связаны с предварительной разработкой определенных ролей, стажировкой с выполнением должностных ролей. Не имитационные игры, как правило, состоят из классических ситуаций: ознакомление и анализ документов, разработка алгоритма действий по инструкции, разбор инцидентов, дискуссия с элементами мозгового штурма, программированное обучение в дисплейном классе, когда педагоги сами выступают в роли учащихся,

совершенствуя свою профессиональную компетенцию новыми формами и методами работы. Активные методы проведения семинарских и практических занятий через деловую игру помогают совершенствовать навыки принятия коллективного решения, активизируют творческое мышление, способствуют разработке моделей коллективного и индивидуального поведения.

Проектирование. Методы проектной деятельности, представляют собой разработку задачи учебного характера. При этом проект может выполняться как индивидуально, так и временными творческими группами «по интересам». Результатом проектирования может стать не только рождение проекта, но и проектирование деятельности как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Тренинги. Социально-психологические тренинги, такие как сенситивный тренинг, тренинг коммуникативной компетентности, контригра, игровая психотерапия, поведенческое научение помогают в тренировке межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. «Как предотвратить-выйти из возникшей ситуации», «Как правильно сделать замечание», Активные методы, вызывающие положительные изменения личностных характеристик субъекта деятельности, способствуют ее развитию и влекут за собой позитивные функциональные изменения в деятельности, способствуя тем самым достижению вершин профессионализма и мастерства.

Л и т е р а т у р а:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000.- 351с.

2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 287с.

3. Бодалев А.А. Акмеология и современные проблемы воспитания// Мир образования - образование в мире. - 2005. - №2.-С.13-25.

4. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.:ТЦ «Сфера», 2000. - 192с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1990.- 119с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.